* * *
Взглянем в заключение на феномен «нового религиозного сознания» с
точки зрения роли, которую играли в нем его главные представители, а также с
точки зрения внутренней логики эволюции последней фазы русской
буржуазно-помещичьей религиозной философии Д. Мережковский и В. Розанов придали
богоискательству первоначальный импульс. Однако направления богоискательства
в плоскости социально-политической оказались едва ли не противоположными:
консерватизм н бытовое черносотенное православие Розанова плохо сочетались с
псевдореволюционными религиозно-социальными лозунгами и идеями «Третьего
завета» Мережковского. Вскоре реакционно-романтические и анархистские мотивы
Мережковского были подхвачены и развиты Бердяевым на основе христианского
экзистенциализма. Но, будучи «крестоносцем» религиозно окрашенной и абсолютной
«свободы духа», с одной стороны, с другой — идеалистическим «разрушителем»
объективной реальности, последний занял место между Булгаковым, предложившим
«позитивный» ответ (метафизика всеединства) на религиозно-романтическую
потребность в «новом небе и новой земле», и Шестовым, направившим все усилия
своего духа на культивирование «философии трагедии». В «новом религиозном
сознании» вековечная для религиозной философии проблема веры и разума как бы
«расщепилась» и персонифицировалась. Ничем не подкрепляемая вера, вера во имя
абсурда нашла своего заступ-ника в Шестове, тогда как Булгаков поставил задачу
воссоздать на новом уровне православную философию с помощью «эллинской
мудрости» и традиционных богословских софизмов.
В аспекте общей логики возникновения и развития тового
религиозного сознания» воззрения Булгакова н Шестова являют собой крах как
богословского рационализма, так и иррационалистического фидеизма. Оказалось,
что любые попытки защитить религию, отыскать «новые» пути к богу ведут либо к
извращению разума, либо к отказу от него. Но если в области методов подновления
религии у представителей «нового религиозного сознания» можно найти некоторые
вариации, то в области социальной и классовой общая логика движения
254
религиозной философии в России эпохи империализма состояла в
стирании различных граней и оттенков между Консервативными и либеральными
представителями этого течения. Антигуманизм и
нигилизм, контрреволюционность и антикоммунизм — таков социально-политический финал «нового
религиозного сознания».
Русская религиозно-идеалистическая философия XХ в. — это мировоззренческий итог общественного
сознания определенных классов старой России. Она окончательно сформировалась в
результате поражения эксплуататорских классов в Октябрьской социалистической
революции и внутреннего разложения сознания и куль-туры старого мира в эмиграции. Однако этот итог не
лежит мертвым грузом за чертой настоящего. Как и любой факт
истории, он входит в современную жизнь, в борьбу идей и идеалов. Содержание
всего религиозно-философского декаданса начала XX в., так
же как и эмигрантское контрреволюционное идейное наследие, используются
современным империализмом для изменения в свою пользу соотношения сил в
современной идеологической борьбе.
255