Т. Л. Нечепуренко

Информационное взаимодействие в структуре мышления

Мышление является одним из важнейших познавательных процес­сов. Оно представляет собой отражение объективного мира, оказывается основой преобразования человеком действительности. Мышление включает и получение новой информации, новых знаний, а также преобразование имеющихся у личности представлении. На основе получае­мой информации человек определяет связь отдельных предметов и яв­лений. которая отражается в мышлении в обобщенной форме. Мышле­ние раскрывает суть вещей. Мышление возникает в процессе деятельно­сти людей и само по себе является некой деятельностью, результатом которой является мысль, понятие, идея.

Связь предметов и явлений представляет собой взаимодействие. Оно подразумевает наличие как минимум двух объектов, которые, дей­ствуя сами, в то же время находятся во взаимном действии с другим, при этом каждый объект изменяется сам и изменяет другой. Взаимодей­ствие важно в свете своей основной характеристики — активности. Здесь необходимо помнить, что человек проявляет активность во всех формах своей жизнедеятельности. И прежде всего это интеллектуальная активность: разработка теорий, выдвижение идей, постановка опреде­ленных задач и нахождение путей их решения, и что наиболее важно, прием и обработка информации, поступающей в результате общения. Общение, в свою очередь, представляет процесс коммуникации, это пе­редача и прием информации, получение и передача знаний о мире в ре­зультате общения субъекта и объекта или субъекта и субъекта.

Общение необходимо человеку как существу по сути своей соци­альному и разумному. Только в общении человек проявляет себя как личность, трудно представить себе человека вне общения, хотя бы с са­мим собой. Межличностное общение представляет собой процесс обме­на информацией и чаще всего это речевое общение. Речь, разговор вы­ступают важным средством обмена информацией. Пожалуй, трудно раз­граничить понятия разговор, беседа, диалог, переговоры.

Люди общаются с целью односторонней и двусторонней передачи информации. Диалог же представляет форму двусторонней связи, называемой общением, когда происходит чередование сторонами своих со­общений, и стороны являются как источниками, так и приемниками ин-

188

формации. Общение как таковое включает такую важнейшую человеческую деятельность как речь — выражение и передачу мыслей посредст­вом того или иного языка.

Возвращаясь к понятию мышления, важно напомнить, что мышле­ние как независимый процесс не существует. Этот процесс неотделим от восприятия, внимания, воображения, памяти и, наконец, речи. Мышле­ние существует благодаря деятельности людей как трудовой, так и рече­вой. Мышление любого человека теснейшим образом связано с речью и языком. А в свою очередь речевая деятельность любого индивида возможна лишь в процессе межличностного общения и базируется она на взаимодействии друг с другом путем беседы, разговора или диалога. А результатом последнего становится передача столь необходимой для жизнедеятельности человека информации.

Проводя цепочки взаимосвязи и движения информации, возможно заключить, что мышление, представляющее собой сложное понятие, основывается на активной деятельности человека, напрямую связанной с общением, которое жизненно необходимо любому индивиду и которое осуществляется путем речевого взаимодействия. Воплощением данного взаимодействия становится активный диалог, дающий возможность об­мена информацией, способной являться базой для открытия нового зна­ния, постановки проблем, из которых мышление вычленяет единую мысль или идею.

 

М. Н. Веряскина

Развитие права европейского союза (ЕС) в контексте его принципов

Сам термин «европейское право» имеет различные толкования. Часто под ним понимается совокупность правовых систем, сложившихся в странах Европы. Однако все чаще говорят о европейском праве как об особой правовой системе, складывающейся в связи с образованием Европейских Сообществ и Европейского Союза и применяемой в пределах  их ведения. Это совокупность юридических (правовых) норм, создаваемых и применяемых в связи с образованием и функционированием

189

государства. Кроме того, существуют различные процессуальные прин­ципы (принципы конфиденциальности: право на представление и за­слушивание своей позиции перед изданием правоприменительного акта ЕС) и другие.

Система права ЕС уникальна и перспективна и ее понимание требует диалектического подхода. Это не могло не отразиться на принци­пах европейского права, на его специфичности. Кроме того система права ЕС, как и его принципы представляет особый интерес, поскольку является истинно развивающейся, совершенствующейся системой. Ко­нечно. пока это порождает определенные проблемы в правоприменительной практике, но в период становления это неизбежно. Однако представляется вероятным, что, пройдя этот этап, европейское право в развитии не остановится.

П. В. Корнеев

Материалистическая диалектика и философская концепция испытаний

Испытание как черта человеческой жизни есть общая форма связи человека и мира. в осуществлении которой он должен так или иначе выдерживать различные воздействия мира и отвечать на них. Конечно, при этом он не остается неизменным. Испытание - не только форма связи человека и мира. но и форма развития личности. Основные идеи диалектики (связь и развитие) необходимы для разработки философской концепции испытаний. Диалектика — «учение о развитии в его наибо­лее полном, глубоком и свободном от односторонности виде» (В. И. Ленин) является для этой концепции наиболее общим методом мышления.

Диалектический принцип единства и борьбы противоположностей находит конкретное применение при анализе испытаний. Без понятия диалектического противоречия невозможно объяснить возникновение и значение испытаний. Об испытаниях речь идет там, где люди сталкива­ются с трудностями и препятствиями, а эти последние, в свою очередь, возникают и множатся при обострении противоречий. Если человек вы­держивает испытание, то противоречие так или иначе разрешается.

192

Конечно, диалектика применима и там, где люди не видят испыта­ний. Если диалектика должна «разбирать, каким образом из незнания является знание» (В. И. Ленин), то она должна исследовать и переход от «нулевого уровня» испытаний к тому уровню, на котором они обнару­живают свою реальность и весомость.

В испытаниях ярко проявляется диалектика необходимости и сво­боды. Поскольку человек часто подвергается испытаниям независимо от своего желания и своей воли, а иногда испытания носят катастрофиче­ский характер и толкают его на грань жизни и смерти, требуя от него самых решительных действий, здесь выражена необходимость. По­скольку же в своем отношении к испытаниям он имеет некоторую сво­боду выбора и может готовиться к тем из них. которые, вероятно, по­следуют за его выбором, поскольку он относительно свободен и в выбо­ре способов и средств, применяемых для того, чтобы выдержать испы­тания, поскольку хотя бы некоторые испытания он может отложить на другое время, упростить, облегчить, а некоторых может даже избежать, здесь проявляется его свобода, с каким бы трудом она ни достигалась

Диалектика выражена и в значении испытаний для человека. Невы­носимые, непосильные испытания могут физически или морально унич­тожить его. Некоторые испытания постепенно подтачивают его силы. Зато некоторые другие, а иногда те же самые испытания пробуждают его способности, помогают ему развить и проявить свою энергию, пред­приимчивость, изобретательность и т. д. Жизнь без испытаний, если она возможна, была бы очень скучной и однообразной.

Как отмечал К. Маркс в «Капитале», метод, при помощи которого разрешаются действительные противоречия, состоит в создании формы для их движения. Форма движения противоречий, осознаваемых людь­ми как испытания. — это освоение окружающего мира и собственной жизни. Если экзамены лучше сдает (при прочих равных условиях) тот. кто старательно осваивает учебный материал, то жизненные испытания, отличающиеся от экзаменов меньшей регулируемостью и планируемостью, лучше выдерживает тот, кто деятельно осваивает окружающий мир и свою жизнь. Освоение окружающего мира, происходящее в труде, материальном и духовном производстве, на основе науки и техники, обычно более понятно и знакомо, чем освоение собственной жизни. Одна причин этого различия состоит в том. что внимание и активность человека в большей мере направлены на его природную и социальную среду, чем на его внутренний мир. Освоение собственной жизни —

193

своеобразный, сложный вид освоения, требующий интенсивного фило­софского познания.

Для освоения собственной жизни человеку надо знать себя, свои сильные и слабые черты, вырабатывать стратегию и тактику своей дея­тельности, развивать и разумно использовать свои силы и способности. Иначе говоря, необходимо культивировать искусство жизни — мастер­ство ее освоения, основанное, главным образом, на жизненном опыте. Опыт многих поколений позволяет формулировать правила жизни — общезначимые советы тем, кто хотел бы освоить собственную жизнь.

Все эти понятия: освоение собственной жизни, искусство жизни и другие - требуют диалектического мышления. Они обозначают дина­мичную, текучую реальность, постичь которую без диалектики невозможно.

Э. С. Демиденко

 Мир третьего тысячелетия

Земной мир сегодня находится в особом положении, каким он не был за всю свою историю. На Земле совершается переворот и поворот от биосферного, природного его развития к техно-ноосферному, искус­ственному. Этот поворот начинается с промышленной революции конца XVIII века. Великий переход к новому состоянию Земли займет четыре - пять столетий благодаря мощным наукотехническим производительным силам, пришедшим на смену биологическим (мускульной силе людей и одомашненных животных).

На протяжении длительной истории человечество функционирова­ло в жестких границах биосферы, из которой оно вышло. И биосфера, и человеческое общество развивались по природным законам. Со станов­лением же земледелия в густонаселенных регионах начали проявляться природно-социальные закономерности, а с развитием индустриального общества — социально-природные, которые в условиях глобализации человечества охватывают всю планету.

Земля развивалась и продолжает развиваться как единое целое. Только в этом единстве неимоверно вырос социум, превратившись во второй половине XX века в метасоциум, активно воздействуя на весь

194

земной мир. трансформируя и биосферу, и биосферного человека. Зем­ной мир выступает уже как определенная метасистема, включающая метасоциум, развивающуюся техносферу, деградирующую биосферу, а также ноосферу как коллективный интеллект человечества. Биосфера достаточно быстро не только разрушается, но и теряет свои природно-творческие функции, уступая их человеческому обществу, превращаясь сама из естественной в искусственную. Достаточно сказать, что только в XX веке уничтожено более половины лесов, треть плодородных земель. гумусного слоя, биоты, сожжена треть органического вещества планеты. Разрушение биосферы и восстановление ее порушенных частей биоор­ганизмами оценивается соотношением 10: 1.

Вместе с разрушением биосферы идет становление искусственного мира - техносферы. искусственных почв. социализированной природы (ландшафтов, растений, животных), искусственных технологий жизне­деятельности людей и т. п. Так, с 1800 по 2000 г. все население Земли выросло в 6 раз. а городское — в 70 раз. В сотни же раз выросла техносфера. Потери биосферной биоты восполняются все нарастающими темпами искусственными растениями и животными. И эта доля «вы­рванного» из биосферы живого вещества по воле человеческой мысли, отмечает известный эколог В. П. Казначеев, сейчас достигает огромных размеров. Если человечеством не будет совершен в первой трети XXI века коренной поворот к биосферной жизни, то планета будет обречена на природную деградацию и повсеместное утверждение искусственной жизни.

В этих условиях коренным образом изменяется и биосферный че­ловек. Он деградирует вместе с деградацией биосферы и интегрируется с техникой и техносферой. Идет потеря природных качеств людей — физических, физиологических, психических, генетических и т. п.. разви­ваются болезни «техногенной цивилизации» — гиподинамия. сердечно­сосудистые, онкологические, аллергические, психические, генетические. СПИД, СПИН и другие. Около двух третей жителей планеты живут в так называемом «третьем состоянии» — между здоровьем и болезнями. Здоровыми рождается всего десятая часть землян, а в высокоурбанизированных регионах изменения на генетическом уровне у детей достигает до 20%. Идет разрушение детородных функций у мужчин и женщин, что ставит вопрос о выращивании детей «в пробирках» — человеческих инкубаторах.

195

Потери человеческого организма восполняются искусственными органами и лекарствами. И чем дальше, тем больше. В интеграцию че­ловека с искусственным миром вносит свои вклад и социальный фактор — введение техногенных веществ в организм ради красоты, из-за моды, из-за желания обойти конкурентов. Кибернетик Уорвик проводит опыты по созданию в XXI веке биотехносоциального существа. За таким суще­ством последуют технобиосоциальное и даже киборг из искусственных материалов.

Скорее всего, такой поворот на Земле произойдет, поскольку ни правительства, ни политики, ни ученые и специалисты пока что не пред­лагают коренных мер по изменению ситуации на нашей планете. Облик Земли середины третьего тысячелетия трудно сейчас представить, так как над новой искусственной реальностью будут работать сотни мил­лионов людей и. может быть, постчеловеческих существ.

В. В. Корякин

Диалектика низшего и высшего и проблема «оптимального» в историческом процессе

Абстрактно-всеобщая концепция диалектики, представленная тре­мя ее основными законами, схватывает общее, но безразлична к особен­ному в развитии. Поэтому актуальной проблемой является построение конкретно-всеобщей концепции развития мира и человека, которая рас­крыла бы как общее, так и в сжатом виде все многообразие особенного в нем. Стержнем данной концепции является закон развития — восхож­дения от низшего к высшему (см.: Орлов В. В. Общая философия. Пермь. 1997. ч. 1, вып. 2). В концепции единого закономерного истори­ческого процесса история предстает как единство стадиального много­образия, то есть сменяющих друг друга основных этапов развития об­щества. Однако в ней остается несхваченным единство видового много­образия общества на каждом отдельном этапе, поэтому традиционная формационная концепция сохраняет отчасти абстрактно-всеобщий ха­рактер. Причина этого кроется в сведении способа производства, как базиса общественного развития, к производственным отношения. Не­вольное исключение людей при определении способа производства де-

196

лает исторический процесс формальным и потому абстрактным, пре-вращает человека из субъекта отношений в их предикат. Способ произ­водства — это прежде всего производительные силы, сами люди, а не отношения между ними (см.: Орлов В. В.. Васильева Т. С. Труд и социа­лизм. Пермь. 1991).

Производительные силы представляют собой единство личного и вещного (природного) элементов, которые соотносятся как высшее и низшее: человек возникает из природы (см.: там же). В труде единство этих элементов, то есть по сути этапов мировой эволюции, развивается, сохраняя при этом свое содержание: человек развивается как социаль­ное материальное существо (высшее), преобразуя природу (низшее), не меняя ее природной сущности. Однако в труде происходит одновремен­ное развитие и сохранение не только всех ступеней материальной, но и социальной эволюции: материальное производство необходимо включа­ет воспроизводство предшествующих этапов труда, но не в прежней, а в измененной сообразно новой сложности производства форме. Ручной труд не исчезает при машинном, но оказывается измененным соответст­венно последнему.

С этой точки зрения исторический процесс, субстанцией которого является труд. представляет собой не просто смену основных формаций, но и одновременное сохранение и преобразование предшествующих формационных ступеней. Данный характер исторического процесса рас­крывается в следующей, ранее не описанной закономерности: переход к новой формации начинается не в максимально, а в оптимально развитом представителе старой формации, то есть на периферии последней. Гре­ция, в которой сложилось классическое античное общество, была ок­раиной «азиатского способа производства», «родина» феодализма — С. Галлия — римской провинцией, очаг капитализма — Англия — не­типичным феодальным обществом (см.: Корякин В. В. Закономерности «оптимумов» и «максимумов» в истории//Новые идеи в философии. Пермь, 1998, вып. 7), подобная закономерность ранее была открыта применительно к мировому процессу в целом (см. Орлов В. В. Материя, развитие, человек. Пермь, 1974). Отмеченная закономерность предпола­гает следующее: 1) первоначальный переход к новой формации (высше­му) осуществляет не общество в целом, а отдельное общество, прочие социумы остаются в рамках старой формации (низшего), то есть проис­ходит сохранение этапов развития; 2) старые формационные ступени не просто сохраняются, изменяются сообразно с новой. Например, фео-

197

Яндекс.Метрика

© (составление) libelli.ru 2003-2020