К. Маркс. Капитал. Т. 2. Гл. 14
Начало Вверх

280                  ОТДЕЛ ВТОРОЙ. — ОБОРОТ КАПИТАЛА

ГЛАВА   ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ

ВРЕМЯ ОБРАЩЕНИЯ

Все до сих пор рассмотренные нами обстоятельства, поро­ждающие различия в продолжительности периодов оборота различных капиталов, вложенных в различные отрасли произ­водства, а потому и различия в продолжительности периодов, на которые должен быть авансирован капитал, возникают в самом процессе производства как различие основного и обо­ротного капитала, как различие рабочих периодов и т. д. Однако время оборота капитала равно сумме времени его про­изводства и времени его обращения, или циркуляции. Поэтому само собой понятно, что различная продолжительность времени обращения делает различным время оборота, а следовательно, и продолжительность периода оборота. Это становится ясным до очевидности, если сравнить два различных вложения капи­тала, у которых различно только время обращения, а все про­чие условия, модифицирующие оборот, одинаковы, или если взять определенный капитал с определенным соотношением основного и оборотного капитала, при определенном рабочем периоде и т. д., и гипотетически изменять только время его обращения.

Одна часть времени обращения — относительно самая важ­ная — состоит из времени продажи, т. е. из того периода вре­мени, в течение которого капитал находится в состоянии товарного капитала. Соответственно относительной продолжи­тельности этого срока удлиняется или сокращается время обращения, а потому и период оборота вообще. Вследствие издержек на хранение и т. д. может также потребоваться доба­вочная затрата капитала. Само собой ясно, что время, необ­ходимое для продажи готовых товаров, может быть весьма различно для отдельных капиталистов в одной и той же отрасли производства, следовательно, различно не только для массы капиталов, вложенных в различные отрасли производства, но

ГЛАВА XIV.— ВРЕМЯОБРАЩЕНИЯ                                        281

и для различных самостоятельных капиталов, которые в дей­ствительности представляют собой только обосо­бившиеся части всего капитала, вложенного в одну и ту же сферу производства. При прочих равных условиях пе­риод продажи для одного и того же индивидуального капитала будет изменяться соответ­ственно общим изме­нениям в условиях рынка или изменениям этих условий в отдельной отрасли производства. На этом мы не будем теперь больше останавливаться. Мы лишь констати­руем простой факт: все обстоятельства, которые вообще вы­зы­вают различие в продолжительности периодов оборота капита­лов, вложенных в различные отрасли произ­водства, имеют своим следствием, если эти капиталы действуют индивидуально (если, например, один капита­лист имеет возможность продавать быстрее, чем его конкурент; если один в большей мере, чем дру­гой, приме­няет методы, сокращающие рабочий период и т. д.), различие в обороте различных индивидуальных капиталов, находящихся в одной и той же отрасли производства.

Одной из причин, постоянно вызывающих разницу в про­должительности времени продажи, а потому и времени оборота вообще, является отдаленность того рынка, на котором товар продается, от места производства этого товара. В продолжение всего времени своего путешествия до рынка капитал остается связанным в состо­янии товарного капитала; если товар произ­водится по заказу, то капитал остается связанным до момента пере­дачи товара заказчику; если не по заказу, то ко времени нахождения в пути до рынка присоединяется еще и то время, в течение которого товар находится на этом рынке, ожидая продажи. Улучшение средств связи и транс­порта абсолютно сокращает период странствования товаров, но не уничтожает вытекающей из этого стран­ство­вания относительной разницы во времени обращения различных товарных капиталов или даже различных частей одного и того же товарного капитала, путешествующих на различные рынки. Например, усовершен­ствованные парусные и паровые суда, сокращающие время нахождения товаров в пути, сокращают это время как до близ­лежащих, так и до отдаленных портов. При этом относи­тельная разница во времени остается, хотя часто она умень­шается. Однако вследствие развития средств транспорта и связи относительные различия во времени нахождения товаров в пути могут изменяться таким образом, что они уже не соот­ветствуют географическим расстояниям. Например, железная дорога, ведущая от места производства к главному центру со­средоточения населения внутри страны, может сделать геогра­фически близкий пункт внутри данной страны, к которому

282                                      отдел второй. — оборот капитала

нет железной дороги, абсолютно или относительно более отда­ленным, чем пункт, находящийся на геогра­фи­чески более зна­чительном расстоянии; точно так же вследствие того же обстоя­тельства может измениться относительная удаленность мест производства даже от сравнительно крупных рынков сбыта, чем и объясняется то падение старых и возникновение новых центров производства, которым сопровождаются изменения в сред­ствах транспорта и связи. (К этому присоединяется еще и относительно большая дешевизна транспорта на дале­кие расстояния по сравнению с короткими.) Одновременно с разви­тием средств транспорта возрастает не только скорость пере­движения, вследствие чего пространственное отдаление сокра­щается во времени. При этом воз­растает не только масса средств транспорта и связи, так что, например, одновременно много судов отходит в один и тот же порт, несколько поездов одно­временно курсируют между двумя пунктами по различным желез­ным дорогам, но и, например, товарные суда в различные дни недели последовательно отправляются из Ливер­пуля в Нью-Йорк или товарные поезда в различные часы суток идут из Манчестера в Лондон. Правда, вследствие этого последнего обстоятельства, при данной производительности средств транс­порта, не изменяется абсолютная скорость, а следовательно, и соответствующая часть времени обращения. Но последова­тельные количества товаров могут отправляться через более короткие, следующие один за другим промежутки времени и таким образом последовательно поступать на рынок, не скапли­ваясь большими массами в виде потенциального товарного капитала до их действительной отправки. Поэтому и обратный приток капитала происходит по частям, через сравнительно короткие последовательные периоды времени, так что постоянно одна часть уже превра­щается в денежный капитал, тогда как другая еще обращается в качестве товарного капитала. Посред­ством тако­го распределения обратного притока на несколько последовательных периодов сокращается все время обраще­ния, а потому сокращается также и время оборота. Прежде всего в большей или меньшей степени развивается интенсивность функционирования средств транспорта; например, с одной стороны, число поездов железной дороги увеличивается по мере того, как на одном месте производства производится все больше, по мере того, как оно превращается в более крупный центр производства, и притом число поездов увеличивается в направ­лении к уже существующему рынку сбыта, следова­тельно, — в направлении к крупным центрам производства и населения, к портам, через которые идет экспорт, и т. д. Но,

ГЛАВАXIV. — ВРЕМЯ   ОБРАЩЕНИЯ                               283

с другой стороны, эта особенная легкость сообщений и ускоренный благодаря ей оборот капитала (поскольку он обусловли­вается временем обращения) вызывает, наоборот, ускоренное развитие данного центра производства, а также упрочение его положения на рынках сбыта. Вместе с ускоренной таким обра­зом концентрацией массы людей и массы капиталов в определен­ных пунктах возрастает концентрация этих масс капиталов в немногих руках. В то же время происходит новое пере­движение и перемещение центров производства и рынков вслед­ствие изменений их относительного положения, обусловленных изменениями в средствах транспорта и связи. Какое-нибудь место производства, прежде обладавшее особыми преимуще­ствами благодаря своему положению на большой дороге или на канале, оказывается теперь вблизи единственной желез­нодорожной ветки, которая к тому же функционирует лишь с сравнительно большими перерывами, тогда как другое место, лежавшее совер­шенно в стороне от главных путей сообщения, теперь оказалось в узловом пункте нескольких дорог. Второй район развивается, первый — приходит в упадок. Итак, изме­нение в средствах транспорта приводит к местным различиям во времени обращения товаров, к различиям в условиях купли, продажи и т. д., или же вносит изме­нения в уже существующие местные различия. Важность этого обстоятельства для оборота капитала обнару­жи­вается в беспрерывных спорах представи­телей купцов и промышленников из различных районов с прав­лениями железных дорог. (Смотри, например, цитированную выше Синюю книгу “Railway Committee”*.)

Все отрасли производства, по характеру своих продуктов рассчитанные главным образом на местный сбыт, как, например, пивоварни, развиваются поэтому до весьма крупных размеров в главных центрах сосредоточения населения. Более быстрый оборот капитала отчасти компенсирует здесь большую дорого­визну некоторых условий производства: земельного участка для построек и т. д.

Если, с одной стороны, с прогрессом капиталистического производства развитие средств транспорта и связи сокращает время обращения для данного количества товаров, то, напро­тив, тот же самый прогресс и условия, складывающиеся вместе с развитием средств транспорта и связи, приводят к необходи­мости работать на все более отдаленные рынки, короче говоря, — на мировой рынок. Масса находящихся в пути товаров, отправ­ленных в отдаленные пункты, необычайно возрастает, а потому

* См. настоящий том, стр.  171.   Ред.

284                                      отдел второй. — оборот капитала

абсолютно и относительно возрастает также и та часть обще­ственного капитала, которая постоянно на более продолжитель­ные сроки остается в стадии товарного капитала, в пределах времени обращения. В то же время возрастает и та часть обще­ственного богатства, которая, вместо того чтобы непосредственно служить средством производства, затрачивается на средства транспорта и связи, а также на основной и оборотный капитал, требующийся для их эксплуатации.

Различная продолжительность путешествия товара от места производства до места сбыта обусловливает различия не только в первой части времени обращения, во времени продажи, но и во второй части, в обратном превращении денег в элементы производительного капитала, во времени купли. Например, товар отправляется в Индию. Это продолжается, скажем, четыре месяца. Предположим также, что время продажи = 0, т. е. товар посы­лается по заказу и оплачивается при доставке заказ­чику. Пересылка денег в обратном направлении (здесь безраз­лично, в какой форме они посылаются) продолжается, скажем, еще четыре месяца. Таким образом, в общем про­ходит восемь месяцев, прежде чем тот же самый капитал снова получает воз­можность функционировать как производительный капитал и, следовательно, прежде чем может возобновиться та же самая операция. Вызы­ваемые таким образом различия в продолжи­тельности оборота составляют одно из материальных оснований для различных сроков кредита подобно тому, как заморская торговля, например, Венеции и Генуи, вообще составляет один из источников происхождения самой системы кредита.

“Кризис 1847 г. позволил банкам и торговым фирмам того времени сократить сроки уплаты по векселям из Индии и Китая” (время нахо­ждения векселей в пути между этими странами и Европой) “с 10 месяцев по написании до 6 месяцев по предъявлении; теперь, по прошествии 20 лет, с ускорением сообщений и проведением телеграфных линий стало необходимым дальнейшее сокращение этого времени с 6 месяцев по предъявлении до 4 месяцев по написании, или же, как первый шаг к этому, — установление срока в 4 месяца по предъявлении. Плавание парусного корабля от Калькутты до Лондона вокруг мыса Доброй На­дежды продолжается в среднем менее 90 дней. Срок в четыре месяца по предъявлении был бы равнозначен примерно 150 дням пути. Существую­щий ныне срок в 6 месяцев по предъявлении равняется примерно 210 дням пути” (“Economist”, London, 16 июня 1866 года).

— Напротив:

“Срок уплаты по векселям из Бразилии все еще определяется в два и три месяца по предъявлении, векселя из Антверпена (на Лондон) вы­даются на 3 месяца по написании, и даже Манчестер и Бредфорд выдают векселя на Лондон сроком на 3 месяца и на более продолжительные сроки. По молчаливому соглашению торговцу предоставляется, таким

ГЛАВАXIV.  — ВРЕМЯОБРАЩЕНИЯ                                             285

образом, достаточная возможность реализовать свой товар если и не раньше, то все же до того времени, как истечет срок выданных под товар векселей. Поэтому срок, установленный для учета векселей из Индии, не является чрезмерным. Индийские продукты, продающиеся в Лондоне по большей части со сроком их оплаты в три месяца, не могут быть реализованы — если еще прибавить некоторое время, необходимое для продажи, — в более короткий срок, чем пять месяцев; кроме того, между закупкой товаров в Индии и сдачей их на англий­ские склады проходит в среднем еще пять месяцев. Здесь мы имеем период в десять месяцев, тогда как срок выданных под эти товары векселей не превышает семи месяцев” (“Economist”, London, 30 июня 1866 года).

“2 июля 1866 г. пять крупных лондонских банков, ведущих сношения главным образом с Индией и Китаем, а также парижская “Comptoir d'Escompte” заявили, что с 1 января 1867 г. их филиалы и агентства на Востоке будут покупать и продавать лишь такие векселя, которые выдаются не более как на четыре месяца по предъявлении” (“Economist”, London, 7 июля 1866 года).

Однако это сокращение сроков учета векселей осуществить не удалось, и его пришлось отменить. {Позднее Суэцкий канал коренным образом изменил все эти сроки.}

Разумеется, при более продолжительном времени обраще­ния товаров увеличивается риск изменения цен на рынке сбыта, так как удлиняется период, в течение которого может произойти изменение цен.

Разница во времени обращения, — отчасти индивидуальная разница, существующая у различных отдельных капиталов одной и той же отрасли производства, отчасти разница, суще­ствующая для различных отраслей в зависимости от различных сроков платежа в тех случаях, когда не происходит немедлен­ная уплата наличными, — эта разница вытекает из различных сроков платежа при купле и продаже. Мы не будем здесь по­дробнее останавливаться на этом пункте, важном для кредит­ного дела.

Различия в продолжительности времени оборота капитала зависят также от величины сделок по поставкам, возрастающей вместе с ростом объема и масштаба капиталистического произ­водства. Договор о поставке, как сделка между продавцом и покупателем, представляет собой операцию, относящуюся к рынку, к сфере обращения. Вытекающие отсюда различия в продолжительности времени оборота возникают, следова­тельно, в сфере обращения, но они непосредственно отражаются на сфере производства и притом вне всякой зависимости от сроков платежа и других условий кредита, следовательно, они отражаются на сфере производства и при уплате наличными. Например, уголь, хлопок, пряжа и т. д. суть продукты дели­мые. Каждый день процесса труда доставляет определенное

286                                      ОТДЕЛ   ВТОРОЙ.  — ОБОРОТ   КАПИТАЛА

количество готового продукта. Но если фабрикант-прядильщик или владелец шахты берет на себя поставку такой массы продук­тов, которая требует, скажем, четырехнедельного или шести­недельного периода следующих друг за другом рабочих дней, то по отношению к продолжительности того времени, на которое приходится авансировать капитал, это равносильно тому, как если бы в этом процессе труда был введен непрерывный рабочий период из четырех или шести недель. Здесь, конечно, предпо­лагается, что вся заказанная масса про­дукта должна быть до­ставлена разом или же что она будет оплачена лишь после того, как вся будет доставлена. Таким образом, каждый день процесса труда, взятый отдельно, доставил свое определенное количество готового продукта. Но эта готовая масса в каждый момент составляет только часть той массы, которую необходимо поста­вить заказчику по договору. В этом случае, если готовая часть заказанного товара уже не находится в процессе произ­водства, то она во всяком случае уже лежит на складе, однако лежит только как потенциальный капитал.

Перейдем теперь ко второму периоду времени обращения: ко времени купли или к периоду, в течение которого капитал из денежной формы снова превращается в элементы производи­тельного капитала. В течение этого периода он должен более или менее продолжительное время оставаться в своем состоянии денежного капитала, следовательно, некоторая часть всего авансированного капитала должна непрерывно находиться в со­стоянии денежного капитала, хотя эта часть и состоит из постоянно меняющихся элементов. В каком-либо опре­деленном предприятии из всего авансированного капитала должны нахо­диться в форме денежного капитала, например, 100 ф. ст. Х n, и в то время как все составные части этих 100 ф. ст. X n непре­рывно превращаются в производительный капитал, эта сумма, однако, так же постоянно снова пополняется вследствие при­тока денег из обращения, за счет реализации товарного капи­тала. Таким образом определенная часть стоимости авансиро­ванного капитала все время находится в состоянии денежного капитала, следовательно, в форме, относящейся не к сфере производства, а к сфере обращения капитала.

Мы уже видели, что возникающее вследствие отдаленности рынка сбыта увеличение продолжительности времени, в течение которого капитал остается связанным в форме товарного капитала, оказывает прямое влияние на замедление обратного притока денег, следовательно, оно задерживает также и пре­вращение капитала из денежного капитала в производительный капитал.

ГЛАВАXIV.  — ВРЕМЯОБРАЩЕНИЯ                                             287

Далее, что касается закупки товаров, мы видели (глава VI), каким образом время купли, большая или мень­шая отдален­ность от главных источников получения сырого материала, делает необходимым закупать сырой материал на сравнительно продолжительные периоды и сохранять его годным к употреб­лению в форме произ­водственного запаса, в форме скрытого или потенциального производительного капитала; следова­тельно, при одном и том же масштабе производства, большая отдаленность главных источников сырых материалов увеличи­вает и массу капитала, который приходится авансировать разом, и время, на которое его приходится авансировать.

Подобное же влияние в различных отраслях производства оказывают периоды — более или менее про­должительные, — когда на рынок выбрасываются сравнительно значительные массы сырого материала. Так, например, в Лондоне через каждые три месяца происходят крупные аукционы шерсти, которые оказывают решающее влияние на весь рынок шерсти; напротив, рынок хлопка возобновляется от урожая до урожая в общем непрерывно, хотя и не всегда равномерно. Такие пе­риоды определяют главные сроки закупок этого сырья и в осо­бенности влияют на спекулятивные закупки, обусловливающие более или менее продолжительные авансирования на эти эле­менты производства, — влияют совершенно так же, как при­рода произведенных товаров воздействует на спекулятивное, умышленное, более или менее продолжительное придерживание продукта в форме потенциального товарного капитала.

“Итак, сельский хозяин тоже должен быть до известной степени спекулянтом и поэтому, сообразуясь с обстоятельствами временя, воз­держиваться от продажи своих продуктов...”

Далее следуют некоторые общие правила:

“Между тем при сбыте продуктов самое главное все-таки зависит от человека, от самого продукта и от местности. Когда человек, кроме сметливости и счастья” (!), “наделен достаточным оборотным капиталом, его не приходится порицать, если он при необычайно низких ценах оста­вит лежать собранный урожай хотя бы целый год; напротив, у кого отсутствует оборотный капитал или вообще” (!) “дух спекуляции, тот будет стремиться получить заурядную среднюю цену и, следовательно, будет продавать, как только ему представится случай. Если шерсть оставить лежать более года, то это почти всегда приносит только вред, тогда как зерновые и семена масличных культур могут храниться в тече­ние нескольких лет без ущерба для их свойств и добротности. Такие продукты, цены которых обычно сильно возрастают или падают в течение коротких промежутков времени, как, например, семена масличных культур, хмель, ворсильные шишки и т. п., с полным правом оставляют лежать в те годы, когда цены на них значительно ниже цен их производ­ства. Менее всего можно медлить с продажей таких продуктов, которые

288                                      отдел второй. — оборот капитала

требуют ежедневных расходов на их содержание и сохранение, как, например, откормленный скот, или которые подвержены порче, как фрукты, картофель и т. д. В некоторых местностях какой-либо опреде­ленный продукт в известное время года продается в среднем по его самой низкой, в другое время, напротив, — по его наивысшей цене. Так, на­пример, в некоторых местах средняя цена зерна около Мартынова дня ниже, чем в период между рождеством и пасхой. Далее, в иных местно­стях некоторые продукты можно выгодно продать только в известное время, как, например, шерсть на шерстяных ярмарках в таких местно­стях, где помимо ярмарок торговля шерстью обычно ничтожна, и т. д.” (Кирххоф, стр. 302).

При рассмотрении второй половины времени обращения, в течение которой деньги снова превращаются в элементы производительного капитала, следует принимать во внимание не только это превращение, взятое само по себе, не только время, в течение которого деньги возвращаются обратно в зави­симости от отдаленности того рынка, на котором продается продукт; следует прежде всего принимать во внимание также и размеры той части авансированного капитала, которая по­стоянно должна находиться в денежной форме, в состоянии денежного капитала.

Оставляя в стороне всякую спекуляцию, размер закупок тех товаров, которые постоянно должны иметься налицо в качестве производственного запаса, зависит от сроков возобновления этого запаса, следовательно, — от обстоятельств, в свою очередь зависящих от условий рынка и потому различных для различ­ных видов сырья и т. д.; следовательно, здесь приходится время от времени авансировать деньги разом в сравнительно больших ко­личествах. В соответствии с продолжительностью оборота капитала деньги притекают обратно быстрее или мед­леннее, но всегда по частям. Часть их с таким же постоянством снова расходуется через сравнительно короткие промежутки времени, а именно та часть, которая опять превращается в заработную плату. Но другая часть, подлежащая обратному превращению в сырой материал и пр., должна в течение более продолжитель­ного вре­мени накапливаться в качестве резервного фонда, служащего для покупок или для платежей. Следовательно, эта часть существует в форме денежного капитала, хотя размер, в котором она существует как таковая, постоянно меняется.

В следующей главе мы увидим, как другие обстоятельства, — независимо от того, вытекают ли они из процесса производства или из процесса обращения, делают необходимым постоянное пребывание определенной доли авансированного капитала в де­нежной форме. Вообще же следует заметить, что экономисты очень склонны забывать, что часть необходимого для предприя-

ГЛАВАXIV.  — ВРЕМЯ  ОБРАЩЕНИЯ                                              289

тия капитала не только попеременно проходит три формы — денежного капитала, производительного капитала и товарного капитала, — но что различные части этого капитала постоянно существуют одна возле другой в этих трех формах, причем относительная величина этих частей постоянно меняется. Эко­номисты забывают именно ту часть, которая постоянно суще­ствует в виде денежного капитала, хотя как раз это обстоя­тельство очень важно для понимания буржуазного хозяйства, а потому дает знать о себе также и на практике.

Яндекс.Метрика

© (составление) libelli.ru 2003-2020