LCI Институт свободы совести
Начало Вверх

LCI

Институт свободы совести

 

Центральной проблемой построения гражданского общества в России являются взаимоотношения государства и общества. Все остальные проблемы, в том числе и экономические, лишь следствие разрыва между властью и обществом. Преодоление этого разрыва в принципе невозможно без полной реализации конституционных принципов свободы совести и светскости государства.

В настоящее время антиконституционные процессы в сфере свободы совести, приняли характер государственной политики и окончательно вышли из под контроля общества. Контроль, ограничение мировоззренческой сферы и нарушения властью прав человека в сфере свободы совести, использование религии в политических целях и сакрализация власти, отход от конституционных принципов светскости государства и клерикализация институтов государства, конфессиональные предпочтения власти и религиозное неравенство стали привычными и повседневными.

Более того, заинтересованными кругами предпринимаются шаги по законодательному закреплению вышеупомянутых деструктивных явлений. С принятием в 1997 г. ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в России начала формироваться законодательная база, которая не только предопределяет нарушения основных прав и свобод человека в РФ, но и стимулирует сепаратизм, этноконфессиональную напряженность, углубление расслоения людей по отношению к мировоззренческим ценностям, которые в свою очередь лежат в основе вооруженных конфликтов на территории РФ и способствуют тенденции к изменению конституционного строя РФ.

Современные направления развития отношений России и религиозных объединений выявили наличие новых противоречащих Конституции РФ тенденций трансформации законодательства о свободе совести в виде идеи введения понятия «традиционные религиозные организации» в правовое поле России.

Конституционные права каждого человека на свободу совести стали жертвой ряда факторов, среди которых доминирующими являются:

·        научная неразработанность;

·        специальные интересы власти и конфессиональной бюрократии.

Эти факторы сегодня определяют состояние свободы совести, которое формируется на уровнях:

·        науки;

·        законотворчества;

·        правоприменения.

Вследствие научной неразработанности данной проблематики и неразвитости вышеупомянутых конституционных принципов как правовой категории российское законотворчество в этой сфере посвящено исключительно свободе вероисповеданий. Конституционное право каждого на свободу совести, упоминается повсеместно лишь в качестве декларации, фактически находясь вне правового поля. Таким образом, законодательство, которое по логике должно быть направлено на реализацию свободы мировоззренческого выбора, подменяется «специальным религиозным» для регулирования деятельности религиозных объединений.

Религиозные объединения традиционно являются объектом политических интересов и «специального» контроля со стороны власти, как в России, так и во многих государствах мира, вследствие чего в результате правоприменения данного «специального» законодательства не только нарушаются права верующих и религиозных меньшинств, но и размывается целый ряд демократических конституционных принципов, составляющих основу конституционного строя.

Анализ реальной ситуации показывает, что «официальная» наука и законотворческий процесс, при заинтересованном и/или молчаливом согласии лидеров «традиционных» конфессий, находится под контролем власти, подводя некую наукообразную базу под ее антиконституционную политику в сфере свободы совести.

В этом контексте характерной чертой является сращивание структур, обслуживающих интересы некоторых конфессий с органами власти и «официальной» наукой. Деятельность этих альянсов носит имитационный правозащитный характер, является корпоративно ориентированной и направлена на реализацию только соответствующих интересов власти плюс определенных религиозных и профессиональных корпораций, имеет тенденцию на приватизацию «цеха борьбы за свободу совести».

Таким образом, в РФ в сфере свободы совести проявляют активность, как правило, структуры отражающие интересы или определенных корпораций, или власти. Реализацией конституционного права на свободу мировоззренческого выбора (юридическим измерением которого является право на свободу совести) для каждого человека вообще никто не занимается. Более того, принципы свободы совести в качестве правовой категории осознаны крайне слабо.

Необходимость формирования правового механизма реализации свободы совести для каждого человека в современном демократическом правовом государстве, определившим в качестве цели построение открытого гражданского общества, и тем более с учетом глобальных процессов требует коренной ревизии и реформы основополагающих принципов и понятийного аппарата в данной сфере.

Одним из приоритетов является создание правовых предпосылок для лишения власти действующих, и возможности создания в будущем юридических механизмов контроля и использования религии в качестве государственной идеологии.

Для сокращения и преодоления разрыва между властью и обществом властные группы должны лишиться юридических механизмов контроля и использования мировоззренческой сферы, основанных на не корректных при применении в юриспруденции принципах и терминах.

Изменения сложившегося порядка вещей в области свободы совести и государственно-конфессиональных отношений требует не только национальный российский уровень. По всему миру полыхают политические войны с ярко выраженным этноконфессиональным характером. После трагедии 11 сентября глобальный конфликт цивилизаций, в свое время аргументированный Хантингтоном, больше не кажется изощренной фантазией.

В этих реалиях необходимость создания международного механизма принятия и реализации решений по глобальным проблемам (в числе которых - международный терроризм), призванного обеспечить устойчивое и безопасное развитие мировой системы и ее элементов, в свою очередь, выдвигает требования коренных изменений в области управления, политики, устройства и распределения власти. Создание такого механизма связано с обязательной трансформацией целей развития, духовных и нравственных ценностей, социальных и политических идей, доминирующих в обществе. Необходимо политическое руководство, отказавшееся от эксплуатации принципов превосходства и разделения, способное преодолеть национальный эгоизм и осуществлять интеграцию в мировое сообщество, органично сочетая национальные и глобальные интересы.

Мир действительно изменился. Пришло время менять политику. И в первую очередь подчинить ее принципам прав человека и свободы совести. Для этого необходимо превратить эти принципы из декларации в реальность.

На наш взгляд совершенствование нормативно-правовой базы для реализации права каждого человека на свободу совести является необходимым условием решения комплекса указанных проблем. Для формирования соответствующей научной базы инициативной группой создана негосударственная некоммерческая научно-исследовательская организация «Институт свободы совести».

Институт свободы совести.

Liberty of conscience institute.

 

Институт свободы совести зарегистрирован в 2002 году. С 2001 года сотрудниками института осуществляется мониторинг тенденций трансформации законодательства РФ в области свободы совести.

Цель Института свободы совести - содействие укреплению культуры мира, толерантности, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, этноконфессиональных конфликтов путем создания системы правовых гарантий свободы совести на национальном, международном и глобальном уровнях.

В первую очередь предполагается выявление смысла и содержания понятия
«свобода совести» с учетом реалий XXI века. Дело в том, что с пятидесятых годов до настоящего времени и в науке и в законотворчестве свобода совести это, как правило, синоним религиозной свободы (то есть широкое, объемное понятие подменяется узким и одномерным, отражая отсутствие представления о свободе совести как общечеловеческом феномене).

Поэтому вполне логично было бы сначала понять, что есть сегодня свобода совести, чтобы затем содействовать реализации ее принципов, опираясь на это понимание.

За последние два века идеал религиозной свободы завоевал признание во всем мире. Сегодня его не отрицая, но, расширяя, должен поглотить идеал свободы совести. При этом есть основания предполагать, что борьба за религиозную свободу может быть эффективной только как составляющая борьбы за свободу совести.

В числе приоритетных задач Института:

·        содействие на уровнях науки и образования, законотворчества, правоприменения реализации каждым индивидом права на свободу совести, включая свободу вероисповедания;

·        формирование в обществе представления о необходимости реализации свободы совести как глобальной проблемы, системообразующем праве, являющимся основой построения открытого гражданского общества, правового демократического государства;

·        развитие представления о необходимости реализации свободы совести как глобальной проблемы и формирование направлений совершенствования нормативно-правовой базы реализации права на свободу совести в контексте глобализации;

·        формирование правовых механизмов защиты человека и общества от идеологического господства любых доктрин и структур, что предполагает правовое разграничение религии и политики;

·        выработка научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с проблематикой прав человека, свободы совести и государственно-конфессиональных отношений;

·        правовое и религиоведческое просвещение в области прав человека, свободы совести и государственно-конфессиональных отношений

Для реализации указанных задач Институт осуществляет научно-исследовательскую, учебно-просветительскую и издательскую деятельность, взаимодействует с российскими, иностранными и международными государственными и негосударственными организациями и структурами, ведет работу в следующих направлениях:

·        методология проблематики прав человека, свободы совести и государственно-конфессиональных отношений;

·        аналитическая деятельность в области прав человека, свободы совести и государственно-конфессиональных отношений;

·        анализ Российского законодательства в области прав человека и свободы совести; сравнительный   анализ   национального   и   международного   законодательства   в области прав человека и свободы совести;

·        выработка рекомендаций по совершенствованию международной и национальных нормативно-правовых баз реализации права на свободу совести;

·        экспертиза законопроектов, проектов изменений и дополнений в действующее законодательство,   иных  документов  и  материалов  в  области  прав  человека, свободы совести и государственно-конфессиональных отношений; разработка законопроектов, проектов изменений и дополнений в действующее законодательство;

·        проведение социологических исследований в области прав человека, свободы совести и государственно-конфессиональных отношений;

·                 разработка  и  выпуск  научной  и  учебной  литературы  по  проблематике  прав человека, свободы совести и государственно-конфессиональных отношений;

·                 освещение    в    СМИ    проблематики    прав    человека,    свободы    совести    и государственно-конфессиональных отношений;

·        выпуск периодического издания;

·        создание и поддержка Интернет-сайта по проблематике прав человека, свободы совести и государственно-конфессиональных отношений;

·        лекционная работа по вопросам прав человека, свободы совести и государственно-конфессиональных отношений;

·        организация конференций, «круглых столов», семинаров по проблематике прав человека, свободы совести и государственно-конфессиональных отношений; осуществление мониторинга соблюдения прав человека в сфере свободы совести в Российской федерации и за рубежом;

·        противодействие нарушениям и защита прав в области свободы совести в отношении отдельных лиц и объединений;

·        оказание правовых и информационных услуг гражданам, организациям, учреждениям;

·        сотрудничество с российскими, иностранными и международными организациями и научными центрами в области прав человека, свободы совести и государственно-конфессиональных отношений.

Деятельность Института имеет междисциплинарную направленность. В составе научно-консультативного совета Института историки, религиоведы, философы, юристы.

В настоящее время Институтом реализуется проект мониторинга тенденций трансформации законодательства РФ в области свободы совести, в рамках которого проведен «круглый стол», издан сборник «Свобода вероисповедания, государственно-конфессиональные отношения и протестантизм в России», осуществлена публикация материалов аналитического характера в журналах «Право и политика», «Юридический мир», «Здравый смысл», газетах «НГ-Религии», «Независимая».

Институт приглашает к сотрудничеству ученых, законодателей, специалистов, всех, кто интересуется проблематикой связанной с реализацией права на свободу совести.

Яндекс.Метрика

© libelli.ru 2003-2014