Карл Маркс. Капитал. Том 1. Примечания
Начало Вверх

787 ПРИМЕЧАНИЯ

ПРИМЕЧАНИЯ

1 “Капитал” — гениальное произведение марксизма. Над созданием главного своего труда Маркс работал в течение четырех десятилетий, с начала 40-х годов и до конца жизни. “Признав, что экономический строй является основой, на которой возвышается политическая над­стройка, Маркс всего более внимания уделил изучению этого экономи­ческого строя” (В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 23, стр. 44).

К систематическим занятиям политической экономией Маркс приступил в конце 1843 г. в Париже. Изучая экономическую литера­туру, он ставит своей целью написание большого труда, содержащего критику существующего строя и буржуазной политической экономии. Его первые исследования в этой области нашли свое отражение в та­ких работах, как “Экономическо-философские рукописи 1844 года”, “Немецкая идеология”, “Нищета философии”, “Наемный труд и капи­тал”, “Манифест Коммунистической партии” и др. Уже в этих работах раскрываются основы капиталистической эксплуатации, неприми­римая противоположность интересов капиталистов и наемных рабо­чих, антагонистический и преходящий характер всех экономических отношений капитализма.

После известного перерыва, обусловленного бурными событиями революции 1848—1849 гг., Маркс смог продолжить свои экономические исследования только в Лондоне, куда он вынужден был эмигрировать в августе 1849 года. Здесь он глубоко и всесторонне изучает историю народного хозяйства и современную ему экономику разных стран, особенно Англии, которая была тогда классической страной капита­лизма. Его интересуют в этот период история земельной собственно­сти и теория земельной ренты, история и теория денежного обраще­ния и цен, экономические кризисы, история техники и технологии, вопросы агрономии и агрохимии.

Работа Маркса протекала в невероятно трудных условиях. Ему постоянно приходилось вести борьбу с нуждой и нередко отрываться от занятий ради заработка на жизнь. Длительное перенапряжение сил в условиях материальных лишений не осталось без последствий, — Маркс серьезно заболевает. Тем не менее, к 1857 г. ему удалось провести

788                                                                     Примечания

огромную подготовительную работу, которая позволила приступить к завершающему этапу исследования — систематизации и обобще­нию собранных материалов.

С августа 1857 по июнь 1858 г. Маркс создает рукопись объемом около 50 печатных листов, являющуюся как бы черновым наброс­ком будущего “Капитала”. Впервые она была опубликована лишь в 1939—1941 гг. Институтом марксизма-ленинизма при ЦК КПСС на языке оригинала под названием “Grundrisse der Kritik der politischen Oekonomie” (“Основные черты критики политической экономии”). В ноябре 1857 г. Маркс составляет, кроме того, план своего произве­дения, подвергшийся впоследствии детализации и существенным уточ­нениям. Это его исследование, посвященное критике экономических категорий, подразделяется на шесть книг:

1) О капитале (с несколькими вводными главами); 2) О земельной собственности; 3) О наемном труде; 4) О государстве; 5) О внешней торговле; 6) О мировом рынке. В первой книге (“О капитале”) намечено было четыре отдела: а) Капитал вообще, б) Конкуренция капиталов, в) Кредит, г) Акционерный капитал, причем отдел “Капитал вообще” делился еще на три раздела: 1) Процесс производства капитала, 2) Про­цесс обращения капитала и 3) Единство того и другого, или капитал и прибыль, процент. Важно отметить, что это последнее, частное де­ление в дальнейшем составило основу деления всего труда на три соответствующих тома “Капитала”. Предметом особой работы предпо­лагалось сделать историю политической экономии и социализма.

В то же время Маркс решает, что создаваемый им труд будет выходить отдельными выпусками и первый выпуск “обязательно должен представлять собой до известной степени цельную работу”, которая охватывает всего лишь первый отдел первой книги — отдел, состоящий из трех глав: 1) Товар; 2) Деньги, или простое обра­щение и 3) Капитал. Однако по политическим мотивам в окончатель­ный вариант первого выпуска — в книгу “К критике политической экономии” — третья глава не вошла. Маркс указывал, что именно с этой главы “начинается настоящая битва” и, по его мнению, было бы неблагоразумным в обстановке официальной цензуры, полицейских преследований и всяческой травли авторов, неугодных господству­ющим классам, выпускать такую главу в свет в самом начале, т. е. еще до того, как о новом произведении узнает широкая общест­венность. Для “первого выпуска” Маркс специально написал главу о товаре и переработал основательно главу о деньгах из рукописи 1857—1858 годов.

Книга “К критике политической экономии” увидела свет в 1859 году. Имелось в виду вскоре за тем осуществить и “второй выпуск”, т. е. опубликовать упомянутую главу о капитале, состав­лявшую основное содержание рукописи 1857—1858 годов. Маркс возобновляет свои систематические занятия политической экономией в Британском музее. Правда, сравнительно скоро ему пришлось от­ложить эту работу на целых полтора года в связи с необходимостью выступить в печати с разоблачением клеветнических выпадов бона­партистского агента К. Фогта и другими срочными делами. Только в августе 1861 г. он начинает писать обширную рукопись и заканчивает ее к середине 1863 года. Рукопись общим объемом около 200 печатных листов, составляющих 23 тетради, озаглавлена так же, как и книга 1859 г., — “К критике политической экономии”. Преобладающая часть этой рукописи (тетради VI —XV и XVIII) трактует историю экономи­ческих учений. Ее подготовил к печати и издал на русском языке

Примечания                               789

Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС под заглавием “Теории прибавочной стоимости” (IV том “Капитала”). В первых пяти тетрадях и отчасти в тетрадях XIX—XXIII изложены темы первого тома “Капитала”. Здесь Маркс анализирует превращение денег в капитал, развивает учение о прибавочной стоимости, абсолютной и относительной, и касается ряда других вопросов. В частности, в тетрадях XIX и XX заложена солидная основа главы тринадцатой первого тома “Машины и крупная промышленность”; в них приводится богатейший материал по истории техники и дан весьма обстоятельный экономический анализ применения машин в капиталистической промышленности. В тетрадях XXI — XXIII освещаются отдельные вопросы, относящиеся к разным томам “Капитала”, в том числе ко второму тому. Проблемам третьего тома посвящены целиком тетради XVI—XVII. Таким образом, руко­пись 1861—1863 гг. затрагивает, в большей или меньшей степени, проблемы всех четырех томов “Капитала”.

В ходе дальнейшей работы Маркс решает все свое произведение построить в том плане, какой намечался раньше для отдела “Капитал вообще” с его трехчленным делением. Что же касается историко-критической части рукописи, то она должна была составить четвертое завершающее звено. “Вся работа, — пишет Маркс в письме к Кугельману от 13 октября 1866 г., — распадается на следующие части: Книга I) Процесс производства капитала. Книга II) Процесс обращения капитала. Книга III) Формы процесса в целом. Книга IV) К истории теории”. Маркс отказывается также от прежнего плана издания произведения отдельными выпусками и ставит задачей подготовить сначала хотя бы в основном всю работу и только тогда издавать ее.

В связи с этим Маркс продолжает усиленно работать над своим трудом, и особенно над теми его частями, которые в рукописи 1861 — 1863 гг. еще не были достаточно развиты. Он изучает дополнительно большое количество экономической и технической литературы, в том числе по сельскому хозяйству, по вопросам кредита и денежного об­ращения, изучает статистические материалы, различные парламент­ские документы, официальные отчеты о детском труде в промышлен­ности, о жилищных условиях английского пролетариата и т. д. Вслед за тем Маркс создает в течение двух с половиной лет (с августа 1863 до конца 1865 г.) новую огромную рукопись, которая и составляет первый детально разработанный вариант трех теоретических томов “Капитала”. И только после того как была написана вся работа в целом (январь 1866 г.), Маркс приступает к окончательной ее от­делке для печати, причем, по совету Энгельса, он решает подготовить к печати не всю работу сразу, а в первую очередь первый том “Капи­тала”. Эта окончательная отделка производилась Марксом с большой тщательностью и по существу явилась еще одной переработкой всего первого тома “Капитала” в целом. В интересах цельности, полноты и ясности изложения Маркс посчитал нужным в сравнительно краткой форме воспроизвести основные вопросы содержания изданной в 1859 г. работы “К критике политической экономии” в начале первого тома “Капитала” — они занимают теперь весь первый отдел (“Товар и деньги”), а в первом издании освещались в первой главе (“Товар и деньги”).

После выхода в свет первого тома “Капитала” (сентябрь 1867 г.) Маркс продолжает работать над ним в связи с подготовкой новых изданий на немецком языке и переводами на иностранные языки. Он вносит многочисленные изменения во второе издание (1872 г.), дает существенные указания в связи с русским изданием, которое вышло

790                                                                     Примечания

в Петербурге в 1872 г. и явилось первым иностранным переводом “Капитала”, в значительной степени перерабатывает и редактирует французский перевод, который публикуется отдельными выпусками в 1872-1875 годах.

С другой стороны, после появления первого тома “Капитала” Маркс продолжает работать над следующими томами, намереваясь вскоре завершить все произведение. Но это ему не удается. Много времени отнимает разносторонняя деятельность в Генеральном Со­вете I Интернационала. Все чаще приходится прерывать работу из-за плохого состояния здоровья. Вместе с тем чрезвычайная научная добросовестность и скрупулезность Маркса, та строгая самокритика, с какой он, по словам Энгельса, “старался разработать до полного совершенства свои великие экономические открытия, прежде чем опубликовать их”, заставляют его при рассмотрении той или иной про­блемы все снова и снова возвращаться к дополнительному исследова­нию. В самом ходе этой творческой работы возникали также многие новые вопросы.

Следующие два тома “Капитала” были подготовлены к печати и опубликованы Энгельсом лишь после смерти Маркса — второй в 1885 г. и третий — в 1894 году. Этим Энгельс внес неоценимый вклад в со­кровищницу научного коммунизма.

После смерти Маркса Энгельс редактировал перевод первого тома “Капитала” на английский язык (вышел в 1887 г.), подгото­вил к печати третье (1883) и четвертое (1890) издания первого тома “Капитала” на немецком языке. Кроме того, после смерти Маркса, но 1ще при жизни Энгельса, имели место следующие издания первого атома “Капитала”: три издания на английском языке в Лондоне (1888, J889 и 1891), три издания на английском языке в Нью-Йорке (1887, 1889 и 1890); издание на французском языке в Париже (1885), на дат­ском в Копенгагене (1885), на испанском в Мадриде (1886), на итальян­ском в Турине (1886), на польском в Лейпциге (1884—1889), на гол­ландском в Амстердаме (1894), а также целый ряд других, неполных изданий.

В четвертом немецком издании “Капитала” (1890) Энгельс, осно­вываясь на личных указаниях Маркса, установил окончательную редакцию текста и примечаний первого тома “Капитала”. Теперь во всем мире этот труд переиздается и переводится по четвертому не­мецкому изданию. По нему подготовлено также и настоящее издание первого тома “Капитала”. — 5.

2 Имеется в виду первая глава первого тома “Капитала” в первом немец­ком издании 1867 г. под названием “Товар и деньги”. При подготовке второго издания Маркс переработал свою книгу и, в частности, внес большие изменения в ее структуру. На основе разделов прежней первой главы и приложения были созданы три соответствующие самостоятельные главы, которые образуют вместе первый отдел книги. — 5.

3 Имеется в виду глава третья работы Ф. Лассаля: “Herr Bastiat-Schulze von Delitzsch, der ökonomische Julian, oder: Capital und Arbeit”. Berlin, 1864 (“Г-н Бастиа Шульце-Делич, экономический Юлиан, или Капи­тал и труд”. Берлин, 1864). — 5.

4  Mutato nomine de te fabula narratur (Лишь имя стоит тебе изменить, не твоя ли история это) “ слова из сатир Горация, книга первая, сатира 1. — 6.

Примечания                                                                                 791

5 Синие книги (Blue Books) — общее название публикаций материалов английского парламента и дипломатических документов министерства иностранных дел. Синие книги, получившие свое название из-за синей обложки, издаются в Англии с XVII в. и служат основным официаль­ным источником для изучения экономической и дипломатической истории этой страны. — 10.

6 Segui il tuo corso, е lascia dir le genti! (Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно!) — перефразированные слова из произве­дения Данте “Божественная комедия”, “Чистилище”, песнь V. — 11.

7 S. Mayer. “Die sociale Frage in Wien. Studie eines “Arbeitgebers””. Wien, 1871 (3. Майер. “Соци­аль­ный вопрос в Вене. Этюд одного “рабо­тодателя””. Вена, 1871). — 13.

8 В четвертом немецком издании первого тома “Капитала” (1890) первые четыре абзаца настоящего послесловия опущены. В настоящем изда­нии оно дается полностью. — 13.

9 Лига против хлебных законов была основана в 1838 г. фабрикантами Кобденом и Браятом. Отстаивая интересы промышленной буржуазии, Лига добивалась отмены так называемых хлебных законов, пре­ду­смат­ривавших в угоду земельной аристократии ограничение и запрет ввоза хлеба из-за границы. Принятый в 1815 г. хлебный закон запрещал импорт хлеба до тех пор, пока цена на хлеб в самой Англии оста­ва­лась ниже 80 шилл. за квартер. В 1822 г. этот закон был несколько видоиз­менен, а в 1828 г. была введена скользя­щая шкала, согласно которой ввозные пошлины на хлеб повышались с понижением его цены на внут­реннем рын­ке и, наоборот, — понижались с повышением этой цены. Добиваясь отмены хлебных законов и установления сво­бод­ной тор­говли хлебом, Лига ставила своей целью снижение внутренних цен на хлеб, а тем самым и сни­же­ние заработной платы наемных рабочих. Лозунг свободы торговли широко использовался Лигой в ее демагоги­чес­кой проповеди единства интересов рабочих и промышленников. Хлебные законы были отменены в 1846 году. — 17.

10 Имеется в виду статья И. Дицгена: “Карл Маркс. “Капитал. Кри­тика политической экономии”. Гамбург, 1867”, опубликованная в газете “Demokratisches Wochenblatt” (“Демократический еженедель­ник”), №№ 31, 34, 35 и 36 за 1868 год. В 1869—1876 гг. эта газета выходила под новым названием — “Der Volksstaat” (“Народное госу­дарство”). — 18.

11 Здесь речь идет о журнале “La philosophic positive. Revue” (“Позити­вистская философия. Обозрение”), выходившем в Париже в 1867— 1883 годах. В его третьем номере за ноябрь — декабрь 1868 г. была опубликована краткая рецензия на первый том “Капитала”, написан­ная Е. В. Де-Роберти, последователем позитивистской философии О. Конта. — 19.

12 Н. Зибер. “Теория ценности и капитала Д. Рикардо в связи с поздней­шими дополнениями и разъяснениями”. Киев, 1871, стр. 170. — 19.

13 Эта статья (“Точка зрения политико-экономической критики у Карла Маркса”) была написана И. И. Кауфманом. — 19.

792                                                                     Примечания

14 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, изд. 2, том 13, стр. 6—8. — 20.

15 Имеются в виду немецкие буржуазные философы Бюхнер, Ланге, Дюринг, Фехнер и другие. — 21.

16 “Новые две трети” — так называлась серебряная монета достоин­ством в ⅔ талера, имевшая хождение в ряде германских госу­дарств. — 28.

17 Нумерация глав английского издания первого тома “Капитала” не сов­падает с нумерацией глав его немецких изданий. — 31.

18 Под “бунтом в защиту рабства” подразумевается мятеж, поднятый рабовладельцами Юга США и приведший к Гражданской война 1861 — 1865 годов. — 34.

19 В действительности у Маркса здесь нет неточности. — 36.

20 Разоблачению неоднократных клеветнических нападок представителей буржуазии, обвинявших Маркса в преднамеренной фальсификации цитаты из речи Гладстона от 16 апреля 1863 г., Энгельс посвятил спе­циальную работу “Брентано contra Маркс, по поводу мнимой фаль­сификации цитаты. История вопроса и документы”, опубликованную в Гамбурге в 1891 году (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, изд. 2, том 22). — 36.

21 Говоря об “изобретении крошки Ласкера”, Маркс имеет в виду следую­щий случай. На заседании рейхстага 8 ноября 1871 г. буржуазный депутат национал-либерал Ласкер в полемике против Бебеля заявил, что если немецкие социал-демократические рабочие вздумают последо­вать примеру парижских коммунаров, то “добропорядочные и имеющие собственность бюргеры прикончат их дубинами”. Однако публико­вать это в такой формулировке оратор не решился, и уже в стено­графическом отчете вместо слов “прикончат их дубинами” было сказано “удержат их в повиновении”. Эту фальсификацию разоблачил Бебель. Ласкер стал предметом насмешек в рабочих кругах. За свой маленький рост он получил ироническое прозвище “крошка Ласкер”. — 37.

22 Гёте. “Фауст”, часть I, сцена третья (“Кабинет Фауста”). — 39.

23 Энгельс перефразирует   здесь слова хвастуна и труса Фальстафа, рассказывающего о том, как он один будто бы дрался на шпагах с пятьюдесятью человеками (Шекспир. “Король Генрих IV”. Часть I, акт II, сцена четвертая). — 39.

24 Перефразированные слова из поэмы С. Батлера “Гудибрас” (“Hudibras”), часть II, песнь 1. — 45.

25 См. книгу: W. Jacob. “An Historical Inquiry into the Production and Consumption of the Precious Metals”. In two volumes. London, 1831 (У. Джейкоб. “Историческое исследование о производстве и потребле­нии драгоценных металлов”. В двух томах. Лондон, 1831). — 49.

26 [W. Petty.] “A Treatise of Taxes and Contributions”. London, 1667, p. 47 ([У. Петти.] “Трактат о налогах и сборах”. Лондон, 1667, стр. 47). — 52.

Примечания                                                                   793

27 Маркс использует здесь диалог из исторической хроники Шекспира “Король Генрих IV”, часть I. В сцене третьей акта III Фальстаф говорит вдовице Куиклй, что “неизвестно, как за нее взяться”. На это она отвечает: “Врешь: и ты и другие отлично знают, как за меня взяться”. — 56.

28 Paris vaut biеп une messe” (“Париж стоит обедни”) — слова Генриха IV, сказанные им в 1593 г. в связи с обещанием парижан признать его королем, если он перейдет из протестантской веры в католическую. — 62.

29 Маркс цитирует здесь сочинение Аристотеля “Никомахова этика” по книге: “Aristotelis opera ex recensione Immanuelis Bekkeri”. Tomus IX. Oxonii, 1837, p. 99, 100 (Аристотель. Сочинения. Издание Иммануила Беккера. Том IX, Оксфорд, 1837, стр. 99, 100). — 69.

30 Ломбард-стрит — улица в Сити (финансовом центре Лондона), на ко­торой находится ряд крупных банков; синоним лондонского денеж­ного рынка. — 71.

31 К. Маркс. “Нищета философии. Ответ на “Философию нищеты” г-на Прудона”, глава I (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, изд. 2, том 4, стр. 71 — 127). — 78.

32 Гёте. “Фауст”, часть I, сцена четвертая (“Кабинет Фауста”). — 78.

33 После поражения революций 1848—1849 гг. в Европе наступил период мрачной политической реакции. В эту пору в аристократических кру­гах европейских стран стали увлекаться спиритизмом, особенно сто­ловерчением. А в Китае в то же самое время развернулось антифео­дальное освободительное движение, принявшее характер мощной крестьянской войны (тайнинская революция). — 81.

34 O параллелограммах Оуэна Рикардо упоминает в своей работе “On Protection to Agriculture”. Fourth edition. London, 1822, p. 21 (“О по­кровительстве земледелию”. Издание четвертое. Лондон, 1822, стр. 21). Развивая    свой утопический проект социальных преобразований, Оуэн доказывал, что экономически, а также с точки зрения устройства домашнего    быта наиболее целесообразным является строительство поселка в форме параллелограмма или квадрата. — 86.

35 Согласно взглядам древнегреческого философа Эпикура, в общем мате­риалиста и атеиста, имеется бесчисленное множество миров. Эти миры возникают и существуют по своим собственным, естественным законам. Боги же, хотя и существуют, но находятся вне миров, в пространствах между ними, и не оказывают никакого влияния ни на развитие вселен­ной, ни на жизнь человека. — 89.

36 Шекспир. “Много шума из ничего”, акт III, сцена третья. — 93.

37 Ярмарка Ланди — большая ярмарка близ Парижа, проводившаяся ежегодно в XII —XIX веках. — 94.

38 Гёте. “Фауст”, часть I, сцена третья (“Кабинет Фауста”). — 96.

39 Апокалипсис — одно из произведений раннехристианской литературы, входящее в Новый завет (Библия. Откровение Иоанна). Написано

794                                       Примечания

в I веке. Автор Апокалипсиса выражает чувство всеобщей ненависти к Римской империи, которую клеймит именем “зверя” и считает ее во­площением дьявола. Цитируемые места относятся к гл. 17 и 13. — 96.

40 Государство инков — существовавшее в начале XV — середине XVI ве­ков на территории современного Перу рабовладельческое государство, в котором сохранялись значительные остатки первобытнообщинного строя. Господствующее здесь племя инков подразделялось на 100 ро­довых общин (айлыо), превратившихся постепенно в сельские (сосед­ские) общины. — 97.

41 Пандекты — греческое название Дигест (лат. Digesta — собранное), важнейшей части свода римского гражданского права. Дигесты пред­ставляли собой собрание отрывков из сочинений римских юристов и выражали интересы рабовладельцев.    Они были опубликованы в 533 г. при византийском императоре Юстиниане. — 101.

42 [W. Е. Parry.] “Journal of a Voyage for the Discovery of a North-West Passage from the Atlantic to the Pacific; performed in the Years 1819—20, in His Majesty's Ships Hecla and Griper, under the Orders of William Edward Parry”. London, 1821 ([У. Э. Парри]. “Журнал путе­шествия, предпринятого в 1819—20 гг. на кораблях его величества “Гекла” и “Грайпер” под командованием Уильяма Эдуарда Парри для открытия северо-западного прохода из Атлантического океана в Ти­хий”. Лондон, 1821). Во втором издании этой книги, вышедшей в Лон­доне также в 1821 г., цитированное место находится на стр. 277— 278. — 105.

43 В античной мифологии история человечества делилась на пять периодов. Золотой и серебряный века представляли собой два первых периода из этих пяти. В наиболее счастливом золотом веке люди жили, якобы, не зная никаких невзгод и лишь в последующих веках их жизнь сложилась иначе. Пятый и последний из веков — железный — полон несправедливостей, насилий и убийств. Легенда о пяти веках вос­произведена в творчестве греческого поэта Гесиода и римского поэта-лирика Овидия. — 109.

44 Имеется в виду англо-шотландская уния 1707 г., согласно которой Шотландия была окончательно присоединена к Англии. Вследствие этого акта, ликвидировавшего шотландский парламент, были уничто­жены и все экономические барьеры, существовавшие между двумя странами. — 109.

45 Данте. “Божественная комедия”, “Рай”, песнь XXIV. — 113.

46 Маркс цитирует Иеронима Блаженного: “Письмо к Евстохии — о хра­нении девства”. — 114.

47 К. Маркс. “К критике политической экономии” (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, изд. 2, том 13, стр. 72). — 116.

48 The course of true love never does run smooth” (“Истинная любовь никогда не протекает гладко”) — В. Шекспир. “Сон в летнюю ночь”, акт I, сцена первая. — 118.

Примечания                                                                  795

49 “Disjecta membra poetae” (“разрозненные члены поэта”) — слова из сатир Горация, книга первая, сатира 4. — 118.

50 Маркс цитирует здесь работу Дюпона де Немура “Maximes du docteur Quesnay, on Résumé de ses principes d'économie sociale” (“Положения доктора Кенэ, или Резюме его основных начал социальной экономии”), опубликованную в книге: “Physiocrates”. Avec une introduction et des commentaires par Е. Daire. Partie I, Paris, 1846, p. 392. (“Физио­краты”. С вступительной статьей и комментариями Э. Дэра. Часть I, Париж, 1846, стр. 392). — 119.

51 Деньги non olet (не пахнут) — эти слова были сказаны римским им­ператором Веспасианом (69—79 гг.) своему сыну, который порицал его за введение специального налога на уборные. — 120.

52 А. Н. Müller. “Die Elemente der Staatskunst”. Theil II, Berlin, 1809, S. 280 (А. Г. Мюллер. “Основы искусства государственного управле­ния”. Часть II, Берлин, 1809, стр. 280). — 135.

53 Игра слов: английское слово “sovereign” означает “суверен, монарх”, а также “соверен”, название золотого фунта стерлингов. — 137.

54 P. Boisguillebert. “Le détail de la France”. In: “Économistes financiers du XVIII-e siècle”. Paris, 1843, p. 213 (П. Буагильбер. “Розничная торговля Франции”. В книге: “Экономисты-финансисты XVIII века”. Париж, 1843, стр. 213). — 141.

55 Д. Дидро. “Салон 1767 года”. — 145.

56 Ост-Индская компания — английская торговая компания, существо­вавшая с 1600 по 1858 год и являвшаяся орудием грабительской коло­ниальной политики Англии в Индии, Китае и других странах Азии. С середины XVIII в. Компания, обладавшая армией и флотом, превра­тилась в крупную военную силу. Под флагом Ком­пании английские колонизаторы осуществили завоевание Индии. Компании в течение длительного вре­мени принадлежала монополия на торговлю с Индией и важнейшие функции управления этой страной. На­цио­нально-осво­бодительное восстание 1857—1859 гг. в Индии вынудило англичан изменить формы их ко­ло­ниаль­ного господства: Компания была ликви­дирована, а Индия объявлена владением британской короны. — 145.

57 “East India (Bullion). Return to an Address of the Honourable the House of Commons, dated 8 February 1864” (“Восточная Индия (Слитки). Отчет, представленный по запросу высокочтимой палаты общин от 8 февраля 1864 года”). — 145.

58 Маркс цитирует работу У. Петти: “Verbum Sapienti” (“Слово мудрым”), напечатанную в качестве приложения к упоминаемой здесь Марксом другой его книге: “The Political Anatomy of Ireland. 1672”. London, 1691 (“Политическая анатомия Ирландии. 1672”. Лондон, 1691). - 153.

59 Маркс цитирует здесь книгу Д. Рикардо: “The High Price of Bullion a Proof of the Depreciation of Bank Notes”. The Fourth Edition, Correc­ted. London, 1811 (“Высокая цена слитков — доказательство обесце­нения банкнот”. Издание четвертое, исправленное, Лондон, 1811). —154.

796                                                      Примечания

60 “Currency principle” (“принцип денежного обращения”), или “денежная школа” — одна из разновидностей школы, выступавшей с количествен­ной теорией денег. Ее представители утверждали, что стоимость и цена товаров определяются количеством денег в сфере обращения. Они ставили своей целью поддержание устойчивого денежного обра­щения и единственное средство для этого видели в обеспечении обяза­тельного золотого покрытия банкнот и регулировании их эмиссии в соот­ветствии с импортом и экспортом благородных металлов. Исходя из своих ложных теоретических посылок, “денежная школа” усматри­вала решающую причину экономических кризисов перепроизводства в нарушении прокламируемых ею законов денежного обращения. Теория “денежной школы” была популярна в Англии в первой поло­вине XIX века. Однако попытки правительства Англии опереться на эту теорию (банковский акт 1844 г.) не имели никакого успеха и только подтвердили всю ее научную несостоятельность и полную не­пригодность для практических целей. (См. также К. Маркс и Ф. Эн­гельс, Сочинения, изд. 2, том 13, стр. 164—165.) — 155.

61 См. примечание 58. — 156.

62 Имеется в виду Институт Франции — высшее научное учреждение, состоящее из нескольких отделений, или академий; существует с 1795 года. Дестют де Траси был членом Академии моральных и поли­тических наук. — 174.

63 Hic Rhodus, hic salta! (Здесь Родос, здесь и прыгай! — В перенос­ном смысле: Здесь и покажи, на что ты способен!) — слова, обращен­ные к хвастуну (из басни Эзопа “Хвастун”), утверждавшему, что на острове Родос он совершал огромные прыжки. — 177.

64 Упоминаемый Марксом “переворот Кузы” является важным событием в истории Румынии. В январе 1859 г. произошло избрание видного общественного и политического деятеля Александру Куза госпо­да­рем сначала Молдавии, а затем и Валахии. Объединением этих двух Дунай­ских княжеств, находившихся долгое вре­мя в вассальной зависимости от Оттоманской империи, были заложены основы единого румынского госу­дар­ства. Придя к власти, Куза задался целью осуществить ряд буржуазно-демократических реформ. Однако его по­ли­тика встретила серьезное сопротивление со стороны помещиков и известной части буржуазии. После того, как Национальным собранием, в котором преобладали представители землевладельцев (бояр), был отвергнут пред­­ложенный правительством проект аграрной реформы, Куза пред­принял в 1864 г. государственный переворот, при­ведший к роспуску реакционного Национального собрания, обнародованию новой кон­ституции, расши­ре­нию круга избирателей и усилению роли прави­тельства. Принятая в этой новой политической обстановке аграр­ная реформа предусматривала отмену крепостного права и наделение крестьян землей на основе выкупных плате­жей. — 179.

65 Н. Storch. “Cours d'économie politique, oti Exposition des principes, qui déterminent la prospérité des nations”. Tome I, St.-Pétersbourg, 1815, p. 288 (Г. Шторх. “Курс политической экономии, или Изложение начал, определяющих благоденствие народов”. Том I, С.-Петербург, 1815, стр. 288). — 193.

Примечания        797

66 A. Cherbuliez. “Ricbesse ou pauvreté. Exposition des causes et des effets de la distribution actuelle des ricbesses sociales”. Paris, 1841, p. 14 (А. Шербюлье. “Богатство или бедность. Изложение причин и следствий современного распределения общественного богатства”. Париж, 1841, стр. 14). — 193.

67 Казус, который как раз и заставил его улыбаться” — перефразиро­ванные слова Фауста из одноименной трагедии Гёте, часть I, сцена третья (“Кабинет Фауста”). — 205.

68 Tout pour le mieux dans le meilleur des mondes possibles” (“Все к луч­шему в этом лучшем из миров”) — афоризм из повести Вольтера “Кан­дид”. — 206.

69 Гёте. “Фауст”, часть I, сцена пятая (“Погреб Ауэрбаха в Лейп­циге”). — 206.

70 Лукреций. “О природе вещей”, книга первая, стихи 155—156. — 227.

71 Маркс иронически называет Вильгельма Рошера по имени знаменитого древнегреческого историка Фукидида Вильгельмом Фукидидом Рошером в связи с тем, что этот вульгарный экономист в предисловии к первому изданию своей книги “Die Grundlagen der Nationalökonomie” (“Основы политической экономии”), по словам Маркса, “скромно объявил себя Фукидидом политической экономии”. Цитируя Фукидида, Рошер употребил выражение: “подобно древнему историку, я также желал бы, чтобы моя работа сослужила пользу тем, которые...” и т. д. — 229.

72 Имеется в виду немецкий писатель и литературный критик Готшед, который сыграл опре­де­лен­ную положительную роль в литературе, но вместе с тем отличался исключительной нетерпимостью в отноше­нии всех сколько-нибудь новых литературных веяний. Его имя поэтому стало синонимом литературного чван­ства и тупости. — 229.

73 W. Jacob. “A Letter to S. Whitbread, being a Sequel to Consi­derations on the Protection Required by Bri­tish Agriculture”. London, 1815, p. 33 (У. Джейкоб. “Письмо С. Уитбреду в связи с обсуждением протекцио­нист­ских мер, которые были продиктованы интересами британского сельского хозяйства”. Лондон, 1815, стр. 33). — 231.

74 Имеется в виду фабричный акт 1833 года. О нем см. настоящий том, стр. 288—289. — 235.

75 Хилиасты (от греческого слова “хилиас” — тысяча) — проповедники религиозно-мистического учения о втором пришествии Христа и уста­новлении на земле “тысячелетнего царства” справедливости, всеоб­щего равенства и благоденствия. Хилиастические верования возникли в период разложения рабовладельческого строя на почве невыносимого гнета и страданий трудящихся, искавших выхода в фантастических мечтаниях об избавлении. Эти верования получили широкое распространение и впоследствии постоянно возрождались в учениях различных средневековых сект. — 239.

76 A. Ure. “The Philosophy of Manufactures: or, An Exposition of the Scientific, Moral, and Commercial Economy of the Factory System of Great Britain”. London, 1835, p. 406 (Э. Юр. “Философия фабрики, или Изложение научной, нравственной и коммерческой стороны

798                                                                     Примечания

экономики фабричной системы Великобритании”. Лондон, 1835, стр. 406). — 239.

77 Little shilling men (сторонники малого шиллинга), или бирмингемская школа, — сложившаяся в пер­вой половине XIX века особая школа в экономической науке. Ее сторонники пропагандировали тео­рию иде­альной денежной единицы измерения и соответственно рас­сматривали деньги всего лишь как “счетные на­зва­ния”. Представители бирмингемской школы братья Томас и Маттиас Атвуд, Спунер и дру­гие выдвигали проект сни­же­ния золотого содержания денежной еди­ницы в Англии, прозванный “проектом малого шиллинга”. Отсюда произошло и название самой этой школы. В то же время “сторонники малого шиллинга” выступали против мероприятий правительства, направленных к сокращению денежной массы в обращении. По их мнению, реализация установок школы способна была, вызвав искус­ственный рост цен, оживить промышленность и обеспечить общее процветание страны. В действительности, однако, предлагаемая де­вальвация валюты могла лишь создать условия для погашения госу­дарственного и частных долгов в обесцененных деньгах, т. е. Сулила известные выгоды казне и крупным предпринимателям, которые являлись основными получателями всевозможных кредитов. Об этой школе Маркс говорит в своей работе “К критике политической эконо­мии” (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, изд. 2, том 13, стр. 66— 67). — 244.

78 См. примечание 64. — 248.

79 “Réglement organique” (“Органический регламент”) — первая конституция Дунайских княжеств (Молдавии и Валахии), введенная в 1831 г. П. Д. Киселевым, главой русской администрации в этих княжествах, ко­торые были оккупированы русскими войсками после русско-турецкой войны 1828—1829 годов. Согласно Органическому регламенту, законодательная власть в каждом княжестве предоставля­лась собранию, изби­ра­емо­му крупными землевладельцами, а исполни­тельная власть — господарям, пожизненно избираемым представите­ля­ми землевладельцев, духовенства и городов. Регламент закрепил господствующее положение крупного бояр­ства и высшего духовенства, сохранив прежние феодальные порядки, в том числе и барщину. Крестьяне ответили на такую “конституцию” рядом восстаний. В то же время Органический регламент предусматривал буржуазные прео­бразо­вания: упразднение внутренних таможенных барьеров, свободу торговли, отделение суда от адми­ни­стра­ции и др. — 249.

80 Драйден. “Петух и лиса” (“The Cock and the Fox”). — 253.

81 Ecce iterum Crispinus (вот снова Криспин) — так начинается IV са­тира Ювенала, бичующая (в первой своей части) Криспина, одного из придворных римского императора Домициана. В переносном смысле эти слова означают: “опять тот же самый персонаж” или “опять то же самое”. — 259.

82 Элеаты — идеалистическое направление в древнегреческой философии конца VI — V вв. до на­шей эры. Виднейшими представителями его были Ксенофан, Парменид и Зенон. Элеаты доказывали, между про­чим, что движение и многообразие явлений не имеют истинного бытия и существуют только во мнении. — 260.

Примечания                                                                   799

83 Большое жюри — в Англии до 1933 г. коллегия присяжных в составе 12—23 человек, отбираемых шерифом из числа “добрых и верных лю­дей” графств для предварительного рассмотрения дел и решения во­проса о предании обвиняемых уголовному суду. — 262.

84 Маркс имеет в виду свою рецензию на книгу Т. Карлейля “Современ­ные памфлеты” (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, изд. 2, том 7, стр. 269). — 266.

85 W. Strange. “The Seven Sources of Health”. London, 1864, p. 84 (У. Стрейндж. “Семь источников здоровья”. Лондон, 1864, стр. 84). — 268.

86 Britons never, never shall be slaves!” (“нет, никогда, никогда не будут британцы рабами!”) — слова из английского национального гимна “Правь, Британия, морями”. — 274.

87 Эксетер-холл — здание в Лондоне, место собраний различных религиоз­ных и филантропических обществ. — 275.

88 См. примечание 4. — 277.

89 Après moi le déluge! (После меня хоть потоп!) — так будто бы ответил король Франции Людовик XV на замечание своих приближенных о том, что проводимые и санкционируемые им пышные пиры и празд­нества угрожают стране сильным ростом государственного долга. —279.

90 Продавать свое первородство за блюдо чечевичной похлебки” — это ставшее образным выражение вошло в обиход из одной библейской легенды. Якобы именно за такую цену голодный Исав продал право первородства брату своему Иакову. — 281.

91 Великая чума — страшная эпидемия чумы, свирепствовавшая в Запад­ной Европе в 1347—1350 годах. По имеющимся данным, от чумы тогда погибло около 25 млн. человек — примерно ¼ всего западноевропей­ского населения. — 281.

92 См. примечание 58. — 282.

93 “Factories Inquiry Commission. First Report of the Central Board of His Majesty's Commissioners. Ordered, by the House of Commons, to be printed, 28 June 1833”, p. 53 (“Комиссия по обследованию фабрик. Первый отчет центрального совета комиссии его величества. Опубликовано по распоряжению палаты общин от 28 июня 1833 г.”, стр. 53). — 288.

94 Periculum in тоrа” (“опасность в промедлении”) — слова из сочи­нения римского историка Тита Ливия: “Ab urbe condita” (“История Рима с его основания”), книга XXXVIII, гл. 25. — 289.

95 “Report from the Committee on the “Bill to regulate the Labour of Chil­dren in the Mills and Factories of the United Kingdom”: with the Minu­tes of Evidence”. Ordered, by the House of Commons, to be printed, 8 August 1832 (“Отчет комиссии по “Биллю о регулировании труда детей на заводах и фабриках Соединенного королевства”. С протоко­лами показаний. Опубликовано по распоряжению палаты общин от 8 августа 1832 г.”). — 289.

800                                                                     Примечания

96 Во время традиционных празднеств в честь Джаггернаута (Джаган-натха) — воплощения индуистского бога Вишну — охваченные край­ним религиозным фанатизмом верующие нередко бросались под ко­лесницу, на которой везли изображение Вишну. — 290.

97 Имеется в виду содержавшая требования чартистов Народная хартия, которая была опубликована 8 мая 1838 г. в качестве законопроекта, предназначенного для внесения в парламент. Она состояла из шести
пунктов: всеобщее избирательное право (для мужчин, достигших 21 года), ежегодные выборы в парламент, тайное голосование, уравне­ние избирательных округов, отмена имущественного ценза для кан­дидатов в депутаты парламента, вознаграждение депутатов. — 290.

98 Сторонники Лиги против хлебных законов (см. примечание 9) в своей демагогической пропаганде внушали рабочим, что с установлением свободы торговли повысится их реальная заработная плата и рабочие будут иметь каравай хлеба в два раза больше прежнего (“big loaf”). Причем два каравая хлеба — большой и маленький — с соответствующими надписями носили даже по улицам как средство наглядной аги­тации. Действительность показала всю лживость этих обещаний и уловок. Окрепший в результате отмены хлебных законов промышлен­ный капитал Англии усилил свое наступление на жизненные инте­ресы рабочего класса. — 291.

99 Комиссарами Конвента назывались в период французской буржуаз­ной революции конца XVIII в. представители Конвента (Националь­ного собрания Французской республики в 1792—1795 гг.) в департа­ментах и войсках, наделенные особыми полномочиями. — 294.

100 Закон о подозрительных loi des suspects) — закон, принятый во Фран­ции Законодательным корпусом 19 февраля 1858 г. и предоставлявший императору и его правительству неограниченное право ссылать в раз­личные местности Франции и Алжира или вовсе изгонять с француз­ской территории всех лиц, подозреваемых во враждебном отношении к режиму Второй империи. — 295.

101 См. примечание 18. — 295.

102 В. Шекспир. “Венецианский купец”, акт IV, сцена первая. — 296.

103 В. Шекспир. “Венецианский купец”, акт IV, сцена первая. — 297.

104 Закон 10 таблиц — первоначальный вариант “закона 12 таблиц”, древнейшего законо­датель­но­го памятника Римского рабовладель­ческого государства. Призванный охранять частную собственность, закон пре­ду­­сматривал лишение свободы несостоятельного должника, продажу его в рабство или рассечение его тела на части. — 297.

105 Французский историк Ленге высказывает эту гипотезу в своей работе “Théorie des loix civiles, ou Principes fondamentaux de la société”. Tome II, Londres, 1767, livre V, chapitre XX (“Теория гражданских законов, или Основные начала общества”. Том II, Лондон, 1767, книга V, глава XX). — 297.

Примечания                                                    801

106 Немецкий философ Даумер в своей работе “Die Geheimnisse des christlichen Alterthums” (“Та­ин­ства христианской древности”) доказывал, что первые христиане во время причастия употребляли человеческое мя­со. — 297.

107 Великий французский социалист-утопист Фурье рисовал картину будущего общества, в котором человек в течение одного рабочего дня будет заниматься несколькими видами труда, т. е. рабочий день будет состоять из нескольких кратких сеансов труда (“courtes seances”), каждый продолжительностью не более полутора — двух часов. Благо­даря этому, по мнению Фурье, производительность труда вырастет настолько, что самый бедный труженик окажется в состоянии удовле­творять все свои потребности полнее, чем любой капиталист в прежние времена. — 300.

108 Речь идет об Американском рабочем съезде, происходившем в Бал­тиморе с 20 по 25 августа 1866 года. На съезде присутствовало 60 делегатов, представлявших более 60 тысяч рабочих, объединенных в тред-юнионы. Съезд обсудил вопросы о законодательном установ­лении восьмичасового рабочего дня, о поли­ти­чес­кой деятельности рабочих, о кооперативных товариществах, об объединении всех ра­бочих в тред-юнионы и дру­гие. На съезде было принято также реше­ние о создании политической организации рабочего класса — Нацио­наль­ного рабочего союза. — 310.

109 Цитируемая здесь резолюция Женевского конгресса Международного Товарищества Рабочих была составлена на основе написанной Марксом “Инструкции делегатам Временного Центрального Совета по отдель­ным вопросам” (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, изд. 2, том 16, стр. 194—203). В данном месте резолюции дословно воспроизводится текст этой “Инструкции”. — 310.

110 “Змея своих мучений” — перефразированные слова из стихотворения Гейне “Генрих” (цикл “Со­вре­менные стихотворения”). — 311.

111 Magna Charta — Magna Charta Libertatum (Великая хартия вольно­стей) — под этим названием во­шла в историю грамота, подписанная в 1215 г. английским королем Иоанном Безземельным. “Великая хартия” бы­ла предъявлена королю восставшими крупными феодалами, которые пользовались поддержкой рыцарей и го­ро­жан. Она преду­сматривала известное ограничение королевской власти, сохраняла ряд феодальных вольностей и со­держала некоторые уступки рыцар­ству и городам. В данном месте Маркс имеет в виду законы об ограни­чении ра­бо­чего дня, завоеванные рабочим классом Англии в резуль­тате длительной и упорной борьбы с капиталом. — 311.

112 Quantum mutatus ab illo/ (Какая перемена по сравнению с тем, что было!) — выражение из поэмы Вергилия “Энеида”, книга вторая, стих 274. — 311.

113 Получившая широкое хождение фраза “так ничему и не научились” содержится в одном из пи­сем французского адмирала де Панà. Иногда ее приписывают Талейрану. Сказана была по адресу роялистов, кото­рые оказались неспособны извлечь какие-либо уроки из фран­цузской буржуазной революции конца XVIII века. — 317.

802                                                                     Примечания

114 О том, что невежество не есть достаточное основание, Спиноза говорит в “Этике” (часть первая, при­бавление), выступая против представителей поповско-телеологического взгляда на природу, которые выставляли “волю бога” как причину причин всех явлений и у которых единст­венным средством аргументации оставалась апелляция к незнанию иных причин. — 317.

115 См. A. Quetelet. “Sur 1'homme et le développement de ses facultés, ou Essai de physique sociale”. Tomes I —II, Paris, 1835 (А. Кетле. “О человеке и развитии его способностей, или Опыт социальной физики”. Тт. I—II, Париж, 1835). — 334.

116 W. Roscher. “System der Volkswirtschaft”. Band I: “Die Gnmdlagen der Nationalökonomie”. Dritte, vermehrte und verbesserte Auflage. Stuttgart und Augsburg, 1858, S. 88—89 (В. Рошер. “Система народного хозяйства”. Том I: “Основы политической экономии”. Издание третье, дополненное и исправленное. Штутгарт и Аугсбург, 1858, стр. 88— 89). — 335.

117 Имеется в виду навеянная идеями социалистов-утопистов инициатива рабочих города Рочдейла (Ман­честерский промышленный округ), ор­ганизовавших в 1844 г. потребительское кооперативное общество под названием Общество справедливых пионеров, которое явилось заро­дышем рабочего кооперативного движения в Англии и других стра­нах. — 343.

118 См. примечание 49. — 355.

119 Bellum omnium contra omnes (война всех против всех) — выражение английского философа Томаса Гоббса из его труда “Левиафан”. — 369.

120 Согласно преданию, римский патриций Менений Агриппа уговорил восставших в 494 г. до н. э. плебеев смириться, рассказав им басню о частях человеческого тела, возмутившихся против желудка. Совре­менное ему общество Менений Агриппа уподоблял живому организму, руками которого были плебеи, питавшие желудок этого организма — патрициев. А так как отделение рук от желудка влечет за собой неиз­бежную смерть живого организма, то, по аналогии, и отказ плебеев от исполнения ими своих повинностей был бы равносилен гибели го­сударства Древнего Рима. — 373.

121 Общество искусств и ремесел (Society of Arts) — буржуазно-просветительное и филантропическое общество, основанное в 1754 г. в Лондоне. Общество широковещательно объявляло своей целью “поощрение искусств, ремесел и торговли” и всех тех, кто способствует “предостав­лению беднякам занятий, расширению торговли, обогащению страны” и т. п. Оно пыталось выступать в роли посредника между рабочими и предпринимателями. Это общество Маркс называл “обществом ис­кусств и надувательств”. — 376.

122 Hegel. “Grundlinien der Philosophic des Rechts”. Werke. Zweite Auf­lage, Bd. VIII. Berlin, 1840, S. 247 (Гегель. “Основы философии права”. Сочинения. Издание второе, том VIII. Берлин, 1840, стр. 247). — 376.

123 См. примечание 49.—376”

Примечания                                                                   803

124 У Маркса здесь неточность. В действительности автором произведения “Concerning Happiness, A Dialogue” (“Диалог о счастье”) является не дип­ломат Джемс Харрис, опубликовавший книгу “Diaries and Correspon­dence” (“Дневники и переписка”), а его отец Джемс Харрис. — 378.

125 Маркс приводит это выражение Архилоха по сочинению Секста Эмпи­рика: “Adversus matheniaticos”, liber XI, 44 (“Против математиков”, книга XI, 44). — 378.

126 Эпоха низвержения 30 тиранов — относящийся к самому концу V в. до н. э. период вос­ста­нов­ления в Древних Афинах рабовладельческой демократии вместо террористического режима тридцати олигархов. Это был период развития в Афинах торгового и ростовщического ка­питала. — 378.

127 Республика Платона — нарисованный в сочинениях древнегреческого философа Платона иде­аль­ный тип рабовладельческого государства, основным принципом которого должно быть строгое разделение труда между разрядами свободных граждан. Так, философам предназна­чалась функция управления, воины дол­жны были участвовать в войнах, охранять жизнь и имущество граждан, земледельцы, ремеслен­ники и купцы — про­изводить и доставлять народу жизненные сред­ства. — 379.

128 Цитируется стр. 21 работы Э. Юра (см. примечание 76). — 381.

129 Калорическая .машина — машина, в основу действия которой был по­ложен принцип расширения и сокращения объема обычного воздуха путем его нагрева и охлаждения. По сравнению с паровой машиной была громоздкой и имела весьма низкий коэффициент полезного дей­ствия. Изобретена калорическая машина в начале XIX в., но уже к концу этого века потеряла всякое практическое значение. — 384.

130 Дженни — изобретенная в 1764—1767 гг. Джемсом Харгривсом и на­званная так в честь его дочери прядильная машина. — 385.

131 Библия. Пятая книга Моисеева, гл. 25. — 385.

132 Baynes. “The Cotton Trade. Two Lectures on the above Subject, Delivered before the Members of the Blackburn Literary, Scientific and Mechanics' Institution”. Blackburn — London, 1857, p. 48 (Бейнс. “Торговля хлопком. Две лекции по этому вопросу, прочитанные чле­нам Блэкбернского общества литературы, науки и механики”, Блэк­берн — Лондон, 1857, стр. 48). — 400.

133 Тайный совет — специальный орган при короле Англии в составе министров и других должно­стных лиц, а также высших представите­лей духовенства. Впервые образован в XIII веке. В течение длительного вре­мени обладал правом законодательства от имени короля и помимо парламента. В XVIII и XIX вв. роль Тайного со­вета резко падает. В управлении современной Англией Тайный совет практически вообще не участвует. — 411.

134 Шиллер. “Песнь о колоколе”. — 417.

135 В настоящем издании эти стихи приводятся в переводе с греческого по книге “Греческие эпиграммы”. М.—Л., 1935. — 419.

804                                                                     Примечания

136  Цитируется стр. 22 работы Э. Юра (см. примечание 76). — 432.

137  См. настоящий том, стр. 289 и сл. — 432.

138 См. настоящий том, стр. 298, примечание 157. — 436.

139 Фурье называет фабрики “смягченной каторгой” (“les bagnes mitigés”) в книге: “La fausse Industrie morcelée, répugnante, mensongère, et 1'antidote, I`ndustrie naturelle, combinée, attrayante, veridique, donnant quadruple produit”. Paris, 1835, p. 59 (“Ложная хозяйственная деятельность, разобщенная, отталкивающая, фаль­шивая, и противо­ядие против нее: естественная хозяйственная деятельность, комби­нированная, притя­га­тельная, истин­ная, дающая учетверенный про­дукт”. Париж, 1835, стр. 59). — 437.

140 Маркс цитирует работу С. Ланчеллотти: “L'Hoggidi overo Gl'ingegm поп inferiori a'passati” (“Современность, или Умы, не уступающие умам прошлых времен”) по книге: J. Beckmann. “Beiträge zur Geschi-chte der Erfindungen”. Band I, Leipzig, 1786, S. 125—126 (И. Бекман. “К “истории изобретений”. Том I, Лейпциг, 1786, стр. 125—126). Дан­ные о работе Ланчеллотти Маркс берет также из этой книги Бекмана. — 438.

141 Таблица составлена на основе данных трех парламентских докумен­тов под общим заглавием “Factories” (“Фабрики”): “Return to an Address of the Honourable the House of Commons, dated 15 April 1856” (“Отчет, представленный по запросу высокочтимой палаты общин от 15 апреля 1856 г.”); “Return to an Address of the Honourable the House of Commons, dated 24 April 1861” (“Отчет, представленный по запросу высокочтимой палаты общин от 24 апреля 1861 г.”); “Return to an Address of the Honourable the House of Commons, dated 5 De­cember 1867” (“Отчет, представленный по запросу высокочтимой па­латы общин от 5 декабря 1867 г.”). — 444.

142 “Tenth Report of the Commissioners appointed to inquire into the Organi­zation and Rules of Trades Unions and other Associations: together with Minutes of Evidence”. London, 1868, p. 63, 64 (“Десятый отчет комиссии по изучению организации и уставов тред-юнионов и других ассоциа­ций, включающий протоколы показаний”. Лондон, 1868, стр. 63, 64). — 446:

143 “Nominibus mollire licet mala” (“Зло подобает прикрашивать словами”) — слова из сочинения Овидия “Наука любви”, книга вторая, стих 657,— 449.

144 Данные взяты Марксом из парламентского документа: “Corn, Grain and Meal. Return to an Order of the Honourable the House of Commons, dated 18 February 1867” (“Хлеб, зерно и мука. Отчет составлен по рас­поряжению высокочтимой палаты общин от 18 февраля 1867 г.”), — 462.

145 Законы против коалиций — принятые в 1799 и 1800 гг. английским парламентом законы, со­глас­но которым запрещалось создание и дея­тельность каких бы то ни было рабочих организаций. Эти законы бы­ли отменены парламентом в 1824 г., а в следующем году их отмена была еще раз подтверждена. Однако и после этого власти весьма огра­ничивали деятельность рабочих союзов. В частности, простая агитация

Примечания                                                                                  805

за вступление рабочих в союз и за участие в стачках рассматривалась как “принуждение” и “насилие” и каралась как уголовное преступ­ление. — 465.

146 См. примечание 98. — 466.

147 Маркс имеет в виду интенсивное проникновение английских частных торговцев на китайский рынок после отмены монополии Ост-Индской компании на торговлю с Китаем (1833 г,). Особенно большой размах приобретает контрабандная торговля опиумом, пользовавшаяся все­мерной поддержкой правительства Англии, которое сознательно по­пирало при этом законы и государственные интересы Китая и способ­ствовало массовому отравлению и подрыву здоровья китайцев. В ответ на решительные действия китайских властей против контрабандного ввоза этого наркотика в пределы их страны англичане развязали пер­вую “опиумную” войну (1839—1842), закончившуюся для Китая нерав­ноправным и грабительским договором. — 469.

148 См. примечание 129. — 470.

149 См. примечание 133. — 475.

150 См. примечание 49. — 482.

151 Генеральный регистратор — так назывался в Англии чиновник, воз­главляющий Центральное бюро регистрации актов гражданского состояния. Помимо своих обычных функций бюро раз в 10 лет прово­дило перепись населения. — 483.

152 Имеется в виду парламентский документ: “Factories. Return to an Address of the Honourable the House of Commons, dated 24 April 1861”, p. 9 (“Фабрики. Отчет, представленный по запросу высокочтимой палаты общин от 24 апреля 1861 г.”, стр. 9). — 486.

153 В. Шекспир. “Венецианский купец”, акт IV, сцена первая. — 498.

154 “Ne sutor ultra crepidam!” (“Сапожник, знай свои колодки!”) — слова, сказанные выдающимся древне­греческим художником Апеллесом в ответ на критику его картины одним сапожником, который совер­шен­но не разбирался в живописи и в состоянии был подметить лишь отдельные недочеты в изображении обуви. — 499.

155 См. примечание 5. — 506.

156 Перефразированные слова из стихотворения “К природе” (“An die Natur”) немецкого поэта конца XVIII в. Фридриха Леопольда Штольберга. — 522.

157 P. J. Proudhon. “Système des contradictions économiques, ou Philo-sophie de la misère”. T. I, Paris, 1846, p. 73 (П. Ж. Прудон. “Система экономических противоречий, или Философия нищеты”. Т. I, Париж, 1846, стр. 13). —523.

158 Речь идет о существовавшем в 1861 —1865 гг. Союзе одиннадцати рабо­владельческих штатов Юга США, который образовался в результате

806                                                                     Примечания

мятежа рабовладельцев. Провозглашая сепаратное государство, мя­тежники ставили своей целью сохранение рабства и распростра­нение его на всю территорию США. Этот союз был ликвидирован в 1865 году в результате поражения рабовладельцев в Гражданской войне. — 550.

159 Автором книги “Essai sur la nature du commerce en général” (“Опыт о природе торговли вообще”) является Ричард Кантильон. Для ан­глийского издания этот труд подвергся переработке родственником Ричарда Кантильона Филипом Кантильоном. — 566.

160 Маркс намекает здесь на поведение гофмаршала Кальба из трагедии Шиллера “Коварство и любовь”. В третьем действии (сцена вторая) Кальб поначалу отказывается участвовать в интриге, затеваемой пре­зи­дентом при дворе немецкого герцога. Тогда президент угрожает своей отставкой, которая должна повлечь также и отставку Кальба. Всерьез напуганный этим, Кальб вопрошал: “А как же я?.. Вам-то что! Вы человек образованный! А я... mon Dieu! Если его высочество даст мне отставку, что я буду собой представлять?”. — 588.

161 Речь идет о Немецком рабочем обществе, которое было основано Марксом и Энгельсом в Брюсселе в конце августа 1847 г. с целью политического просвещения немецких рабочих, проживавших в Бель­гии, и пропаганды среди них идей научного коммунизма. Под руко­водством Маркса и Энгельса и их соратников общество сделалось легальным центром объединения революционных пролетарских сил в Бельгии. Лучшие элементы общества входили в брюссельскую общину Союза коммунистов. Деятельность Немецкого рабочего обще­ства в Брюсселе прекратилась вскоре после февральской буржуазной революции 1848 г. во Франции в связи с арестами и высылкой его членов бельгийской полицией. — 591.

162 Simonde de Sismondi. “Nouveaux principes d'économie politique, ou De la richesse dans ses rapports avec la population”. Tome I, Paris, 1819, p. 119 (Симонд де Сисмонди. “Новые начала политической эко­номии, или о богатстве в его отношении к народонаселению”. Том I, Париж, 1819, стр. 119). — 594.

163 Библия (Евангелие от Матфея, гл. 1) повествует о том, как постепенно росло потомство родоначальника евреев Авраама и как от него в ре­зультате произошел весь еврейский народ. — 594.

164 Hegel. “Grundlinien der Philosophie des Reehts”. Werke. Zweite Auflage, Bd. VIII, Berlin, 1840, S. 259. — 602.

165 Имеется в виду работа: J. St. Mill. “A System of Logic, ratiocinative and inductive, being a connected View of the Principles of Evidence, and the Methods of Scientific Investigation”. In two volumes (Дж. Ст. Милль. “Система логики силлогистической и индуктивной, изложение принципов доказательства в связи с методами научного исследования”. В двух томах). Первое издание вышло в Лондоне в 1843 году. Маркс отмечает, что Дж. Ст. Милль, претендовавший на изложение “системы логики”, как экономист был поверхностен и не соблюдал элементар­ных требований логического анализа. — 604.

Примечания                                                                   807

166 “Экономическая таблица” — разработанная впервые в экономической науке физиократом Кенэ схема воспроизводства и обращения совокуп­ного общественного капитала. Более подробно о ней говорится в “Тео­риях прибавочной стоимости” Маркса (часть I, глава 6), в написанной Марксом десятой главе второго отдела книги Энгельса “Анти-Дюринг”, а также во втором томе “Капитала” (глава девятнадцатая). — 604.

167 Цитируемые здесь слова “не имеет никакой даты” Лихковский несколько раз употребил, выступая 25 июля 1848 г. в франкфуртском Нацио­нальном собрании против исторического права Польши на самостоя­тельное существование. Лихновский вместо “keinen Datum hat” гово­рил “keinen Datum nicht hat”, т. е. вопреки грамматическим правилам немецкого языка ставил рядом два отрицания. Его речь поэтому сопровождалась смехом присутствующих. Более подробно об этом вы­ступлении Лихновского см.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, изд. 2, том 5, стр. 375. — 605.

168 Шиллер. Баллада “Порука”. — 607.

169 Перефразированные слова Фауста из одноименной трагедии Гёте, часть I, сцена вторая (“За городскими воротами”). — 607.

170 Согласно древнехристианской легенде, Моисеем и другими пророками написаны книги Библии, со­ставляющие основу Ветхого завета. Выра­жение “в этом Моисей и пророки” Маркс употребляет здесь в смысле — в этом главное, такова первая заповедь и т. п. — 608.

171 J. В. Say. “Traité d'économie politique”. Cinquième édition, Tome premier/Paris, 1826, p. 130—131 (Ж. Б. Сэй. “Трактат по политиче­ской экономии”. Издание пятое. Том первый, Париж, 1826, стр. 130 — 131). — 608.

172 Determinatio est negatio — определение есть отрицание. Маркс при­водит здесь это положение Спинозы в толковании Гегеля, приобрет­шем широкую известность. У Спинозы это выражение употребляется в смысле — “ограничение есть отрицание” (см. Б. Спиноза. “Переписка”, письмо № 50). — 610.

173 Здесь цитируется книга А. Поттера “Political Economy: its Objects, Uses, and Principles: considered with Reference to the Condition of the American People”. New York, 1841 (“Политическая экономия: ее предмет, назначение и основы, рассмотренные применительно к ус­ловиям жизни американского народа”. Нью-Йорк, 1841). Как видно из введения, большая часть этой книги представляет собой в основном перепечатку (с изменениями, внесенными А. Поттером) первых десяти глав книги Дж. Скропа “The Principles of Political Economy” (“Начала политической экономии”), опубликованной в Англии в 1833 году. — 611.

174 Слова “nulla dies sine linea” (“ни одного дня без штриха”) приписы­ваются выдающемуся древнегреческому художнику Апеллесу, пра­вилом которого было каждый день хотя бы немного работать над создаваемыми им произведениями живописи. — 624.

175 Linguet. “Théorie des loix civiles, ou Principes fondamentaux de lasocieté”. Tome I, Londres, 1767, p. 236. — 629.

808                                                                     Примечания

176 Peculium (пекулий) — в Древнем Риме часть имущества, которую глава семьи мог передавать для хозяйствования или управления свободному или рабу. Владение пекулием не устраняло фактической зави­си­мос­ти раба от своего господина, и юридическим собствен­ником пекулия оставался господин. Например, вла­дель­цу пекулия — рабу разрешалось вступать в сделки с третьими лицами, однако лишь в размерах, исключавших при­обретение суммы денег, достаточной для полного выкупа из рабства. Осуществление особо выгодных сде­лок и других мер, суливших значительное умножение пекулия, глава семьи обычно брал на себя. — 631.

177 A. Smith. “An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations”. Vol. I, Edinburgh, 1814, p. 142 (А. Смит. “Исследование о природе и причинах богатства народов”. Т. I, Эдинбург, 1814, стр. 142). — 635.

178Между 1849 и 1859 гг. Англия участвовала в нескольких войнах: Крымской (1853—1856), против Китая (1856—1858 и 1859—1860) и против Ирана (1856—1857). Кроме того, в 1849 г. Англия завер­шила завоевание Индии, а в 1857 —1859 гг. ее войска были бро­шены для подавления индийского национально-освободительного вос­стания. — 652.

179 См. примечание 96. — 660.

180 J. Steuart. “An Inquiry into the Principles of Political Oeconomy”. Vol.1, Dublin, 1770, p. 39, 40 (Дж. Стюарт. “Исследование о началах политической экономии”. Том I, Дублин, 1770, стр. 39, 40). — 662.

181 См. примечание 151. — 666.

182 Н. Буало. Сатира VIII. — 667.

183 Имеется в виду работа Ф. Энгельса “Положение рабочего класса в Англии” (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, изд. 2, том 2). — 668.

184 A. Smith. “An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations”. Vol. I, Edinburgh, 1814, p. 6. — 668.

185 См. примечание 133. — 668.

186“Low Church” (“низкая церковь”) — распространенное главным обра­зом среди буржуазии и низшего духовенства направление англикан­ской церкви. Сторонники его занимались проповедью буржуазно-христианской морали и филантропической деятельностью, которая всегда носила ханжески-лицемерный характер. Граф Шефтсбери (он же лорд Эшли) благодаря такого рода деятельности пользовался значительным влиянием в кругах “низкой церкви”, поэтому Маркс иронически называет его “папой” этой церкви. — 690.

187 См. примечание 151. — 690.

188 Гораций. “Наука поэзии”, стих 173. — 691.

189 Это выражение употребляется в произведении Фурье “Le nouveau monde industriel et sociétaire” (“Новый хозяйственный и социетарный

Примечания                                                                   809

мир”), раздел пятый, дополнения к главе XXXVI; раздел шестой, обобщающие выводы. — 708.

190 См. примечание 91. — 715.

191 Эрин — древнее название Ирландии. — 721.

192 Перефразированные слова Мефистофеля из трагедии Гёте “Фауст” (“Пролог на небесах”) — 722.

193 Фении — мелкобуржуазные ирландские революционеры. Первые фенианские организации воз­ник­ли в 1857 г. в Ирландии и в США, где они объединяли эмигрантов ирландского происхождения. Программа и дея­тельность фениев отражали протест народных масс Ирландии против английского колониального гнета. Фе­нии выдвигали требова­ния национальной независимости для своей страны, установления демократической рес­публики, превращения крестьян-арендаторов в соб­ственников обрабатываемой ими земли и другие. Свою политическую программу они рассчитывали осуществить с помощью вооруженного восстания. Однако их заговорщическая деятельность была безус­пешной. В конце 60-х годов фении подверглись массовым репрессиям. В 70-х годах движение пришло в упадок. — 724.

194 “Acerba fata Romanos agunt scelusque fraternae necis” (“Суровая судьба и злодейское братоубийство преследуют римлян”) — Гораций. Эпод 7. — 724.

195 Под революцией мирового рынка здесь подразумевается резкое паде­ние с конца XV столетия ро­­ли Генуи, Венеции и других городов Се­верной Италии в транзитной торговле, происшедшее в результате ве­ли­ких географических открытий того времени: открытия Кубы, Гаити и Багамских островов, материка Северной Америки, морского пути в Индию вокруг южной оконечности Африки и, наконец, мате­рика Южной Америки. — 728.

196 J. Steuart. “An Inquiry into the Principles of Political Oeconomy”. Vol. I, Dublin, 1770, p. 52. — 730.

197 “Pauper ubique facet” (“Везде бедняки обездолены”) — слова из сочи­нения Овидия “Фасты”, книга первая, стих 218. — 733.

198 Очевидно, имеется в виду указ о сыске беглых крестьян, изданный в 1597 г. в царствование Федора Ивановича, когда фактическим пра­вителем России был Борис Годунов. В соответствии с этим указом крестьяне, бежавшие от непосильного гнета и кабалы помещиков, подлежали в течение пяти лет розыску и принудительному возвраще­нию их прежним хозяевам. — 734.

199 Название “славной революции” в английской буржуазной историографии получил госу­дар­ственный переворот 1688 г., в результате которого в Англии была установлена конституционная монархия, осно­ванная на компромиссе между землевладельческой аристократией и крупной буржуазией. — 735.

200 Имеется в виду вышедший в 1796 г. в Лондоне памфлет: “A Letter from the Right Honourable Edmund Burke to a Noble Lord, on the

810                                                                     Примечания

Attacks made upon him and his Pension, in the House of Lords, by the Duke of Bedford, and the Earl of Lauderdale, Early in the present Ses­sions of Parliament” (“Письмо достопочтенного Эдмунда Бёрка благо­родному лорду по поводу упреков, сделанных в его адрес и в отноше­нии его пенсии герцогом Бедфордом и графом Лодерделем в палате лордов в начале нынешней сессии парламента”). — 735.

201 Закон Лициния — закон, принятый в Древнем Риме в 367 г. до н. э. Им предусматривалось извест­ное ограничение права передачи обще­ственных земель в личное пользование и частичная кассация долгов. Направленный против роста крупного землевладения и привилегий патрицианской знати, он отражал некоторое усиление экономических и политических позиций плебса. Авторство закона римской традицией приписывается народным трибунам Лицинию и Секстию. — 738.

202 Имеется в виду восстание в 1745—1746 гг. сторонников королевской династии Стюартов, кото­рые требовали возведения на английский престол так называемого “молодого претендента” Чарлза Эдварда. Вос­стание в то же время отражало протест народных масс Шотландии и Англии против эксплуатации их лендлордами и массового обезземе­ливания. Вслед за подавлением восстания регулярными войсками Англии клановая система в горной Шотландии начала усиленно раз­лагаться, и сгон крестьян с земли приобрел еще более интенсивный характер. — 740.

203 Таксменами, как поясняет сам Маркс в статье “Выборы. — Финансовые осложнения. — Гер­цо­гиня Сатерленд и рабство” (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, изд. 2, том 8, стр. 521—528), назывались в Шотландии при господстве клановой системы   старей­шины, подчиненные непосредственно вождю клана — лэрду (“боль­шому человеку”). Этот последний раздавал старейшинам на их по­печение землю (“так”), являвшуюся собственностью всего клана, а в знак признания власти лэрда ему платили небольшую дань. Таксмены, в свою очередь, распределяли земельные участки между своими вассалами. С разложением клановой системы лэрд превращается, в лендлорда, а таксмены становятся по существу капиталистическими фермерами. Вместе с тем и прежняя дань уступает место земельной ренте. — 740.

204 Гэлы — коренное население горных районов Северной и Западной Шотландии, потомки древних кельтов. — 740.

205 Маркс имеет в виду свою статью: “Выборы. — Финансовые осложне­ния. — Герцогиня Сатерленд и рабство”, опубликованную в газето “New-York Daily Tribune” 9 февраля 1853 г. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, изд. 2, том 8, стр. 521—528). — 741.

206 См. примечание 121. — 743.

207 Petty Sessions (малые сессии) — сессии мировых судов в Англии; рассматривают мелкие дела по упрощенному судопроизводству. — 746.

208 A. Smith. “An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations”. Vol. I, Edinburgh, 1814, p. 237. — 748.

209 См. примечание 175.—748.

Примечания                                                                   811

210 См. примечание 145. — 749.

211 Закон против “конспирации” существовал в Англии еще в средние века. Он запрещал “всякого рода конспиративные действия, если даже и повод для них был законен”. На основе этого закона подав­лялись организации и классовая борьба рабочих как до принятия законов против коалиций (см. примечание 145), так и после отмены их. - 751.

212 Речь идет о правительстве якобинской диктатуры во Франции с июня 1793 по июнь 1794 года. — 752.

213 A. Anderson, “An Historical and Chronological Deduction of the Origin of Commerce, from the Earliest Accounts to the present Time” (А. Ан­дерсон. “Исторический и хронологический очерк торговли от самых ранних сведений о ней до настоящего времени”). Первое издание вышло в Лондоне в 1764 году. — 755.

214 J. Steuart. “An Inquiry into the Principles of Political Oeconomy”. Vol. I, Dublin, 1770, First book, Ch. XVI. — 755.

215 См. примечание 56. — 762.

216 G. Gülich. “Geschichtliche Darstellung des Handels, der Gewerbe und des Ackerbaus der bedeutendsten handeltreibenden Staaten unserer Zeit”. Bd. I, Jena, 1830, S. 371 (Г. Гюлих. “Историческое описание торговли, про­мышленности и земледелия важнейших торговых государств нашего времени”. Т. I, Иена, 1830, стр. 371). — 763.

217 Маркс ссылается здесь, по-видимому, на английское издание припи­сываемой Яну де Витту кни­ги “Aanwysing der heilsame politike Gronden en Maximen van de Republike van Holland en West-Friesland” (“Указание важ­нейших политических принципов и максимов респуб­лики Голландии и Западной Фрисландии”), впервые опу­бли­кованной в Лейдене в 1662 году. Как теперь установлено, автором ее, за исключением двух глав, написанных Яном де Виттом, был голланд­ский экономист и предприниматель Питер ван дер Хоре (он же Питер де ля Кур). — 766.

218 См. примечание 213. — 769.

219 Асъенто — название договоров, по которым Испания в XVI — XVIII вв. предоставляла ино­стран­ным государствам и частным лицам особое право на продажу негров-рабов в ее американские владения. — 769.

220 Tantae molis erat (стоило стольких трудов) — выражение из поэмы Вергилия “Энеида”, книга первая, стих 33. — 769.

221 С. Pecqueur. “Théorie nouvelle d'éconoinie sociale et politique, on Études sur 1'organisation des sociétés”. Paris, 1842, p. 435 (К. Пеккёр. “Новая теория социальной и политической экономии, или Исследова­ния об организации обществ”. Париж, 1842, стр. 435). — 771.

222 См. примечание 170. — 780.

812                                                                     Примечания

223 См. примечание 68. — 782.

224 Имеется в виду банковский акт 1844 года. Стремясь предотвратить затруднения в обмене бан­кнот на золото, в 1844 г. английское пра­вительство по инициативе Р. Пиля приняло закон о реформе Английского бан­ка, разделив его на два самостоятельных отделения, банковое и эмиссионное, и установив твердую норму обес­печения банкнот золо­том. Выпуск банкнот, не обеспеченных золотом, ограничивался 14 млн. фунтов стер­лингов. Однако, несмотря на действие банковского акта 1844 г., количество находившихся в обращении банкнот фактически зависело не от фонда покрытия, а от спроса на них в сфере обращения. В периоды экономических кризисов, когда потребность в деньгах ощущалась особенно остро, английское правительство временно при­останавливало действие акта 1844 г. и увеличивало сумму банкнот, не обеспеченных золотом. — 783.

Яндекс.Метрика

© (составление) libelli.ru 2003-2020