1. Какое направление в изучении реализма Вы считаете наиболее правильным? В частности, как Вы
относитесь к:
а) концепции, отождествляющей понятие реализма с правдивостью и видящей в нем исконное и
единственно прогрессивное
направление в художественном развитии человечества;
б) концепции,
относящей возникновение реализма и первый этап его развития к
эпохе Возрождения;
в) концепции, согласно
которой понятие реализма в точном смысле слова может быть отнесено к литературе
лишь начиная с XIX века.
2. Каким образом, на Ваш взгляд, эта дискуссия сможет помочь насущным задачам современного литературного движения, развитию социалистического реализма?
3. Какие
темы и проблемы Вы считали бы необходимым обсудить на дискуссии?
1. Если термин «реализм»
имеет какое-нибудь общее теоретическое содержание, это содержание состоит именно
в правде, то есть действительности и ее отражении в человеческой голове. Как
сторонники диалектического материализма, мы, разумеется, должны рассматривать действительность
с ее революционной стороны, в свете нашего общественного идеала, вытекающего из
самой истории. Что касается термина «реализм» в более узком смысле, как его
определили в середине XIX века манифесты Шанфлери и Курбе,
то здесь речь идет о конкретном художественном явлении, которое имеет свои достоинства
и недостатки, как всякое историческое явление искусства.
2. «Концепция, относящая возникновение реализма в первый этап его
развития к эпохе Возрождения», не логична. Всякая классификация должна иметь
свой принцип, principium divisionis. В предлагаемом делении никакого
принципа нет. Почему реализм начинается с Боккаччо и Чосера, а не с Петрония и
Апулея? «Концепция» явно смешивает реализм в широком смысле слова с реализмом
второй половины девятнадцатого века. Но в качестве всеобщего масштаба это
понятие реализма будет слишком узким. Придется исключить из реализма не только
Гомера, но даже Гёте и Пушкина. Стендаль и Бальзак получат строгий выговор с
предупреждением.
551
Не знаю,
удержатся ли на своих позициях Гоголь и Щедрин. Что же касается реализма эпохи
Возрождения, то, при всем интересе этой эпохи к наглядному изображению быта и
нравов, попытка сделать Боккаччо недоразвитым Боборыкиным была бы только
забавна. В общем, концепция не продумана во всех ее последствиях.
3. Каждая ступень истории реализма имеет свои особые, своеобразные
черты, тесно связанные с определенными условиями материального производства,
развитием общества, сменой общественных классов. С моей точки зрения, этот
взгляд не устарел и никогда не устареет. Литература девятнадцатого века
является, без сомнения, одной из величайших эпох истории реализма. Это также
век литературной теории, которая нашла себе выражение не только в развитии критической
мысли, но и в сознательном применении реализма на почве самого художественного
творчества. Преимущество громадное. Однако и в девятнадцатом веке нет прямой
пропорциональности между развитием реализма в тесном смысле слова и
художественной правдой во всей ее полноте. Так гоголевский период
русской литературы во многих отношениях связан с углублением реализма, и это
бросается в глаза. Но никто в настоящее время не поставит Гоголя выше Пушкина,
а сам Гоголь и подавно был далек от такого взгляда. Еще яснее это в западной
литературе. Флобер — более реалист, чем Стендаль и Бальзак, у которых еще остается немало
старого, как тогда говорили, романтического отношения к действительности. Между
тем в широком смысле слова Стендаль и Бальзак отнюдь не менее великие
реалисты, чем Флобер.
Вот почему нельзя обойтись без понимания реализма как объективной
правды в широком, диалектическом смысле слова, правды, лежащей в основе всей
совокупности разнообразных художественных явлений прошлого и настоящего. Этот
масштаб должен быть настолько гибким, чтобы включить в понятие реализм всякое
подлинное искусство — древнее и современное, китайское и греческое. Он должен
быть также настолько определенным, чтобы отвергнуть всякое проявление лжи и
фальши, реакционных идей и отсталых взглядов.
Говорят, что такое понимание реализма оставляет много неясностей и
сложных вопросов. Наука подобных жалоб не принимает. Хорош был бы наш критерий,
если бы он исключал всякую необходимость исследования сложных вопросов, если бы
он делал излишним присут-
552
ствие
ума и таланта, художественного вкуса и политического чутья у исследователя или
критика! Говорят также, что широкое понятие реализма превратилось в шаблон, пустую
схему. Это возможно, но опыт показывает, что нет такого понятия, которое не
могло бы при случае превратиться в шаблон и пустую схему.
4. Что касается практических вопросов, поставленных редакцией,
прежде всего вопроса о полезности предполагаемой дискуссии в свете «насущных
задач современного литературного движения», то, на мой взгляд, это зависит от
наличия действительных теоретических сил. Такие вопросы не решаются чисто
организационными мерами, постановкой определенных тем, подсчетом числа докторов
и доцентов. В подобной дискуссии важно обеспечить победу коммунистических идей,
марксистской науки. С этой точки зрения стоит напомнить слова Чернышевского:
«Испортишь дело — выйдет мерзость».