§ 2. БОГОИСКАТЕЛЬСТВО И ШАБЛОНЫ «СОВЕТОЛОГИЧЕСКОГО» МЫШЛЕНИЯ В условиях непрекращающегося идейного противоборства между марксизмом и современным антикоммунизмом на книжный рынок Запада выбрасывается масса работ, посвященных антимарксистски и антисоветски окрашенной идеалистической и религиозной мысли. Как уже говорилось, печатную продукцию, посвященную русскому религиозному идеализму рассматриваемого периода, условно можно разделить на две группы — это или исследования взглядов того или иного философа, или анализ целых философских направлений *. К последнему виду публикаций примыкают многочисленные хрестоматии по русской философской и общественно-политической мысли. Они обыкновенно снабжены обширными предисловиями и комментариями клерикально-антикоммунистического характера, как, например, трехтомная антология «Русская философия», изданная в Чикаго в 1965 г. и составленная антисоветски настроенными «специалистами» по истории русской философии Дж. Эди, Дж. Скенленом и М. Б. Зелдин. Среди работ, посвященных отдельным представителям русского идеализма XIX—XX вв., больше всего книг и статей посвящено Н. Бердяеву и Вл. Соловьеву. В последние полтора-два десятилетия все большее внимание * Настоящий параграф основан на критическом анализе работ, изданных в основном в англоязычных странах. 264 уделяется переводам и популяризации работ Л. Шестова, В. Розанова и др. Книги об отдельных религиозных философах отмечены одинаково восторженным тоном, скрупулезным изложением и добросовестной систематизацией идей того или иного «богоискателя». Эти изыскания объединяет также некритичное усвоение (точнее просто пережевывание) религиозно-мистических концепций, антикоммунистических и антисоветских деклараций русских мистиков. Книги, посвященные разбору целых направлений русской религиозной мысли, как правило, наполнены различными спекуляциями и надуманными схемами историко-философского характера, претендующими объяснить общую логику развития религиозно-философской мысли в России. Одной из типичных работ такого рода является монография Дж. Клайна «Религиозная и антирелигиозная мысль в России» (Чикаго, 1968). Книга написана с антисоветских позиций. Исходное положение автора, объясняющее его интерес к теме, состоит в том, что рассматриваемый им период (середина 60-х годов XIX в. — середина 60-х годов XX в.) был, по его мнению, «исключительно плодотворным для русской религиозной мысли и исключительно важным (fateful) для русской религиозной практики...» (152, 1). Клайн рассматривает десять несовместимых по своим взглядам представителей русской культуры и истории: К. Н. Леонтьева, В. В. Розанова, Н. А. Бердяева, Л. И. Шестова, М. А. Бакунина, Л. Н. Толстого, А. В. Луначарского, А. М. Горького, Г. В. Плеханова и В. И. Ленина. Во имя объединяющего начала Клайн постулирует, что именно они «представляют чистые и крайние позиции в истории религиозной и антирелигиозной мысли в России» (там же, 2). Уже во введении совершенно бездоказательно он отдает предпочтение Леонтьеву, Розанову и Шестову как мыслителям, наиболее «возбуждающим» и «глубоким» по сравнению со всеми остальными их современниками. Клайн не скрывает своей партийности в философии, с откровенной симпатией относясь к религиозным консервативным мыслителям и всячески третируя русскую прогрессивную и атеистическую традицию. Но он не доводит свою линию до конца и сбивается на явно несостоятельную «монистическую» точку зрения, используя один из самых примитивных и банальных фальсификаторских 265 приемов: все материалистические и атеистические концепции он зачисляет в разряд религиозных, точнее в разряд «псевдорелигиозных суррогатов», бездоказательно принимая религиозную точку отсчета в качестве очевидной и не требующей обоснования. Его совсем не интересуют ни социальные, ни внутренние источники историко-философского развития в России, его общие закономерности и специфические особенности как одной из ветвей мирового философского процесса, вклад прогрессивных русских мыслителей в историю мировой цивилизации. Клайн предпочитает иметь дело с абстракциями типа «русская спекуляция», «русские мыслители», «русская идея», в которых он, вслед за Бердяевым и Зеньковским, отыскивает особые, неповторимые черты, чтобы (опять-таки вслед за этими русскими мистиками) доказать особую «судьбу» русской философии. Русская философия, по мнению Клайна, обладает четырьмя уникальными чертами, одинаково присущими всем ее лагерям («марксистскому в некоторой степени менее явно, чем немарксистскому»): (1) «русская спекуляция обычно сконцентрирована на человеке»; (2) «особая экзистенциальная напряженность и нетерпимость к умеренности были связаны с концентрацией внимания на индивиде»; (3) «в России, больше чем где бы то ни было, большинство литераторов глубоко интересовалось религиозными вопросами... Многие религиозные мыслители, кроме того, обладали поэтическим даром...»; (4) «русская религиозная мысль (здесь Клайн либо забыл, что он обещал выделить все характерные черты русской мысли, в том числе и связанные с атеизмом, материализмом и марксизмом, либо все они растворились в религии без остатка — в любом случае его суждения до чудовищности нелепы) была неакадемической и неинституциональной в уникальной степени... в России оригинальные и влиятельные религиозные мыслители... почти без исключения были не профессионалами (non-academic)... Большинство из них были политическими, социальными критиками и критиками культуры, а не просто или прежде всего литературными критиками. Большая часть их политического, социального и культурного критицизма была сконцентрирована на религии и церкви» (там же, 4—6). Надо заметить, что книга Клайна с его до крайности ложной и искусственной картиной истории русской фило- 266 софии — не обычное антикоммунистическое чтиво, рассчитанное на обывателя, не имеющего никаких специальных познаний в гуманитарной области (как, например, убогая стряпня какого-нибудь Даниэльса, издавшего ее год названием «Природа коммунизма»), а претендующее на научность специальное «исследование». Но политическое содержание этого «ученого» труда столь же реакционно, как и любой другой антикоммунистической литературы. В том же предисловии, где Клайн излагает свою концепцию истории «русской мысли», имеется интерпретация сегодняшней идеологической ситуации в СССР. В ней этот «советолог» полностью показал свой антикоммунизм, религиозный обскурантизм и желание представить советское общество расколотым по религиозному принципу. «Я, — заявляет он, — различаю два псевдорелигиозных и один подлинный религиозный заменитель традиционных религий в сегодняшнем Советском Союзе: ортодоксально-атеистический марксизм-ленинизм; научно-промышленный прометеизм, непризнанный наследник предшествующей псевдорелигии «богостроительства», и (3) что-то относительно новое — «философский» и большей стью нецерковный теизм, который часто граничит с пантеизмом» (там же, 10). Несмотря на то что эта тирада явно граничит с абсурдом, в целом понятно, чего хочет Клайн. Ему мечтается, чтобы в СССР расцвела религиозная мысль вместе с сопутствующим ей консерватизмом типа славянофильского, чтобы Россия пошла назад в своем духовном и политическом развитии. То, чего не договаривает Клайн, со всей откровенностью высказал Михайло Михайлов, известный югославский антимарксист. В июльских номерах газеты «Нью-Йорк Таймс» за 1971 г. была опубликована серия его статей «Мысли об обществе», в которых он предстал как союзник самых ярых антисоветчиков и очередной пророк... нового «религиозного возрождения». И если писания Клайна кое-где имеют вид наукообразности, то М. Михайлов об этом ничуть не беспокоится. По его словам, «Советский Союз, как когда-то романская империя, подготавливает почву для планетарного религиозного возрождения». В духе реакционных мечтаний о повороте философии в СССР к религиозно-мистическим доктринам, а советского общества к «религиозному 267 ренессансу» написана и статья западногерманского «советолога» Г. Барха «От Ленина к Бердяеву?» (см. 141). Вообще необходимо отметить, что в стане клерикальных антикоммунистов существует своеобразная «секта» мечтателей, ожидающих наступления в СССР некоего религиозного «возрождения». К числу этих воздыхателей-утопистов принадлежат не только упомянутые Клайн, Михайлов, Барх, но и такие «специалисты» в области религии, как Коларз, Венже, Бурдо, Симон и др. К ним примыкают и религиозные пособники антисоветизма, обосновавшиеся на Западе, — Д. Константинов, архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской) и др. Как видим, и до настоящего времени мессианистские и антикоммунистические прожекты известных русских мистиков находят своих последователей на Западе. К числу таковых можно отнести составителей уже упоминавшейся трехтомной антологии «Русская философия» Дж. Эди, Дж. Скенлена и М. Б. Зелдин, претендующих на «оригинальную» трактовку русской религиозной философии и всей истории отечественной мысли. Если бы на обложках этих книг не значилось, что составители антологии работали в сотрудничестве с Дж. Клайном, их можно было бы заподозрить в плагиате — настолько схожи основные мысли антологии с клайновскими. Здесь также утверждается, что русская философия была «человекоцентричной», «уникально неакадемической и неинституциональной». «Русская философская мысль, — повторяют они даже не клайновскую, а бердяевскую идею об «исконном русском экзистенциализме», — была отмечена особой напряженностью и нетерпимостью к умеренности... личностный риск, «экзистенциальная» решимость или обязательство были включены в бытие русского интеллектуала, обязательство противостоять репрессивным аспектам «русской реальности» (и иногда западной теории) во имя человеческой свободы и достоинства» (157, IX—X). Несерьезность, фразерство, тщеславное желание сказать какую-нибудь красивость так и выпячивают из каждой строки этого опуса, содержание которого не имеет никакого отношения к реальной истории отечественной мысли. В исследованиях по русской философии западные авторы почти всегда прибегают к концепции «правды-истины» и «правды-справедливости» в ее бердяевской 268 религиозно-мистической интерпретации, забывая обычно первоначальный смысл и сферу приложения, данную этому положению Михайловским *. Так, в частности, поступили и составители антологии, для которых эта формула в упомянутой интерпретации превратилась в основу целой концепции истории русской философии. «Страсть к познанию истины» у русских считалась, полагают они, не просто «абстрактным занятием, но также как склонность к настойчивым моральным и социально-политическим интересам. Это отношение может быть выражено по-русски, если мы скажем, что они подчиняли istina — теоретическую истину to pravda — практической «истине-справедливости». Русские мыслители видели свою центральную задачу в iskaniye pravda — разыскании истины-справедливости» (там же, XI). Стремление представить историко-философский процесс в России как игру страстей какого-то мистического «национального духа» перекочевало из работ контрреволюционной, веховской и эмигрантской философии в книги современных западных экспертов по «русской душе». Эди, Скенлен и Зелдин следующим образом «развили» эту антинаучную и реакционную тенденцию. По их мнению, всю русскую философию в зависимости от ответа ее представителей на вопрос, что такое «правда», можно разделить на две «традиции»: «рационалистическую» и «иррационалистическую». К первой тогда будут отнесены «люди 60-х годов», Л. Толстой, Вл. Соловьев и марксисты. Все они якобы «допускали, что теоретическая истина (правда-истина) может и должна служить основой практической истины (правды-справедливости), так же как и индивидуальной и общественной жизни». Ко второй «традиции» — Герцен, народники и Шестов, признававшие «приоритет правды-справедливости, в смысле моральной ценности, и которые были готовы заключить в скобки или совсем отвергнуть притязания правды-исти- * Известный представитель русского народничества Н. К. Михайловский высказал мысль о единстве морального и теоретического в человеке, о необходимости стремиться к гармонии нравственного н гносеологического, которые для него символизировались словом «правда», состоящим как бы из двух понятий: «правда-истина» и «правда-справедливость». Впоследствии Бердяев, как и некоторые другие религиозные философы, неправомерно усмотрел в мысли Михайловского одно из основных качеств русского философствования. 269 ны, понятой как теоретическая истина» (там же). В довершение этой произвольной «схемы экзистенциализм Шестова был объявлен «кульминацией» главной (т. е. «иррационалистической». — В.К.) традиции русской философии, тогда как в качестве наследников «рационалистической» составители назвали «эпигонов марксизма-ленинизма» (там же, XII). Критиковать утверждения подобного рода — необходимо, но неинтересно. И не потому, что в результате не обнаруживается ничего, кроме ряда сознательных и бессознательных извращений, имеющих целью принизить и оболгать прогрессивное значение материалистической традиции в русской философии, ослабить притягательную силу ленинизма. Весь тон вступлений и комментариев антологии «Русская философия» свидетельствует, что их авторы сами не очень-то верят тому, что пишут. Для них наговорить кучу вздора — не означает поставить под сомнение свое понимание проблемы, так же как и элементарные принципы научного исследования. Ведь легко можно и отказаться от одной схемы во имя другой, что практически и делают Эди, Скенлен и Зелдин, описывая далее историко-философский процесс в России в частных и не имеющих историко-методологического характера категориях-альтернативах «славянофильство» и «западничество». Если, согласно первой схеме «рационализм — иррационализм», в одних и тех же лагерях оказались, с одной стороны, религиозный философ объективно-идеалистического толка Вл. Соловьев и гениальный продолжатель марксизма в XX в., материалист и диалектик В. И. Ленин; с другой — революционный демократ, представитель диалектического материализма и прогрессивной научной мысли А. Герцен и религиозный иррационалист, фанатик абсурда и безоговорочной веры Л. Шестов, то схема «славянофилы — западники» смешивает уже не имена, а сразу целые традиции, совершая нечто вроде «великого переселения идей». «...Современная официальная философия в Советском Союзе, — пишут составители чикагской антологии, — хотя и имеет много исконных русских корней, тем не менее является по своему происхождению в значительной степени западной, в то время как эмигрантская философия, сформулированная большей частью на Западе, является, очевидно, выражением русского мировоз- 270 зрения». Но и это еще не все. Очевидно, для того чтобы полностью соблюсти принцип «методологического плюрализма», т. е. окончательно все запутать, Эди, Скенлен Зелдин идут напролом, заявляя, что «в своем единстве и всеобъемлемости диалектический материализм достигает цели, к которой стремились русские религиозные философы конца XIX и начала XX века» (там же, 142; 467). Примечательной особенностью стиля авторов комментариев трехтомника «Русская философия» являются многочисленные двусмысленности и увертки. Одни философы зачисляются в иррационалисты с оговорками и колебаниями, о многих других вообще ничего не говорится, а свою же собственную схему «славянофилы — западники» они в итоге подвергают сомнению, по-хлестаковски замечая, что последние два-три десятилетия русская философия развивалась не в рамках этой альтернативы (там же, 4). Видимо, игривая и порхающая манера описания так удобна и безопасна во всех отношениях. С необыкновенной легкостью судят и рядят эти господа, когда речь заходит о русской философии и культуре. Можно сказать, что едва ли не единственным «положительным» чувством, которым движутся такие исследования, является прохладное любопытство. Именно в нем заключаются личные мотивы любителей метафизики «русской души». Это особого рода западное любопытство — одновременно скептическое, боящееся быть открытым и искренним и потребительски пресыщенное, ждущее необычного и гонящееся за ним. Вот почему в русской философии, и религиозном идеализме в особенности, чаще всего ищут экзотического, жутко-мистического и... неполноценного по отношению к ценностям «западной цивилизации» и «свободного мира». «Советология» — это дитя не только современного империализма, но и всего мещанского духа буржуазного потребительского общества, порождающего ограниченность и обывательщину на почве социально-политической мифологии, культивирования предрассудков, самой извращенной философии потребительства. Для лучшего понимания характера восприятия западным сознанием построений русских религиозных философов необходимо учитывать некоторые особенности социально-психологической атмосферы основных империалистических стран. 271 Западный (особенно американский или английский) интеллигент-либерал или просто образованный обыватель внешне почти всегда невозмутимо оптимистичен. Он научился канализировать свою хандру, неуверенность и страх перед будущим, закупоренность в каждодневной рутине, отчужденность и ощущение иррациональности своего бытия самыми разнообразными способами. Система капитализма об этом достаточно позаботилась: она создала массу искусственных способов психологической и интеллектуальной разрядки — от бесчисленных drinks до оболванивания пропагандой секса и мистики от рок-музыки до киносерий о «вторжении русских в Америку». Одно из таких направлений, созданных «обществом потребления», в котором иррациональность конформного индивида находит свое извращенное удовлетворение, связано с отысканием (и чудовищной гипертрофией) в культуре других народов отсталых представлений, религиозных предрассудков и тому подобной экзотики. Об этом много пишут различные буржуазные «ученые» и писатели, создаются бесконечные серии телефильмов и радио пьес с описанием похождений цыганских колдунов и колдуний, китайских и японских магов и т. д. К этому направлению примыкает и многочисленная литература о русских мистиках. Немаловажная психологическая особенность, связанная с внутренним потреблением этой продукции, состоит в том, что она позволяет читателю сохранять дистанцию между собой и содержанием указанной стряпни о «загадках» и «мистике» «русской души». Эта дистанция дает ему возможность отмежеваться от всякой чертовщины и религиозной экзотики, избежать прямых обвинений в приверженности архаичным и антинаучным формам мировоззрения. К тому же — по контрасту — это внушает ему мысль о прогрессивности Запада по отношению к «темному» и «варварскому» Востоку. И тем более охотно разглагольствуют буржуазные писаки о мистицизме, апокалиптизме и мессианизме (в данном случае) русских. Здесь компенсируются сразу две психологические потребности — подспудная тяга к мистике и иррациональному и потребность ощутить себя представителем страны «здравого смысла» и «здорового» прагматизма, с точки зрения которого весь этот мистицизм предстает как показатель неполноценности культур и народов, не подхо- 272 дящих под стереотип «западная цивилизация» *. Вместе с тем все это оказывается одним из проявлений буржуазного национализма, выражающегося в разглагольствованиях о той же самой «американской исключительности» или миссии «западной демократии» по отношению к остальному миру. Нет ничего удивительного в том, что при всей интенсивности идеологического использования современными буржуазными «специалистами» мировоззренческого наследия русского идеализма ни один из них, за редким исключением, по-настоящему не разделяет ни верований, ни идеалов русских мистиков и тем более не отождествляет с ними собственных убеждений. Отсюда значительная доля лицемерия и высокомерной снисходительности, как правило наблюдаемых у этих «исследователей» к своему предмету. Политическая, психологическая и моральная ситуация, в которой буржуазные историографы ведут свои исследования, весь дух и стиль этой работы не соответствуют нормам объективного анализа. Это лишает их способности понимания существенного. Один пример. Авторы вступлений и комментариев чикагской антологии по русской философии квалифицировали как случайное возникновение в русском идеализме XX в. мотивов и идей, аналогичных западноевропейским, т. е. формирование экзистенциализма, персонализма, предвосхищение идей Шпенглера и т. п. «Это, возможно, не более чем совпадение, — пишут они, — что эта русская (религиозно-идеалистическая. — В. К.) философия, особенно философия Бердяева и Шестова, должна была возникнуть именно в то время, когда в Европе начал утверждать себя экзистенциализм...» (157, 142). То, что для этих авторов «не более чем совпадение», на деле является закономерностью, макросоциальная основа которой была связана с кризисом капитализма начала века. Иррационализм, пессимизм и широкая волна религиозного модернизма — таковы некоторые мировоззренческие симптомы перехода ряда капиталистических стран, в том числе и России, на империалистическую стадию развития. Если у большинства авторов, специализирующихся * Все это не противоречит тому факту, что в современном капиталистическом обществе, с его пресловутым «плюрализмом», существует значительная прослойка населения, всецело находящегося под влиянием крайних форм религии и оккультных представлений. 273 в области истории русской философии и культуры, таких, как Клайн, Скенлен, Пайпс, Хэйер, Биллингтон и др., классовые позиции и психологический комплекс, о котором говорилось выше, прикрыты сентиментально-сочувственными рассуждениями о русском идеализме и сопровождаются нападками на прогрессивную материалистическую и революционно-демократическую традицию, то для империалистической буржуазии и ее идеологов — неспециалистов по русской философии общий негативизм и враждебность к истории русской культуры (включая и идеалистическую философию начала века, осужденную как нечто немощное и эксцентричное) являются нормой. Антикоммунистическая пропаганда стремится истолковывать материалистическую философию в России, ленинизм и современную философскую мысль в нашей стране в терминах религиозной философии. Особенно интенсивно фальсифицируется проблема генезиса ленинизма. Нельзя сказать, чтобы миф об исключительной, особой, «национальной» сущности ленинизма и практики строительства социализма в СССР был изобретением одной только послеоктябрьской контрреволюционной эмигрантской мысли. Иностранные империалистические круги, соперничавшие с российским империализмом, в пропагандистских целях охотно допускали перенос своей враждебности с царской России на Советскую власть и обратно. Но концепция «русского коммунизма» оказалась для идеологов Запада (не сюсюкающего и сентиментальничающего вместе с разбитыми силами контрреволюции по поводу «русской катастрофы», а для Запада, стремившегося к расширению своей силы, господства и влияния) настоящей находкой. Она стала тем связующим звеном, посредством которого от религиозно-мистических и националистических концепций, сочетающихся с антикоммунизмом, можно было перейти — в целях разжигания вражды к СССР — к отождествлению «русского социализма и коммунизма» с мистицизмом, мессианизмом * и религиозным фанатизмом, преподнесенными Западу эмигрантскими философами. * Вопросы, связанные с использованием современным антикоммунизмом идеи русского мессианизма, подробно рассмотрены в статье Н. С. Федоркина «Исторические судьбы одной утопии. О социально-политической функции так называемого русского мессианизма» (см. «Актуальные проблемы истории философии народов СССР». М., 1972, с. 472—490). 274 Сдвиг акцентов, который можно обнаружить в работах несколько иного уровня и замысла (не религиозная философия или история русской философии, а «русский коммунизм» или «русский марксизм»), кажется не очень существенным, хотя фактически меняется многое. Когда, к примеру, Бердяев настаивал на том, что «русская идея» «по ошибке» была понята как идея социализма и коммунизма, когда он писал о «ложной» трансформации идеи «Москвы — Третьего Рима» в идею III Интернационала, он, желая всеми средствами опорочить идеи марксизма-ленинизма, все-таки не сводил мессианизм к коммунизму. Он продолжал уповать на «религиозное возрождение» и конец света. Все эти тонкости были отброшены большинством «советологов». Однако в стратегических целях ими были удержаны по крайней мере два положения: во-первых, концепция «русского коммунизма», по которой ленинизм, Октябрьская революция и Советская власть лишались своего интернационального классового значения и объявлялись феноменами национального и ограниченного порядка; во-вторых, тенденция объявить коммунистическое учение, марксизм-ленинизм и особенно претворение в жизнь его идей в России манифестацией чего-то мистического, опирающегося на религиозную веру и догматы. При этом фактически утвердилась пропагандистская манера рассматривать Советский Союз и его духовную историю через призму идей русских религиозных философов XX в. В статье Р. Кэмбелла «Русская мысль XIX — начала XX в.» (см. 151) необходимость изучения истории русской философии обосновывается именно ссылкой на то, что якобы не Маркс является «ключом к пониманию современного марксизма», а русская история в ее бердяевской версии. В подтверждение этого приводятся выдержки из работы Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма» о том, что изучение Маркса «не поможет» понять происходящего в СССР. Изучение СССР в аспекте установления генезиса «русского коммунизма», ленинизма и «советской мысли» не только находится в большой зависимости от фальсификаторских работ русских эмигрантских философов и их современных буржуазных адептов, но в свою очередь порождает новую серию извращений и ложных идей. 275 Один из американских антикоммунистов, примыкающих к школе Бохеньского, Ричард Деджордж, в книге «Шаблоны советской мысли» исходит, казалось бы, из здравой идеи, когда пишет: «Русская мысль в последние десятилетия XIX в. различным образом подготавливала интеллектуальную почву для восприятия марксизма в России; и ленинизм является не только плодом марксизма, но также и русской почвы» (148, 113). После такого утверждения для выявления специфики ленинизма самым подходящим делом был бы конкретный анализ исторической и идеологической ситуации в России последней трети XIX в., ведущих общественно-политических и мировоззренческих направлений, их классовых и экономических основ, а коль скоро речь идет о марксизме в России, то и ленинских работ, где всесторонне анализируется как политическая атмосфера, так и основные перипетии борьбы идей не только на русской, но и на западноевропейской почве. Деджордж, однако, пошел по другому пути. Он по сути перечислил давно известные стереотипы, в плену которых он осознанно либо неосознанно оказался. «Внутри русской традиции, — повторяет он зады веховско-эмигрантской мифологии, — могут быть найдены русское мессианистическое сознание, придающее особое значение будущему, с его мечтою о «Москве — Третьем Риме», объединяющем Восток и Запад, острое моральное чувство зол капитализма и буржуазного мещанства с сопутствующим подчеркиванием общинной жизни и собственности, внимание к социальным и этическим проблемам, скорее чем к чисто спекулятивным философским вопросам» (там же). «Русская традиция» в понимании Деджорджа предстает как набор религиозных и моральных характеристик, произвольно выхваченных из социальной психологии угнетенных классов («чувство зла капитализма» и т. п.). Не надо обладать особым воображением, чтобы представить, какую нелепую интерпретацию получает проблема генезиса ленинизма и советской философской науки в изложении этого антикоммуниста. Один из «отцов» современной «советологии», И. Бохеньский, охотно прибегает к приемам фальсификации, отмеченным выше. Собственные (неотомистские) взгляды Бохеньского далеки от идей русских религиозных 276 философов. Однако роднящая их религиозность заставляет его «соблазниться» и вслед за русскими религиозными философами истолковывать марксизм-ленинизм в терминах христианской мифологии: «Коммунистическая целевая установка, эсхатология ложна, так как не соответствует действительным человеческим стремлениям. Она пренебрегает большей частью потребностей человека и посредством смысловой подтасовки ставит на место (подлинного) стремления к счастью, свойственного реальному отдельному человеку, «счастье» мифического будущего общества» (143, 640). Такое искажение научно обоснованных в марксизме коммунистических идеалов не случайно, оно полностью согласуется с основными методологическими принципами антикоммунизма. С точки зрения Бохеньского, имеется три «компонента» в марксистско-ленинской идеологии, и прежде всего в философии, — «основная догма, систематическая надстройка и неклассифицируемые доктрины» (145, 7). Примеры «основных догм»: «человечество эволюционирует к лучшему состоянию», «это развитие необходимо», «атеизм», «теория классов и классовой борьбы» и т. д. Бохеньский — достаточно опытный антикоммунист, чтобы не знать, что марксистско-ленинская философия — это наука, имеющая строгое экономическое, историческое, естественнонаучное и методологическое обоснование. Поэтому и все то, что он называет «догмами», не дано откровением, а добыто в результате глубоких научных исследований, обобщений достижений естественных и общественных наук и социальной практики. Видимо, поэтому Бохеньский уводит разговор о марксистских «догмах» совсем в другую сторону. По его мнению, они являются «догмами», так как, во-первых, «не подчиняются никакому изменению» и, во-вторых, потому, «что нет свободы среди коммунистов интерпретировать их различным образом» (там же, 8). Как известно, Бохеньский — специалист не только в области «советологии», но и логики. Однако, как антикоммунист, он встает в данном случае на дорогу софистики, а не логики, подменяя анализ генезиса сущности и основных обобщений (не догм!) марксизма-ленинизма вопросом о человеческих отношениях по поводу идей. Но и здесь, если заключать от противного, он готов назвать «недогматическим» коммунистом того, кто изменит основ- 277 ным выводам марксистской философии и научного коммунизма, т. е. если марксист... перестанет им быть. Миф об ортодоксальности и догматизме ленинизма входит в арсенал современного антикоммунизма уже в качестве аксиомы. Этот предрассудок был заимствован в основном у веховцев и контрреволюционных эмигрантских философов, экстраполировавших свой вымысел о «национальном догматизме» русской души на пролетарское мировоззрение. Враги марксизма упорно не желают признавать того факта, что марксизм-ленинизм — это научная идеология, не догма, а руководство к действию. Революционно-преобразующий, действенный и творческий характер марксизма-ленинизма нашел свое грандиозное воплощение в построении в СССР развитого социализма, в образовании мировой социалистической системы и все более широком развертывании мирового революционного процесса. Влияние религиозно-идеалистических установок русских мистиков без труда прослеживается в неотомистской линии клерикального антикоммунизма. Несмотря на то что Бохеньский, например, чужд экзистенциалистскому типу иррационализма, присущего взглядам многих русских религиозных философов XX в., однако и он для характеристики интеллектуальных и социально-психологических традиций в России обращается к давно изношенным веховско-богоискательским идеям. «Может быть, неправильно говорить о «русской душе», — с нехарактерной для него двусмысленностью замечает он, — но никто всерьез не может отрицать крайне догматическую и спекулятивную позицию многих предшественников Ленина в России» (146, 5). Как и подавляющее большинство современных «советологов», Бохеньский находится под гипнозом стереотипов, выработанных контрреволюционной веховской философией. Религиозно-мистические легенды о «русской душе», сочиненные Бердяевым, Зеньковским и др., суть не что иное, как пропагандистская гипертрофия религиозно-мещанских представлений о национальных традициях. Эти представления расцвели в эпоху кризиса эксплуататорской России в сознании ее реакционных и декадентских апологетов, напуганных надвигавшимся крахом устарелой надстройки, испугавшихся идей социализма и подъема революционного творчества народных масс. 278 В. И. Ленин указывал на то, что абстрактные и туманные разглагольствования о существовании какой-то мистической национальной «души» в аспекте социальном представляют собой разговоры мещан и обывателей о своей собственной «душе», которая в своем одинаково ненаучном, убогом и реакционном содержании интернациональна. Это, как писал В. И. Ленин А. М. Горькому, — продукт «тупого мещанства, хрупкой обывательщины, мечтательного «самооплевания» филистеров и мелких буржуа, «отчаявшихся и уставших» (как Вы изволили очень верно сказать про душу — только не «русскую» надо бы говорить, а мещанскую, ибо еврейская, итальянская, английская — все один черт, везде паршивое мещанство одинаково гнусно, а «демократическое мещанство», занятое идейным труположством, сугубо гнусно)» (2, 48, 227—228). Как раз на такой мещанской точке зрения стоит в данном случае и Бохеньский, обращающийся к истлевшим богоискательским представлениям об извечном «догматизме» «русской души». Крайне сомнительные спекуляции вокруг вопроса о душе понадобились ему, чтобы внести свой вклад в фальсификацию проблем идейных истоков ленинизма. В «программной» статье «О советских исследованиях» («On Soviet Studies» — точнее было бы сказать «О советологических исследованиях») ленинизм объявляется результатом условий, «целиком отличающихся от условий Англии и Германии 1850 г.». Кроме того, «духовная почва» Ленина «сильно отличалась» от «духовной почвы» Маркса. «Достаточно назвать такие имена, — продолжает Бохеньский, — как Белинский, Чернышевский, Нечаев, Ткачев и Огарев, чтобы понять это» (144, 6). Разбирая высказывания этого антикоммуниста, постоянно приходится отделять истину от лжи и полулжи, так как вопрос о происхождении ленинизма запутан и извращен им очень искусно. То, что исторические условия возникновения ленинизма отличались от условий, в которых формировался марксизм, — факт очевидный. Но его необходимо правильно истолковать. Объект исторического анализа как для Маркса, так и для Ленина был в принципе одним и тем же — капиталистическая общественно-экономическая формация; между тем капитализм, не изменив своей эксплуататорской сущности и основных законов своего существования, перешел в свою высшую и 279 последнюю стадию развития — империалистическую. Опираясь на работы Маркса и Энгельса, Ленин в новых исторических условиях продолжил, развил и обогатил марксистское учение. Понятия «продолжил», «развил», «обогатил», «углубил» и т. п. наиболее адекватны для описания отношения Ленина к наследию Маркса и Энгельса. Бохеньский же искусственно раздувает факт различия эпох, «духовных основ» и личных качеств с целью вырыть пропасть между ленинизмом и марксизмом *. Что же касается предшественников ленинизма в России, то действительно революционно-демократическая и материалистическая традиция высоко оценивалась Лениным. Но это не исключало критической переработки им передовых общественно-политических и философских идей. И во всяком случае Ленин не имел никакого сочувствия к заговорщицкой тактике и бланкистским идеям Нечаева и Ткачева (мысль эта навеяна Бохеньскому опять-таки Бердяевым). Хорошо известна целеустремленная борьба Ленина против всяческих форм левачества, псевдореволюционности и авантюризма. Особенно рельефно идейная нищета, антинаучность и предвзятость современных антикоммунистов проявляется тогда, когда они принимаются за создание различных популярных пособий и практических «руководств» по «изучению» коммунизма для студентов своих стран. Образчиком такого шарлатанского использования религиозно-мистических и антикоммунистических идей русской религиозной философии (наряду с другими «советологическими» приемами) в борьбе с марксизмом-ленинизмом и советской философской наукой на поприще дезинформации учащихся высших учебных заведений может служить «Руководство по марксистской философии», изданное в США в 1972 г. Казалось бы, авторов «пособия» нельзя заподозрить в несерьезном отношении к делу. «Марксизм, — пишет тот же Бохеньский в предисловии, — оправданно является объектом широко распространенного интереса, так как он составляет теоретический базис нескольких могущественных политических организаций. Он не лишен также * Не случайно этот фрейбургский иезуит изобрел бессмысленное словосочетание «советско-русский диалектический материализм». В этом он вполне ученик Бердяева, создавшего фантом «русский коммунизм». 280 и чисто философского интереса... К сожалению, изучение марксизма и особенно философского аспекта марксизма было предметом многочисленной вводящей в заблуждение литературы, написанной либо людьми, не знающими объекта, либо пропагандистами...» (150, 1). Характерен в этой связи пример, приводимый Бохеньским: «Я видел недавно обширную библиографию о марксизме, данную студентам в респектабельном американском университете. Она содержала около 200 названий, но (а) ни одной работы Ленина, (b) практически не упомянуто ни одной серьезной западной работы о марксистской философии, (с) она содержала огромное число книг, написанных авторами, так же информированными, как тот незадачливый преподаватель, который составил эту библиографию. Очевидно, студенты, руководимые таким образом, могут быть только введены в заблуждение; они никогда не поймут, что такое марксизм» (там же). Факт, приводимый Бохеньским, вполне мог иметь место, и ничего удивительного в этом нет. Любопытно другое. Когда «советологи» всерьез критикуют своих коллег по профессии (что случается не так часто), они никогда не приводят конкретных имен, названий книг и т. п. (как этого не делает в данном случае и Бохеньский). Такая критика всегда абстрактна и подчиняется тому же закону рекламы: если фирма доказывает, что ее товар лучше, она, сравнивая его с другими образцами, никогда не называет марку и фирму-производителя последних. В этом смысле Бохеньский не оригинален. К тому же его «товар», как это будет видно из дальнейшего, имеет такие изъяны, которые непростительны даже самому невежественному антикоммунисту. Не отказывая Бохеньскому в справедливости оценки работ, фабрикуемых буржуазными авторами, эту оценку следует рассматривать не более как своего рода коммерчески-рекламный трюк. Является фактом, что антикоммунистическая индустрия не целиком находится на дотациях монополий, фондов мультимиллионеров, специальных правительственных служб и т. п. Это относится н к «советологической» и антикоммунистической литературе, которая, как и всякий товар на капиталистическом рынке, подчиняется его законам. Реклама и прочие атрибуты «свободного рынка» широко используются авторами, издателями и распространителями продукции подоб- 281 ного рода. Законам конъюнктуры и конкуренции подчиняются и различные «центры по изучению России» в высших учебных заведениях, они так же, как и другие подразделения институтов и университетов, вынуждены заниматься саморекламой, быть динамичными и гибкими в борьбе за выживание. Показательны уже те советы, которые предлагает авторский коллектив (И. Бохеньский, Ф. Эдельманн, Т. Блейкли, Дж. Клайн, Дж. О'Роурк, Д. Маккарти и др.) читателю, желающему изучать марксистскую философию. «1. Не читай книгу, — наставляют они американского студента, — прежде чем не будешь информирован заслуживающим доверия авторитетным источником, что это хорошая книга. Конечно, это правило трудно применять. Но пытайся. 2. Не читай авторов, которые очевидно не являются действительными специалистами в этой области». После этого, полагают члены команды Бохеньского (так он сам называет коллектив составителей-редакторов), предупрежденный и несколько напуганный читатель готов поверить в искреннюю заботу о нем, тут-то ему и подсовывается третий совет: «3. Сначала читай введение в предмет. Настоящая книга не является таким введением, но ее назначение — скорее до некоторой степени заменить заслуживающий доверие авторитетный источник, о котором упомянуто выше» (там же, 8). И только после таких оболванивающих рекомендаций «специалисты» из «свободного мира» советуют приступать к чтению оригинальных текстов. Но быть может, «введения», которые рекомендуются в «руководстве по марксистской философии», действительно объективны и серьезны? Ничуть не бывало. Рекомендуются, например, сочинение известного антикоммуниста Р. Ханта «Теория и практика коммунизма» и книга его не менее враждебного марксизму коллеги X. Эктона «Иллюзия эпохи: марксизм-ленинизм как философское кредо». По своему низкому качеству «руководство» не отличается от рекомендуемых им «введений». Например, в разделе «В. И. Ленин» сказано буквально следующее: «Он (В.И. Ленин. — В. К.) возвратился из ссылки после того, как царь был свергнут, и возглавил государственный переворот против социалистической революции» (там же, 46). Сотни миллионов людей знают, что Ленин был вождем первой в мире победоносной социалистиче- 282 ской революции. В написанное составителями «руководства» трудно поверить, но английский текст настолько ясен, что ошибиться в переводе просто невозможно: «Не returned from exile after the Czar was overthrown and led a coup against the socialist revolution». Бохеньского и его соавторов подвела здесь не какая-то «узкая специализация» (они считают себя философами, а не историками), а ненависть к марксизму-ленинизму и СССР. В угоду этой негативной страсти они и пошли на такую заведомую ложь. Для понимания сущности ленинизма наряду с другими «авторитетными» источниками авторы «руководства» рекомендуют все те же книги «Истоки и смысл русского коммунизма» Бердяева и «Историю русской философии» Зеньковского. Если первая, по мнению антикоммунистической «команды Бохеньского», показывает, что «отсутствие критической традиции является причиной догматизма в русской интеллектуальной истории вообще и в советской ветви марксизма в особенности», то двухтомник Зеньковского (вводные части) рекомендуется с целью уяснения основного различия между русской и западной философией *. Идея «специфического», т. е. национально-народнически-мистического, «истока» ленинизма взята на вооружение не только философствующими «советологами», но и антикоммунистами-политиками, историками, журналистами-международниками и т. п. Это, собственно, и означает, что религиозно-мистическое наследие включено (правда, в несколько трансформированном виде) в исходные установки, базовые теории и стратегические идеи современных идеологов антикоммунизма всех профилей. Так, достаточно известные представители этого воинства 3. Бжезинский и С. Хантингтон видят историческую основу «советской идеологии» примерно там же, где ее искали русские контрреволюционеры-мистики. «Понятие «Третьего Рима», — пишут Бжезинский и Хантингтон, — было полезным для власти, так как оно сочетало обращение * Именно во вводных частях 1-го тома Зеньковский утверждает, что сутью «русского философского творчества» является «восприятие мира в лучах пасхальных переживаний...» (61, 1, 38—39). Вот вам и «основа» различия между русской и западной философией, о которой сегодня так охотно рассуждают западные «советологи», демонстрируя тем самым примитивный уровень своих изысканий. 283 к государственному национализму... с обращением к русскому религиозному православному чувству, которое настраивало людей против чуждых национальных и религиозных сил» (147, 24). Далее идет в ход «интеллигентско-веховская» концепция философии истории России: будучи подавленной политической тиранией, интеллигенция породила широкий круг идей «от крайнего пессимизма до наивного утопизма», т. е. западничества и славянофильства, по их терминологии. «Эта сопутствующая традиция, — продолжают они, — была отмечена склонностью к политическому мессианизму — пристрастием к абстрактным, абсолютным принципам, часто с обертонами утопизма — почти как форма психологической компенсации за лишения и угрозы очень тонким революционным связям с жизнью, за чувство отчужденности интеллектуалов перед лицом политического и социального крушения» (там же, 26—27). Нагромождение домыслов и попытка представить СССР как духовного и политического наследника всякого рода националистических, утопических и мессианских «традиций» имеет совершенно открытую политическую цель — посеять подозрения к задачам политики мирного сосуществования, целям коммунистического строительства. И это становится ясным, когда Бжезинский, Хантингтон и им подобные подводят читателя к выводу, что «в России относительно простой доктринальный абсолютизм Победоносцева был заменен относительно более усовершенствованным идеологическим абсолютизмом Ленина» (там же, 31). В борьбе с первым на земле социалистическим государством, являющимся сегодня лидером сил мировой демократии, мира и социализма, антикоммунисты не брезгуют никакими сравнениями и аналогиями. Расчет столь же прост, сколь и примитивен. Если западный обыватель не испугается коммунизма и марксизма-ленинизма, то, может быть, он испугается тени реакционера Победоносцева. В своих потугах извратить сущность коммунистического строительства в СССР сторонники «теории преемственности» пускаются на различные ухищрения. Так, А. Гершеркрон изобрел даже смехотворный термин «советский абсолютизм» (см. 149), а С. Томпкинс разглагольствует о некоем «восточном деспотизме» (см. 159). Изыскания всех этих «специали- 284 стов» по России ведут лишь к разжиганию национализма в своих странах, духа отчужденности и вражды, усилия «советологов» препятствуют позитивным сдвигам в области международных отношений. Как отмечалось выше, в современной антикоммунистической историографии СССР существует несколько «исследовательских» и пропагандистских уровней. Когда эта историография преследует практические пропагандистские или политические задачи, тогда наряду с восхвалением русского идеализма, либерализма и консерватизма происходит своеобразная трансформация и смещение оценок в рамках кардинальной установки — борьбы с Советским Союзом и мировой системой социализма. В аспекте идеологическом возникают стержневые антикоммунистические концепции идейного и политического развития России и СССР — это так называемая концепция «русской исключительности» (Р. Даниэльс, X. Кон, Д. Томашич, С. Томпкинс, Д. Гроу и др.), концепция «преемственности» (X. Шварц, А. Гершеркрон, К. Блек и др.), концепция «тоталитаризма» (Р. Макмастер, С. Хук, А. Арендт, 3. Бжезинский и др.) *. Смысл первой «модели» — доказать специфичность, исключительность «судьбы России» или «русского духа» на основе построений русских религиозных философов, «евразийских», «азиацентристских» идей и т. п. Представители этого рода доктрин исходят из стремления противопоставить русский исторический процесс, опыт построения социализма в СССР процессу развития западноевропейских стран. Попытка эта явно архаична и реакционна, особенно перед лицом все более очевидной современной всемирно-исторической закономерности — интернационализации общественной жизни. «Социализм, — пишет советский ученый Э. Баграмов, — утвердил новый взгляд на национальное: его ценность определяется не мифической «исключительностью», являющейся якобы результатом «избрания» или уникальной судьбы. Национальное, будучи продуктом материальной и духовной деятельности народа на протяжении ряда эпох, заключает в себе сочетание общечеловеческого и специфического» (см. 7). * Детальный анализ основных направлений западной историографии СССР см.: Марушкин Б. И. История и политика. М., 1969. 285 Вымыслы буржуазных историков и политологов об «извечном антагонизме» России и Запада вдохновляют идеологов «атлантической солидарности», натовцев, всех реакционеров и противников разрядки и международного сотрудничества. Когда же идея национальной исключительности соединяется с тенденцией истолковать общественно-политические и философские идеи революционных демократов, революционных народников и ленинизм в категориях религиозно-идеалистической и консервативной мысли, истолковать как явление «русской религиозности», «загадочности», «эсхатологизма», «мессианизма» и т. п., тогда возникает доктрина «преемственности» и концепция «русского коммунизма» в качестве ее частного проявления. Сторонники этого направления в «советологии» объявляют ленинизм чисто национальным явлением, якобы впитавшим в себя «экспансионистские» и «панславистские» черты самодержавной России. Исходя из этих ложных экстраполяции и параллелей, представители концепции «преемственности» отождествляют идеологию и практику СССР с идеологией и практикой царской России, на этом пути происходит фальсификация целей и принципов всей внешней и внутренней политики Советского Союза. Такими недостойными средствами антисоветчики преследуют и внутриполитические цели, такие, как запугивание населения своих собственных стран «угрозами коммунизма», выклянчивание огромных средств для военно-промышленных комплексов и т. п. В работах некоторых антикоммунистов концепции «исключительности» и «преемственности» сознательно и бессознательно превращаются в «теоретическую» базу для доказательств «тоталитаризма», «агрессивности» и «деспотизма» Советского государства. Что объединяет все эти доктрины, так это их цель служить идеологическим оружием для борьбы с СССР. Они являются общей платформой всех антикоммунистов и антисоветчиков. В аспекте внутренней жизни капиталистических стран такие «теории» призваны, с одной стороны, ввести в заблуждение общественное мнение, сдержать прогрессивные процессы общественной и духовной жизни, с другой — объединить охранительные усилия реакционеров и консерваторов всех оттенков. Иначе говоря, эти теории играют реакционную роль как во внутреннем, так и в международном аспектах общественной жизни стран капи- 286 тализма; они отравляют социальную атмосферу в своих странах и ухудшают международный климат. Негативная и разрушительная роль «советологии» и буржуазной историографии философской и общественно-политической истории СССР очевидна, а несостоятельность идеологической активности буржуазии в этой сфере постоянно доказывается самой жизнью. Историческая обреченность фальсификаторской антисоветской пропаганды, в том числе и обращающейся к религиозно-философским представлениям русских мистиков, предопределена генеральным направлением развития современной исторической эпохи — движением человечества к социализму и коммунизму. 287 |
© (составление) libelli.ru 2003-2020 |