* * *
Если формулировать общие выводы относительно мировоззренческой
эволюции Бердяева, то необходимо выделить следующее. Период «легального
марксизма» был наиболее коротким — 1898—1901 гг. Религиозная философия
Бердяева, по крайней мере до конца первого десятилетия XX в., находится
преимущественно в стадии поиска. Во всех его публикациях этого периода еще отсутствует
стабильная и окончательно принятая философская позиция. Поэтому и обычные
категории религиозной философии — «бог», «мир», «трансцендентное», «дух»,
«душа» — еще не имеют однозначных и четко фиксированных значений. Не случайно
философско-литературная деятельность Бердяева до появления «Философии свободы»
выражается по преимуществу в форме многочисленных статей и очерков. Его
философская публицистика носит явно дидактический и назидательный характер. Его
работы до конца 900-х годов — это пока еще сумма идей, набор проблем. Далее эта
сумма идей начинает все более последовательно и координированно группироваться
вокруг ключевых, сознательно зафиксированных и наиболее продуманных проблем
свободы, творчества и объективации.
Именно поэтому эволюция взглядов Бердяева выглядит не совсем
обычно. В традиционном понимании этого слова можно говорить лишь о его переходе
с позиций неокантианства и «легального марксизма» на позиции религиозной
философии и о нестабильной, постоянно менявшейся комбинации идей буржуазного
либерализма и «христианского социализма». В дальнейшем изменение его
мировоззренческих установок происходило несколько иначе. Начав в начале 900-х
годов писать о боге, религии и т. п., он уже до конца жизни писал о том же
самом. Круг ключевых проблем был очерчен им в основном до Октябрьской
революции. Эволюция взглядов Бердяева включает в себя трансформации тех или
иных идей или способов их обоснований, отказы от некоторых точек зрения,
возвращения к ранее оставленным идеям. Особенно сложно дело обстоит с
социальными и историософскими воззрениями Бердяева.
Несмотря на весь свой мистицизм и индивидуализм, он был мыслителем
с резко выраженным социальным
152
темпераментом. Это чувствовалось даже
тогда, когда в конце своей жизни он,
казалось, целиком отдался эсхатологическим настроениям. Эсхатологические и апокалиптические идеи позднего Бердяева (периода «Царства
Духа и Царства Кесаря» и «Самопознания») в значительной степени явились негативной
реакцией на прогрессивные социальные изменения в мире. В зависимости от
конкретно-исторических событий, свидетелем которых он являлся, его работы
социально-исторической тематики были то более злободневными и публицистическими,
то более пессимистическими и отрешенными от истории. Причем до Октябрьской революции (точнее, до эмиграции) контрреволюционность и консерватизм Бердяева росли год от года. После «Нового средневековья» (1923)
контрреволюционность и консерватизм выступают в форме критики культуры вообще,
свидетельств кризиса современной личности и эпохи. Преобладание эсхатологических
тем заставляло его искать якобы нейтральные, надклассовые позиции, с
которых, как ему представлялось, он мог подвергать суду и критике всю
современную эпоху. Этому также способствовали его претензии выступать от имени некоего «мистического христианства», стоящего будто бы в стороне от политики и
социально-экономической борьбы современности.
153