...Сущность души человека и животных есть и останется всегда столь
же неизвестной, как и сущность материи и тел. Более того душу, освобожденную
при помощи абстракции от тела, столь же невозможно себе представить, как и
материю, не имеющую никакой формы. Душа и тело были созданы одновременно,
словом одним взмахом кисти... Поэтому тот, кто хочет познать свойства души,
должен сперва открыть свойства, явно обнаруживающиеся в телах, активным началом
которых является душа...
Все философы, внимательно изучавшие природу материи,
рассматриваемой, как таковая, независимо от всех форм, образующих тела, открыли
в этой субстанции различные свойства, вытекающие из абсолютно неизвестной
сущности. Таковы, во-первых, способность принимать различные формы, которые
появляются в самой материи и благодаря которым материя может приобретать
двигательную силу и способность чувствовать; во-вторых, актуальная протяженность,
принимаемая ими за атрибут, а не за сущность материи.
Ламетри Ж. Трактат о душе // Сочинения. —М., 1983. —С.
58—60.
Какое чудесное зрелище представляет собой эта лестница с
незаметными ступенями, которые природа проходит последовательно одну за другой,
никогда не перепрыгивая ни через одну ступеньку ни всех своих многообразных
созданиях! Какая поразительная картина — вид Вселенной: все в ней в
совершенстве слажено, ничто не режет глаза; даже переход от белого цвета к
черному совершается через длинный ряд оттенков или ступеней, делающих его
бесконечно приятным.
Человек и растение — это белое и черное. Четвероногие, птицы,
рыбы, насекомые, амфибии являются промежуточными оттенками, смягчающими резкий
контраст этих двух цветов. Если бы не существовало этих промежуточных оттенков,
под которыми я подразумеваю проявления жизни различных животных, то человек,
что гордое животное, созданное подобно другим, из праха, возомнил бы себя
земным богом и стал бы поклоняться только самому себе...
...Для образования рассудка, подобного нашему, требуется больше
времени, чем нужно природе для образования рассудка животных; надо пройти через
период детства, чтобы достигнуть разума; надо иметь в прошлом все недостатки и
страдания животного состояния, чтобы извлечь из них преимущества,
характеризующие человека.
Ламетри Ж. Человек-растение // Сочинения. — М., 1983. — С.
58—60.