§ 1. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ Лев Исаакович Шестов (Шварцман) (31 января 1866 — 20 ноября 1938) родился в Киеве в семье текстильного фабриканта. После окончания гимназии поступил на математическое отделение Московского университета, затем перешел на юридический факультет, но закончил образование в Киеве в 1889 г. Сведений о духовном развитии молодого Шестова крайне мало. Одним из немногих источников, проливающих некоторый свет на мировоззрение Шестова в 80-х годах, является вступительный очерк Б. Мартина к американскому изданию работы Шестова «Афины и Иерусалим» (см. 154). Некоторые биографические данные о Шестове приводятся Джорджем Клайном в его монографии «Религиозная и антирелигиозная мысль в России» (см. 152). Известно, что как в Киевской гимназии, так и впоследствии в Московском университете у него были стычки с администрацией из-за участия в политической деятельности. В годы учебы в Москве Шестов интересовался главным образом экономическими и социальными вопросами и написал обширную статью по рабочему вопросу с подзаголовком «Фабричное законодательство в России» (см. 90, 204. 154, 15—16). В Киеве его докторская диссертация, посвященная положению русского рабочего класса, была допущена к защите, но потом запрещена Московским цензурным комитетом по политическим мотивам. Каковы же были социально-политические позиции Шестова в конце 80-х — начале 90-х годов? Этот вопрос остается открытым, тем более что сам Шестов ничего об этом впоследствии не писал. Шестов середины 90-х годов — это индивидуалист, эстет, сторонник французского 225 символизма, творчества Мюссе и Бодлера, проявляющий интерес к тогдашней отечественной декадентской и модернистской литературе и сам пробующий писать стихи В это время он сближается с дягилевским кружком и «Миром искусства». До революции Шестов совершал длительные заграничные поездки (1885—1898 гг. — Италия и Швейцария; 1908—1914 гг. — Германия и Швейцария). Первое крупное произведение Шестова «Шекспир и его критик Брандес» вышло в свет в 1898 г. и почти не обратило на себя внимания; затем он издает работы «Добро в учении гр. Толстого и Ф. Нитше. Философия и проповедь» (1900) и «Достоевский и Нитше. Философия трагедии» (1903). От философско-психологического анализа трагедий Шекспира через критику морализма и рационализма («проповедь») Шестов двигался к философии трагедии, перераставшей в богоискательство. «Нужно искать того, что выше сострадания, выше добра. Нужно искать бога» (136, 2, 187) — таким призывом заканчивался первый период его литературно-философских опытов. Но он не торопился объявлять, что «бог жив» и обретен. Прежде ему предстояло выработать свой собственный стиль и методологию, в основу которой были положены нигилизм, скептицизм и иррационализм. Книга «Апофеоз беспочвенности» (1905) была воспринята многими как философский манифест Шестова. Сборники статей «Начала и концы» (1908) и «Великие кануны» (1911) непосредственно примыкали к «Апофеозу беспочвенности» по тону и темам. В период с 1911 по 1914 г. Шестов пишет работу, полностью опубликованную только в 1966 г. под названием «Sola fide» (Только верою). В революционные годы он не выступал как открытый контрреволюционер, однако его сотрудничество в печатных органах политических и философских реакционеров («Мысль и слово», «Русская мысль») говорит о том, что классовая ориентация Шестова была непролетарской и антиреволюционной. Не случайно поэтому он вскоре эмигрировал на Запад, где жил в основном во Франции вплоть до своей смерти. Сразу же после приезда за границу Шестов был вовлечен в антисоветскую истерию, поднятую контрреволюционной эмиграцией. Результатом его «грехопаде- 226 ция» в конкретную историю и политику была брошюра «Что такое большевизм?», в которой в качестве социально-политического кредо автора выставлялся примитивный буржуазно-помещичий либерализм типа того, который был проанализирован и уничтожающе раскритикован В. И. Лениным в работе «Гонители земства и Аннибалы либерализма». В эмиграции Шестовым было написано большое количество статей, а также такие работы, как «Власть ключей» (1923), «На весах Иова» (1929), «Киркегард и экзистенциальная философия» (1939). Уже посмертно были опубликованы «Афины и Иерусалим» (1951) и «Умозрение и откровение» (1964). Духовную эволюцию Шестова трудно реконструировать по многим причинам: из-за ее неопределенного социально-политического характера, неучастия Шестова в коллективно-программных выступлениях русских идеалистов, его постоянного скептицизма, нигилизма, косвенной манеры изложения. Единственное, о чем можно с уверенностью сказать, что, начав как литературный критик и морализирующий эстет ницшеанского типа, Шестов углубился вскоре в традиционно-метафизические и «проклятые» вопросы: в чем смысл жизни и смерти? что есть истина, человек, его судьба и т. п.? Мировоззренческий «позитив» Шестова долгие годы был почти невыявленным, однако общая его эволюция, начиная с 90-х годов, свидетельствовала о неустойчивом, но неуклонном движении к религиозной философии. Особенность ситуации в случае с Шестовым состоит не в том, что он колебался признать существование бога: он колебался говорить о нем что-либо утвердительное. Шестов был гораздо более «богоискателем», чем, например, Булгаков, Бердяев или Мережковский, которые безоговорочно причислили себя к религии и приступили к построению религиозной философии и составлению различных религиозно-мистических проектов вселенского масштаба. Шестов едко высмеивал за это своих коллег по духовному декадансу (см. 129). Тем не менее в работе «Sola fide» (1911 —1914) религиозные мотивы впервые получают явный перевес над нигилистическими к скептическими. И хотя Шестов и здесь избегал приводить свои собственные, сколько-нибудь развернутые философские доводы в пользу веры, с этого времени можно говорить о нем как о религиозном философе с затянув- 227 шимся переходом от богоискательства к «позитивной» религиозной философии. Он не создал системы религиозной философии, да это и не предполагалось самими принципами шестовского экзистенциализма сугубо иррационалистического, можно даже сказать антигностического, типа. Последние его работы «Афины и Иерусалим» и «Умозрение и откровение» говорят лишь об окончательном и бесповоротном выборе Шестова. Бог был признан здесь единственным спасителем беспомощного, отчаивающегося и погибающего человека. Так как философия Шестова имела ярко выраженный богоискательский характер, то ее удобнее всего анализировать в ходе установления основных признаков движения этого мыслителя ко все более догматическому фидеизму, вере в бога. 228 |
© (составление) libelli.ru 2003-2020 |