§ 1. «СОВЕТОЛОГИЧЕСКИЕ» ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ.
СТРУКТУРНЫЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Попытки использовать религиозно-модернистское и особенно
антикоммунистическое наследие русских философов-идеалистов начала
XX в. усилились после второй мировой
войны в связи с обострением кризиса всей империалистической системы и
началом эпохи «холодной» войны. Большинство положений «нового религиозного
сознания» прямо или косвенно включено во все звенья и уровни многоотраслевой
антикоммунистической «индустрии».
Чтобы лучше понять конкретные
приемы использования «советологией» русской религиозной философии
начала XX в.
в современной борьбе идей, необходимо прежде определить место наследия
богоискателей и веховцев в антикоммунистической идеологии империализма,
выступающей в качестве метауровня по отношению к специальным исследованиям
русской религиозно-идеалистической мысли на Западе.
В
целом обращение «советологов» к богоискательско-веховскому наследию имеет своей
целью в области внутренней идеологической политики внедрить и закрепить
воззрения русских мистиков в сознании западного читателя и тем самым извратить
его восприятие СССР и марксизма-ленинизма; во внешнеполитической области — «теоретически» подкрепить
антисоветские пропагандистские доктрины, оказать негативное влияние на мировоззрение
советского человека, подорвать идеологическое и морально-политическое единство
нашего общества. Существенным
аспектом внешнеполитической пропаганды антикоммунизма является
распространение религиозной идеологии, попытки оказать воздействие на верующих
и церковь в СССР с помощью религиозно-модернистских доктрин «нового
религиозного сознания».
Идейное
родство буржуазных «экспертов» по «духовному возрождению в России начала века»
с остальными антикоммунистами обеспечивается тождеством их конечных целей,
сходством в понимании ими своих идеологических задач. Для «советологических»
исследований русского идеализма эти задачи состоят в пропаганде
антинаучных религиозно-мистических идей, в борьбе с материалистической
традицией в России, в конструировании
257
извращенных концепций происхождения ленинизма, в
фальсификации мировоззренческих основ революционно-освободительной борьбы, в искажении
практики социалистического строительства в нашей стране.
Являясь главным идейно-политическим оружием империализма,
современный антикоммунизм обладает мощной материальной базой, разветвленной
институциональной структурой и многообразными средствами идеологического и
психологического воздействия. По отношению к антикоммунизму «советология»
выступает как его непосредственная идеологическая основа, а «советологи» — как
главные поставщики антикоммунистических идей. По отношению к «советологии» антикоммунизм
— это ее проявление в области образования, воспитания, идеологии,
профессиональных исследований марксизма-ленинизма и мировой системы социализма.
Антикоммунизм — это идеология, социальная и политическая практика
международного империализма и реакции, имеющая целью идейную, политическую и
экономическую борьбу с Советским Союзом, мировой социалистической системой,
коммунистическим и рабочим движением, всеми демократическими и прогрессивными
силами современности.
Практика антикоммунизма позволяет говорить о существовании
двух основных рядов понятий для его обозначения. Первый включает такие понятия,
как «антикоммунизм», «антисоветизм», «антисоциализм», «антимарксизм» и
«антиленинизм». Второй — термины «советология», «марксология», «ленинология»,
«кремленология», «коммунизмоведение». Между этими двумя типами понятий
существует определенная связь и координация. Если первый имеет в виду и
идеологический и практико-политический аспекты антикоммунизма, то понятия второго
ряда характеризуют собственно идеологические («теоретические» и
мировоззренческие) основы антикоммунизма. Термины «антикоммунизм» и
«советология» являются обобщающими для соответствующих рядов «измов» и «логий».
Так, например, антисоветизм, являясь неотъемлемой частью антикоммунизма в
целом, концентрируется на борьбе с СССР, «марксология» объединяет
«советологов», специализирующихся на фальсификации наследия Маркса, и т. п.
«Советология», как таковая, представляет собой не-
258
которую
системообразную смесь разноплановых и противоречивых идей и концепций, которую
можно определить как «эклектический плюрализм» и при рассмотрении которой
невозможно ограничиться единым принципом систематизации и оценки. Ввиду крайне
аморфного характера объекта нашего анализа лучшим способом его исследования
представляется комплексный подход *.
«Советология» занимает
особое место в исследовательско-пропагандистской практике антикоммунизма, подразделяясь на три уровня: эмпирический,
теоретический и практический. На уровне эмпирическом работает основная масса
«советологов» узкого профиля: историки, экономисты, юристы, политологи,
социологи, философы и т. п. Их
продукция — чаще всего специальные исследования отдельных областей прошлого и настоящего СССР. Они
рассчитаны не столько на массового читателя, сколько на гуманитарную
интеллигенцию и «советологов-теоретиков»,
которые опираются на эти изыскания и используют их в
качестве полуфабрикатов для конструирования обобщающих доктрин политического
либо экономико-стратегического характера. Такие исследования создаются обычно
ведущими «советологами» и играют двоякую роль. С одной стороны, они служат
непосредственным источником идей
для руководящих кругов империалистических стран, с другой — главные выводы этих работ
внедряются в общественное сознание через средства массовой пропаганды. Прямым
исполнителем этой роли является бесчисленная армия буржуазных комментаторов
и журналистов, не считающих себя «советологами» (на это звание претендуют лишь
те из них, кто работает либо работал в социалистических странах), но
* Практически он
принят в советских работах по критике антикоммунизма. Так,
в монографии Б. А. Шабада «Кризис идеологии антикоммунизма» (М., 1973) дается
анализ антикоммунизма с точки зрения социально классовых основ и политических
различий его ведущих направлений; различаются политические, идеологические и
психологические аспекты антикоммунизма, вскрываются методологические пороки
антикоммунизма как ложного сознания. В книге И. Т. Якушевского «Диалектика
и советология» (Л., 1975) также реализуется
комплексный подход и наряду с
анализом классовых, методологических и институциональных основ «советологии»
предлагается критерий для выявления ее внутреннего структурного деления. Этим
критерием, по мнению И. Т. Якушевского, является «сам объект исследования
«советологов» — либо революционная практика, либо сама теория» (Указ. соч., с.
24).
259
которые используют
как «советологические» полуфабрикаты эмпириков, так и. широковещательные
обобщения и рецепты, предлагаемые «теоретиками».
В рамках этой объективно существующей структуры те «советологи»,
которые работают с мировоззренческим наследием русской религиозной философии
начала XX в., выступают по преимуществу на первом эмпирическом уровне
«разделения труда» в идеологической системе антикоммунизма. К их числу
принадлежат Е. Аллен (E.Allen — США), Дж. Вернхем (J. Wernham — Канада), М. Дави (М. Davy — Франция), Л. Кэн
(L. Cain — Франция), С. Калиан (С. Calian -- США), О. Кларк
(О. Clarke — Англия), Г. Каталфамо (G. Catalfamo —
Италия), Е. Ламперт (Е. Lampert — США), Д. Лоури (D. Lowrie — США), Б. Мартин (В. Martin — США), Ф. Нучо (F. Nucho — США), Р. Поджоли
(R. Poggioli -США), Е. Порре (Е. Porret — Франция), Р. Рёсслер (R. Rössler — ФРГ), Д.
Ричардсон (D. Richardson - США), С. Стольпе (S. Stolpe — Швеция) и многие другие. Имеется особая
группа «советологов», которые считают себя знатоками и богоискательства и
марксизма-ленинизма и которые являются авторами обобщающих публикаций. Это —
Дж. Биллингтон (J. Billington -США), Г. Барх (G. Barch — ФРГ), В. Гердт (W. Goerdt — ФРГ), Г. Дам (Н. Dahm — ФРГ), Р. Деджордж
(R. De George — США), М.Б.Зелдин (М. В. Zeldin — США), Н. Зернов (N. Zernov — США), Дж. Клайн (G. Kline-США), Дж. Скенлен (J. Scanlan — США), Дж. Эди (J. Edie — США) и др.
Благодаря усилиям как первых, так и вторых идеи русских мистиков в
препарированном и трансформированном виде используются практически всеми
ведущими идеологами антикоммунизма: 3. Бжезинским, И. Бохеньским, Г. Веттером,
Р. Левенталем, В. Леонхардом, Г. Маркузе, Р. Таккером, А. Уламом, С.
Хантингтоном, Р. Пайпсом и др.
Большинство «советологов», специализирующихся по проблемам
русского религиозного идеализма, принадлежат к клерикальной ветви
антикоммунизма и придерживаются того или иного направления буржуазной философии.
Среди них выделяется группа неотомистов: Бохеньский, Веттер, Деджордж, Клайн,
Блейкли и др.
В качестве важной черты «советологии» как социаль-
260
ного явления
необходимо назвать ее «географический» аспект. География «советологии» сегодня
— это соответствующие центры США (только в этой стране их насчитывается более
двухсот), ФРГ, Англии, Канады, Франции, Италии, Швейцарии и других
капиталистических стран, ее заметной тенденцией является ускоренная интернационализация.
Ведущая периодика антикоммунистов, так же как и их «научные» организации и
общества, объединяет антисоветчиков различных стран, а такие периодические
издания, как, например, «Советика» («Sovetica»); журналы «Исследования советской мысли» («Studies in Soviet Thought») и «Сравнительные исследования коммунизма» («Studies in Comparative Communism») носят международный характер. Известно, что кооперация
«советологов» находит свое выражение и в организации международных семинаров и
симпозиумов, многие из которых целиком посвящаются русской религиозной
философии.
При переходе к анализу методологических и концептуальных основ
ассимиляции Западом наследия русских религиозных идеалистов начала XX в. следует прежде
всего указать на два коренных философско-методологических порока «советологии»
— идеализм и метафизичность. Каждый из них имплицитно содержит и
на практике влечет за собой серию новых методологических изъянов. В процессе обработки «советологами»
русского религиозно-философского
наследия их принадлежность к идеализму ведет к абсолютизации
идей «нового религиозного сознания», к попыткам принизить значение русской
материалистической традиции, марксистско-ленинскую философию. Идеалистические
предпосылки «советологии» обрекают ее адептов на исторический идеализм, что
выражается в подмене объективных законов развития общества (и прежде
всего его базиса) «русским духом», «судьбой», «душой России» и т. п.
Метафизичность (антидиалектичность) приобретает в «советологических» изысканиях
такие конкретные формы, как антиисторизм, нигилизм, механицизм,
субъективизм, объективизм, эклектизм и софистика. Метафизический способ
мышления усугубляется у «советологов», обращающихся к богоискательским идеям,
религиозностью. Она окрашивает их методологию иррационализмом прагматистского,
экзистенциалистского либо неотомистского типа.
261
Каждый из этих пороков входит в качестве составных компонентов в
определенные фальсификаторские способы препарирования и интерпретации идей
и доктрин. Все эти способы можно обозначить одним общим понятием «фабрикация».
Она состоит в выработке конкретного типа фальсификаторского описания,
объяснения и оценки на основе комплекса ложных методов анализа, собственных
воззрений «советолога» и его специализации, а также особенностей его
классово-политической ориентации.
Фабрикация включает в себя примитивизацию и смешение истинных
фактов и положений с вымышленными, подтасовку оценок и характеристик и приписывание
этих фальсифицированных конструкций мыслителям, которые не имеют к ним
никакого отношения. Особенно часто этот прием используется в случаях
неправомерного приписывания религиозной точки зрения русским материалистам и
марксистам.
Фабрикации присуща вивисекция, т. е. искусственное
отсечение тех или иных сторон воззрений философа или аспектов философского
течения, и столь же фальсифицирующий «синтез», когда взгляды
несовместимых мыслителей рассматриваются как родственные. Такого рода
фабрикации осуществляются в ходе неправомерного членения истории русской
философии на славянофильское и западническое направления, рационалистическую
и иррационалистическую традиции и т. п. Вообще говоря, фальсифицирующий синтез
— этот методологический инструмент «советологии» — имеет довольно много
вариантов применения. Он может состоять в синтезе мировоззрения того или иного
мыслителя с идеями его предшественников (либо псевдопредшественников), с одной
стороны, с другой — с идеями его последователей или эпигонов, т. е. он может
быть ретроспективным или «перспективным». Ретроспективными или обращенными в
будущее часто оказываются и фальсификаторские экстраполяции «советологов».
Экстраполяция в данном случае является размытой формой «синтеза», ибо если
последний предполагает сочетание однопорядковых феноменов (идей, философских
систем и т. п.), то в процессе экстраполяции взгляды отдельного богоискателя
или же идеи «нового религиозного сознания» накладываются на русское
историческое прошлое либо на будущее человече-
262
ства, порождая тем
самым ложные исторические картины, различные мессианистские и эсхатологические
антиутопии. Наряду с вивисекцией и синтезом фабрикация включает в себя прием противопоставления.
Он реализуется в аспекте альтернативы «идеализм — материализм» с целью
доказательства «богатства» и «оригинальности» религиозной философии.
Применение «советологической» методологии, приемов фабрикации в
области «освоения» конкретного содержания русской религиозной философии начала
XX в. ведет к формированию ряда концептуальных моделей. Это
«советологически» препарированные богоискательские построения, среди которых
наиболее интенсивно эксплуатируются доктрины «русского духовного возрождения»,
русского коммунизма», мессианистские и эсхатологические историософские схемы
(например, бердяевский миф о «новом средневековье»), спекуляции по поводу «русской
души», ее «метафизики» и «метапсихологии». Здесь же рождаются и теории
«взаимного обогащения», «дополнения» и «созвучия» русских и западных школ
идеализма и мистики. (Различные идеи на этот счет развивают Дж. Скенлен, Дж.
Эди, М. Б. Зелдин, В. Гердт, Г. Дам, Ч. Хартшорн и др.)
Наконец, на уровне глобальной стратегии антикоммунизма
«советология», связанная с изучением и пропагандой богоискательства, находит
свое выражение в идеологическом, политическом и социально-психологическом
аспектах. В сфере идеологии и политики «советологи-теоретики» используют идеи,
поставляемые «эмпириками», для обоснования теории «исключительности» России
(как «темного» и «иррационального Востока»), доктрины преемственности русского
религиозного мессианизма «русским коммунизмом», концепции «традиционного советско-русского
деспотизма» и т. п. Все эти заимствования и модификации производятся уже
совсем не во имя апологии какого-либо «религиозного ренессанса», а во имя
доказательства «извечной» враждебности России Западу, «угрозы мирового
коммунизма» и т. п. С этой целью в психологическую пропаганду антикоммунизма
включаются мифы о «мессианизме» и «экстремизме» «русской души», рассчитанные
на выработку негативных стереотипов по отношению к СССР.
Известно, что
современная «советология» включает
263
в себя сотни
институтов и центров, тысячи «исследовательских» и учебных программ, на
антикоммунизм работают сотни «экспертов» в развитых капиталистических странах,
библиографии по антикоммунизму насчитывают тысячи названий. Естественно, что в
рамках настоящей работы невозможно дать исчерпывающее фактическое подтверждение
классификациям и анализу методологических приемов «советологии», о которых
говорилось выше. Однако, на наш взгляд, будет весьма полезным рассмотрение
некоторых типичных «советологических» изысканий, в которых отражаются
основные методологические пороки «советологии» и метаморфозы ее мировоззренческих
и идеологических установок.
264