Литературные герои, как, впрочем, и
живые люди, подчас известны какой-то одной,
иногда не самой примечательной своей чертой,
причем суждения о них и об этой черте бывают до
удивления неполны, а нередко и несправедливы.
Так, в поговорку вошло безрассудство Дон Кихота,
а не породившее его
безграничное благородство. Точно так же датский
принц Гамлет из-за одной, произвольно вырванной
фразы: “Быть иль не быть, вот в чем вопрос” (акт
III, сцена 1) —
видимо, с легкой руки провинциальных трагиков
прошлого времени —
преподносился как классический пример
надломленности духа, нерешительности. Этой
ходячей трактовкой воспользовался советский
историк А. З. Манфред, оценивая
личность великого якобинца Максимилиана
Робеспьера: “В характере Робеспьера но было
ничего от Гамлета, ни ослабляющих волю сомнений,
ни мучительных колебаний. Он не воскликнул бы:
“Ах, бедный Йорик! Я знал его, Горацио...” Он
проходил мимо могил друзей и врагов, не
оборачиваясь. Он был человеком действия. Правда,
с юных лет и до последних дней своей удивительной
судьбы Робеспьер оставался верен большим
мечтаниям — мечте о золотом
веке, о мире добродетели, равенстве,
справедливости. Но эту мечту он претворял в
действия — стремительные,
напористые, полные неукротимой энергии” (Манфред
А.3. Максимилиан
Робеспьер.— Робеспьер М. Избр. произв. М.,
1965, т. 1, с.
78).
Противопоставление, однако,
получилось но такое уж основательное. Подлинный
шекспировский Гамлет скорее сродни Робеспьеру, а
не его антипод. Этот гордый ум, но словам Офелии,
“соеднненье знанья, красноречья и доблести, наш
праздник, цвет надежд,
законодатель вкусов и приличий, их зеркало...”
(акт III, сцена 1), являет собой комок нервов,
одержимый одной мыслью —
отомстить за убийство отца и поруганную честь
рода — и умеющий, как никто,
за себя постоять. Он гневно осуждает “униженья
века, неправду угнетателя, вельмож заносчивость,
отринутое чувство, нескромный суд и более всего
насмешки недостойных над достойным...” (там же). И
он действует — действует, правда,
размышляя, но тем более решительно и
эффективно. В мрачной, чуждой среде
эльсинорского замка, подвергаясь смертельной
опасности, Гамлет оказывается куда более
расчетливым политиком и искусным воином, чем его
многочисленные враги. Язык и шпага Гамлета разят
одного за другим приспешников преступного
короля, а потом и его самого. Гамлет отнюдь не
склоняется над могилами каких-то там полониев, а
идет, не оглядываясь, раз избранным путем. Когда
бывшие друзья принца, Гильденстерн и Розенкранц,
везшие его но приказу короля на гибель, благодаря
изворотливости Гамлета поменялись с ним ролями и
теперь, по словам Горацио, плывут навстречу своей
гибели, Гамлет говорит: “Сами добивались. Меня не
мучит совесть. Их конец — награда
за пронырство” (акт V, сцена
2).
Вряд ли слабовольный человек мог
сказать о себе то, что сказал Гамлет после
встречи с духом своего отца: “Это — голос моей судьбы, и он мне, словно
льву, натягивает мышцы тетивою” (акт I, сцена 4). В
подобном же противоречии с привычным мнением
“человек действия” —
Робеспьер глубоко переживал гибель соратников.
“Лучше бы я умер,— говорил он по поводу смерти
одного из активных членов якобинского клуба п
преданных патриотов.— а
Лазовский продолжал бы жить! Я был близким другом Лазовского. Я хорошо
знал его благородную душу. Два дня я оплакиваю
Лазовского, и вся моя душа поглощена скорбью о
безмерной потере, понесенной республикою” (Робеспьер М. Избр. Произв., т. 2. с.
329).
Разумеется, Гамлет обречен, и он это
сознает, но ведь обречен был и Робеспьер: его
мечта о золотом веке неизбежно пришла в конфликт
с алчными интересами жрецов золотого тельца, с
духом века наживы, начавшегося после французской
буржуазной революции, вождем которой на ее
восходящем, романтически окрашенном этапе был
Неподкупный. “Как ни почетен такой выбор,— писал
Робеспьер о своем избрании парижанами
общественным обвинителем департамента,— я с
ужасом думаю о тяжелых трудах, на которые этот
важный пост меня обрекает, в такое время, когда
после длительных волнений мне необходим отдых...
Но мне на долю выпала бурная судьба. Надо
следовать ее течению до тех пор, пока я принесу ту
последнюю жертву, которую я могу предложить
родине” (Робеспьер М.
Избр. произв., т.1, с.154).
Могут спросить: стоит ли сближать
персонажи классической театральной и
классической жизненной трагедий? Стоит! И не
только для того, чтобы вызвать сомнение в
бытующей трактовке образа Гамлета (с этим при
экранизации трагедии Шекспира уже прекрасно
справился актер И. Смоктуновский), но и для того,
чтобы назвать не мнимую, а действительную его
альтернативу — яснолобое
бездумье. Не может явиться стойким убеждением
то, что много крат не прочувствовано, что вновь и
вновь не переосмыслено глубоко лично. Об этом
постоянно напоминает нам современная
действительность во всем многообразии ее
политических реалий, идейных столкновений и
потоков информации. И знаменитое гамлетовское, “быть иль не быть” в его
неурезанном виде звучит для нас не исповедью, как
принято считать, души хлипкого иптеллигентика, а
речью рыцаря и мужа,
вступающего на самостоятельную дорогу и
взвешивающего открывающиеся возможности:
Быть иль не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними?
Что достойнее высокой души? Такова
суть вопроса, и выбор прост. Принятие первого
варианта решения (“смиряться под ударами
судьбы”) выдает будущего приспособленца и
конформиста (именно таков в “Гамлете” молодой
Озрик), который, обретя выгодное для себя
положение, почти наверняка станет реакционером.
Принятие второго варианта (“оказать
сопротивленье”) означает, что перед нами смелый
боец, активная, честная натура. Гамлет молод, и в
его “быть иль не быть” сквозит нечто типично и
сокровенно юношеское, общее думающим молодым
людям всех наций и эпох, хотя, конечно, в каждую
эпоху этот вопрос наполняется своим
неповторимым смыслом. Разве не решают для себя
наши молодые современники повсюду вопрос: быть
или не быть борцом за свободу, революционером,
коммунистом, быть или не быть субъектом, а не
объектом исторического действия, не стандартным,
“сфабрикованным” индивидом, а яркой,
многогранной личностью? Какой личностью стать? К
какой жизни быть готовым?
Гамлет — наследный
принц: он погибает, убив короля, сам уже будучи
королем и завещая Данию норвежскому принцу
Фортинбрасу. Поэтому в его восприятии смерть
Гамлета-отца выглядит как соединение личного
сыновнего горя с несчастьем государства,
отчизны, оказавшейся под властью кучки плутов с
убийцей и блудодеем во главе. В трагедии
по-своему решается проблема нравственной
преемственности, когда Гамлет, отвергая Данию
Клавдия, Полония и им подобных или же ими
обманутых, вместе с тем стремится, но уже не может
удержать и шире утвердить то лучшее, что он
связывает с памятью об отце. Даже в знаменитом:
“Бедняга Йорик!” (акт V,
сцена 1) — помимо более
заметного мотива о бренности индивидуального
бытия звучит
и тема когда-то дорогого, по уже невозвратимого
былого... Этому суждению отнюдь не противоречит,
а, напротив, его подтверждает мнение датского
критика Георга Брандеса, что “Гамлет находится в
союзе с будущим, с новейшею эпохой; это — пытливый, гордый ум и со своими
возвышенными, строгими идеалами он стоит одиноко
среди обстановки испорченности или ничтожества,
должен скрывать свое заветное “я” и всюду
возбуждает негодование...” (Брандес
Г. Шекспир, его жизнь и произведения. М.. 1901. т. 2, с. 32).
Однако стоит отметить избирательное
отношение к наследию прошлого, которое
проявляет датский принц, или, выражаясь совсем уж
современным языком, критически-оценочный подход
к предшественникам: такое отношение к наследию
непреходяще, ибо является условием прогресса и
чертой, пожалуй, более свойственной — и нужной — не
индивидуалистам, а коллективистам. И при решении
вопроса, “быть иль не быть”, какой личностью
стать, оно играет одну из первейших ролей.
Не случайно, говоря об эгоизме и
скептицизме Гамлета, И.С.Тургенев выделяет в его
образе “то, что в нем законно и потому вечно”. “В
нем, — по словам писателя, — воплощено начало
отрицания, то самое начало, которое другой
великий поэт (Гёте. — Р. К.),
отделив его от всего чисто человеческого,
представил нам в образе Мефистофеля. Гамлет тот
же Мефистофель, но Мефистофель, заключенный в
живой круг человеческой природы; оттого его
отрицание не есть зло — оно
само направлено против зла. Отрицание Гамлета
сомневается в добре, но во зле
оно не сомневается и вступает с ним в
ожесточенный бой. В добре оно сомневается, то
есть оно заподозревает его истину и искренность
и нападает на него не как на добро, а как на
поддельное добро, под личиной которого
опять-таки скрываются зло и ложь, его исконные
враги: Гамлет не хохочет демонски-безучастным
хохотом Мефистофеля; в самой его горькой улыбке
есть унылость, которая говорит о его страданиях и
потому примиряет с ним. Скептицизм Гамлета не
есть также индифферентизм, и в этом состоит его
значение и достоинство; добро и зло, истина и
ложь, красота и безобразие не сливаются перед ним
в одно случайное, немое, тупое нечто. Скептицизм
Гамлета, не веря в современное, так сказать,
осуществление истины, непримиримо враждует с
ложью и тем самым становится одним из главных
поборников той истины, в которую не может вполне
поверить. Но в
отрицании, как в огне, есть истребляющая сила
— и как удержать эту силу в
границах, как указать ей, где ей именно
остановиться, когда то, что она должна истребить,
и то, что ей следует пощадить, часто слито и
связано неразрывно? Вот где является нам столь
часто замеченная трагическая сторона
человеческой жизни: для дела нужна воля, для дела
нужна мысль; но мысль и воля разъединились и с
каждым днем разъединяются более...” (Тургенев И.
С. Собр. соч. В 12-ти т. М., 1956,
т. 11, сс.178-179).
Решить эту великую задачу, укротить
испепеляющую мощь отрицания и заставить его
служить гуманно-созидательным целям, обеспечить
органическое единство истинной, политически
точной мысли и проникнутой высоким энтузиазмом
неколебимой воли было невозможно не только во
времена Шекспира, но и века спустя. Почвой для
такого единства могло послужить лишь гигантское
всемирно-историческое деяние. Для этого
требовалась особая, и притом массовая,
общественная сила. Наконец, должен был
обнаружиться гений, который осветил бы путь.
Таким делом явился сознательно
осуществляемый переход народов к новой,
коммунистической формации.
В качестве такой общественной силы выступил
рабочий класс.
Таким гением стал Карл Маркс.
Социальный протест, социальное
творчество, социально значимые поступки даже в
их индивидуальном выражении теперь перестали
казаться действиями одиночек; они и но существу и
по форме превратились в действия представителей
класса, людей классовой партии.
(С чего начинается личность. М., 1984,
с.59-63).