Кувакин В. А. * * *
Начало Вверх

*  *  *

Взглянем в заключение на феномен «нового религи­озного сознания» с точки зрения роли, которую играли в нем его главные представители, а также с точки зре­ния внутренней логики эволюции последней фазы рус­ской буржуазно-помещичьей религиозной философии Д. Мережковский и В. Розанов придали богоискатель­ству первоначальный импульс. Однако направления бого­искательства в плоскости социально-политической ока­зались едва ли не противоположными: консерватизм н бытовое черносотенное православие Розанова плохо со­четались с псевдореволюционными религиозно-социаль­ными лозунгами и идеями «Третьего завета» Мережков­ского. Вскоре реакционно-романтические и анархистские мотивы Мережковского были подхвачены и развиты Бер­дяевым на основе христианского экзистенциализма. Но, будучи «крестоносцем» религиозно окрашенной и абсо­лютной «свободы духа», с одной стороны, с другой — идеалистическим «разрушителем» объективной реально­сти, последний занял место между Булгаковым, предло­жившим «позитивный» ответ (метафизика всеединства) на религиозно-романтическую потребность в «новом небе и новой земле», и Шестовым, направившим все усилия своего духа на культивирование «философии трагедии». В «новом религиозном сознании» вековечная для религи­озной философии проблема веры и разума как бы «рас­щепилась» и персонифицировалась. Ничем не подкреп­ляемая вера, вера во имя абсурда нашла своего заступ-ника в Шестове, тогда как Булгаков поставил задачу воссоздать на новом уровне православную философию с помощью «эллинской мудрости» и традиционных бого­словских софизмов.

В аспекте общей логики возникновения и развития тового религиозного сознания» воззрения Булгакова н Шестова являют собой крах как богословского рацио­нализма, так и иррационалистического фидеизма. Оказа­лось, что любые попытки защитить религию, отыскать «новые» пути к богу ведут либо к извращению разума, либо к отказу от него. Но если в области методов под­новления религии у представителей «нового религиоз­ного сознания» можно найти некоторые вариации, то в области социальной и классовой общая логика движения

254

религиозной философии в России эпохи империализма со­стояла в стирании различных граней и оттенков между Консервативными и либеральными представителями это­го течения. Антигуманизм и нигилизм, контрреволюци­онность и антикоммунизм — таков  социально-политиче­ский финал «нового религиозного сознания».

Русская религиозно-идеалистическая философия XХ в. — это мировоззренческий итог общественного сознания определенных классов старой России. Она окон­чательно сформировалась в результате поражения экс­плуататорских классов в Октябрьской социалистической революции и внутреннего разложения сознания и куль-туры старого мира в эмиграции. Однако этот итог не лежит мертвым грузом за чертой настоящего. Как и лю­бой факт  истории, он входит в современную  жизнь, в борьбу идей и идеалов. Содержание всего религиозно-философского декаданса начала XX в.,  так  же  как  и эмигрантское контрреволюционное идейное наследие, ис­пользуются современным империализмом для изменения в свою пользу соотношения сил в современной идеоло­гической борьбе.

255

Яндекс.Метрика

© (составление) libelli.ru 2003-2020