|
Т. Л. Нечепуренко Информационное взаимодействие в структуре мышления Мышление является одним из важнейших познавательных процессов. Оно представляет собой отражение объективного мира, оказывается основой преобразования человеком действительности. Мышление включает и получение новой информации, новых знаний, а также преобразование имеющихся у личности представлении. На основе получаемой информации человек определяет связь отдельных предметов и явлений. которая отражается в мышлении в обобщенной форме. Мышление раскрывает суть вещей. Мышление возникает в процессе деятельности людей и само по себе является некой деятельностью, результатом которой является мысль, понятие, идея. Связь предметов и явлений представляет собой взаимодействие. Оно подразумевает наличие как минимум двух объектов, которые, действуя сами, в то же время находятся во взаимном действии с другим, при этом каждый объект изменяется сам и изменяет другой. Взаимодействие важно в свете своей основной характеристики — активности. Здесь необходимо помнить, что человек проявляет активность во всех формах своей жизнедеятельности. И прежде всего это интеллектуальная активность: разработка теорий, выдвижение идей, постановка определенных задач и нахождение путей их решения, и что наиболее важно, прием и обработка информации, поступающей в результате общения. Общение, в свою очередь, представляет процесс коммуникации, это передача и прием информации, получение и передача знаний о мире в результате общения субъекта и объекта или субъекта и субъекта. Общение необходимо человеку как существу по сути своей социальному и разумному. Только в общении человек проявляет себя как личность, трудно представить себе человека вне общения, хотя бы с самим собой. Межличностное общение представляет собой процесс обмена информацией и чаще всего это речевое общение. Речь, разговор выступают важным средством обмена информацией. Пожалуй, трудно разграничить понятия разговор, беседа, диалог, переговоры. Люди общаются с целью односторонней и двусторонней передачи информации. Диалог же представляет форму двусторонней связи, называемой общением, когда происходит чередование сторонами своих сообщений, и стороны являются как источниками, так и приемниками ин- 188 формации. Общение как таковое включает такую важнейшую человеческую деятельность как речь — выражение и передачу мыслей посредством того или иного языка. Возвращаясь к понятию мышления, важно напомнить, что мышление как независимый процесс не существует. Этот процесс неотделим от восприятия, внимания, воображения, памяти и, наконец, речи. Мышление существует благодаря деятельности людей как трудовой, так и речевой. Мышление любого человека теснейшим образом связано с речью и языком. А в свою очередь речевая деятельность любого индивида возможна лишь в процессе межличностного общения и базируется она на взаимодействии друг с другом путем беседы, разговора или диалога. А результатом последнего становится передача столь необходимой для жизнедеятельности человека информации. Проводя цепочки взаимосвязи и движения информации, возможно заключить, что мышление, представляющее собой сложное понятие, основывается на активной деятельности человека, напрямую связанной с общением, которое жизненно необходимо любому индивиду и которое осуществляется путем речевого взаимодействия. Воплощением данного взаимодействия становится активный диалог, дающий возможность обмена информацией, способной являться базой для открытия нового знания, постановки проблем, из которых мышление вычленяет единую мысль или идею.
М. Н. Веряскина Развитие права европейского союза (ЕС) в контексте его принципов Сам термин «европейское право» имеет различные толкования. Часто под ним понимается совокупность правовых систем, сложившихся в странах Европы. Однако все чаще говорят о европейском праве как об особой правовой системе, складывающейся в связи с образованием Европейских Сообществ и Европейского Союза и применяемой в пределах их ведения. Это совокупность юридических (правовых) норм, создаваемых и применяемых в связи с образованием и функционированием 189 государства. Кроме того, существуют различные процессуальные принципы (принципы конфиденциальности: право на представление и заслушивание своей позиции перед изданием правоприменительного акта ЕС) и другие. Система права ЕС уникальна и перспективна и ее понимание требует диалектического подхода. Это не могло не отразиться на принципах европейского права, на его специфичности. Кроме того система права ЕС, как и его принципы представляет особый интерес, поскольку является истинно развивающейся, совершенствующейся системой. Конечно. пока это порождает определенные проблемы в правоприменительной практике, но в период становления это неизбежно. Однако представляется вероятным, что, пройдя этот этап, европейское право в развитии не остановится. П. В. Корнеев Материалистическая диалектика и философская концепция испытаний Испытание как черта человеческой жизни есть общая форма связи человека и мира. в осуществлении которой он должен так или иначе выдерживать различные воздействия мира и отвечать на них. Конечно, при этом он не остается неизменным. Испытание - не только форма связи человека и мира. но и форма развития личности. Основные идеи диалектики (связь и развитие) необходимы для разработки философской концепции испытаний. Диалектика — «учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде» (В. И. Ленин) является для этой концепции наиболее общим методом мышления. Диалектический принцип единства и борьбы противоположностей находит конкретное применение при анализе испытаний. Без понятия диалектического противоречия невозможно объяснить возникновение и значение испытаний. Об испытаниях речь идет там, где люди сталкиваются с трудностями и препятствиями, а эти последние, в свою очередь, возникают и множатся при обострении противоречий. Если человек выдерживает испытание, то противоречие так или иначе разрешается. 192 Конечно, диалектика применима и там, где люди не видят испытаний. Если диалектика должна «разбирать, каким образом из незнания является знание» (В. И. Ленин), то она должна исследовать и переход от «нулевого уровня» испытаний к тому уровню, на котором они обнаруживают свою реальность и весомость. В испытаниях ярко проявляется диалектика необходимости и свободы. Поскольку человек часто подвергается испытаниям независимо от своего желания и своей воли, а иногда испытания носят катастрофический характер и толкают его на грань жизни и смерти, требуя от него самых решительных действий, здесь выражена необходимость. Поскольку же в своем отношении к испытаниям он имеет некоторую свободу выбора и может готовиться к тем из них. которые, вероятно, последуют за его выбором, поскольку он относительно свободен и в выборе способов и средств, применяемых для того, чтобы выдержать испытания, поскольку хотя бы некоторые испытания он может отложить на другое время, упростить, облегчить, а некоторых может даже избежать, здесь проявляется его свобода, с каким бы трудом она ни достигалась Диалектика выражена и в значении испытаний для человека. Невыносимые, непосильные испытания могут физически или морально уничтожить его. Некоторые испытания постепенно подтачивают его силы. Зато некоторые другие, а иногда те же самые испытания пробуждают его способности, помогают ему развить и проявить свою энергию, предприимчивость, изобретательность и т. д. Жизнь без испытаний, если она возможна, была бы очень скучной и однообразной. Как отмечал К. Маркс в «Капитале», метод, при помощи которого разрешаются действительные противоречия, состоит в создании формы для их движения. Форма движения противоречий, осознаваемых людьми как испытания. — это освоение окружающего мира и собственной жизни. Если экзамены лучше сдает (при прочих равных условиях) тот. кто старательно осваивает учебный материал, то жизненные испытания, отличающиеся от экзаменов меньшей регулируемостью и планируемостью, лучше выдерживает тот, кто деятельно осваивает окружающий мир и свою жизнь. Освоение окружающего мира, происходящее в труде, материальном и духовном производстве, на основе науки и техники, обычно более понятно и знакомо, чем освоение собственной жизни. Одна причин этого различия состоит в том. что внимание и активность человека в большей мере направлены на его природную и социальную среду, чем на его внутренний мир. Освоение собственной жизни — 193 своеобразный, сложный вид освоения, требующий интенсивного философского познания. Для освоения собственной жизни человеку надо знать себя, свои сильные и слабые черты, вырабатывать стратегию и тактику своей деятельности, развивать и разумно использовать свои силы и способности. Иначе говоря, необходимо культивировать искусство жизни — мастерство ее освоения, основанное, главным образом, на жизненном опыте. Опыт многих поколений позволяет формулировать правила жизни — общезначимые советы тем, кто хотел бы освоить собственную жизнь. Все эти понятия: освоение собственной жизни, искусство жизни и другие - требуют диалектического мышления. Они обозначают динамичную, текучую реальность, постичь которую без диалектики невозможно. Э. С. Демиденко Земной мир сегодня находится в особом положении, каким он не был за всю свою историю. На Земле совершается переворот и поворот от биосферного, природного его развития к техно-ноосферному, искусственному. Этот поворот начинается с промышленной революции конца XVIII века. Великий переход к новому состоянию Земли займет четыре - пять столетий благодаря мощным наукотехническим производительным силам, пришедшим на смену биологическим (мускульной силе людей и одомашненных животных). На протяжении длительной истории человечество функционировало в жестких границах биосферы, из которой оно вышло. И биосфера, и человеческое общество развивались по природным законам. Со становлением же земледелия в густонаселенных регионах начали проявляться природно-социальные закономерности, а с развитием индустриального общества — социально-природные, которые в условиях глобализации человечества охватывают всю планету. Земля развивалась и продолжает развиваться как единое целое. Только в этом единстве неимоверно вырос социум, превратившись во второй половине XX века в метасоциум, активно воздействуя на весь 194 земной мир. трансформируя и биосферу, и биосферного человека. Земной мир выступает уже как определенная метасистема, включающая метасоциум, развивающуюся техносферу, деградирующую биосферу, а также ноосферу как коллективный интеллект человечества. Биосфера достаточно быстро не только разрушается, но и теряет свои природно-творческие функции, уступая их человеческому обществу, превращаясь сама из естественной в искусственную. Достаточно сказать, что только в XX веке уничтожено более половины лесов, треть плодородных земель. гумусного слоя, биоты, сожжена треть органического вещества планеты. Разрушение биосферы и восстановление ее порушенных частей биоорганизмами оценивается соотношением 10: 1. Вместе с разрушением биосферы идет становление искусственного мира - техносферы. искусственных почв. социализированной природы (ландшафтов, растений, животных), искусственных технологий жизнедеятельности людей и т. п. Так, с 1800 по 2000 г. все население Земли выросло в 6 раз. а городское — в 70 раз. В сотни же раз выросла техносфера. Потери биосферной биоты восполняются все нарастающими темпами искусственными растениями и животными. И эта доля «вырванного» из биосферы живого вещества по воле человеческой мысли, отмечает известный эколог В. П. Казначеев, сейчас достигает огромных размеров. Если человечеством не будет совершен в первой трети XXI века коренной поворот к биосферной жизни, то планета будет обречена на природную деградацию и повсеместное утверждение искусственной жизни. В этих условиях коренным образом изменяется и биосферный человек. Он деградирует вместе с деградацией биосферы и интегрируется с техникой и техносферой. Идет потеря природных качеств людей — физических, физиологических, психических, генетических и т. п.. развиваются болезни «техногенной цивилизации» — гиподинамия. сердечнососудистые, онкологические, аллергические, психические, генетические. СПИД, СПИН и другие. Около двух третей жителей планеты живут в так называемом «третьем состоянии» — между здоровьем и болезнями. Здоровыми рождается всего десятая часть землян, а в высокоурбанизированных регионах изменения на генетическом уровне у детей достигает до 20%. Идет разрушение детородных функций у мужчин и женщин, что ставит вопрос о выращивании детей «в пробирках» — человеческих инкубаторах. 195 Потери человеческого организма восполняются искусственными органами и лекарствами. И чем дальше, тем больше. В интеграцию человека с искусственным миром вносит свои вклад и социальный фактор — введение техногенных веществ в организм ради красоты, из-за моды, из-за желания обойти конкурентов. Кибернетик Уорвик проводит опыты по созданию в XXI веке биотехносоциального существа. За таким существом последуют технобиосоциальное и даже киборг из искусственных материалов. Скорее всего, такой поворот на Земле произойдет, поскольку ни правительства, ни политики, ни ученые и специалисты пока что не предлагают коренных мер по изменению ситуации на нашей планете. Облик Земли середины третьего тысячелетия трудно сейчас представить, так как над новой искусственной реальностью будут работать сотни миллионов людей и. может быть, постчеловеческих существ. В. В. Корякин Диалектика низшего и высшего и проблема «оптимального» в историческом процессе Абстрактно-всеобщая концепция диалектики, представленная тремя ее основными законами, схватывает общее, но безразлична к особенному в развитии. Поэтому актуальной проблемой является построение конкретно-всеобщей концепции развития мира и человека, которая раскрыла бы как общее, так и в сжатом виде все многообразие особенного в нем. Стержнем данной концепции является закон развития — восхождения от низшего к высшему (см.: Орлов В. В. Общая философия. Пермь. 1997. ч. 1, вып. 2). В концепции единого закономерного исторического процесса история предстает как единство стадиального многообразия, то есть сменяющих друг друга основных этапов развития общества. Однако в ней остается несхваченным единство видового многообразия общества на каждом отдельном этапе, поэтому традиционная формационная концепция сохраняет отчасти абстрактно-всеобщий характер. Причина этого кроется в сведении способа производства, как базиса общественного развития, к производственным отношения. Невольное исключение людей при определении способа производства де- 196 лает исторический процесс формальным и потому абстрактным, пре-вращает человека из субъекта отношений в их предикат. Способ производства — это прежде всего производительные силы, сами люди, а не отношения между ними (см.: Орлов В. В.. Васильева Т. С. Труд и социализм. Пермь. 1991). Производительные силы представляют собой единство личного и вещного (природного) элементов, которые соотносятся как высшее и низшее: человек возникает из природы (см.: там же). В труде единство этих элементов, то есть по сути этапов мировой эволюции, развивается, сохраняя при этом свое содержание: человек развивается как социальное материальное существо (высшее), преобразуя природу (низшее), не меняя ее природной сущности. Однако в труде происходит одновременное развитие и сохранение не только всех ступеней материальной, но и социальной эволюции: материальное производство необходимо включает воспроизводство предшествующих этапов труда, но не в прежней, а в измененной сообразно новой сложности производства форме. Ручной труд не исчезает при машинном, но оказывается измененным соответственно последнему. С этой точки зрения исторический процесс, субстанцией которого является труд. представляет собой не просто смену основных формаций, но и одновременное сохранение и преобразование предшествующих формационных ступеней. Данный характер исторического процесса раскрывается в следующей, ранее не описанной закономерности: переход к новой формации начинается не в максимально, а в оптимально развитом представителе старой формации, то есть на периферии последней. Греция, в которой сложилось классическое античное общество, была окраиной «азиатского способа производства», «родина» феодализма — С. Галлия — римской провинцией, очаг капитализма — Англия — нетипичным феодальным обществом (см.: Корякин В. В. Закономерности «оптимумов» и «максимумов» в истории//Новые идеи в философии. Пермь, 1998, вып. 7), подобная закономерность ранее была открыта применительно к мировому процессу в целом (см. Орлов В. В. Материя, развитие, человек. Пермь, 1974). Отмеченная закономерность предполагает следующее: 1) первоначальный переход к новой формации (высшему) осуществляет не общество в целом, а отдельное общество, прочие социумы остаются в рамках старой формации (низшего), то есть происходит сохранение этапов развития; 2) старые формационные ступени не просто сохраняются, изменяются сообразно с новой. Например, фео- 197 |
© (составление) libelli.ru 2003-2020 |