Он начал думать об этом и скоро с удивлением обнаружил, что память
нарушена у него неравномерно. Сначала он не мог вспомнить ничего: где он? кто
он? откуда он?
Потом постепенно
воспоминания прошлого начали всплывать, но обычно это были воспоминания давнего
прошлого, картины детства, воспоминания о школе, о товарищах, учителях,
воспоминания о годах, проведенных в институте. А картины недавнего прошлого не
приходили в голову. Он начал вспоминать «с изнанки».
«В первые недели ранения я не мог вспоминать свое имя, отчество,
фамилию, даже и своих близких (мать, сестер, брата). И лишь потом я начал понемножку
вспоминать о том, о сем, и вспоминал больше о прошлом из детства и начальной
школы, т. е. начал жить и вспоминать с изнанки, так как теперь легче вспоминалось
давно прошлое — детский сад, его здание, здание начальной школы, игры, лица
детей, учительницы, а вот недавнишнее прошлое, хотя бы житье-бытье на фронте,
или совсем забыл от ранения, или долго не вспомню...
Странное это дело. Вместо того, чтобы все вспомнить и помнить
последние времена перед ранением — наиболее яркие и живые — я вспоминаю больше
из периода детства и начальной школы, — они мне легче приходят в голову — в ее
пострадавшую память...
И я по существу живу памятью этого дошкольного и пионерского времени!?
И так по сей день...
Я вот сижу или что-нибудь делаю и вдруг — образ или видение — картина,
стоящая перед глазами минуты две. Так, например, мне встречались
видения-картины из детского прошлого, хотя бы: берег Дона, где я в детстве любил
купаться, или вид собора г. Епифани (где я жил — Тульская обл.), или выступление
мое в клубе вместе с товарищем.
По этим видениям я узнаю свое прошлое (хоть и небольшими частицами), и
мне даже кажется, что частое появление таких видений несколько восстанавливает
зрительную память прошлого и мою общую память. Почему? Потому что, когда
появляются эти видения-образы, то я смотрю на них, как на фотографии недавнего
прошлого...».
Только позднее к этим воспоминаниям стали присоединяться другие:
вот он вспоминает школу, где он проходил
76
военную подготовку, у
него всплывают картины фронтовой жизни, он вспоминает, как он шел в
наступление, картины егопоследнего, трагического дня.
Потом — все пусто. А
потом госпиталь, лица врачей, нянь, которые к нему подходили и спрашивали его:
«Ну, как ты, Лева?..». А потом — всё новые и новые госпитали. И, наконец,
восстановительный госпиталь на Урале, где впервые с ним начали заниматься и
пребывание в котором так много внесло в его жизнь.
И как красочно
описывает он этот госпиталь... Как ярко возникали у него позднее картины жизни
у себя в Кимовске, потом — картины других госпиталей и санаторий.
«Место для госпиталя прекрасное: на несколько километров вокруг видны
небольшие возвышенности, покрытые сплошным хвойным лесом, а частью и лиственным
лесом, а среди лесного массива выступают то там, то здесь большие озера! Есть
что посмотреть, есть чем позаняться и отдохнуть. Все тут же, среди разбросанных
в хвойном лесу нескольких зданий-корпусов; слева и справа от корпусов — два
большущих озера, где можно заниматься рыбной ловлей, ловлей раков и ловлей
птиц... прогулки на лодках по озеру; прекрасная купальня, статуи и в воде и на
суше, клумбы с цветами, цветы; порханье лесных птиц, бесконечный их гомон;
прогулки за грибами, ягодами, различные игры навоздухе, танцевальная
площадка, клуб, кино! Только отдыхай и развлекайся, да набирайся сил и
здоровья!..».
И вот еще одно более позднее описание:
«Санаторий «Пумпури» находится совсем близко от моря, и всплеск морских
волн при порывистом ветре подчас, кажется, заплеснет здание, когда ветер дует
с моря. Утром 10 июня я вошел в санаторий, где меня дружески приняли, провели
нужную запись, врачебный осмотр, назначения врача, а потом включился в санаторную
жизнь.
И вот я живу здесь. Санаторий мне понравился: недалеко от здания видишь
песчаный берег моря, которое без конца волнуется от небольшого ветерка!
Кажется, кругом не заметишь ни одной пылинки. Воздух чист и прозрачен. Сквозь
облака видишь солнышко, но оно не жжет так сильно лицо или кожу, как жжет
далеко, где-нибудь на суше. И как только я приехал в санаторий, я не ощущал ни
жары, ни холода, что мне очень понравилось...».
77
Образы прошлого
всплывали во всей их яркости, со всеми подробностями, только поэтому он и смог
написать свой дневник.
Но когда он пытался
вызвать их намеренно, самостоятельно вспомнить что-нибудь — это не удавалось
ему.
Сначала это было совсем
трудно: ему называют предмет, а он не может сразу же увидеть его образ. А за
образом, который всплывал с таким трудом, не вспоминалось все, что раньше было
связано с ним такими прочными нитями.
«Назовет мне профессор слово «кошка» там или «собака», просит меня:
«Ну-ка, Лева, представь-ка себе собаку с глазами, с ушами. Представишь?». Но я
не могу представить ни кошки, ни собаки, ни любое существо после этого ранения.
Я знаю, что значит собака — видел их, но в глазах представить собаку не могу
после ранения... Не знаю, как муху, как кошку нарисовать или представить, как
лапы, как уши у кошки представить, — я не представляю...
Если же я хочу представить в своих глазах какой-нибудь «образ» с
открытыми или закрытыми глазами, то мне не удается этого сделать, я не могу
представить себе образ человека или животного, или растений. Лишь иногда
появляются какие-то чувства, которые несколько напоминают подобие образа, быстро
исчезающего. А так я все время вижу перед глазами какие-то точки и тельца...
Я пытался вспомнить и представить себе лицо моей матери, лицо старшей
сестры, лицо младшей сестры, но почему-то не мог, образ не вставал из памяти.
Но когда я стал входить в комнату и увидел лица родных, то я сразу узнал и
мать, и сестер. Они очень обрадовались моему приезду и стали обнимать и
целовать меня со слезами, а я-то уж сам не мог целоваться, потому что забыл,
как нужно целоваться, а мать плакала, прижав меня к себе. Она плакала и от
счастья, что сын приехал, и от горя, что сын приехал с разбитой головой, а от
другого сына нет ни слуха, ни духа с самого начала сорок первого года, как началась
война. Потом начались разговоры и расспросы, как доехал, то, се, а я пробую
что-то отвечать, сказать, но у меня совсем ничего не получается. Язык что-то
еще пробует мямлить непонятное. Я одно слово начну говорить, а еще нужных
пять-десять слов никак не могу вспомнить...
Я не могу понять, как возникло дерево, из чего оно состоит, и
все, все, к чему бы я не дотронулся — все стало для меня таинственным и
непонятным, я
78
не могу что-нибудь
придумать, о чем-нибудь догадаться, что-нибудь создать новое. Я стал совсем
другим человеком, противоположным по сравнению с тем, каким был до этого
страшного ранения».
Потом стало легче. Память как будто начала возвращаться, воспоминания
прошлого стали богаче, красочнее, но весь мир по-прежнему оставался таким
странным, невыразительным, разбитым на куски, то, что стояло за каждой вещью,
за каждым впечатлением, по-прежнему оставалось забытым.
«До ранения я хорошо все помнил, помнил чему учился очень долго, все
легко понимал и осознавал, мог бы давать любые советы людям в любых направлениях!
И вдруг после ранения я ничего не помню, ничего не знаю, на ходу все забываю. Я
без конца удивляюсь этому, когда приходят в мою голову такие мысли. И при виде
учительницы (или учителя) всегда полуглупо улыбаюсь, думая про себя: «Я это
или не я? Сон это или не сон я вижу сейчас?»
...Бессмысленно и беспомощно гляжу я на проходящую мимо меня
сегодняшнюю жизнь.
Да, жизнь проходит как-то без меня. Я часто слушаю радио, слушаю
какие-нибудь рассказы или сказки, или пение, или музыку, и мне по старинке
хочется все слушать по радио, слушать и вникать в суть дела, но оказывается,
не тут-то было. Я не успеваю понимать, что говорится, или не понимаю вовсе, или
понимаю, что говорится по радио, но тут же на ходу забываю все совсем — такова
моя сегодняшняя память...
После такого страшного ранения моего весь окружающий меня мир стал
выглядеть в моих представлениях как-то по-иному...
И что бы я ни делал, о чем бы я ни думал — все получается не так, как
это нужно делать на самом деле...
По-прежнему все вещи, предметы, явления, живущие существа мне кажутся
непонятными, неясными, я боюсь их понимать, трогать, щупать; по-прежнему
тяготит меня пространство, я его боюсь, оно мне неясно. Окружающий меня мир
остается непонятным и загадочным».
И все это не исчезало, все продолжало оставаться, хотя месяцы и годы —
в трагедии памяти не изменялось ничего.
79
«Я понемножку читаю детские книжицы. Изредка я беру в руки учебник по
грамматике или по физике, но опять я бросаю их в стороны: не идет в душу, болит
и ломит от этого занятия голова...
И вот мне опять только и остается, что вспоминать из своей разбитой
памяти свое прошлое, развивать свою память, слова и значения...
Да, всюду я встречаюсь с невспоминанием слова, подчас долгого его
невспоминания, что является каким-то образом отражением поврежденного, пробитого
и обожженного осколком и поврежденного путем нескольких операций головного
мозга. Почему я до сих пор чувствую свою ненормальность в памяти, в речи, в
мышлении, в сознании, где бы я ни был, куда бы я ни пошел (в кругу ли семьи или
в различном обществе людей, или на прогулке, или в труде). До сих пор я
чувствую сам свою ненормальность в разговоре с людьми, сам чувствую глуповатую
улыбку при разговоре с людьми, глуповатый смешок и поддакивания, когда слушаю
говорящего, или когда сам говорю и сам глуповато или ненормально подсмеиваюсь,
хотя и сам не знаю чему...
Я ничего, абсолютно ничего не мог вспомнить, чем я занимался... все
куда-то исчезло из памяти!.. Словно навесили некий замок на память, когда я
оставался один. Когда же со мной разговаривают и я слушаю речь и слова, замок в
моей памяти несколько приоткрывался — за счет говорящих со мной, от их слов —
и я наэлектризовывался слегка словами и общением.
Странным я стал человеком после ранения и каким-то болезненным, и
каким-то сызнова новым. Все, чему я когда-то учился и переживал в жизни до
ранения — все куда-то исчезло, пропало из головы, из ее памяти после моего
страшного ранения в голову. И вот я снова вынужден осознавать все то, что
видел уже после ранения, что вижу теперь в повседневной жизни своей. Когда я
выхожу из здания госпиталя на воздух — поближе к цветам, к деревьям, к озерам,
— то я начинаю ощущать не только что-то непонятное и неопределенное новое, но и
что-то страшно бессильное, не дающее возможности по-настоящему охватить и
понять окружающее меня».
Что же это такое? Почему он забыл все? В чем корень этих «странностей
памяти» - памяти, в которой так легко
80
всплывают старые
образы и которая никак не может восстановить прежние, навсегда утерянные
знания?