* * * Параллельно с классовой борьбой в России в годы гражданской войны и первых лет Советской власти на Западе начинает складываться послеоктябрьская контрреволюционная эмиграция, в рядах которой оказалось подавляющее большинство русских идеалистов и мистиков. Лишенная социально-исторической почвы, идейного и морально-политического единства, русская послеоктябрьская эмиграция подобно куску сахара, брошенному в крутой кипяток, стала сразу же дробиться, разваливаться, растворяться и исчезать в многоликой и чуждой ей жизни стран буржуазной Европы и Америки. В основном эмиграция состояла из представителей имущих классов (офицерство, духовенство, капиталисты и помещики, крупные чиновники, контрреволюционно настроенная буржуазно-помещичья интеллигенция и т. п.). В начале 20-х годов она, как отмечал В. И. Ленин, насчитывала до 2 миллионов человек (см. 2, 44, 5). Процессы разложения 112 захватили прежде всего наиболее крупные эмигрантские организации и институты: армию, церковь, остатки ведущих буржуазно-помещичьих политических партий. Разбитые белогвардейские и «добровольческие» армии деградировали особенно быстро. «1923—1924 год, — признавал один из эмигрантских журналов, — прошли под знаком полного и откровенного превращения многих из этих «отборных» белых частей в отряды наемников, предлагающих свои услуги, в ожидании момента возвращения на родину, иностранным правительствам фашистского или консервативного направления» (68, 191). Многочисленное и влиятельное по отношению к большинству рядовых эмигрантов духовенство занимало в целом монархические позиции и также переживало раскол. Одной из попыток выхода из кризиса и одновременно демонстрацией его непримиримо враждебного отношения к Советской России были решения так называемого «Карловацкого съезда» (Югославия, 1921 г.), на котором задавали тон ярые монархисты во главе с митрополитом Антонием (Храповицким). Объединившись под лозунгами антикоммунизма и антисоветизма, 12 епископов, 60 священников и мирян, представители армии и другие контрреволюционеры провозгласили свое сборище «собором», говорящим от имени всей русской церкви; они не только отказались признать Советское государство, но и призвали к борьбе против него и неэмигрировавшей части православного духовенства (во главе с патриархом Тихоном), которая, по их мнению, «большевизировалась», «осоветилась» и т. п. * Фанатический монархизм и антикоммунизм значительной части церковной эмиграции привел к «милитаризации» духовенства, оказавшегося за границей. «Православная (эмигрантская. — В. К.) церковь, — признавали те, кто не хотел причислять себя к монархистам, — находится в унизительной зависимости от воинских организаций» (105, 422). Активную в политическом отношении эмиграцию объединяли контрреволюционность, антисоветизм и антикоммунизм. Но эти негативные установки не обеспечивали и не могли обеспечить никакого организационного единства. Кроме того, на фоне бесконечных дрязг и мелочных * Подробнее об этом см.: А. Белов и А. Шилкин. Карловацкий раскол — прошлое и настоящее. М., 1975. 113 споров между представителями различных политических направлений послеоктябрьской эмиграции шло ее неизбежное имущественное расслоение. «Очень скоро выяснилось, — писалось в одном из эмигрантских журналов, — что реальной свободой могут воспользоваться немногие — те, которые имели капиталы в России и успели перевести их в Европу. Для остальных свобода оказалась призрачной... Надо было брать ту работу, которая попадалась, и вести тяжкую трудовую жизнь... Мы не в состоянии дать своим детям образования. Они кончают коммунальную школу и идут на работу — становятся вечными пролетариями, нередко пастухами. Вот когда подлинное отчаяние вошло в наши души. Мы поняли, что формальная свобода — только призрак, иллюзия свободы» (46, 34). Как некое ощутимое, хотя и раздробленное, явление послеоктябрьская эмиграция просуществовала приблизительно до середины 30-х годов. Последний ее кризис совпал с мировым экономическим кризисом конца 20-х — начала 30-х годов. Именно в это время с горькой откровенностью было признано политическое банкротство «пореволюционной» эмиграции. Оказались иллюзорными и все мечты о создании «общеэмигрантского представительства... России в Европе» (114, 16). Экономический кризис для рядовой массы эмигрантов стал настоящей катастрофой. Е. Ю. Скобцова (монахиня Мария), организовавшая в начале 30-х годов благотворительную организацию «Православное дело», отмечала в это время, что только в Париже было около 400 безработных русских, 70 из которых вели образ жизни бездомных бродяг. «...В провинции, — писала она, — безработных еще безгранично больше... 30% русских во Франции в той или иной степени выведены из строя» (73, 74). История послеоктябрьской философской эмиграции складывалась в общих чертах следующим образом. После 1917 г. из России добровольно выехала или бежала вместе с контрреволюционными армиями большая группа философов-идеалистов: В. Зеньковский, Б. Вышеславцев, С. Гессен, Л. Шестов, Д. Мережковский, П. Сорокин, П. Струве, Б. Яковенко, Н. Трубецкой и др. Осенью 1922 г. были высланы за границу Н. Бердяев, С. Булгаков, Л. Карсавин, Н. Лосский, С. Франк, И. Ильин, И. Лапшин, Ф. Степун и др. Как часть эмиграции, фило- 114 софская эмиграция была обречена на беспрерывный раскол, дробление и упадок. В ходе этого морально-политического и организационного развала возникали многочисленные идеалистические, религиозно-философские и религиозные организации, как кратковременные и мертворожденные, так и долговременные, но существовавшие или существующие до сих пор главным образом за счет финансовой поддержки американских и западноевропейских религиозных, политических и государственных учреждений и «фондов». В 1922 г. в Берлине (по инициативе В. Зеньковского) был созван съезд эмигрантских философов и было организовано «Философское общество»; в Праге в начале 20-х годов также было создано «Философское общество им. Вл. Соловьева». Аналогичные организации возникли во Франции и Швейцарии. В это же время при участии русских идеалистов в Праге формируется «Русский научный институт», в 1927 г. по инициативе П. Струве — «Русский научный институт» в Белграде. В Берлине благодаря материальной поддержке религиозной и антикоммунистической американской организации YMCA была создана «Религиозная философская академия». Ведущая роль в ней принадлежала Бердяеву. В течение короткого периода был организован и ряд других более мелких и незначительных «обществ» и «институтов». Было бы, однако, ошибкой считать, что упомянутые «академии» и «университеты» чем-то даже внешним напоминали обычные учебные заведения. Не имеющие часто постоянного штата и помещения, четкой учебной программы и юридического статуса, они, естественно, не могли готовить и не готовили квалифицированных специалистов. Их единственная позитивная роль — далеко не уравновешивающая тех негативных и реакционных намерений, которые они перед собой ставили, — заключалась в том, что в этих учебных заведениях получали общее гуманитарное образование и (реже) некоторый объем естественнонаучных знаний дети эмигрантов, имевшие трудности при поступлении в высшие учебные заведения Западной Европы и Америки. С другой стороны, было бы неверным преуменьшать их отрицательное идеологическое влияние не только на основную массу эмигрантов из России, но и на некоторую часть населения Западной Европы, США, Канады и других капиталистических стран. Именно анти- 115 советчики из этих «институтов» и «академий» составили «стартовую» группу советологических и антикоммунистических центров основных империалистических держав. Создание философских и религиозных организаций в эмиграции явилось безнадежной попыткой идейной мобилизации и объединения всех контрреволюционных клерикалов, социологов и философов для борьбы против Советской власти, материализма, атеизма и марксизма-ленинизма. Большинство из них свою главную и непосредственную задачу видели в подготовке и осуществлении «идейной контрреволюции», «возрождения» и «спасения» России. Другим важным подспорьем послеоктябрьского эмигрантского идеализма были многочисленные издательства, книжные базы и магазины, созданные за рубежом с целью публикации и пропаганды работ философов, проповедников и идеологов эмиграции. «По самым скромным подсчетам, — отмечалось в журнале «Печать и революция», — в странах Западной Европы и в Америке уже функционирует до полусотни русских издательств и книжных магазинов, которые были созданы при участии, в большинстве случаев, даже доминирующем, заграничных капиталистов» (106, 232—233). В число основных контрреволюционных и антисоветских эмигрантских издательств, возникших в 20—30-е годы, входили: «Современные записки», «YMCA—Press», «Пламя», «Русско-болгарское книгоиздательство», «Воля России», «Русское кооперативное издательство в Праге», «Евразийское издательство», «Русское универсальное издательство» и др. Статистика печатной продукции послеоктябрьской эмиграции приводилась в статье В. Розенберга «Русская зарубежная периодическая печать» (см. 104, 131—142). В первой половине 20-х годов, отмечал он, насчитывалось 414 попыток создать «русскую периодическую прессу» за рубежом. По данным «Комитета русской книги», общий тираж отдельных изданий, вышедших в 1924 г. (не считая газет и журналов), достиг 75 миллионов экземпляров. Вопросам религии, философии и социологии было посвящено около двухсот работ. В это же время издавалось до 14 журналов «религиозно-нравственного» содержания (см. 88, 3—5). Несколько позже ведущими религиозно-философскими журналами стали «Путь» (1925—1940) и «Новый град» (1931—1939). Много места пробле- 116 мам религиозной философии уделял и журнал «Современные записки» (1920—1939). Необходимо добавить, что основные контрреволюционные идеологические группировки и партии имели в эмиграции свои официальные печатные органы: «Анархический вестник» (анархисты), «Свободная Россия» (орган кадетско-октябристского «республиканско-демократического объединения»), «Революционная Россия» (эсеры), «Знамя борьбы» (левые эсеры), «Высший совет монархистов» и «Вестник русского монархического объединения» (монархисты). В своей совокупности эта литература явилась рупором сил, которые стремились реставрировать капитализм в России и восстановить старые социальные институты и порядки. Целиком окрашенная антисоветизмом и религией, она не находила спроса даже среди русских эмигрантов. Издательства, журналы и газеты возникали и лопались, как мыльные пузыри; единственное, что помогало выжить некоторым из них, была все та же финансовая поддержка европейского и американского капитализма. Начальный период существования буржуазно-помещичьей философии в эмиграции ознаменовался взрывом антикоммунистических страстей и эмоций. Ведущие представители философской контрреволюции публиковали пасквили, содержащие клевету и нападки на Октябрьскую революцию и марксизм-ленинизм (см. 17. 118. 126. 132. 137). Это была первая бурная антикоммунистическая реакция русского философского идеализма за границей. В ней получили разрядку негативные настроения философов, которые в революционные годы и в первые годы Советской власти не посмели до конца откровенно и открыто выступить против пролетарского мировоззрения и революционных преобразований в России. Между тем постепенно распространявшееся среди эмигрантов понимание окончательности крушения и гибели старой России сопровождалось появлением ряда специфических идеологических течений и группировок. Вообще говоря, социально-философская мысль после-октябрьской эмиграции все время вращалась вокруг темы «Россия — революция — мы», ее идеи были связаны с постоянным и гипнотическим осмыслением и переосмыслением, оценкой и переоценкой Великой Октябрьской социалистической революции, ставшей помимо их воли событием, к которому все шло и из которого все исхо- 117 дило. Мысль философской эмиграции была прикована к процессам, происходящим в СССР, а в мировом масштабе — к процессам, связанным с первыми десятилетиями новой эры в истории человечества: к развитию мирового коммунистического движения, национально-освободительному движению, развитию мирового капитализма в условиях обострения его общего кризиса. Для оказавшейся не у дел эмиграции интеллектуальная, эмоциональная, моральная и религиозная переработка прошлого, настоящего и будущего явилась основным способом ее духовного существования. Но эта переработка как единственное средство не потерять себя осложнялась по меньшей мере двумя внутренними факторами. Во-первых, трудностью и даже невозможностью вписать себя в качестве активного исторического субъекта в историю в ее настоящем и будущем. Ни настоящее, ни будущее просто не имели «пространства» для этого социального образования. Оставалось только в достаточной степени эфемерное, не дающее никакой онтологической основательности и уж во всяком случае не заменяющее настоящего и будущего прошлое. Отсюда и второе неудобство, вторая трудность всей мыслительной работы эмиграции — замкнутость сознания на прошлом, т. е. замкнутость на идеях, ценностях и идеалах старой культуры и старого мира. Как социальное явление эмиграция в этом смысле была буквально обречена на прошлое, так как она и была частью прошлого, и вынуждалась всей своей эмигрантской жизнью, всем историческим настоящим и будущим быть не чем иным, как тенью прошлого. Всякие попытки экстраполировать, распространить свое сознание на настоящее и будущее или просто попытка вырваться из прошлого рождали нереалистические и мертворожденные проекты. Если что еще и оставалось эмиграции, так это дать последнюю оценку историческому прошлому, взглянуть на прошлое глазами прошлого с «территории» настоящего (первая половина XX в.), а также зафиксировать в соответствующих формах процесс своего духовного умирания и гибели. Выраженные даже в форме «преодоления» прошлого и попыток найти место в настоящем, концепции философской эмиграции объективно сводились именно к этому. Идейные течения, возникшие в эмиграции, приобрели явно выраженную историософскую и со- 118 циально-политическую окраску и не имели сколько-нибудь существенного онтологического, методологического и гносеологического обоснования. Это относится прежде всего к сменовеховству и евразийству. 119 |
© (составление) libelli.ru 2003-2020 |