2) Воспитание. Горнорабочие требуют
закона об обязательном обучении детей, как это установлено на фабриках. Они
заявляют, что статья акта 1860 г., которая школьное свидетельство делает
необходимым условием для приема на работу мальчиков 10—12 лет, чисто иллюзорна.
Допрос “с пристрастием”, проводимый капиталистическими следователями,
становится здесь поистине курьезным.
“Против кого более необходим акт
— против предпринимателей или против родителей? — Против тех и других” (№ 115).
“Более против одних, чем против других? — Что мне ответить на это?” (№ 116).
“Обнаруживают ли предприниматели какое-либо стремление сообразовать часы труда
с посещением школы? — Никогда” (№ 137). “Не восполняют ли потом горнорабочие
свое воспитание? — В общем они становятся хуже; они приобретают плохие
привычки: они предаются пьянству, игре и т. п. и совсем опускаются” (№ 211).
“Почему не посылают детей в вечерние школы? — В большинстве каменноугольных
округов таких вовсе нет. А главное, — дети настолько изнурены чрезмерным
продолжительным трудом, что глаза у них смыкаются от усталости” (№ 454).
“Следовательно”, — заключает буржуа, — “вы против образования? — Вовсе нет,
но” и т. д. “Не обязывает ли акт 1860 г. шахтовладельцев и т. д. требовать
школьные свидетельства, если они нанимают детей в возрасте от 10 до 12 лет? —
Закон — да, но предприниматели этого не делают”. “Вы полагаете, что эта статья
закона не всегда выполняется? — Она вовсе не выполняется” (№№ 443, 444).
“Сильно ли горнорабочие интересуются вопросом о воспитании? — Огромное
большинство” (№ 717). “Озабочены ли они проведением этого закона?
— Огромное большинство” (№ 718). “Почему же они не настоят на его проведении? —
Иной рабочий хотел бы мальчиков без школьного свидетельства не допускать до
работы, но он будет за это взят на заметку (a marked man)” (№ 720). “Кем взят на
заметку? — Его предпринимателем” (№ 721). “Но вы же не думаете, что
предприниматели будут преследовать человека за подчинение закону? — Я думаю,
они поступили бы так” (№ 722). “Почему рабочие не отказываются применять труд
таких мальчиков? — Это не предоставлено их выбору” (№ 123). “Вы требуете
вмешательства парламента? — Чтобы достигнуть чего-либо действительного для
воспитания детей горнорабочих, это необходимо пронести принудительно,
парламентским актом” (№ 1634). “Должен ли он распространяться на детей всех
рабочих Великобритании или только на горнорабочих? — Я пришел сюда, чтобы
говорить от имени горнорабочих”
508 Отдел
четвертый. — Производ. относительной прибавочной стоимости
(№ 1636). “Чем дети горнорабочих отличаются от других? —
Тем, что они — исключение из общего
правила” (№ 1638). “В каком отношении? — В физическом” (№ 1639). “Почему бы
воспитание могло представлять для них большую
ценность, чем для мальчиков других классов? — Я не говорю, что оно для них
ценнее, но вследствие чрезмерной работы в копях у них меньше возможности
получать воспитание в дневных и воскресных школах” (№ 1640). “Не правда ли,
ведь такие вопросы нельзя трактовать абсолютно?” (№ 1644). “Достаточно ли школ
в округах? — Нет” (№ 1646). “Если бы государство потребовало, чтобы всех детей
посылали в школу, откуда же взять школы для всех детей? — Я думаю, что, если
обстоятельства потребуют этого, школы уж
найдутся” (№ 1647). “Огромное большинство
не только детей, но и взрослых рудокопов не умеет
ни писать, ни читать” (№№
705, 726).