Он назвал свой основной дефект распадом «речи-памяти». И это имело
основание.
До ранения каждое слово
имело четкое значение, которое всплывало сразу же, как только он его слышал.
Каждое слово было частицей живого мира, с которым оно было связано тысячами
нитей. Каждое слово пробуждало рой живых, меняющихся, наглядно ощутимых
воспоминаний. Владеть таким словом означало вызывать любые впечатления
прошлого, проникать в связь вещей, рождать понятия, владеть жизнью. И это у
него исчезло, и исчезло невозвратимо.
«Я гляжу своими глазами на все окружающее меня тихо и спокойно, и мне
кажется, что все это окружающее мне понятно, знакомо. А как только я начинаю
думать обо всем окружающем и начинаю вспоминать о каждой вещи, что я вижу
сейчас, и начинаю спрашивать себя, а как же называется та или иная вещь, то я
почему-то наполовину или более перестаю понимать эти вещи, а главное — не в
состоянии почему-то сразу вспомнить то или иное слово по видимой мною вещи. И я
опять спрашиваю себя: А это что?.. Это... как ее... Ну, как его... Солнце! А
это... это... не туча, а... облако! И рядом... как ее... как его... (про «мох»
я так и не мог вспомнить)... А это... это... деревья! И я без конца мучаюсь,
ищу и часто не найду то или иное слово, для своей же речи и мысли. Это одна из
страшных неприятностей в моей жизни после ранения. Эти бесконечные невспоминания
того или другого слова, тех или иных мыслей, невспоминания или непонимания тех
или иных понятий не дают мне возможности учиться, помнить, запоминать и
осознавать.
А я после ранения не сразу улавливал смысл слов говорящего, не сразу
понимал его речь и профессору приходилось неоднократно повторять свои вопросы.
Я не мог почему-то вспомнить и назвать различные предметы и вещи, на
которые я смотрел непосредственно, наглядно, хотя бы там ручка, каран-
81
даш, тумбочка и шкаф,
книга и этажерка, пол и потолок, рама и форточка...
Иногда я начну говорить, застряну на каком-нибудь слове, никак не
вспомню его за целый час и даже за весь день не смогу вспомнить нужное слово. И
наоборот, когда мне говорит хотя бы мать, что-то сделать, что-то принести из
сарая или, наоборот, отнести в сарай или еще что-нибудь сделать, сходить в
магазин, на базар — по-прежнему до меня не сразу доходит это дело, так как я
долго думаю над одним словом (или двумя-тремя), забывая про другие слова...
Сами слова частью утрачивали свое значение, частью имеют неполное,
неоформленное значение. Это больше относится к предметному характеру (стол,
солнце, ветер, небо и т. д.). Я утратил и слова, и значения, я их не мыслю и
не представляю в полном смысле слова главным образом из периода учебы...
Да, в результате травмы черепа и мозга у меня сразу разошлись
зрительная и слуховая память: в одном случае вижу букву или цифру, но не в
силах сразу назвать их, в другом случае, я слышу какую-нибудь букву или цифру,
но не в силах сразу представить образом их очертания. Об этом же самом я
говорил, что таким же путем происходило у меня и с речью и воспоминанием: я
вижу предмет какой-нибудь, какую-нибудь вещь, какое-нибудь явление и т. д., но
не могу сразу произнести, назвать его, подчас и не вспомню за весь день, и
наоборот — я слышу слово какое-нибудь, но не сразу представляю его образ,
очертания, значение долго не вспоминаю».
В первые месяцы после ранения такое «невспоминание слов» было особенно
мучительно. Забыты оказались самые простые слова, и их значения нужно было
мучительно искать, перебирая и нащупывая, как нащупывает вещи человек,
пробирающийся по незнакомой комнате в темноте. Слова не только не
вспоминались; они начинали звучать чуждо, и часто ему приходилось делать
мучительные попытки, чтобы вспомнить, что же они значат? И на это уходили
долгие-долгие минуты, заполненные судорожными поисками.
«Иногда я слышу слово, «о не сразу пойму его значение. В первые годы
ранения я подолгу не мог вспомнить из памяти данное слово, видя перед глазами
нужный предмет, а заодно я также не мог
82
вспомнить сразу образ
предмета, когда мне называли какое-нибудь слово...
Профессор говорит мне: «Покажи-ка мне, Лева, свой глаз?» Я не понял
вопроса, а это со мной случилось и случается после ранения без конца, так как
я не сразу схватываю смысл слов говорящего и не сразу уделяю внимание
говорящему. После же повторений вопроса я долго ищу и вспоминаю, а что же
такое за слово «глаз»... Я оглядываюсь кругом и вдруг вспоминаю, что слово
«глаз» находится где-то в моем же теле. «Глаз!» — говорю я, вспомнив, наконец,
значение этого слова, и показываю на свой глаз. Тогда профессор говорит мне:
«Покажи свой нос!» И я опять думаю: «А что же это такое нос?». «Нос, нос...», —
твержу я... наконец и слово «нос» вспоминается через минуты. Потом профессор
просит вспомнить слово «ухо». И опять минуты ожидания... Но вот я вспомнил и
слово «ухо». Когда же профессор снова начал просить, чтобы я вспомнил, что же
такое «глаз», я опять забыл, что же такое слово «глаз», и снова начал
вспоминать про него, а что же это такое... Мучительное это дело...
Мне приходят на память разные слова, я даже шепчу в полуслух их, т. е.
слова, которыми в этот день общался, говорил ими, но все же это не те слова.
Наконец я вспоминаю искомое слово — глаз, нос, ухо.
Но меня снова спрашивают: «А это что? А это что?» — показывая на глаз
или на ухо, или на нос. И я опять думаю, вспоминаю что-то, наконец вспомнил,
ура! Такая задержка в памяти слов бесконечна.
Но еще страшнее являлось для меня самого, когда я вдруг вспомнил или
услышал от кого-нибудь слово «спина» или «шея» и ряд других слов, которые я
вовсе никак не мог вспомнить, т. е. попросту забыл их значение, хотя знал, что
они существуют как знакомые слова, относящиеся как-то к телу человека, но как
они относятся, я не знал. А в общем в каждом слове происходит какая-то
ненормальная забывчивость, какая-то замедленность и невспоминание любого
слова. Я не могу сразу вспомнить данное слово или наоборот данное значение
слова. Вот профессор показывает мне на лампочку и говорит: «Что это такое?» —
и я начинаю вспоминать: «...Это, как ее.., ну, это... как его...». — И я
некоторое время не могу вспомнить название данного предмета. И гляжу то на
лампочку, то на другие предметы, стоящие передо мной в комнате. Я без конца ищу
какой-то
83
поддержки в предметах,
какой-то опоры в предметах, стараюсь вспомнить их слова, начинаю сравнивать
предметы в данной комнате, служащие мне опорой речи и памяти слова».
И это оставалось угнетающе долго, много месяцев после того, как он
выписался из госпиталя.
Вот он дома, в своей
Казановке. Он живет с матерью, с сестрами. Он должен что-то делать по
хозяйству, его посылают принести что-нибудь из погреба, сходить е магазин за
хлебам, за крупой. Ну, казалось бы, что может быть проще? А на самом деле, как
это бесконечно трудно: самые простые слова, которые были для него обычны с
самого детства, которые воспринимались им сразу, без малейшего усилия,
которые схватывают на лету — эти слова доходили до него не сразу, как будто из
какого-то далекого мира, и он должен был напряженно думать о них, прежде чем
они начинали приобретать ясность.
И даже если он наконец усвоит их значение, слова удерживаются у него
минуту, другую, а потом исчезают, и снова он растерян, снова беспомощно стоит
перед новыми трудностями.
И так в самом простом, самом обыденном, самом каждодневном...
«Вот дома мне мать скажет хотя бы так: «Поди и сходи в наш сарай, слазь
там в погреб, набери там из кадки соленых огурцов в тарелку, а кадку обратно
прикрой кружком, а сверху положи камень...». Я не сразу понял, что мне мать
сказала, я прошу повторить, что она сказала. Мать повторила свои слова. Теперь
я услышал слова: «сарай», «погреб», «огурцы», а все остальные слова я мигом
забыл. Но и эти три слова — сарай, погреб, огурцы — я по раздельности и по
очередности спешу осознать, что они значат. Наконец, я понял эти, три слова
(уж прошли минуты!), теперь мне надо спросить у матери, что она там просила
сделать. Я оглянулся — матери нет дома. И вдруг она снова входит в квартиру, и
я увидел, что она успела уже сходить в сарай, слазить в погреб и вот принесла
огурцы вместо меня...
Мать мне говорит: «Нарежь-ка, сыночек, к обеду хлеба, огурчиков,
ветчинки, принеси заодно сольцы, что помельче». Я, конечно, прослушал, что
мать мне сказала. Я прошу ее повторить. Она повторила сначала, о чем она хотела
просить. Я запомнил только два слова — «хлеб» да «ветчина». Я думаю, во-
84
жусь над этими словами,
наконец, понял эти слова, а забыл, что мне еще говорила мать, стою нерешительно...
Вот мать сказала: «Отнеси-ка ведро с очистками козе, ведро обратно
принеси-ка!». Держу ведро в своей руке, иду в сарай... Там высыпаю очистки для
козы своей... Сарай же закрывать забываю и про ведро забыл совсем... «А где же
ведро? Запер сарай-то?» — мать меня спрашивает вдруг. Пришлось вернуться вновь
к сараю, ведро увидел — взял его тут. «Ну, а сарай ты запер или не запер, ты
скажи?» Пришлось вернуться снова все же к сараю, черт его возьми!... И верно —
я сарай не запер, он приоткрылся и... коза сумела удрать со двора... Вот память
какая — проклятье!..».
Что же это такое? Мир его слов распался, он начал жить в мире чуждых,
незнакомых слов, которые было так трудно вспомнить и значение которых было так
трудно понять. И это относилось не только к обычным бытовым словам; в еще
неизмеримо большей степени это относилось к тем понятиям, которые его учили, с
которыми он годами свыкся в жизни, в школе, в институте.
И он живет в мире чужих слов и в мире забытых понятий, делая
мучительные попытки вспомнить их, постоянно борясь за восстановление своей
«речи-памяти».
«Я просто чувствую знакомство каждого слова (раньше учился на четвертом
курсе института), я знаю, что любое данное «слово» существует в моей памяти, но
только это слово уже утратило свое значение, и это каждое слово уже не
понимается мною, как оно понималось раньше, до ранения. Это значит, что если я
услышал слово «стол», то я не сразу пойму, что это данное слово значит, откуда
оно, из какой области... Только одно чувство знакомости и ничего больше...
Я обхожусь теми словами, которые имеют и «чувство» знакомости и,
главное, чувство известного мне смысла, и только этими словами я общаюсь и с
самим собой, и с людьми...
С некоторого времени, конечно, уже после ранения, я начал вести и веду
борьбу за восстановление памяти и речи, слова и значения, так как я без конца
тренируюсь в этих вещах, так как имею в них огромный недостаток, именно: в
моей речи и памяти произошел разрыв между «словом» и его «значением».
85
Но память слова и его значение словно отделены друг от друга каким-то
неопределенным временем, и всегда почти разобщены друг от друга, а при вспоминаниях
их приходится словно соединять. Но эти памятные соединения не держатся долго, а
быстро распадаются и улетучиваются...
Часто я подхожу к этим вещам, стократно их пересматриваю, перечитывая,
понимая, вспоминая, а все-таки все равно их приходится вспоминать подолгу.
Я иногда выхожу в поле, в лесок и пробую вспоминать, а что же у меня
осталось из памяти. В лесу я забыл совсем деревья, как они называются. Правда,
я помню названия «дуб», «сосна», «осина», «клен», «липа», «береза» и другие
(когда они вспоминаются иногда), но когда смотрю на дерево, то я не знаю,
забыл от ранения, то ли это осина передо мной, то ли это еще какое дерево не
знаю, хотя вообще-то само дерево кажется знакомым мне. Когда мне покажут
грибы, то я тоже не знаю, как его название и его назначение, хотя я помню
названия грибов: «подосинник», «белый», «опенок» и только, а что этот гриб —
«опенок» или там «подосинник» и тому подобный, я еще не знаю, хотя до ранения
знал эти грибы и не мог не знать.
И даже я забыл про одуванчик, про цвет, который я знал и в детстве;
правда, я вспомнил про одуванчик, когда он делается седым, а вот, какой он
должен быть до седины, я просто забыл и не мог себе представить, забыл
совсем...
С одной стороны, по старой привычке я вижу окружающий мир таким же,
каким я его видел своими глазами. А с другой стороны, я не узнаю его и не
понимаю, когда соприкасаюсь с действительностью. Я не понимаю, как живут
растения, чем живут, почему они развиваются одним срезанным листком. Я не
понимаю окружающего, сути жизни растений, животных, почему я не могу вспомнить
из головы в нужное время слово или его значения.
С одной стороны, я помню, что я учился в начальной, в средней школе, в
механическом институте. А с другой стороны, я забыл и не помню совсем, чему я учился,
каким наукам, что делал там в учении, все забыл и ничего не помню абсолютно и
не моту что-либо вновь запомнить.
С одной стороны, я сам все же говорю, мыслю, пишу, а с другой стороны,
когда мне чего-нибудь говорят, то я не успеваю понимать и запоминать слов
86
говорящего. С одной стороны, я вижу, слышу, ощущаю, говорю, а с другой
стороны я без конца ощущаю тяжесть своего пораженного мозга...».
Но он не только забыл значения слов (мы уже
говорили о том, что он не может сразу припомнить то слово, которое нужно), он
мучительно ищет его, и часто вместо нужного ему слова приходят другие, иногда
близкие, иногда далекие. Ему нужно одно слово, а в памяти их целый рой, из
которого следует выбрать необходимое. Как это сделать? Все они так похожи, все
они кажутся нужными, а на самом деле нужного слова нет, оно где-то затерялось
среди этого роя слов.
В чем же дело? Почему стало так трудно припомнить нужное слово, то, что
легко происходит уже у школьника и что стало недоступным ему?