Все эти трудности, все эти тупики, с которыми он сталкивался при
понимании грамматических структур, кодирующих связи и отношения, были самыми
яркими проявлениями его дефекта: в них, как в фокусе, отражались все недостатки
в работе пораженных аппаратов мозга.
Но и это было еще не
все, за этим скрывался еще более грозный дефект: он потерял все знания. Знания,
приобретенные им за многие годы обучения...
То, чему мы учились в
школе, а затем и дальше, получая специальное образование, откладывается у нас в
виде стройных логических систем. Невозможно «запомнить» математику, как невозможно
и «запомнить» «Капитал» Маркса. Их можно изучать, понять, а значит уложить в
известные системы, которые хранятся в нашей памяти свернутыми, обозримыми, а
затем с такой легкостью снова развертываются и восстанавливаются. Можно
«забыть» математику или теорию наследственности; но как просто «забытое»
вспоминается, как только мы начинаем освежать в нашей памяти прежние знания и
восстанавливать, казалось бы, «забытую" систему.
Знания хранятся в
нашей памяти вовсе не так, как товары на складе или книги в библиотеке. Они
хранятся в виде свернутых кодов и тех сокращенных схем, по которым общая
система восстанавливается так легко.
Вот именно этого-то и не было у нашего героя, у которого ранение
разрушило как раз те участки мозговой коры, которые необходимы, чтобы делать
обозреваемое обозримым и превращать последовательно поступающую информацию в
свернутые, «симультанно» схватываемые схемы.
Он обнаружил это, как
только попытался восстановить в памяти то, что приобрел за годы учения в школе
и институте.
И здесь он пережил
чувство катастрофы.
Ничего... Ну совсем
ничего... Отдельные обрывки, в которых лишь сохранилось ощущение, что это
понятие относится к той или иной области... И ничего больше! Никаких знаний,
никакой системы. Прошлое было разрушено!
«До ранения я очень легко все понимал, что мне говорили люди, легко
учился и мог учиться любым наукам, и легко их понимал, после же ранения я забыл
все науки, исчезли все мои знания, исчезла вся моя образованность, пропало
все...
... Ничего не держится в памяти, и даже каждое слово в процессе чтения
уже после третьего слова за-
108
бывается, так же, как
и в слове, забываются буквы, которые я прочел только что...
Я помню, что учился в школе, что кончил десятилетку на отлично, что
учился в Тульском механическом институте, что кончил три курса, что учился в
химическом училище, досрочно окончил его в начале войны, что был на Западном
фронте, что был ранен в голову в 1943 году при прорыве обороны немцев в
Смоленщине и не смог после этого вернуться в строй. А вот что я делал, чему я
учился, я не помню, каким наукам обучался, какие были предметы. Я все забыл. Я
хотя и знаю, что изучал немецкий язык в школе — шесть лет изучал его — но я
теперь не помню ни одного слова, ни одной буквы; я помню, что учил английский
язык в институте три года подряд, но теперь не знаю ни одной буквы, ни одного
слова. Я забыл эти языки совсем, как будто никогда не изучал, не знал, не
произносил. Я также вспоминаю разные слова: «стереометрия», «тригонометрия»,
«химия», «алгебра» и другие, но я не могу их понимать, что они означают эти
слова...
От учения в средней школе у меня ничего не осталось, кроме одних слов
(или вывесок), названий, как-то: физика, химия, астрономия, тригонометрия,
немецкий язык, английский язык, сельское хозяйство, музыка и т. д. и т. п.,
которые утратили свой смысл, оставив в каждом слове чувство знакомости, не более...
...Глагол, местоимение, наречие. Я слышу эти слова, которые мне кажутся
знакомыми, и в то же время я почему-то не понимаю этих слов. Я, конечно, хорошо
знал до ранения эти слова и помнил их, а вот тут... я почему-то перестал их
понимать и помнить. Я слышу это слово... стой! — Это же относится к
грамматике, это слово — глагол. И больше об этом слове я не имею ничего
сказать... А через полминуты это слово «глагол» я начинаю забывать... и вмиг забыл.
Но запомнить, понять грамматику, геометрию и так до сих пор не в состоянии,
причина — разрушение памяти и удаление части мозгового вещества...
Я иногда беру в руки какой-нибудь учебник — геометрию, или физику, или
грамматику, но через несколько минут отхожу от него или с досадой бросаю его,
так как я не понимаю ни физики, ни геометрии и разбираться в них не под силу —
не запоминается ничего из этих школьных учебников средней школы. И вдобавок от
этих занятий усиливается головная боль и даже от одного взгляда на учебник я
начинаю
109
нервничать,
раздражаться и какая-то нестерпимая усталость, отвращение ко всему охватывает
меня».
С ним пытались вести занятия; он делал мучительные попытки
восстановить хоть что-нибудь из утерянных знаний, он просиживал часами над
самой простой задачкой или теоремой, значение которой он раньше схватывал
налету... Бесплодно! Никаких результатов.
«По геометрии со мной занимается М. Б. — молодой человек, недавно
окончивший философский факультет. Сначала он начал со мной толковать о геометрических
понятиях по учебнику средней школы; что такое точка, линия, плоскость,
поверхность, затем начал толковать о теоремах. И странное дело. С одной
стороны, я помню, что знал хорошо эти понятия - теоремы по геометрии, а с
другой стороны, я не знаю ни одного понятия, ни одной теоремы — все забыл. Я
забыл даже, что значит плоскость, линия, поверхность, и хотя М. Б. по
нескольку раз объяснял эти понятия, я все равно не мог их понять и запомнить.
Мне даже неудобно было чувствовать себя таким непонятливым, бестолковым. И я
большею частью старался поддакивать ему, будто понимаю уже, что он говорил,
хотя, по совести сказать, я ничего не понимал и не понимаю в его объяснениях, а
причиной было несхватывание самого слова и понимание его. И я больше мог
опираться на картинку - рисунок, чертеж. А без картинки никакое «словесное» до
меня не доходило и не доходит. Я все стараюсь сверить с картинкой надписанной,
например: • — это точка; — — это линия; 1 — это плоскость и т. д., а
объяснить или дать определение, что такое точка, линия, плоскость, я не мог и
не могу, сколько бы я не перечитывал эти понятия. Странно и самому, а в голове
какой-то туман, боль, резь в глазах, и я сам прямо пьяный в натуральном смысле
слова. Мне невозможно почему-то понять слова: поверхность, окружность и
всякие, даже плоскостные линии, формы. И если я пониманию все же что-нибудь,
то я могу понимать только рисунком, чертежом, говоримое и даже написанное я не
понимал и не понимаю. Я никак не могу понять «угол», «угловой градус»,
«дуговой градус». До меня никак не доходят эти понятия. Мне легко понимается
что-нибудь наглядное, плоскостное, но не понимается что-нибудь объемное,
подвижное, где нужно что-то представлять, перемещать, соображать. Но я понимаю,
хотя с трудом, площадь прямоугольника, так как я уже понимаю
110
длину в сантиметрах,
а в квадрате — это кв. см, а вот градусы угловые и дуговые мне никак не удается
понимать и связать их с чем-нибудь ощутимым, наглядным, вроде площади Земли.
Мы занимались вместе с М. Б. даже теоремами. Вот, например, мы с ним
разбирали такую теорему: «Внешний угол треугольника больше каждого внутреннего
угла его, не смежного с этим внутренним». Но первое время я вообще не мог
понимать эти названия (смежный, угол, внутренний, внешний) и определения, а
потом начал понимать их, глядя на рисунки линий чертежа-рисунка. Но теоремы
вытекают одна за другой, нужно вспоминать или заново запоминать их, а это для
меня почему-то невозможно! Ведь мне нужно сравнить и припомнить слова меньше —
больше, т. е. где нужно понимать слова «меньше» и «больше» в этой теореме. Я
уже понимаю, что значит меньше, что значит больше по количеству, но когда эти
слова стоят в промежутках, то мне трудно понимать их, так как я не могу отнести
слово «больше» к определенному понятию: то ли это слово «больше» отнесется к
ранее сказанным словам, то ли к позже сказанным словам. И мне нужно на что-то
опереться, и я начинаю опираться на понятие «слон больше мухи». А уж потом я,
кажется, пойму, к чему относится слово «больше». А когда я в конце концов пойму
с титаническим трудом теорему, а потом перейду дальше и начну понимать другую
теорему, то первую теорему я уже забыл и не понимаю ее.
А на самом деле мне приходится без конца копаться в определениях слов
и понятий каждый раз, когда с ними сталкиваюсь. В конце концов я бы наверное
запомнил эти теоремы и понятия слов вот этих, из этой теоремы, в течение месяца
или двух при ежедневной тренировке их, но преподаватель идет дальше,
преподносит новую теорему, новые понятия, новые определения, а через несколько
дней еще следующую теорему, и я не в состоянии запомнить ни теоремы, ни их
слова и определения, ни их понятия, и от занятий ничего не остается, никакого
следа. Так оно и выходит: если нужно что-нибудь запомнить, хотя бы одну теорему
вот эту, то нужно запомнить ее в течение одного или двух месяцев, чтобы они
вошли в память, при условии, если я ничем не буду заниматься. Да и то эта
теорема с понятиями войдет в состав памяти так же, как и другие слова, которыми
я теперь общаюсь — вот такой «афазической» памятью. Но если я не буду эту
теорему вспоминать изредка, то она тоже забу-
111
дется совсем, как
забылись и не вспоминаются все другие теоремы.
Вот и выходит, что я уже никогда не запомню и не пойму ни геометрию, ни
грамматику, ни физику, ни любую другую науку, раз такая стала память и раз
такая у меня стала голова. Это просто страшная вещь, случившаяся в моей жизни.
Странная безмозглая какая-то болезнь в моей голове — исчезающая на глазах
память, непонимание окружающего, непонимание теорем».
Может быть, так обстоит дело только со сложными системами наук -
геометрией, физикой, грамматикой?
Ну, а что, если мы упростим задачу, если мы перейдем к простому счету -
к программе первого, второго, третьего класса?.. Может быть здесь будет
легче?...
Но и тут нас ждут разочарования. Оказывается, уложить простую систему
чисел так же трудно, как усвоить сложные научные понятия.
«От ранения я полностью забыл счет и не знал вначале ни одной цифры
(так же, как и не знал ни одной буквы). И опять я сидел рядом с учительницей,
полуулыбаясь ей, надеясь, что скоро проснусь от этого странного и страшного
сна, что не может быть, чтобы я не умел говорить, читать, считать? И я долго
смотрю на цифру и что-то вспоминаю или жду какое-то время. Наконец я вспомню
про начальную цифру - один (1), и тогда я по цифровому алфавиту перебираю потихоньку:
«один, два, три, четыре, пять, шесть, семь... семь!» - громко говорю я, глядя в
упор на цифру 7. А иногда бываю не в силах сказать, а сколько же будет хотя
бы... шестью шесть? — тридцать шесть или сорок шесть, или тридцать? — или еще
сколько, иногда бывает (сам замечал), что не могу сказать, сколько же будет...
дважды два? Какие-то вредные силы без конца затмевают поврежденный мозг. И так
до последнего времени путаница продолжается в таблице умножения.
Я напоминаю просто ребенка лет пяти в этом случае. Я не знаю ни одной
цифры. Но уже идут занятия по счету, и оно начинает идти успешнее, чем с
буквами. Ведь цифры почти все одинаковые, стоит только запомнить их десять
штук, а потом все повторяется с небольшими отклонениями и добавлениями. Но учительница
уже начинает требовать, чтобы я умел счи-
112
тать в обратном
порядке, т. е. от десяти и до единицы, а для меня это было просто наказанием,
и в первое время я не мог считать цифры в обратном порядке. А потом я так
начал считать. Сначала считаю от единицы и по порядку до десяти; затем мне
требуется уменьшить одну цифру на единицу, но я не могу еще произнести слово
«девять» сразу, а начинаю считать от одного и по порядку до восьми и т. д. до
последней цифры. А это страшно тяжело было для меня считать вот таким образом в
обратном порядке.
В первое время мне было очень трудно подсчитывать числа (ведь я заново
учусь считать!), тем более что приходилось и приходится пользоваться «цифровым
алфавитом» — 1, 2, 3, 4... и т. д., иначе я никак не мог вспомнить сразу без
«алфавита» какую бы то ни было цифру. Вот, например, мне О. П. говорит: «Сложи
число 10 и 15, подсчитай, сколько будет?». И вот я начинаю подсчитывать: «Один,
два, три... десять», — это значит, что я понял, что означает число десять,
когда произнесу его после перечета по порядку с одного до десяти. Иначе я не
мог понять, что значит число десять. Затем я начинаю снова подсчитывать:
«один, два, три, четырнадцать, пятнадцать!» Это значит, что я понял, что значит
число пятнадцать (и словесно и числительно понял!). А потом я начинаю дальше
складывать: «Шестнадцать, семнадцать...», — и подсчитываю от шестнадцати до
двадцати пяти по пальцам.
Считать в письменном виде мне гораздо легче, а в уме — очень и очень
тяжело и трудно, и считаю всегда длинным способом. Вот О. П. говорит: «Отними
от 32 цифру 17, сколько будет? И сделай это в уме!». И вот я начинаю копошиться
— считать, пересчитывать в уме — очень медленно и очень долго, переспросив
дважды учительницу про эти цифры»... От 32 отнять 2 будет 30. К 17 прибавить 3
будет 20. От 30 отнять 20 будет 10. От 10 отнять 7 будет 3. К 3 прибавить 10
будет 13. Да от 30 осталось 2, ее надо прибавить к 13, будет 15!». Иначе я не
мог считать без таких обходов и переходов. В письменном счете гораздо проще и
быстрее.
...Я уже теперь знал значения более простых слов, как сложить и вычесть
(прибавить и отнять), умножить и разделить, и то я их в нужное время не мог
вспомнить, хотя я их уже понимал. А эти понятия — «разность, частное» — я не
мог их запомнить...
...И я без конца путаю цифры одну с другой, а в уме долго не мог
подсчитать, сколько же будет если
113
сложить или вычесть
числа. А вот такие цифры с понятиями о квадратном корне я с трудом осознаю вначале,
а как перестану касаться этих вещей - быстро почему-то забываю, как надо
извлечь квадратный корень √ 49 и √ 0,49 и √ 4 и √ 0,4 перестаю понимать эти вещи быстро. Также и с другими подобными вещами.
Учительница начала со мной заниматься счетом - складывать и вычитать, а позднее мы вместе с ней начали учить таблицу умножения. За несколько месяцев я, кажется, почти всю ее запомнил, но частенько путал цифры одну с другой, а иногда бываю просто не в силах сказать, а сколько же будет хотя бы... пятью шесть? - тридцать шесть или тридцать? или еще сколько. И так до последнего времени путаница продолжается в таблице умножения. В уме мне считать очень тяжело и, когда что ни считаю, на бумаге считаю значительно легче, да и всегда теперь, если нужно что подсчитать, то только с помощью бумаги и подсчитываю, но частенько путаю цифры, мешаю одну с другой в своей памяти...
В последнее время учительница пробовала задавать мне небольшие задачи по арифметике, когда я уже научился складывать и вычитать цифры, умножать и делить их, как в начальной школе делают. И когда она начала мне говорить о слагаемом и вычитаемом, разности, частном и сумме, то я почему-то никак не мог их слова и понятия запомнить и осознать сразу. Я только слышу эти слова как что-то знакомое, а что именно сам не знаю и не понимаю. Правда, я скоро понял смысл этих слов, т. е., что они относятся к «счетному делу», складывать, вычитать, делить, а вот запомнить эти слова «слагаемое», «разность» я никак не мог и не могу применить их в задачах, без конца забываю их смысл.
Я начинаю думать над словом «частное».., и опять я думаю, думаю над этим словом, к чему оно относится, к вычитанию ли, к сложению ли, к делению ли.
Учительница подсказывает и значение этого слова. Но теперь я уже забыл значение слова «разность».
И как все это мешает жить! Он даже не может сходить в магазин, подсчитать затраты, проверить сдачу.
«Я часто забываю, сколько будет пятью пять, то ли 25, то ли 35, то ли 45? И цифры менее заметные,
114
хоть бы там шестью семь, сколько будет? - я забываю совсем... и начинаю перебирать всю таблицу с самого начала и до конца, пока не найду, какая должна быть поставлена цифра. Я, конечно, разберусь в цифрах, в их верности, когда я сижу у себя дома за столом, с карандашом в руке. Но когда я нахожусь на прогулке или берусь подсчитывать сам у прилавка магазина, я всегда ошибусь или в ту, или в другую сторону...
Поэтому теперь я сам почти не считаю деньги, когда захожу в магазин и хочу купить какой-нибудь продукт питания (или еще что), я только говорю кассирше, что мне надо выбить полкило или кило такого-то продукта, кладу ей деньги и кассирша мне выбивает чек, выдает остаток денег, а потом иду к продавцу, который мне свесит положенный продукт. А сам почти совсем перестал подсчитывать что-либо в магазине».
И все это не ограничивалось трудностями счета. Его беспомощность распространилась и гораздо дальше.
Теперь он не мог играть ни в шахматы, ни в шашки, ни даже в домино, и все эти игры (такие простые в прошлом ведь он всегда так легко обыгрывал своих партнеров) стали недоступными.
«До ранения я умел играть в любые игры и всегда играл и владел ими на хорошо, на отлично, а вот после ранения разучился играть в них. И лишь потом, спустя несколько месяцев и лет, я снова кое-как научился играть хотя бы в шашки, в шахматы, в домино, но по-настоящему владеть этими играми уже почему-то не могу. Вот я сажусь играть в домино (два партнера против двух партнеров). Игра, вроде, простая: каждый игрок имеет семь фишек (из 28 штук), максимальный счет одной фишки равен 12. Хотя фишек пустотных или цифровых всего семь штук одного вида, размещены, они по-разному в 28 фишках, отчего я теряюсь и не в состоянии упомнить, кто чем играет, я быстро забываю, кто что ставил... я думаю, вспоминаю... а игроки ждут, ругаются каждый раз, когда мой ход, и все равно не припомню, какими фишками я сам ходил. И когда я смотрю на домино (шашки, шахматы), то я вижу в окружности две или три фишки (вместо 28) и чтобы не забывать про них, приходится без конца оглядывать фигурки во все стороны...
До войны и до ранения я хорошо играл в шахматы. Но вот после ранения в госпитале я почему-то
115
«забыл», как играют в шахматы, как называются шахматные
фигуры, то есть я забыл все о шахматах, как забыл после ранения, как называются
буквы, цифры...
Я берусь играть в шахматы с начинающими игроками
и почему-то долго думаю, а как же надо ходить. А вот вспомнить во время игры,
как называются те или другие фигуры, я до сих пор почему-то не могу (ферзь,
ладья, слон, конь, пешка, король). Иногда я вспоминаю про коня (лошадь), про короля
(царь), а все остальные фигуры — отвлеченные для меня, и я их не мог запомнить
в течение двух десятков лет. А в госпитале я
приспосабливался: вместо ферзя называл фигуру «царевна» (если вспомнится),
вместо короля — тоже называл «царь», про коня вспоминал - «конная Буденного»
(если припомню), ладью и слона заменял словами «офицер, дамка» (если вспоминал
об этом), все легче вспоминать. Но все же во
время игры и эти слова плохо вспоминались. Во время игры на доске я видел
две-три фигурки, как и буквы во время чтения — всего три-четыре буквы от центра
поля зрения и влево. От того, что я не вижу всю шахматную доску, а только маленький
кусочек, я без конца забываю о существовании фигур, «зеваю», теряю фигуры. А
заранее знать хоть на один ход вперед — я не мог почему-то...
Примерно то же самое
случилось и при игре в шашки: я забыл, как играют в шашки, хотя до ранения
играл хорошо, прямо скажу.
Когда я увидел в госпитале шашки, то я узнал их по
старой зрительной памяти. Но когда я хотел поиграть в шашки с одним больным,
то вдруг забыл, как же ими играть, в какую сторону
нужно двигать шашкой, по сколько клеточек можно ходить, в общем, забыл, как
нужно играть ими. И товарищ вместо того, чтобы играть со мной в шашки, начал
обучать меня игре в шашки, просто смех и грех. Вскоре я быстро научился, как
ходят «шашка» и «дамка», и часто даже, хотя и с трудом все еще, вспоминал при
игре слова — «шашки», «дамка», почему-то легче вспоминал эти два слова, а вот в
шахматах — там несравненно труднее. Но все же при игре
в шашки у меня также были затруднения. Я очень долго соображаю, путаюсь,
забываю ходы, наперед предвижу только один ход, а что делает в то время
противник — совершенно не знал, точно так же, как и при игре в шахматы...
И не
только шахматы, шашки, домино. Для него стали невозможны и все формы
сколько-нибудь сложного общения,
116
он
становился беспомощным, когда он вступал в разговор, приходил на концерт,
старался понять кинокартину.
И здесь до него доходили лишь самые простые бытовые сцены,
все остальное было раздроблено на куски, которые он не мог связать, смысл
которых оставался для него непонятным.
«Кино я посещаю регулярно, когда оно
бывает. Все же для меня приятно смотреть кинокартину. Все-таки меньше скуки.
Только я не могу теперь после ранения читать что-либо в кино на экране, потому
что я научился читать и читаю только по слогам, по буквам. И когда на экране
появляются слова, то я успеваю прочитать только две-три буквы, как экран с буквами
исчезает и заменяется картиной. Но и экран я вижу не целиком, а только часть
его — слева от центра зрения глаз. И чтобы иметь представление обо всем, что
творится на экране, мне приходится окидывать глазом экран со
многих точек зрения, т. е. стократно вращать глазами с одного места экрана на другое.
И поэтому я быстро в кино утомляюсь, ломит глаза, голову. А оттого, что я не
могу читать, я не понимаю картины. Но и в звуковом кино, где читать почти что
нечего, а приходится только смотреть и слушать, я все равно не понимаю
почему-то картины. Я не успеваю понимать, о чем говорится в картине, как уже
экран показывает другое действие.
Да и вообще я стал понимать только очень простые
вещи, что-нибудь вроде тех, которые были в детстве. А так я смотрю картину и
мало что понимаю. Вот в картине разговаривают двое людей,
а зрители смеются, а я не пойму, что же смешного там. Мне только становится
понятно в картине, когда двое людей начинают
ругаться, драться, падать, это уже для меня тоже понятно без слов. Но все же
картина после ее просмотра не оставляет в памяти никаких следов, так мне
кажется, хотя все-таки понемногу что-то, наверное, воспринимается, хотя я сам
об этом не могу понимать...
То же можно сказать и о концертах. Я слышу и вижу
выступающих, но смысл слов их я не успеваю понимать и схватывать, и все слова
для меня остаются пустыми, да и те не остаются долго в памяти, а мигом
забываются».
Правда, музыку он продолжал любить; но в
песнях получалось что-то странное: он легко сохранял мотив, а содержание,
выраженное словами, по-прежнему не доходило до
117
него, и песня
расчленялась на понятный мотив и чуждое, не доходящее до него, содержание.
«Это мне напоминало своего рода то же, что происходило
с моей речью и памятью: обрывок словесной песни — это мое речевое значение, а
мотив — это вроде автоматического букваря, когда я, не зная букв, автоматически
их называл».