Прошлое было таким обычным, как у всех
других; жизнь была нелегкой, но простой; будущее казалось таким заманчивым...
И сейчас он любил вспоминать это, и страницы
его дневника все снова возвращали его к этой — теперь потерянной — жизни.
«В 1941 году перед самой войной я
окончил третий курс механического института и уж, кажется, начал
собираться на практику на специальный завод. В моем воображении рисовался завод,
моя практическая работа!.. А там лучшие проекты! Отличное окончание
института... аспирантура и... самостоятельная работа для лучшего будущего!
С раннего детства я почему-то тянулся
к наукам, к знаниям и с жадностью всасывал в свою память все, с чем
только успел соприкоснуться: в школе ли, в кружках ли, в текущей ли народной
жизни. Мне почему-то
хотелось быть многосторонне развитым
советским человеком, способным оказать своему народу многостороннюю помощь в области науки и техники.
Я очень рано лишился отца, когда мне не было еще и двух
лет от роду. Мой отец внезапно умер на угольных шахтах, где он работал горным
инженером. Моей матери пришлось тяжело после смерти отца с четырьмя маленькими
детьми. А ведь моя мать была неграмотной, она даже не сумела получить пенсии за
детей.
Зато она была трудолюбивая, не испугалась пришедшей новой и суровой жизни и
как-то ухитрялась и одеть, и обуть, и накормить, и обогреть всех детей, а
когда пришло время отдавать детей в школу, она сделала и это. Начал в школе учиться и я. Отлично окончил начальную школу, а затем через шесть лет закончил отличником и десятилетку!
7
Ну, а институт я и вовсе быстро окончу, без сомнения,
остаются какие-нибудь два годочка, — пустяки, теперь мне никто не помешает кончить его! А
как только кончу институт, сразу
начну помогать своей матери, пусть она
отдохнет теперь».
Иногда он возвращался к воспоминаниям детства, которые сначала казались смутными, а потом всплывали
с такой ясностью.
«Оказывается, что я помню свое детство и даже
помню
свой школьный ранний период, когда я учился в первом-втором классе начальной
школы. Я помню свою учительницу, которая меня учила в начальной школе, помню ее фамилию — Марья
Гавриловна Лапшина, помню своих лучших
товарищей — Миронов Санька,
Саломатин Володька, Разина Таня, Протопопова
Адя, Лучникова Маруся...
Я помню детские игры, мотивы детских
песен. Я помню, как во втором классе сочинял стихи про плохих
товарищей, я помню, как меня посылали на слет пионеров в Москву, который тогда состоялся. Помню пионерский лагерь, пионерский костер, помню свой родной город Епифань целиком и по частям; помню своих лучших товарищей по начальной школе; помню
свою учительницу; помню, что такое земля солнце,
луна, звезды, что такое вселенная (как помнит и представляет ребенок — школьник!)».
И снова жизнь тихого, забытого городка, где
протекало и детство, и юность:
«Город Епифань был когда-то старинный
купеческий городок. В центре города — большой собор — с расписными фигурками богородиц с младенцами, на верхушке —
золотой крест, а вокруг собора расходятся лучами улицы, сначала с
двумя-тремя этажами, а потом уже одноэтажные деревянные купеческие дома... По
окраинам — еще три или четыре церкви... За километр — речка, несущая воды с
севера на юг... К ней приходится спускаться слева — по наклонной улице или идти там, где церковь
Успенья — по крутой отрывистой тропинке... И наша семья... Она живет на
небольшой улице — Парковой, на втором этаже... Через три дома
идет небольшой парк, ...все тихо, спокойно».