Сравнение мифа древних народов с художественной литературой не
является внешней аналогией, лежащей на поверхности. Миф и литература связаны
между собой более тесными узами внутренней близости. Основой всякого мышления
был рассказ. Первые нации, по словам Вико, мыслили вещами и поэтическими
характерами, а не абстрактными понятиями. Различные повороты, мотивы, версии
этого первоначального мышления образуют как бы единый рассказ человеческого
духа — общее лоно всех последующих, более развитых и отвлеченных духовных форм.
Современная общественная потребность в художественной литературе является
далеким отзвуком той стихии рассказывания, которая владела человеком на первых
ступенях его самостоятельной истории.
Миф — это царство фабулы, передающей известкую ситуацию, и форма
изложения здесь менее важна, чем в художественной литературе. Объективное
содержание преобладает над мастерством рассказчика, над ловкостью, с которой он
придает этому содержанию формальный закон субъекта, его условный порядок,
композицию, стиль, и самой форме — печать своей личности. Поэтому мифология,
при всем ее фантастическом складе, представляется более близкой к жизни. Во
всяком случае, ее традиционные формулы служат реальной базой для более развитой
литературной фантазии. Бергсон писал
70
о fonction fabulatrice, особой функции сознания. Вернее
было бы
сказать, что оно имеет
фабульную основу. Для Маркса
миф - это «природа и
сами общественные формы,
уже переработанные бессознательно-художественным образом народной фантазией»*.
Стихийная художественность мифа без всякой специальной цели, отличающей
творчество сознательное, рождает
объективные представления, в которых заложены схемы позднейших литературных
жанров. Современные авторы (вслед
за Эрнстом Кассирером) часто рассматривают поэзию как род мифотворчества,
основанного на символическом языке. Более верно обратное — миф есть
бессознательная поэзия, а его глубокие символы — особый язык действительности.
Не следует искать в рассказах древнего человека аллегории сознательной
мысли, но миф не является также системой знаков, выражающих менее ясное
внутреннее содержание. Он имеет другое содержание, лежащее вне человеческой
головы. Миф отражает великие реальные ситуации в жизни народов и в этом смысле,
объективно и бессознательно, несет в себе мысль или ряд мыслей — «элементарных
мыслей человечества», по известному выражению Бастиана. Нашей задачей не может
и не должно быть искусственное приближение этого прототипа поэзии к современным
вкусам, традиционным или новаторским. Скорее, наоборот — нужно понять немой и
серьезный язык вещей, нашедший себе первое выражение в символических образах
мифа, как реальное условие более развитого, но отчасти и более стертого языка
художественной литературы.
Что же является наиболее общей реальной ситуацией, нашедшей свое
отражение в мифах первобытных народов? Попробуем ответить на этот вопрос или по
крайней мере приблизиться к возможному ответу. Маркс пишет в первом томе
«Капитала»: «Технология вскрывает активное отношение человека к природе, непосредственный
процесс производства его жизни, а вместе с тем и его общественных условий жизни
и проистекающих из них духовных представлений. Даже всякая история религии,
абстрагирующаяся от этого материального базиса, — некритична. Конечно, много
легче посредством анализа найти земное ядро туманных религиозных представлений,
чем, наоборот, из данных отношений реальной жизни вывести
* Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 12, с. 737.
71
соответствующие им религиозные формы. Последний метод
есть единственно материалистический, а следовательно, единственно научный
метод. Недостатки абстрактного естественнонаучного материализма, исключающего
исторический процесс, обнаруживаются уже в абстрактных и идеологических
представлениях его защитников, едва лишь они решаются выйти за пределы своей
специальности»*.
В истории религии материалистический метод до сих пор сохраняет
известный оттенок естественнонаучного материализма, то есть ограничивается
доказательством несостоятельности фантастических представлений первобытного человека,
возникших на почве его бессилия перед лицом природы, невежества и общественного
угнетения. В этом смысле говорят, что страх создал богов и что они представляют
собой фантастические изображения реальных сил общественного человека,
«отчужденных» им от своей собственной сущности и перенесенных в другой,
воображаемый мир. Образцом такого анализа религиозной мифологии является, как
известно, учение Фейербаха, который в своих блестящих произведениях убедительно
показал, например, что в основе образа богоматери лежит идея материнства,
униженного и оскорбленного здесь, на земле.
Однако Маркс, по всей вероятности, имеет в виду не только
учение Фейербаха, но и всю волну естественнонаучного материализма середины
прошлого века. К ней в значительной степени относится и теория Макса Мюллера,
который считал основой всеобщей мифологии культ природы, и прежде всего
солнечный культ. Натурализм Мюллера имел в свое время громадный успех, но уже
давно подвергается всяческому поношению вместе с другими идейными течениями эпохи
подъема либеральной буржуазии.
Взгляды эти действительно устарели, хотя основная
мысль о природе и естественных силах самого человека как первых объектах
поклонения отнюдь не ложна. Слабостью натурализма прошлого века было, по словам
Маркса, исключение исторического процесса, активного отношения человека к
природе, которое выступает прежде всего в технологии, непосредственном процессе
производства жизни. Между тем этот процесс является посредствующим звеном между
человеком и природой.
* Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 383.
72
В нем зарождаются все
благодетельные открытия и кошмары общественного сознания.
Ограничить свою задачу поисками земного ядра туманных образов
мифологии и растущей на этом древе, как ядовитый цветок, религии, - это не
значит дать истинную картину их возникновения. История общества, в отличие от
истории природы, сделана самими людьми, пишет Маркс, ссылаясь на Вико. Почему
же люди сделали ее так, что в течение тысячелетий их сознание было наполнено не
реальным содержанием жизни, а небывалыми историями сверхъестественных
существ? Едва ли на своем историческом уровне наши предки были глупее нас.
Видимо, что-то реальное заставило их так далеко уклониться от самой реальности.
Ответом на этот вопрос является технологическая драма человека.
Старый естественнонаучный материализм был, как мы уже
знаем, по преимуществу аналитическим. Принятый им метод исследования состоял в
сведении всего своеобразного и причудливого к простой всеобщей сущности. Более
конкретная мысль требует научного синтеза, способного вывести из развития
единого принципа все богатство явлений. В конце девятнадцатого века попытка
создания такого синтеза была сделана известным немецким философом Вильгельмом
Вундтом. Если для школы Макса Мюллера первобытный человек — бескорыстный
созерцатель величия природы, то Вундт подчеркивает больше активную сторону
мифотворчества, вытекающую из деятельности фантазии, тесно связанной с актами
воли. Посредством «вчувствования» и других психологических средств наша
фантазия формирует восприятие природы, придавая ему человеческий смысл,
проецируя в окружающий мир наши эмоции, аффекты, волевые импульсы. Место
внешнего созерцания (как у натуралистов) занимает теперь апперцепция — творческий
синтез материала восприятия и заранее данной в каждом отдельном случае, то есть
априорной с этой
точки зрения фантазии.
Такое решение вопроса в духе психологически понятого Канта,
характерное для общественных настроений, сменивших естественнонаучный
материализм модой на подчинение
объективного мира субъекту, объясняет, с точки зрения Вундта,
все представления первобытного человека, одушевляющего природу, — веру в демонов, анимизм,
тотемизм, мифы «героического века». Мы сейчас придаем таинственное
значение закату солнца,
73
загадочному
шуму листвы, похожему на речь, — словом повсюду в окружающей природе видим
нечто человеческое. Такая апперцепция должна была играть громадную роль в те
эпохи, когда духовное творчество было делом не отдельной сознательной личности,
а целого народа. Она принималась с полной реальностью. Мифологическая
апперцепция, пишет Вундт, есть первоначальная, ибо при ней ощущения
непосредственно становятся свойствами объекта.
Теория мифотворчества как активного отношения человека к природе и
переработки ее в фантазии имеет свои основания, но апперцепция, то есть
формирование чувственного опыта людей по аналогии с человеком, не является
чисто психологическим процессом или трансцендентальным априорным синтезом в
духе традиционного кантианства. Мифологическая апперцепция имеет реальное
содержание. Фантазия, приписывающая субъективные свойства неодушевленным
предметам, — нечто большее, чем простое «вчувствование», активная форма эмоции,
допускающая восприятие природы только под углом зрения человека. Это — тень
человека в природе, возникающая на почве его материальной практики.
Современному человечеству, кажется, надоели его собственные
горделивые речи о господстве над природой, и теперь чаще приходится слышать
слова раскаяния. «Кто дал нам право, — говорит один американский ученый, —
насыщать землю химическими веществами так, что она становится бесплодной на
целые столетия, только для того, чтобы получить сегодня же максимальную прибыль
на вложенный капитал?» При современном бешеном развитии технологии человек
быстро лишается необходимых ему жизненных элементов — воды и воздуха. Громадные
массы создаваемого им искусственного тепла грозят непредвиденными изменениями
климата. Спокойно таившиеся в недрах вещества атомные силы, разбуженные наукой,
могут ответить на это поражением самой наследственности человеческой расы.
Стало уже почти банальным сравнивать противоречия современной цивилизации с
положением ученика чародея в. известном стихотворении Гёте. Вызвать
фантастические силы гораздо легче, чем успокоить их, — природе понадобились для
этого миллиарды лет.
Согласно терминологии классической немецкой философии, принятой
также марксизмом, все, находящееся
74
в состоянии развития, проходит путь от бытия в себе, которое
является также бытием для другого, к бытию для себя. Но драматическое
содержание диалектики требует, пожалуй, введения еще одной категории. Как
становится добычей другого то, что существует только в себе? Если не в каждом
отдельном положении, то, во всяком случае, там, где происходит завязка
дальнейших событий, бытие для другого возникает в результате слепой активности
в себе бытия. С этой точки зрения человек (и по крайней мере человек — то есть
сознательная агенция природы) вызывает, если можно так выразиться, бытие на
себя.
Поднимаясь над окружающей его природной средой, он вступает
в союз с ее элементарными механическими силами. Это его примитивная техника,
«хитрость разума». Она представляет собой формализацию процессов природы,
нужную человеку. Но то, что нужно человеку, необходимо вступает в противоречие
с тем, что существует и живет само по себе. Условное сталкивается с
безусловным. Техника развивает сознание, но развивает в нем прежде всего
способность рассудка и целесообразной воли. Начало односторонности, позволяющей
человеку господствовать над другими стихиями живой природы, его соперниками,
положено уже здесь, на заре исторического существования. И этот успех не
остается без вынужденной расплаты.
За каждое такое завоевание, писал Энгельс, природа нам
мстит. Месть природы есть, разумеется, фигуральное, метафорическое
выражение, но еще Вико сказал, что каждая метафора — маленький миф. Исследуя
этот миф, мы видим, что он заключает в себе частицу правды. Вещество, не
обладающее формой субъекта, не может мстить, но человек своими неосторожными
действиями придает ему самостоятельную активность или, говоря словами Гегеля,
превращает субстанцию в субъект. Точнее, сама природа на уровне человеческого
бытия обретает субъективные свойства, но это совершается не в человеческой
голове, взятой отдельно от внешнего объекта, а в практическом взаимодействии
людей с природой.
Представьте себе, что вы неосторожно толкнули камень на вершине
горы. Падая вниз, он задевает другие камни, и это механическое движение
отдельных частей горной породы превращается в нечто целое, имеющее как бы автономное
существование. Теперь это — обвал,
75
разбуженная
стихия природы, грозное бедствие. В нем есть что-то человеческое или, скорее,
демоническое, то есть человеческое с обратным знаком и более грандиозное. Так
возникает сказание о духе гор — Рюбецале.
В основе всякой мифологии лежат прежде всего обратные силы природы,
вызванные активностью человека. Обратной силой можно назвать реакцию
окружающего мира на всякое выделение из него отдельной части, претендующей на
независимость, бросающей вызов целому. Человеком же называется та часть
природы, которая развивает это обособление как свой особый шанс и свою судьбу.
Вероятно, Демокрит был первым, кто назвал человека микрокосмом, что означает
малый мир, малый порядок. Мысль о сопротивлении объекта, выдвинутая в начале
прошлого века Дестют де Траси и Мэн де Бираном, несет в себе что-то верное. Но
объективный мир не просто стена, которую люди встречают перед собой. Даже
мертвая материя оживает в человеческой практике, приобретая как бы духовные
потенции. Запруда, сделанная руками человека, превращает поток в разъяренное
животное. Нетрудно понять различие между простым перенесением человеческих
эмоций на внешний мир и этой реальной апперцепцией, посредством которой человек
находит в окружающем мире самого себя. Возбуждая обратные силы природы, люди
практически создают то, что Кант назвал «априорным синтетическим суждением», то
есть узнают нечто новое и в то же время возвращаются к себе.
Что делает физик, изучающий «поведение» микрочастиц? Он их
возбуждает, дразнит, приводит в состояние повышенной рельефности. Все это может
кончиться плохо для самого экспериментатора, обязанного вовремя остановиться
после того, как он заставил возбужденные духи вещества говорить ему,
предупреждая о своем присутствии. Следующим словом объекта будет уже дело, то
есть удар. Таким образом, благодаря нашей провокации объект приобретает как бы
статус субъекта и эта его субъективность переходит в сознание ученого. Она
отражается в нем, становится для нас объективным зеркалом, отвечающим на запрос
человека. Таков обычный процесс освоения мира, независимо от того, в каких
формах он совершается.
Конечно, разница между рациональным познанием природы и мифологией
велика. Опираясь на ряд посредствующих звеньев, научное мышление отделяет
объек-
76
тивную сторону дела, принадлежащую самому
реальному миру, от субъективной окраски ее или обратные силы вещественной среды
— от наших обратных связей с ней. Фантастическое мышление непосредственно
смешивает превращая различные проявления демонизма природы, по известному
нам выражению Гёте, в мысли и действия
реальных субъектов, более сильных, чем сам человек. И все же почва для такого
смешения есть — фантастическое рождается в самой реальности.
Обратные
силы вещей — не простые фантазмы нашего воображения, а реальные величины,
фантастически понятые вследствие их действительной несоизмеримости с вызовом
человека. Присутствие этих величин в сфере его взаимодействия с объективным
миром первобытный человек выражает такими первичными представлениями, как мана,
трово, имуну. Эти как бы отрицательные определения растущего мира культуры,
вызывающей сопротивление объекта, лежат в основе так называемой низшей
мифологии, они представляют собой реальное содержание фетишизма и анимизма, то
есть всякого превращения вещественного в человеческое. Боги и демоны более
развитой мифологии — это уже стилизованные человеческой головой, условные
выражения тех сил, которые возникают в процессе стихийной реакции природы на
первые шаги рассудка и целесообразной воли.
Диалектика субъекта и объекта объясняет нам тот несомненный факт,
что «мифологическая апперцепция» не просто переносит эмоции и аффекты человека
в мир вещей, но делает из этого очеловеченного мира постоянный источник
беспокойства и страха. Леви-Брюль приводит слова старого шамана, сказанные
Кнуту Расмуссену: «Мы не верим, мы боимся». Греческие слова «дейнон», «дейнос»
имеют много различных значений, среди которых — священный ужас и грозное
величие, опасность и возмущение.
Страх создал богов, религия возникла из бессилия человека перед
лицом природы — это так. Однако животные еще более бессильны перед ней, но они
не знают религиозного страха. Люди сами создают свое бессилие. Оно растет из
возмущения естественных сил
против слишком тесной узды, навязанной им человеческой волей. Условный
порядок людей, их «микрокосм», со всех сторон окружает опасность бунта
подчиненных вещей. Запруда может быть прорвана кипящей водой, лососи могут
уйти, огонь, запертый в клетку очага. — превра-
77
титься в
дикого зверя. Повсюду стихия «играет в свирепом весельи» на границе между малым
миром и большим.
Отсюда роковой колорит, более или менее ясно присутствующий в
первобытном мифологическом сознании. Оно не похоже на идиллию, которую рисовала
себе общественная философия эпохи Просвещения. Прежде чем стать благой
природой физикотеологии, мир, окружающий общество людей, был для них
источником всяких каверз, капризов, неожиданно возникающих опасностей. Каждый
неосторожный шаг мог оскорбить «автономную силу» дерева или холма, по
терминологии Леви-Брюля. В сказке африканского племени гереро девочка Ока-хавандье
обидела дурным словом скалу, и та отомстила ей. Досье Леви-Брюля содержит
множество примеров, в которых заметны усилия человека добиться «расположения»
вещей и, во всяком случае, — боязнь раздражить их, например, недовольством
своей долей или слишком малым успехом охоты. Любое мифотворчество
распространяет эту объективную ситуацию, возникающую в технологической драме
человека, на все его отношения к предметному миру и другим людям.
Жизнь древних обществ со всех сторон ограждена
частоколом запретов, всякого рода табу. Малейшее нарушение их может вызвать
неисчислимые бедствия. В этих запретах перед нами — важное свидетельство
живущего в глубине души первобытного человека чувства опасности со стороны
«автономных сил». Но так называемая магия, которой со времен Фрезера принято
объяснять многие явления первобытности, в гораздо большей степени является
представлением современного человека, перенесенным в далекое прошлое. В основе
его лежит мысль о неограниченной и ничем не связанной «воле к мощи», мысль
существа, подавленного своим бессилием перед лицом громадных общественных
процессов и компенсирующего себя мечтой об агрессии (как говорят теоретики
психоанализа). «Магическая гипотеза» принадлежит эпохе преобладающего влияния
философии воли Шопенгауэра и Ницше. В действительности большую часть магических
обрядов первобытного общества можно гораздо лучше понять как искупительные
символические действия, в основе которых лежит темное сознание неравновесия,
созданного человеком в природе, и необходимости добиться легализации его нового
положения в ней. Обряды содержат признание вины человече-
78
кого рода и
первую идею катарсиса,
нравственного очищения.
У греков был любопытный обычаи. Во время праздника Буфоний
(праздник убийства, а не заклания быка, как подчеркивает Зелинский) жертву вели
к алтарю Зевса, на котором лежали посвященные богу злаки. Когда бык начинал
есть, жрец ударом топора убивал его и тотчас бросался бежать. В его отсутствие
за убийство судили опор. Это напоминает искупительный обряд у чагга Восточной
Африки. Если туземцу нужно срубить дерево, чтобы сделать ульи для пчел, он
стремится представить свой поступок не как умерщвление лесного гиганта, а как
выдачу замуж родной сестры. Но самое интересное состоит в том, что
заинтересованное лицо притворяется не участвующим в рубке дерева. Рука его не
касается топора - это делают другие, выкликая при этом: «О, дитя человеческое,
покидающее нас, мы не рубим тебя, мы выдаем тебя замуж! И делаем это не силой,
а добром!» Когда дерево уже лежит, как бы случайно появляется его собственник,
жалуясь на совершенное преступление — он подоспел слишком поздно, чтобы
помешать ему! Разыгрывается небольшая пьеса. Другие актеры всячески убеждают
первого в том, что они сделали все к лучшему и для него и для самого дерева,
его сестры. Наступает развязка — примирение противоположностей. Здесь перед
нами первая схема трагедии — явление произвола человеческой воли (Kürwille Тённиеса), встречающей на своем
пути грозный отпор внешних сил, пока в заключительном синтезе не возникает
единство свободы и необходимости.
Что касается первобытного церемониала племени чагга, то здесь все
относящееся к мегалотимии героя сокращено до минимума. Он не вступает в
открытую борьбу, он боится. Превосходство автономных сил, принадлежащих дереву
как явлению природы, над его собственной волей совершенно очевидно, и
человек притворяется, играет,
чтобы умилостивить их, избежать мести объекта. Такой же мимикрией является
вся его изобразительность, включая сюда и то, что
он рисует на собственной коже. Основная цель — добиться символического
состояния невинности, выравнивания с природой, и тем избежать опасности со
стороны ее «автономных сил».
Совершая различные практические действия, необходимые им в жизни,
люди стремятся создать себе алиби, свалить вину на других. Иногда
это принимает регу-
79
лярный
характер и требует взаимности — одни систематически совершают необходимые, но
тревожные действия за других. Уже свое существование в качестве субъекта
первобытный человек рассматривает как источник опасности для себя. Отсюда
весьма распространенная черта — боязнь того, что англичане называют identity, тождества личности. В случае
тяжелой болезни люди меняют имя, при других обстоятельствах мужчина меняет
одежду своего пола, притворяясь женщиной. Когда зулусы приносят в жертву быка,
чтобы вызвать дождь, они надевают пояса молодых девушек. У некоторых народов
любимого сына наряжают девочкой, чтобы замести следы.
Примеры условной перемены пола есть и в греческой мифологии.
Переодевание мотивируется более рациональными причинами, но в своем
первоначальном значении оно является, видимо, заблаговременной реабилитацией
младенца, которому предстоит великое будущее, спасением его от опасности,
проистекающей из его превосходства. Так, по одной легенде, Зевс, чтобы спрятать
младенца Диониса от Геры, поручил его заботам Гермеса, который в свою очередь
отдал его Ино и Афаманту с приказанием воспитывать, как девочку. Фетида, боясь
за сына своего, Ахилла, переодела его в женскую одежду и укрыла среди дочерей
царя Ликомеда.
Наиболее характерный пример искупительного содержания мифа —
широко известные обряды примирения с убитым моржом или медведем у северных
народов Азии и Америки. Павшего зверя просят не гневаться, ссылаясь на нужду
или стараясь свалить вину на других. Происходящую из убийства животного
обратную силу нужно успокоить, превратив месть убитого в доброе расположение.
Этим должно быть достигнуто восстановление равновесия на более благоприятном
для человека уровне, а его агрессия в природе должна быть заглажена раскаянием
и уплатой виры, как при раздорах между людьми. «Миф об умирающем и воскресающем
медведе» — один из первых символов такого отрицания отрицания.
Нет никакой возможности доказать, что все известные нам обряды,
изображения, воинственные пляски, представляющие охоту на животных, суть
действия, совершаемые до охоты на зверя с целью магическим образом
подчинить будущую жертву человеческой воле. Но если бы даже это было доказано,
легче понять эти дей-
80
ствия как предупреждение
неизбежной кары, вызванной убийством животного. Так же точно обряд заклинания
личинок съедобного жука у австралийцев совершается, быть может, не для того,
чтобы умножить их, а для того, чтобы предотвратить их исчезновение вследствие
немилости к человеку. Практически это — то же самое, но психологическое содержание дела, интересующее нас
в данном случае, другое. В основе лежит чувство вины перед автономной силой
природы, а не магия сильной воли, принимающая желаемое за действительное.
Даже обычные иллюстрации к магической теории, а именно —
изображения зверей, найденные в пещерах каменного века, например в гроте
Монтеспан, где фигуры медведя и тигра поражены ударами копий, или другие
подобные изображения на стенах пещеры Ласко, ничего не могут сказать в пользу
магического значения первобытного искусства. Мы не знаем остального обряда,
сопровождавшего эти удары, не знаем содержания песен, которые при этом
исполнялись, не знаем мифа древней охоты. Условное поражение фигуры зверя могло
быть частью спектакля, в котором люди заранее просили у него прощения за свою
дерзость. Если это не вся психология так называемой промысловой магии, то, во
всяком случае, значительная ее часть.
Само собой разумеется, что сказанное не относится к колдовству или
магии в более тесном смысле слова. Присутствие колдуна среди других персонажей
мифологической сцены не подлежит никакому сомнению. Но это уже второй акт
первоначальной ситуации мифа. Автономные силы природы можно отделить от тех
очагов, в которых они возникают, чтобы обратить их на пользу человеку или во
вред ему. Где же находятся эти очаги? Везде, где целесообразный мир нашей воли
сталкивается более широким миропорядком. При
всей ложности возникающего на этой почве религиозного мировоззрения
«мифологическая апперцепция» выражает тот объективный факт, что рассудок и воля
всегда встречают на своем пути нечто более высокое и важное, отвечающее на
действия человека с непререкаемой силой. Ибо то, что нужно человеку, не
совпадает непосредственно с тем, что складывается независимо от него, самая
совершенная техника не может устранить этот факт до конца. Мы можем только до некоторой степени предвидеть
последствия наших поступков, и это уже хорошо. Таково преимущество научного
знания. Что же ка-
81
сается
преимущества окружающей нас объективной среды, то оно более безусловно и ее
власть над нами всегда останется достаточно сильной. Как независящая от воли человека игра
случая, она заметнее в жизни отдельной личности, чем в развитии всего
человечества. Отсюда потаенная мысль современного научно-образованного
человека, его небольшое суеверие, над которым он сам смеется. Нильс Бор прибил
над дверью своего дома подкову. Кто-то спросил его: «Неужели такой великий
ученый, как вы, может действительно верить в то, что подкова над дверью
приносит удачу?» — «Нет, — ответил Бор, — конечно, я не верю, это предрассудок.
Но, говорят, что она приносит удачу даже тем, кто в это не верит».
Среди мелких суеверий образованных людей большое место занимает
тайная мысль, как бы слишком заметной уверенностью в успехе не испортить дело.
Превосходство большого мира над малым приводит к тому, что в обычных
человеческих делах средние числа склоняются к неудаче. Обстоятельства сильнее
нас. Отсюда у физиков шутливый закон Мэрфи: если какая-нибудь неприятность
может случиться — она случается. На тему о преследующих человека каверзах вещей
был написан когда-то юмористический роман известного теоретика гегелевской
школы Ф.-Т. Фишера. Однако смешная и мелкая сторона не всегда преобладает в
этой игре. Во время последней войны одна женщина рассказала пишущему эти строки
мрачную историю знакомого ей семейства, закончив свой рассказ словами: «Бога,
конечно, нет, но черт есть — в этом я уверена».