§ 4. НА ПЕРЕПУТЬЕ Путь Шестова-философа к окончательному принятию религиозного мировоззрения оказался долгим. Хотя уже с начала 900-х годов он предстает в своих работах как богоискатель (в буквальном смысле слова), тем не менее свести все написанное им, вплоть до последних работ, исключительно к религиозно-философским рассуждениям не представляется возможным. Во-первых, из-за косвенной манеры изложения (большей частью Шестов, говорит устами излюбленных им философов, сталкивает различные точки зрения), во-вторых, из-за его нежелания определенно заявить о своей приверженности, к какому-либо религиозному учению. В-третьих, некоторые его суждения о взаимоотношениях между человеком и природой (бытием) не позволяют однозначно судить с мировоззренческой позиции Шестова. Вообще надо сказать, что исследователь, пытающийся систематизировать высказывания Шестова об объектах религии и представить эту систему именно в качестве шестовской, сталкивается с большими трудностями. Там, где у него больше всего говорится о религии, анализируются учения других мыслителей (Лютера, Спинозы, Тертуллиана, Августина, Достоевского, Толстого). У читателя даже возникает чувство досады и раздражения: «когда же, наконец, ты объявишь о своем собственном понимании всего этого?» *. Так, в книге «На весах Иова», где много говорится о библейском боге, Шестов пишет: «Почему понадобилось богу стать человеком и вынести все те неслыханные муки и надругания, о которых повествуют Евангелия? Ведь только потому, что иначе нель- * Шестов показывает, и весьма остроумно, многочисленные противоречия и даже отступления от последовательной веры этих мыслителей. В то же время за всей его критикой как бы скрывается намек, что уж он-то, Шестов, верит последовательнее и истиннее. 240 зя было спасти и искупить мерзость и ничтожность человека... Потребовалось, чтобы бог отдал своего единственного Сына, потребовалась такая жертва из жертв — иначе нельзя было спасти грешника. Так верили, так видели, так буквально говорили святые» (133, 39). Это высказывание можно истолковать и как обычную апологетическую сентенцию верующего философа, и как объективистское изложение евангельского текста. Безусловно, Шестов принадлежал к религиозно-идеалистическому направлению в философии, однако, когда встает проблема выяснения специфики его веры, с такой уклончивостью приходится считаться. «Религиозность Льва Шестова, — замечает В. Ф. Асмус, — двусмысленна и вряд ли может удовлетворить поборников какой бы то ни было «положительной» — конфессиональной или церковной — религиозности» (6, 73). Двусмысленная позиция Шестова по отношению к религии вообще и к христианству в частности серьезно беспокоила представителей русской религиозной философии. Одни из них, как, например, В. Зеньковский, спешили безоговорочно причислить его к религиозным философам, а отсутствие у Шестова позитивных религиозных построений объясняли тем, что он якобы, «стоя уже на другом берегу» религиозной веры, испытал такие глубокие переживания, что ни о каком философствовании не могло быть и речи, так как человек при жизни оказался «там», а не «здесь» (см. 62, 2, 328). Другие, более проницательные и сами прошедшие через богоискательство (Бердяев, Булгаков и др.), были осторожнее в своих оценках религиозности Шестова. Бердяев прямо говорил, что Шестов «искал веры, но не выразил веры» (22, 237). Булгаков специально интересовался этим вопросом и пришел к следующим выводам: «...он (Шестов. — В. К.) сознательно, принципиально посюсторонен... Он все-таки остался «богоискателем»». И далее: «Призывая к вере в откровение, Шестов сам определяет себя к библейскому богословию, как к подлинно «религиозной философии» на основе откровения. И, однако, мы ее у него не находим... Самым решающим во всем библейском мировоззрении Шестова является его отношение ко Христу. Я внимательно вчитывался в соответствующие места разных его сочинений, ища ответа на этот вопрос, и имеющиеся данные так и не позволяют определить этого 241 отношения во всей точности, оно остается уклончивым, колеблющимся, нерешительным... Иногда можно встретить такие высказывания, которые были бы естественны лишь в устах верующего христианина-церковника... Однако сказано это так, что остается неясным, говорит ли здесь Шестов от себя или излагает Лютера... Христос для Шестова не воплотившийся бог... но «совершеннейший из людей»» (43, 309; 314; 318—319). Булгаков, конечно, не называет Шестова атеистом или неверующим, однако лишает его причастности к «иудейско-христианской» философии. Все, что позволил Булгаков сказать о Шестове как религиозном философе, сводится в сущности к фразе: «Оно (мировоззрение Шестова. — В. К.) осталось не Ново-, но Ветхозаветным исповеданием единобожия» (там же, 320). И хотя этот вывод несколько противоречит тому, что цитировалось выше, Булгаков верно отметил приверженность Шестова к ветхозаветным мифам о сотворении мира, рае и грехопадении. Бог Шестова действительно более всего соответствует ветхозаветным представлениям о неведомом существе, внушающем не столько надежду, сколько ужас и страх. Чаще всего суждения о боге ограничиваются у Шестова фразами типа: «Бог требует невозможного. Бог требует только невозможного». Или: «...нужно стремиться к тому, чтоб у нас было то, что есть у бога» (133, 44; 158). Бог Шестова — это безмолвный, «немотствующий» бог, он до тех пор «не касается души человека», пока у человека есть надежда и уверенность устроить свою жизнь. Этот бог столь же статичен, как и одинокий, заброшенный и оставленный человек. Правда, в отличие от человека он обладает бесконечными возможностями, но если человек сумеет пройти через ряд ситуаций, связанных с ужасом, отчаянием, отказом от разума, пережив «истинно» абсурдное состояние, то он, пожалуй, уже ничем не будет отличаться от бога, и для него также все будет возможно. Если же Шестовым и допускались утвердительные высказывания о боге как существе, обладающем бесконечными возможностями, то эти высказывания чаще всего принимали вид предположений (иногда весьма ироничных и «адогматических»). «Богу, — полемизировал он с представителями новейшего религиозного идеализма, — приписываются вкусы и атрибуты, о которых мечтают 242 земные деспоты... Нет... никакого основания думать, что он не выносит равных себе, хочет быть превыше всех во что бы то ни стало уничтожить дьявола... Может быть, даже радуется, что не все такие, как он, и охотно делит с сатаной свои владения» (136, 5, 159—160). Такие вольности, бросающие вызов всей «иудейско-христианской» традиции, допускались им довольно часто. Анархизм и волюнтаризм Шестова часто переходили псе границы и становились неуправляемыми. «Не подумайте... — начинается одно из приключений нигилистической иронии Шестова, — что я хочу предложить вам новое доказательство бессмертия души. По мне, в этом нет надобности — достаточно и старых». Религиозность, причем традиционно-догматическая, казалось бы, налицо, но... «и старых слишком много — будь в моей власти, я бы, пожалуй, запретил о них и вспоминать — уже хотя бы потому, что привычка считать истиной только то, что доказано, самая отвратительная и несчастная привычка. Еще когда в опытных науках ищут доказательств — куда ни шло». Ирония и иррационализм Шестова не знают предела. Его книги переполнены ядовитым сарказмом, насмешкой не только в адрес всей рационалистической философской традиции, но и философии вообще. Каким, однако, будет следующий поворот шестовской мысли? Он, как можно подумать, вроде бы согласен допустить логику и разум в пределах науки. Между тем потерявшая всякую меру нигилистическая ирония обрушивается и на науку. Если бы, рассуждает Шестов, из свекловичного семечка вырастали и носороги, и телята, и свекла, ученые и это бы прекрасно и научно объяснили. Но «...огромная свекла, выросшая из маленького семечка, после всех объяснений, даваемых ботаниками, так же непонятна, как и носорог, выросший из того же семечка» (131, 123—124). Шестов ставит под сомнение правомерность разума и познания как способа отношения к окружающему миру. Сами постоянство и закономерность явлений природы загадочны, таинственны и непонятны: они «противоестественны», заключает он, и «виноват» был сам разум, когда он придумал для такого порядка вещей эпитет «естественный». Можно, конечно, как угодно резко критиковать консерватизм, догматизм и инертность человеческого разу- 243 ма, но неправда Шестова не только в одностороннем подходе к познавательному процессу. Граничат с бессмыслицей сами его вопросы, они метафизичны в том смысле, что предполагают надежду на отыскание окончательных, абсолютных истин. Шестов сам оказывается сторонником таких предельных ответов, после которых немыслимо никакое дальнейшее движение познания. Ведь вопрос: «почему существует объективная реальность, закономерность природы?» — есть не что иное, как наукообразно поставленный вопрос: «каково то чудо, которое лежит в основе мира, его законов и т. п.?» Можно спрашивать до бесконечности о природе объективной реальности, по — о чем постоянно забывает Шестов — в ее пределах. Если же попытаться задать вопрос, почему существует сама объективная реальность, то, во-первых, этот вопрос не будет иметь под собой никаких онтологических оснований (а потому не будет предполагать и реального ответа), во-вторых, он приведет нас к мифологическим рассуждениям типа того, что Земля поддерживается слоном, слон стоит на черепахе, черепаха плавает в море и т. д. Наконец, такого рода вопросы, если они не имеют посюсторонней направленности и лишены естественнонаучного интереса, приводят к отрицанию вечности и бесконечности материи и в конце концов к идее сверхъестественного. Справедливости ради нужно сказать, что Шестов распространяет свой скептицизм и на бога, который для него есть прежде всего бог «сокрытый» и неизвестный. Нужно признать и то, что в той мере, в какой Шестов размышлял над сущностью объективного мира безотносительно к идее бога, его вопросы имеют положительное значение. Его разум был изощренным и острым, наделенным способностью удивляться, по-новому воспринять такие повседневные явления, которые обыкновенный человек считает вполне «естественными», т. е. такими, относительно которых всякие сомнения кажутся неуместными. Вопросы Шестова (если отбросить их вызывающе декадентскую форму и религиозную направленность) заставляют читателя взглянуть на привычные явления или идеи иначе, со стороны новой и необычной, помогают очистить разум от шелухи рутинности и шаблонного автоматизма. Шестова можно назвать мыслителем-провокатором в английском смысле этого слова (provocative thinker), который будоражит читательское мышле- 244 ие, заставляет его защищать свои идеалы и воззрения, а это для убежденной в своей правоте личности совсем неплохо. Но к сожалению, эта «провокационность» вопросов Шестова постепенно вырождалась либо во все более религиозно окрашенные, либо в деструктивные по отношению к философии и науке ответы. Одна из последних его книг, «Афины и Иерусалим», свидетельствует именно об этом. Многие исследователи творчества Шестова указывают на постоянство его философской позиции. Если и можно говорить здесь о постоянстве, то скорее о постоянном, длящемся десятилетия скептицизме. Трудно долго оставаться скептиком. Трудно хотя бы потому, что тем самым закрывается дорога к построению собственной оригинальной системы. Да и обстоятельства жизни требовали от Шестова положительного ответа (вспомним хотя бы о литературном допросе, учиненном ему Булгаковым и Бердяевым). И тем не менее скептицизм Шестова не был абсолютно бессодержательным, потому что совмещался с различного рода предположениями. Их можно назвать «метафизическими», так как содержание их составляли гипотетические рассуждения о сущности и судьбе человека, бытия (Вселенной, природы), «последних истин», бога и т. д. Предположения Шестова не составляют и не могут составить никакой системы, но верно и то, что в их основе лежит естественная потребность человека найти решение интересующего его вопроса, скрытые гипотезы и постулаты. Заветным идеалом Шестова был человеческий мир, не знающий, что такое смерть, ужасное, низкое, отвратительное, необходимое, он искал мира «мгновенных, чудесных и таинственных превращений...» (133, 160). Шестов известен своим воинствующим иррационализмом, борьбой против разума и науки. Но он никогда не боролся с природой, как таковой. Все беды и неудобства, которые преследуют человека, утверждал Шестов, коренятся не в природе, а в ложном способе человеческого существования, для которого характерна гипертрофия разума, познания, рабство у законов природы, обожествление их. Все это, уверял он, выдумка самого человека, результат его добровольного подчинения разуму, познанию (отсюда — нещадная эксплуатация Шестовым библейской притчи о древе познания и древе жизни). 245 Шестов не хотел понять, что, по видимости воюя с гносеологией не на жизнь, а на смерть, он незаметно для себя гипертрофировал и «онтологизировал» своего врага самым невероятным образом. Сама человеческая жизнь оказалась для него следствием познавательного акта, тогда как на самом деле познание не более чем продукт взаимодействия человека с миром как объективной реальностью. Мир «чудесных превращений» и «неограниченных возможностей», который грезился Шестову, должен был открыться, как та же самая природа, но на каких-то совершенно иных путях, чем человеческие культура, знание, наука, мораль, философия и политика Это и не эволюционный путь, и не история, и не научное освоение мира, способные давать «всего лишь» бесконечное приближение к последней истине. Основная черта жизни для Шестова — вечная, не сводимая ни к чему готовому и до конца понятному мистерия. Природа — это такое же живое существо, как и человек, и совсем необязательно, чтобы человек — это «самодеятельное бытие» и грандиозный замысел нашей матери-природы — уходил далеко обратно в землю, в небытие: «Природа молчит и не выдаст своих тайн смертным. Почему? Не знаю: может быть, не хочет, а может быть, не может. Если и не может, то каково должно быть ее отчаяние и ее ненависть к учителям мудрости, которые, проповедуя le moi est haïssable (я есть мерзость. — В. К.), подрезывают в корне все смелые попытки самодеятельного бытия. Ведь они парализуют ее благороднейшие, возвышеннейшие и вместе с тем заветнейшие начинания. Она стремится сделать человека субстанцией, causa sui, независимым от всего, даже от себя самой, его сотворившей А человек, точно рак, пятится назад, обратно в лоно, из которого он вышел. И это у нас принято называть мудростью! Наши учителя воспитывают нас в природоборстве, они поставили своей задачей во что бы то ни стало помешать нашей матери привести в исполнение свои грандиозные замыслы! И ради чего? Исключительно ради теоретических целей! Человек не может понять мира, если он не допустит, что все, что имеет начало, должно иметь и конец, и если он не выведет многообразия из единого» (131, 112—113). В воззрениях Шестова на природу присутствуют элементы, созвучные идеям теоретиков «эмерджентной эво- 246 люции» (Дж. Льюис, С. Александер и др.). Он считает, что природа породила человека, главная цель которого — свобода: «человек ищет свободы», точнее «свободы индивидуального существования». Но она должна достигаться творческим переходом разума на новый, качественно более высокий уровень существования, «равный божественному». «Не вернее ли думать, — задает Шестой один из многочисленных своих «антропогонических» вопросов, — что наш разум есть только эмбрион, зародыш чего-то? Что не материя, как учили древние, а именно душа существует потенциально... что каждый из нас есть только некоторая «возможность», переходящая, но еще не перешедшая в действительность» (там же, 168). С другой стороны, вера в высшее предназначение человека омрачалась пессимизмом Шестова, убежденного, что реализация этого назначения связана не столько с радостью и творчеством, сколько с ужасом и страхом, дерзостью приниженного и окончательно задавленного человека. В рассуждениях Шестова об отношении человека к природе тема смерти отступает на второй план. Более того, здесь он невольно начинает вопрошать таким образом, что за вопросом скрывается (хотя и слабая) вера в мощь человеческого познания: «...а если бы человек додумался до способа уничтожить весь мир, всю Вселенную до последнего существа и даже неживого атома, — что, осталась бы и тогда природа спокойной или, при мысли о возможной гибели всего, ею сотворенного, она поколебалась бы, удостоила бы человека своего внимания, заговорила бы с ним, как равная с равным (подчеркнуто мной. — В. К.), и пошла бы на уступки?.. Есть, по крайней мере, вероятность того, что природа бы испугалась н согласилась посвятить человека в свои тайны» (130, 52). Шестов был не только иррационалистом и нигилистом, но и большим мечтателем, идеалистом, в том числе и в житейском, обыденном смысле этого слова, так как верил, точнее хотел верить, в чудеса природы. Он ждал их и от природы, и от самого человека, а впоследствии и от бога. То, что изначально присуще Шестову, — это какая-то наивная вера в потенциальную чудесность мира, разлитую во всем и вся. Одним из источников этой веры была 247 столь же наивная, сколь н редкостная способность удивляться самым обыденным вещам, происходящим в миро. Позже к этой способности удивления и какому-то ребяческому стремлению говорить все «наоборот» прибавились страх, ужас и отчаяние перед фактом смерти, перед тем, что обычно называют хрупкостью и случайностью человеческого существования. Ожидание (постоянно перерастающее в отчаяние и ужас) «внутриприродных» и «имманентных» человеку чудес сохранилось у Шестова на всю жизнь. Эта вера была настолько односторонней, что приводила к отрицанию разума и науки. Для Шестова действительное объяснение предполагало ответ на вопрос о «причине» самого существования объективной реальности, причине, связанной с допущением существования в бытии некой неведомой нам тайны, «последней истины». Мы, полагал он, хотя и являемся продуктами природы, но несем в себе ее скрытое, неизвестное нам желание быть чем-то большим, чем она, и потому люди принципиально отличны от природы и несводимы к ней. Шестову чужда идея имманентной связи, взаимозависимости и единства человека и природы. Человек порожден природой, но рождение — это перерыв, пропасть. «Объективность, — пишет Шестов, — если с ней серьезно считаться, требует от нас, чтобы мы не приписывали природе ни одного из тех свойств, которые присущи думающему и стремящемуся к тем или иным целям человеку. Природа сама по себе — человек сам по себе. Говорить о демиурге, творце, artifex'e мира, значит явно покидать научную точку зрения и возвращаться к мифологии» (133, 152—153). Но это не значит, по Шестову, что природа не имеет своей собственной цели, «последней истины», напротив, вполне вероятно, что она ставит себе «разумные цели». Нужно, без конца повторял Шестов, очнуться от сна, от власти «вечных» истин разума, нужно «радикально» удивиться, ужаснуться, чтобы на равных вступить в диалог с природой. И возможно, только тогда, если природа пожелает этого, мы увидим ее тайну-истину. «Ясно, — писал он об этой «тайне», — что истина— я говорю, конечно, о последней истине — есть некое живое существо, которое не стоит равнодушно и безразлично перед нами и пассивно ждет, пока мы подойдем 248 к нему и возьмем его. Мы волнуемся, мучаемся, рвемся к истине, но н истине чего-то нужно от нас. Она, по-видимому, тоже зорко следит за нами н ищет нас, как мы ее. Может быть, тоже и ждет, и боится нас» (там же, 150). Можно заключить, что природа для Шестова — это чудо, равноправное с божественным. В контексте «вопросов о природе» (см. в этой связи его многочисленные афоризмы в статьях «Самоочевидные истины», «Potestas clavium», вторую часть книги «На весах Иова» — «Дерзновения и покорности») бог не рассматривается как существо, имеющее к ней какое-либо отношение, о нем говорится в иной, автономной, проблемной сфере. Шестову не свойственны пантеизм, деизм или антропоцентризм. Что определенно содержат в себе шестовские предположения относительно природы, так это элементы гилозоизма и «прерывной» телеологии: дело природы — породить человека, дальше — перерыв, человек идет своей дорогой. Вопрошающее человеческое существо предстает у Шестова как равноправная величина наряду с природой и богом. Но вся суть шестовской позиции в том, что человек здесь — абсолютно суверенное существо, «свобода индивидуального существования» которого может вполне обойтись без природы, без бога и даже без всех остальных людей: «...человеку приходится выбирать между безусловным одиночеством и истиной, с одной стороны, и общением с ближними и ложью — с другой» (136, 5, 188). Общность суверенности трех вершин — природы, человека и бога — состоит в том, что все они несут в себе тайну, «последнюю истину» и что все они «живые существа». Человек — одна из равнозначных вершин этого «треугольника», точнее «созвездия», несмотря на то что по происхождению (но не по судьбе) он является «заветнейшим начинанием» бытия. Имея в виду сказанное, хотелось бы предостеречь читателя от окончательных суждений о мировоззрении Шестова. То, что было вычленено из идейного наследия этого философа, — только одно из направлений его интеллектуальных усилий разрешить «проклятые» вопросы мироздания. Несмотря на всю существенность этого аспекта его воззрений, позволяющего подвергнуть сомнению оценку Шестова как исключительно религиозного фило- 249 софа, необходимо все же признать, что указанный аспект не был преобладающим и был в конечном счете оттеснен религиозным. Последние его книги «Sola fide», «На весах Иова» (особенно первая часть), «Киркегард и экзистенциальная философия», «Афины и Иерусалим» (части вторая и третья), статьи «Умозрение и откровение. Религиозная философия Вл. Соловьева», «Николай Бердяев. Гнозис и экзистенциальная философия» с очевидностью свидетельствуют о всевозраставшей религиозности шестовской мысли. Религиозная философия Шестова в значительной части своего содержания состоит из пересказа библейских мифов о сотворении мира, райской жизни и грехопадении В остальном — это размышления о путях достижения бога посредством прохождения через состояние абсурда и обретения ничем не подкрепляемой веры. То, что Шестова можно назвать философом религиозным, обусловлено не столько его специфически «религиозными» суждениями, сколько тем обстоятельством, что он свел две точки своего «треугольника» — человека и природу — к третьей — идее бога, с одновременным признанием последнего творцом и спасителем двух первых. Таких «замыкающихся на боге» суждений не так уж и много. Если бы их не было совсем, то Шестова можно было бы признать скептическим плюралистом, человеком, колеблющимся между идеей божественности мира и сотворенности человека и идеей абсолютной суверенности человека и природы. Это тоже хотя и уклончивая, но все-таки религиозная позиция. Однако религиозный характер его философии был более определенным, скептический плюрализм вытеснялся иррационалистической религиозностью. Переход на религиозные позиции не означал систематического истолкования Шестовым человека и природы в терминах богословия и религиозной философии, однако религиозный смысл этих понятий был теперь очевиден. «...Истоки, начала, корни бытия — не в том, что обнаружено, а в том, что скрыто: Deus est Deus absconditus (Бог есть сокрытый бог)» (134, 268) — таков был окончательный вывод Шестова. Истоки и корни бытия исчезали в «сокрытом боге» — теоцентрическая точка зрения побеждала. 250 |
© (составление) libelli.ru 2003-2020 |