К. Маркс. Капитал. Т. 2. Гл. 8. 2
Начало Вверх

ГЛАВА   VIII.  — ОСНОВНОЙ   КАПИТАЛ   И   ОБОРОТНЫЙ   КАПИТАЛ                     189

2. СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ, РЕМОНТ, НАКОПЛЕНИЕ ОСНОВНОГО КАПИТАЛА

Долговечность отдельных элементов основного капитала на одном и том же предприятии различна, а потому раз­лично и время их оборота. Например, на железной дороге

190                               ОТДЕЛ   ВТОРОЙ.  — ОБОРОТ   КАПИТАЛА

продолжительность функционирования, а потому и время вос­производства рельсов, шпал, земляных сооружений, станционных зданий, мостов, тоннелей, локомотивов и вагонов различны, следовательно, различно и время оборота частей капитала, авансированного на них. В течение долгого ряда лет здания, платформы, водо­напорные башни, виадуки, тоннели, земляные выемки и насыпи, — короче, все то, что в английском железно­дорожном хозяйстве называется “works of art” *, не требуют возобновления. Предметы, которые больше всего подвергаются износу, — это рельсовый путь и “подвижной состав” (“rolling stock”).

Первоначально при постройке современных железных дорог господствовало мнение, разделявшееся выда­ющимися инжене­рами-практиками, будто по своей прочности железная дорога вечна и износ рельсов до такой степени ничтожен, что, если речь идет о финансовой и практической стороне дела, им можно пренебречь; продолжительность существования хороших рель­сов определялась в 100—150 лет. Но вскоре обнаружилось, что продолжительность жизни рельса, которая, разумеется, зависит от скорости движения локомотивов, веса и числа поездов, толщины самих рельсов и многих других побочных обстоя­тельств, в среднем не превышает 20 лет. На отдельных стан­циях, в центрах большого движения, рельсы изнашиваются даже за один год. К 1867 г. начали вводить стальные рельсы, которые стоили примерно вдвое дороже чугунных, но зато и долговечнее больше чем вдвое. Продолжительность жизни деревянных шпал составляла 12—15 лет. Что касается подвиж­ного состава, то пассажирские вагоны изнашиваются значи­тельно медленнее, чем товарные. Продолжи­тель­ность жизни локомотивов в 1867 г. исчислялась в 10—12 лет.

Износ вызывается, во-первых, самим пользованием. В общем, рельсы изнашиваются с быстротой, пропор­циональной числу поездов (“R. С.”, № 17645)22). При увеличении скорости поездов износ возрастал в большей пропорции, чем квадрат скорости, т. е. при удвоенной скорости поездов износ возрастал более чем в четыре раза (“R. С.”, № 17046).

Далее, причиной износа является влияние сил природы. Так, шпалы страдают не только от собственно износа, но и от гниения.

“Размеры издержек по содержанию дороги зависят не столько от износа, вызываемого движением поездов, сколько от качества дерева,

* — “искусственными сооружениями”. Ред.

22) Цитаты, помеченные “R. С.”, взяты из “Royal Commission on Railways. Minu­tes of Evidence taken before the Commissioners, presented to both Houses of Parliament”. London, 1867, — Вопросы и ответы пронумерованы, и номера их указаны здесь.

ГЛАВА   VIII.  — ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ И ОБОРОТНЫЙ   КАПИТАЛ                  191

железа, кирпича и извести, подверженных действию атмосферы. Один месяц сильных дождей причинит дороге больше вреда, нем целый год ее эксплуатации”. (R. P. Williams. “On the Maintenance of Permanent Way”. Доклад в “Institution of Civil Engineers” осенью 1867 года44.)

Наконец, здесь, как и повсюду в крупной промышленности, моральный износ тоже играет свою роль: обычно по истечении 10 лет можно купить за 30 000 ф. ст. такое количество вагонов и локомотивов, которое раньше стоило 40 000 ф. ст. Таким образом обесценение этого оборудования приходится исчислять в размере 25% от рыночной цены, хотя бы и не произошло никакого обесценения его потребительной стоимости (Lardner. “Railway Economy”, [p. 120]).

“Трубчатые мосты в их теперешней форме не возобновляются”.

(Потому что в настоящее время имеются лучшие формы таких мостов.)

“Обычный ремонт их, удаление и замена отдельных частей нецеле­сообразны” (W. В. Adams. “Roads and Rails”. London, 1862, [p. 136]).

Благодаря прогрессу промышленности средства труда обычно претерпевают постоянные перевороты. Поэтому они возмещаются не в своей первоначальной форме, а в форме, претерпевшей переворот. С одной стороны, то обстоятельство, что масса основного капитала вкладывается в предприятия в определенной натуральной форме и должна просуществовать в ней известный средний срок жизни, это обстоятельство служит причиной того, что новые машины и т. д. вводятся лишь постепенно, а потому является помехой быстрому и повсемест­ному введению усовершенствованных средств труда. С другой стороны, конкурентная борьба, в особенности во время решаю­щих переворотов в технике, заставляет заменять старые средства труда еще до их естественной смерти новыми средствами труда. Катастрофы, кризисы — вот что главным образом принуждает к такому преждевременному обновлению оборудования пред­приятий в широком общественном масштабе.

Износ (оставляя в стороне моральный износ) есть та часть стоимости, которую основной капитал вследствие его исполь­зования постепенно передает продукту, — передает в той сред­ней мере, в какой он утрачивает свою потребительную стои­мость.

Этот износ отчасти таков, что основной капитал обладает известной средней продолжительностью жизни; он целиком авансируется на этот срок; по истечении его он должен быть Целиком заменен. Для живых средств труда, например для

192                                      ОТДЕЛ    ВТОРОЙ.  —  ОБОРОТ   КАПИТАЛА

лошадей, время воспроизводства предписано самой природой. Средняя продолжительность их жизни, как средств труда, определена законами природы. Как только истекает этот срок, использованные до конца экземпляры приходится заменять новыми. Лошадь нельзя заменять по частям, ее можно заменить только другой лошадью.

Другие элементы основного капитала допускают периоди­ческое или частичное обновление. Здесь следует провести разграничение между частичным или периодическим возме­щением и постепенным расширением предприятия.

Основной капитал состоит отчасти из однородных составных элементов, продолжительность суще­ство­вания которых, однако, неодинакова и которые обновляются по частям через различные промежутки времени. Так, рельсы на станциях приходится менять чаще, чем на остальной части полотна дороги. То же самое со шпа­лами, которые на бельгийских железных дорогах в 40-х годах, согласно Ларднеру, приходилось обновлять еже­годно в размере 8% и которые, следовательно, полностью обновлялись в течение 12 1/2 лет. Таким образом, положение здесь таково: известная сумма авансируется на определенный вид основного капитала, например, на 10 лет. Эта затрата делается разом.  Но определенная часть этого основного капи­тала, стоимость которой вошла в стоимость продукта и вместе с ним превратилась в деньги, каждый год возмещается in natura, между тем как другая часть продолжает существовать в своей первоначальной натуральной форме. Вот эта-то затрата разом и воспроизводство в натуральной форме лишь по частям и отличают этот капитал как основной от оборотного капитала. Другие элементы основного капитала состоят из неоднород­ных частей, которые изнашиваются в неодинаковые сроки и потому должны возмещаться не в одно и то же время. Именно так обстоит дело с машинами. То, что мы сказали сейчас о раз­личной продолжительности жизни различных составных частей основного капитала, это в равной мере относится и к продол­жительности существования различных составных частей одной и той же машины, фигурирующей в качестве элемента этого основного капитала.

Что касается постепенного расширения предприятия в ходе частичного обновления, то мы отметим следующее. Хотя, как мы видели, основной капитал in natura продолжает действовать в процессе производства, часть его стоимости, определяемая средней величиной износа, обращается вместе с продуктом, превращается в деньги, составляет элемент резервного денеж­ного фонда, который служит для возмещения капитала, когда

ГЛАВА   VIII.  — ОСНОВНОЙ   КАПИТАЛ   И   ОБОРОТНЫЙ   КАПИТАЛ                 193

наступает срок его воспроизводства in natura. Эта часть стои­мости основного капитала, превращенная, таким образом, в деньги, может послужить для того, чтобы расширить пред­приятие или произвести в машинах усовершенствования, которые повысят их эффективность. Таким образом через известные промежутки времени совершается воспроизводство, и притом — если рассматривать его с общественной точки зрения, — воспроизводство в расширенном масштабе: расши­ренном экстенсивно, если расширяется только поле произ­водства; расширенном интенсивно, если применяются более эффективные средства производства. Такое воспроизводство в расширенном масштабе вытекает не из накопления — не из превращения прибавочной стоимости в капитал, а из обратного превращения стоимости, которая, ответвившись, отделившись в денежной форме от тела основного капитала, превратилась в новый — в добавочный или в более эффективный основной капитал того же рода. Разумеется, отчасти от специфической природы данного предприятия зависит, способно ли оно и в какой мере оно способно к такому постепенному расширению; следовательно, от этой специфической природы зависит также, в каких размерах должен быть собран резервный фонд, чтобы его можно было снова вложить в то же предприятие, и в какие сроки может совершаться это вложение. С другой стороны, что касается возможности усовершенствования деталей суще­ствующих машин, то она зависит, конечно, от характера усо­вершенствований и от конструкции самой машины. Но в какой большой мере, например, в железнодорожных сооружениях, приходится с самого начала предусматривать этот момент, показывает Адаме:

“Вся конструкция должна сообразоваться с принципом, который господствует в пчелином улье: со способностью к неограниченному рас­ширению. Все слишком солидные и в особенности симметричные соору­жения оказываются злом, в случае расширения их приходится сносить” (там же, стр. 123).

В большинстве случаев это зависит от имеющегося в распо­ряжении пространства. В некоторых зданиях возможна над­стройка этажей, у других необходимо расширение в стороны, следовательно, требуется больше земли. При капиталисти­ческом производстве, с одной стороны, много средств расто­чается, с другой стороны, при постепенном расширении предприятия наблюдается много случаев нецелесообразного расширения в стороны (отчасти во вред рабочей силе); причина заключается в том, что здесь ничто не совершается по общественному плану, а все зависит от бесконечно разно-

194                                     ОТДЕЛ  ВТОРОЙ. — ОБОРОТ  КАПИТАЛА

образных обстоятельств, средств и т. д., с которыми считается     отдельный капиталист. Все это ведет к огромному расточению производительных сил.

Это обратное вложение капитала по частям из денежного резервного фонда (т. е. из фонда, образованного частью основ­ного капитала, совершившей обратное превращение в деньги) легче всего осуществляется в земледелии. Здесь простран­ственно отграниченное поле производства в наибольшей мере способно к постепенному поглощению капитала. Точно так же дело обстоит в тех случаях, когда совершается естественное воспроизводство, как, например, в животноводстве.

Основной капитал требует особых издержек на сохранение. Сохранение обеспечивается отчасти самим процессом труда; основной капитал подвергается порче, если он не функциони­рует в процессе труда (см. “Капитал”, книга I, глава VI, стр. 196 и глава XIII, стр. 423 45: износ машин, возникающий из их неупотребления). Поэтому английский закон считает прямым причинением ущерба (“waste”) тот случай, когда арендованные участки земли не возделываются обычным в стране способом (барристер У. А. Холдсуорт. “The Law of Landlord and Tenant”. London, 1857, p. 96).

Это сохранение, возникающее из употребления в процессе труда, представляет собой безвозмездный дар природы живого труда. Такая сохраняющая сила труда имеет двоякий характер. С одной стороны, труд сохраняет стоимость материалов труда, перенося ее на продукт; с другой стороны, поскольку он не переносит на продукт стоимость средств труда, он тем не менее сохраняет и их стоимость, сохраняя их потребитель­ную стоимость, заставляя их функционировать в процессе производства.

Однако поддержание основного капитала в исправности требует также и прямых затрат труда. Машины необходимо время от времени чистить. Здесь речь идёт о добавочном труде, без которого они сделаются непригодными к употреблению; о простом предотвращении тех вредных стихийных влияний, которые неотделимы от процесса производства, следовательно, речь идет о сохранении машин в состоянии работоспособности в буквальном значении этих слов. Как само собой разумеется, нормальная продолжительность жизни основного капитала определяется с учетом того, что будут выполнены те условия, при которых он может нормально функционировать в течение этого времени — совершенно так же, как, принимая, что чело­век живет в среднем 30 лет, предполагают, что он и моется. Следовательно, речь идет здесь не о возмещении труда, заклю-

ГЛАВА   VIII.  — ОСНОВНОЙ   КАПИТАЛ   И   ОБОРОТНЫЙ   КАПИТАЛ              195

чающегося в машине, а о постоянном добавочном труде, который становится необходимым вследствие ее употребления. Речь идет здесь не о той работе, которую совершает машина, а о том труде, который прилагается к машине и по отношению к кото­рому она не агент производства, а сырой материал. Капитал, затрачиваемый на этот труд, — хотя этот капитал не входит в тот процесс труда, которому собственно обязан продукт своим происхождением, — относится к оборотному капиталу. В процессе производства приходится постоянно затрачивать капитал на такой труд, а потому и его стоимость должна по­стоянно возмещаться стоимостью продукта. Капитал, затра­чиваемый на этот труд, относится к той части оборотного капи­тала, которая должна покрыть общие непроизводительные издержки капиталиста и подлежит распределению на вновь созданную стоимость в соответствии с годовым средним расче­том. Мы видели 46, что в собственно промышленности этот труд чистки выполняется рабочими бесплатно во время перерывов, но очень часто, — именно потому, что он выполняется бес­платно, — также и во время самого процесса производства, становясь источником большинства несчастных случаев. Этот труд не оплачивается в цене продукта. В этом смысле потре­битель получает его бесплатно. С другой стороны, капиталист экономит таким образом на издержках по сохранению своих машин. Рабочий расплачивается своим собственным горбом, и в этом заключается одна из тех тайн самосохранения капитала, которые в сущности обосновывают юридическое притязание рабочего на машины и превращают его в совладельца машин даже с точки зрения буржуазного права. Однако в различных отраслях производства, где машины приходится для чистки удалять из процесса производства и потому чистка не может производиться между прочим, — так обстоит дело, например, с локомотивами, — этот труд сохранения относится к текущим издержкам, т. е. составляет элемент оборотного капитала. После, самое большее, трехдневной работы, локомотив необхо­димо отправить в депо и там подвергнуть его чистке; чтобы при промывке не попортить котел, его необходимо предвари­тельно охладить. (“R. С.”, № 17823).

Собственно ремонт или починочные работы требуют таких затрат капитала и труда, которые не содержатся в первона­чально авансированном капитале и, следовательно, не могут быть — во всяком случае не всегда могут быть — возмещены и покрыты из такого источника, как постепенное возмещение стоимости основного капитала. Если, например, стоимость основного капитала = 10 000 ф. ст., а общая продолжительность

196                                      ОТДЕЛ   ВТОРОЙ. — ОБОРОТ   КАПИТАЛА

его жизни = 10 годам, то эти 10000 ф. ст., по истечении 10 лет целиком превращенные в деньги, возмещают лишь стои­мость первоначально вложенного капитала, но не возмещают капитала или труда, вновь добавленного за это время на ремонт. Это — добавочная составная часть стоимости; она авансируется также не разом, а в зависимости от потребностей, и различные сроки ее авансирования по сути дела случайны. Всякий основной капитал требует подобных позднейших, частичных, добавочных затрат капитала на средства труда и рабочую силу.

Повреждения, которым подвержены отдельные части машин и т. д., по природе своей случайны, а потому так же случаен и обусловливаемый ими ремонт. Однако из массы этих ремонтных работ выделяются два вида, которые имеют более или менее постоянный характер и приходятся на различные периоды жизни основного капитала: болезни детства и несравненно более многочисленные болезни возраста, вышедшего за пределы средней продолжительности жизни. Например, какой бы совер­шенной конструкции машина ни вступила в процесс производ­ства, при ее употреблении на практике обнаруживаются недостатки, которые приходится исправлять дополнительным трудом. С другой стороны, чем больше вышла она за предел своего среднего возраста, следовательно, чем больше сказы­вается действие нормального изнашивания, чем больше изношен и старчески ослаб материал, из которого она сделана, тем многочисленнее и значительнее становятся ремонтные работы, необходимые для того, чтобы поддержать существование машины до конца периода средней продолжительности ее жизни; совершенно так же старому человеку, чтобы не умереть преждевременно, приходится делать больше расходов на меди­цинскую помощь, чем человеку, полному юношеских сил. Следовательно, при всем случайном характере ремонтных работ, они распределяются неравномерно между различными периодами жизни основного капитала.

Как из этого, так и вообще из случайного характера ре­монтных работ, требуемых машиной, вытекает следующее:

С одной стороны, действительная затрата рабочей силы и средств труда на ремонтные работы случайна, как случайны и сами обстоятельства, которые вызывают необходимость в этом ремонте; размеры необходимого ремонта неравномерно распределяются между различными периодами жизни основ­ного капитала. С другой стороны, при определении средней продолжительности жизни основного капитала предполагается, что он постоянно поддерживается в. рабочем состоянии —

ГЛАВА  VIII.  — ОСНОВНОЙ   КАПИТАЛ   И   ОБОРОТНЫЙ   КАПИТАЛ                197

отчасти посредством чистки (сюда относится и поддержание чистоты в помещениях), отчасти посредством ремонта, произ­водимого каждый раз, когда это требуется. Перенесение стои­мости вследствие изнашивания основного капитала рассчиты­вается по средней продолжительности его жизни, но эта средняя продолжительность жизни, в свою очередь, рассчитана на то, что все время будет авансироваться добавочный капитал, необходимый для содержания его в исправности.

С другой стороны, не менее ясно, что эта стоимость, при­соединяемая к основному капиталу благодаря добавочной затрате капитала и труда, не может входить в цену товаров одновременно с этой затратой. Например, если у фабриканта-прядильщика на этой неделе сломалось колесо или порвался ремень, он не может на этой неделе продавать свою пряжу дороже, чем продавал на прошлой неделе. Общие издержки прядения нисколько не изменились вследствие этого происше­ствия на отдельной фабрике. Здесь, как и вообще при опреде­лении стоимости, решающее значение имеет средняя величина. Опыт показывает среднее количество таких происшествий и средний объем работ по содержанию и ремонту, необходимых в течение среднего периода жизни основного капитала, вложен­ного в определенную отрасль производства. Этот средний расход распределяется на средний период жизни основного капитала и соответствующими частями прибавляется к цене продукта, следовательно, возмещается посредством продажи последнего.

Добавочный капитал, который возмещается таким образом, относится к оборотному капиталу, хотя соответствующие затраты имеют нерегулярный характер. Так как в высшей степени важно немедленно исправлять всякое повреждение машин, то на каждой сравнительно крупной фабрике наряду с собственно фабричными рабочими существует особый персо­нал инженеров, столяров, механиков, слесарей и т. д. Их заработная плата составляет часть переменного капитала, и стоимость их труда распределяется на продукт. С другой стороны, необходимые расходы на средства производства определяются по среднему расчету и в соответствии с ним постоянно составляют часть стоимости продукта, хотя факти­чески они авансируются в нерегулярные сроки, а потому в нерегулярные сроки входят в продукт, соответственно — в основной капитал. Этот капитал, затрачиваемый на собственно ремонт, в некоторых отношениях составляет капитал особого рода: его нельзя отнести ни к оборотному, ни к основному капиталу, но все же его скорее можно причислить к первому, так как он принадлежит к категории текущих затрат.

198                                     ОТДЕЛ   ВТОРОЙ.  — ОБОРОТ   КАПИТАЛА

Способ учета в бухгалтерских книгах, конечно, ничего не изменяет в действительном соотношении тех вещей, отно­сительно которых ведутся эти книги. Но важно отметить, что во многих отраслях производства издержкам по ремонту и действительному износу основного капитала обычно ведется общий подсчет следующим образом. Пусть авансированный основной капитал составляет 10 000 ф. ст., продолжительность его жизни — 15 лет; ежегодный износ при этом условии равен 666 2/3 ф. ст. Но вместо этого износ рассчитывают только на 10 лет, т. е. к цене производимых товаров ежегодно прибав­ляют на износ основного капитала 1 000 ф. ст. вместо 6662/3; т. е. 333 1/3 ф. ст. идут в резерв на ремонтные работы и т. д. (Числа 10 и 15 взяты лишь для примера.) Следовательно, в среднем на ремонт расходуется такая сумма, чтобы основной капитал просуществовал 15 лет. Такой способ подсчета, разу­меется, не препятствует тому, что основной капитал и затра­чиваемый на ремонт добавочный капитал составляют различ­ные категории. На основе такого способа подсчета, например, предполагалось, что минимальная сметная норма издержек на сохранение и замену пароходов составляет 15% в год, следовательно, время воспроизводства = 6 2/3 года. В 60-х годах английское правительство возмещало компании “Peninsular and Oriental C°” ее расходы этого рода в размере 16% в год, что, следовательно, соответствует времени воспроизводства в 6 1/4 года. На железных дорогах средняя продолжительность жизни локомотива составляет 10 лет, но, принимая в расчет издержки на ремонт, ежегодный износ определяется в 12 1/2%, что сводит продолжительность его жизни к 8 годам. Для пас­сажирских и товарных вагонов ежегодный износ исчисляется в 9%, т. е. продолжительность их жизни определяется в 11 1/9 года.

Законодательство, касающееся контрактов об аренде домов и других объектов, которые для их собственников являются основным капиталом и как таковой сдаются ими в аренду, везде признает различие между нормальным износом, который обусловливается временем, влиянием сил природы и самим нормальным использованием, и случайным ремонтом, который время от времени необходим в течение периода нормальной продолжительности существования дома для поддержания его в сохранности и для нормального пользования им. Как правило, ремонт первого рода падает на долю собственника, второго рода — на долю арендатора. Ремонтные работы раз­деляются, далее, на текущие и капитальные. Последние частично представляют собой обновление основного капитала в его

ГЛАВА  VIII.  — ОСНОВНОЙ  КАПИТАЛ   И  ОБОРОТНЫЙ   КАПИТАЛ               199

натуральной форме и тоже падают на долю собственника, если только контракт прямо не требует противоположного. Так, например, согласно английскому праву:

“Арендатор из года в год обязан лишь содержать постройки в таком состоянии, чтобы они не пропускали ни ветра, ни дождя, поскольку это возможно без капитального ремонта; и вообще он обязан делать лишь такой ремонт, который можно назвать текущим. Но даже и в этом отно­шении приходится принимать во внимание время службы и общее состоя­ние соответствующих частей здания в тот момент, когда арендатор принял их, ибо он не обязан ни заменять старый и изношенный материал новым, ни возмещать неизбежное обесценение, возникающее как результат влия­ния времени и регулярного использования” (Holdsworth. “Law of Land­lord and Tenant”, p. 90—91).

Как от возмещения износа, так и от работ по сохранению и ремонту совершенно отлично страхование от возможных разрушений, производимых чрезвычайными явлениями при­роды: пожарами, наводнениями и т. д. Расходы на страхова­ние должны покрываться за счет прибавочной стоимости и представляют собой вычет из нее. Или, рассматривая дело с точки зрения всего общества, необходимо, чтобы всегда имело место добавочное производство, т. е. производство в более широком масштабе, чем требуется для простого возмещения и воспроизводства существующего богатства; оно, — если со­всем оставить в стороне прирост населения, — необходимо для того, чтобы иметь в распоряжении средства производства для устранения последствий тех чрезвычайных разрушений, которые вызываются случайностями и силами природы.

На практике лишь незначительная часть капитала, необ­ходимого для возмещения, идет в денежный резервный фонд. Важнейшая часть этого капитала идет на расширение размеров самого производства, на расширение, которое отчасти является действительным расширением, отчасти же, — в отраслях про­изводства, в которых производится основной капитал, — необходимым условием для нормального роста объема произ­водства. Так, например, машиностроительный завод строится с расчетом на то, что фабрики, принадлежащие его покупате­лям, будут ежегодно расширяться и что часть этих фабрик постоянно будет требовать полного или частичного воспроиз­водства.

При определении как износа, так и издержек по ремонту в соответствии с общественной средней нормой неизбежно оказываются большие различия даже для равновеликих капи­талов, вложенных, вообще говоря, при одних и тех же условиях в одну и ту же отрасль производства. На практике у одного капиталиста машина и т. д. существует дольше среднего периода,

200                                      ОТДЕЛ   ВТОРОЙ. — ОБОРОТ  КАПИТАЛА

у другого — не так долго. Издержки по ремонту у одного выше средней величины, у другого ниже и т. д. Но надбавка к цене товаров, определяемая с учетом как износа, так и издержек по ремонту, одна и та же: она определяется по сред­ней величине. Таким образом, благодаря этой надбавке к цене один получает больше, чем он в действительности добавочно затратил, другой — меньше. Это — как и все другие обстоя­тельства, которые, несмотря на одинаковую эксплуатацию рабочей силы, делают различной прибыль различных капита­листов в одной и той же отрасли производства, — способствует тому, чтобы затруднить понимание истинной природы приба­вочной стоимости.

Граница между собственно ремонтом и возмещением, между издержками сохранения и издержками возобновления более или менее условна. Отсюда вечный спор, например, на желез­нодорожном транспорте о том, являются ли известные затраты затратами на ремонт или на возмещение, следует ли покрыть их из текущих расходов или из основного капитала акционер­ного общества. Отнесение расходов по ремонту на счет капитала вместо отнесения их на счет дохода является известным сред­ством, при помощи которого правления железнодорожных обществ искусственно взвинчивают свои дивиденды. Однако и в этой области опыт уже дал наиболее существенные опорные пункты. Так, дополнительные работы в первый период жизни железной дороги представляют собой

“отнюдь не ремонт, и их следует рассматривать как существенную составную часть работ по сооружению дороги и, следовательно, они должны быть отнесены на счет капитала, так как они возникают не вследствие износа и не вследствие нормальной эксплуатации дороги, а обязаны своим возникновением первоначальному неизбежному несовершенству работ по сооружению дороги” (Ларднер, там же, стр. 40).

“Напротив, единственно правильный метод заключается в том, чтобы относить на счет годового дохода то обесценение, с которым необходимо было считаться, чтобы заслужить этот доход, причем безразлично, была ли в действительности израсходована соответствующая сумма или нет” (капитан Фицморис. Из заявления в Комитете по расследованию поло­жения дел в обществе “Caledonian Railway”, перепечатано в “Money Market Review”, 25. I, 1868).

Разграничение возмещения и сохранения основного капи­тала практически невозможно и бесцельно в земледелии, по крайней мере постольку, поскольку оно еще не применяет паровых машин.

“При полном, однако не чрезмерно большом комплекте инвентаря” (всевозможных земледельческих и прочих орудий труда и хозяйствен­ных принадлежностей) “ежегодный износ и издержки по сохранению инвентаря обычно определяются средним числом в 15% — 25% перво-

ГЛАВА   VIII. — ОСНОВНОЙ   КАПИТАЛ   И  ОБОРОТНЫЙ   КАПИТАЛ               201

начального капитала, в зависимости от различия в сложившихся обстоя­тельствах” (Kirchhof. “Handbuch der landwirtschaftlichen Betriebslehre”. Dresden, 1852, S. 137).

Если иметь в виду подвижной состав железной дороги, то совершенно невозможно разграничить ремонт и возмещение.

“Мы сохраняем подвижной состав в наличном количестве. Какое число локомотивов имеется у нас, это число мы и сохраняем. Если с течением времени локомотив сделается негодным, так что выгоднее по­строить новый, то мы и строим таковой за счет дохода, причем мы, конечно, включаем в доход стоимость материалов, оставшихся от старой машины... Остается довольно много. Колеса, оси, котел и т. д., словом — от старого локомотива остается немало” (Д. Гуч, председатель правления общества “Great Western Railway C°”, “R. С.”, № 17327, 17329).

“Ремонтировать — значит обновлять; для меня не существует слова “возмещение”; ...раз железнодорожное общество купило вагон или локомотив, то оно должно ремонтировать их так, чтобы они могли служить вечно” (№ 17784).

 “Издержки на локомотивы мы определяем в 8 1/2 пенсов на английскую милю пробега. На эти 8 1/2 пенсов мы постоянно сохраняем локомотивы. Мы обновляем наши машины. Если вы захотите купить новую машину, вы затратите больше денег, чем это необходимо... В старой машине всегда найдется несколько колес, ось или какая-либо другая пригодная часть, и это дает возможность дешевле построить машину, такую же хорошую, как совершенно новая” (№ 17790). “Теперь я каждую неделю произвожу новый локомотив, т. е. такой же хороший, как новый, потому что в нем котел, цилиндр и рама новые” (Арчибальд Старрок, начальник службы тяги общества “Great Northern Railway”, № 17823 в “R. С.”, 1867).

То же самое с вагонами:

“С течением времени запас локомотивов и вагонов постоянно обнов­ляется: то надеваются новые колеса, то делается новая рама. Так посте­пенно обновляются движущиеся части локомотивов и вагонов, которые больше всего подвержены износу; таким образом локомотивы и вагоны могут подвергнуться такому ремонту, что в некоторых из них от старого материала не останется и следа... Если старые локомотивы и вагоны станут даже совсем непригодными для ремонта, отдельные части их используются для ремонта других, и, таким образом, для дороги они никогда не про­падают полностью. Поэтому, капитал, вложенный в подвижной состав, находится в состоянии постоянного воспроизводства; то, что в отноше­нии железнодорожного полотна в определенное время приходится про­изводить разом, — а именно, когда вся линия перекладывается заново, — в подвижном составе производится постепенно, из года в год. Его суще­ствование вечно, он подвергается постоянному омолаживанию” (Лард­нер, там же, стр. 115, 116).

Этот процесс, как он показан здесь Ларднером на примере железной дороги, во всех деталях не наблюдается на отдельной фабрике, но он дает нам картину постоянного частичного, переплетающегося с ремонтом воспроизводства основного капи­тала в пределах любой одной отрасли промышленности, взятой

202                                    ОТДЕЛ   ВТОРОЙ. — ОБОРОТ   КАПИТАЛА

в целом, или вообще в рамках всего производства, рассматривае­мого в общественном масштабе.

Вот еще один факт, показывающий, в каких широких гра­ницах ловкие дельцы из правлений железнодорожных обществ могут толковать понятия ремонта и возмещения с целью получения больших дивидендов. Согласно цитированному выше докладу Р. П. Уильямса, различные английские железнодорож­ные общества в среднем за ряд лет заносили на счет дохода, а затем списывали на ремонт и на издержки по сохранению железнодорожного полотна и построек следующие суммы (ежегодно на английскую милю длины линии):

“London and   North   Western”          370  ф.  ст.

“Midland”                                               225   ”    ”

“London  and  South Western”             257   ”    ”

“Great Northern”                                   360   ”    ”

“Lancashire and Yorkshire”                 377   ”    ”

“South Eastern”                                     263   ”    ”

“Brighton”                               266   ”    ”

“Manchester and  Sheffield” 200   ”    ”

Эти различия в суммах лишь в самой ничтожной мере вытекают из различия действительно произведенных затрат: они ведут свое происхождение почти исключительно из разли­чий способа исчисления, из того, относятся ли статьи расходов на счет капитала или на счет дохода. Уильямс прямо говорит:

“Меньшая цифра затрат принимается потому, что это необходимо для приличного дивиденда, а большая цифра указывается потому, что имеется более высокий доход, который может обеспечить и затраты и получение дивидендов”.

В известных случаях износ, а потому и его возмещение ста­новится величиной, практически приближающейся к нулю, так что в расчет принимаются лишь одни издержки ремонта. То, что Ларднер говорит ниже о “works of art” на железных дорогах, относится, в общем, и ко всем таким долговечным сооружениям, как каналы, доки, железные и каменные мосты и т. д. —

“Износ, который вследствие длительного воздействия времени сказы­вается и на более солидных сооружениях, за сравнительно короткие промежутки времени сказывается почти незаметно; однако по истечении продолжительного периода времени, например, столетий, он делает необ­ходимым обновление, полное или частичное, даже самых солидных соору­жений. Отношение этого незаметного износа к более ощутимому износу других частей дороги можно сравнить с отношением вековых отклонений в движении небесных тел к периодическим. Воздействие времени на такие

ГЛАВА VIII. — ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ И ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ      203

сравнительно массивные сооружения железной дороги, как мосты, тоннели, виадуки и т. д., дает пример того, что можно назвать вековым износом. Более быстрое и более заметное обесценение, устраняемое в более короткие промежутки времени посредством ремонта и возмещения, аналогично периодическим отклонениям. В ежегодные издержки ремонта входит и возмещение того случайного ущерба, который время от времени при­чиняется наружной стороне даже сравнительно прочных сооружений; но и независимо от такого ремонта время не проходит для них бес­следно, и в конце концов должен наступить момент, как бы отдален он ни был, когда состояние этих сооружений потребует постройки заново. Во всяком случае, что касается финансовой и экономической стороны дела, время это может быть слишком отдаленным для того, чтобы принимать его во внимание в практических расчетах” (Ларднер, там же, стр. 38, 39).

Это относится ко всем таким долговечным сооружениям, когда, следовательно, не приходится постепенно, по мере их износа, возмещать авансированный на них капитал, а при­ходится переносить на цену продукта лишь ежегодные средние издержки по содержанию их в исправности и по ремонту.

Хотя, как мы видели, большая часть денег, возвращаю­щихся на возмещение износа основного капитала, ежегодно или даже чаще снова совершает обратное превращение в нату­ральную форму этого капитала, тем не менее каждому отдель­ному капиталисту необходим амортизационный фонд для той части основного капитала, для которой лишь по истечении ряда лет разом наступает срок воспроизводства и которую тогда приходится воз­мещать целиком. Значительная составная часть основного капитала уже в силу своих свойств исключает возмож­ность ее воспроизводства по частям. Кроме того, когда воспроизводство по частям происходит таким способом, что через короткие промежутки к обесценившемуся составу основного капитала присоединяется новый, то, чтобы сделать возможным это возмещение, необходимо предварительное накоп­ление денег в большем или меньшем размере, — в зависи­мости от специфического характера данной отрасли производ­ства. Для этого достаточна не всякая произвольная сумма денег, — для этого требуется денежная сумма определенных размеров.

Если мы рассмотрим образование амортизационного фонда, предполагая лишь простое денежное обращение и совершенно оставляя в стороне систему кредита, которую надлежит иссле­довать позже 47, то механизм движения таков: если одна часть денег, имеющихся в данном обществе, всегда лежит в бездея­тельном состоянии, в форме сокровища, а другая функционирует как средство обращения или как непосредственный резервный фонд по отношению к уже обращающимся деньгам, то пропорция,

204                                      ОТДЕЛ   ВТОРОЙ. — ОБОРОТ   КАПИТАЛА

в которой вся масса денег распадается на сокровище и на средства обращения, подвержена постоянным изменениям. Это было показано в первой книге “Капитала” (глава III, 3а). Деньги, которые в нашем примере относительно крупный капиталист должен накопить в виде сокровища сравнительно большого размера, при закупке основного капитала разом выбрасываются в обращение. Потом они в пределах данного общества снова сами распадаются на средства обращения и сокровище. Вследствие образования амортизационного фонда, в который, как в свой исходный пункт возвращается стоимость основного капитала, соответствующая его износу, часть обра­щающихся денег на более или менее продолжительное время опять образует сокровище в руках того самого капиталиста, сокровище которого при покупке основного капитала ушло от него, превратившись в средство обращения. Перед нами — постоянно изменяющееся распределение существующего в обще­стве сокровища, которое попеременно функционирует сначала как средство обращения, а потом в качестве сокровища опять отделяется от массы обращающихся денег. С развитием кредита, которое необходимо идет параллельно развитию крупной промышленности и капиталистического производства, эти деньги функционируют уже не как сокровище, а как капитал, однако в руках не их собственника, а других капиталистов, в распоряжение которых они предоставлены.

Яндекс.Метрика

© (составление) libelli.ru 2003-2020