Он потерял
«определенность мира», его мир был раздроблен. Но и это еще не все.
49
Давно, в первые месяцы
после ранения, он сделал ошеломляющее открытие: он потерял свои старые знания,
он, студент четвертого курса механического института, стал неграмотным!!
Это внезапное открытие
было сделано давно — он только-только стал подниматься с постели и выходить.
Какую же злую шутку сыграла с ним судьба?!
«Я
вышел из комнаты в коридор посмотреть и найти самому уборную, о которой
говорили мне, что она находится тут же, рядом. Я подошел к ближней двери и стал
смотреть на вывеску. Но сколько я ни смотрел на вывеску и на буквы, я никак не
мог что-либо прочесть. Какие-то странные буквы, иностранные буквы... и,
главное, нерусские буквы были передо мной! Когда я спросил у проходившего мимо
больного, показывая на вывеску: «Это что?», — то он ответил мне: «Это мужской
туалет. А ты что, или читать не умеешь?» — и прошел мимо. А я словно прирос к
вывеске и никак не могу понять, почему же тогда я не прочту вывеску, вижу ее, я
же не слепой. Но отчего же буквы иностранные? Не подшутил ли надо мной
больной?..
Я пытаюсь разобраться
снова — и... тоже самое!.. Я подошел к одной двери и посмотрел на вывеску. На
вывеске что-то написано, но опять не по-русски. Я смотрю на вывеску и мне
кажется, что это не иначе, как уборная. Но я уже подхожу к другой комнате и
опять смотрю на вывеску. И она мне опять кажется такой же непонятной,
иностранной. Я долго рассматривал эти две вывески, очевидно, предназначенные
для двух уборных — женской и мужской, как мне говорили. Но как же понять,
которая из уборных мужская, а которая женская».
Вот он идет к глазному
врачу. Он должен проверить остроту зрения, и вдруг — снова то же самое, снова
это удивительное открытие: он не знает букв, он стал неграмотным!
«Глазной врач посадил
меня на стул, включил электрическую лампочку и просил меня смотреть на
табличку, на которой были нарисованы буквы разных размеров. Врач взял указку и
показывает на букву, сначала на среднюю. А я вижу какую-то букву, но не знаю
совсем, что это за буква и молчу. Я снова молчу, потому что не знаю и этой
буквы. Врач-женщина, начинает нервничать: «Что же вы молчите?». Наконец я
вспомнил что-то и говорю: «Не знаю!» Врач в гне-
50
ве, но удивлена, как
мне показалось: «Неужели вы до сих пор неграмотны?».
...Любая
буква для меня кажется незнакомой, иностранной, когда я просто смотрю на нее, на
ту, на другую... Но когда я начинал напрягать память свою на данную букву и
начну пересчитывать вслух алфавит, я обязательно уже вспомню букву, как она
произносится».
Ему читают газету. Как
хорошо ее слушать. Он снова включается в жизнь.
Он берет газету, хочет
сам взглянуть на нее.
«Но что это такое? Мне
буквы показались иностранными, и я подумал, что эта газета напечатана не
по-русски. Я посмотрел на заголовок газеты. Он был большой, и мне показалось,
что это знакомая газета, но почему она не по-русски написана? Может это газета
написана на языке какой-нибудь одной из наших республик СССР... Но командир
читает ее вслух и по-русски. Странно. Я останавливаю чтеца и спрашиваю его:
«Это... как ее... газета наша... по-русски?». Товарищ засмеялся, но не очень
громко, потому что он видит разбитую и забинтованную голову, и начал отвечать:
«Ну, конечно, это наша газета «Правда», неужели ты не видишь, что она очень
даже по-русски написана». Я еще раз посмотрел на заголовок, но прочесть не
смог названия газеты, хотя я видел несколько крупных букв, и мне даже
показалось, что эти буквы похожи на газету «Правда», но почему же я не прочту
этого названия, даже если оно крупное?..
...И я думаю: «А
все-таки, наверное, я все еще сплю, и все это мне снится во сне», — так решил я
для своего успокоения, — неужели и вправду я не умею читать теперь, нет, не
может этого быть.
Я вдруг привстал и
взглянул на газету, увидел в газете портрет Ильича, сразу узнал его,
обрадовался знакомому лицу! Но вот печатных букв газеты, даже самых крупных
букв «Правда», я никак не мог узнать и прочесть. Странно что-то.
До
меня тогда никак не могло дойти, что от ранения головы я могу очутиться
неграмотным и глупым.
Неужто я не могу теперь
считать, не могу прочесть даже своих русских слов, хотя бы слова «Ленин» и
«Правда»? Странно как-то, смешно».
Он озадачен, растерян.
Что же с ним?! Ведь этого не может быть. Ведь только недавно он был студентом,
сдавал
51
экзамены, зачитывался книгами, он был командиром,
он сам вел работу с бойцами. Что же это?!.
«И вдруг я опять, когда
стал взрослым, забыл все буквы и не могу их запомнить заново. Я смотрел на
новую учительницу и без конца глуповато улыбался. Я не верил сам себе, что я
вдруг стал неграмотным, что я забыл все буквы. Ведь так не бывает. Ведь я же
учился, ведь я много знал и вдруг ничего не знаю. Я начал верить, что это я
вижу сон... страшный сон!
А как это тяжело
лишиться возможности читать, когда каждый человек в результате чтения узнает
многое, многое и начинает представлять себе окружающий нас мир в более простом
и понятном свете, и видеть все то, чего никогда не мог видеть, ощущать,
понимать. Научиться читать книги и читать их — это значит владеть чудом
волшебным, и этого чуда лишен теперь я... И это страшное бедствие для моего
сознания... да, я лишен чуда чтения, и это страшное горе».
Нет, так быть не должно! Ему надо снова учиться. Как странно: надо снова
учиться, чтобы стать грамотным. И учение начинается.