|
Мы исходим из того. что принцип - это устойчивое знание, утвердившееся на данном этапе в качестве научной истины и выступающее как основание познавательной деятельности. Метод же — это система взаимосвязанных и взаимозависимых принципов, предписывающих строго определенный порядок осуществления действий, направленных на познание и преобразование объекта. Кратко различие между методом и принципом можно сформулировать так: принцип — это долженствование и отвечает на вопрос «как?». Метод — это принцип в действии. Суть соотношения принципа (как знания) и метода (как предписания) такова, что знание-принцип оборачивается и становится методом. Прежде всего, мы считаем, что историзм, униформизм и актуализм являются принципами. То. что историзм является принципом, общепризнанно Суть его заключается в требовании выявления и изучения всех этапов, которые предмет проходит в своем развитии. Применительно к геологическим объектам и процессам это требование сводится к необходимости реконструкции прошлых состояний. Униформизм также является принципом, и он основывается на признании устойчивости, покоя, единообразия в ходе развития. Существование единообразия как в пространственном, так и во временном отношении не вызывает сомнения и является основой для общих умозаключении. Отражением такого единообразия и является принцип униформизма, впервые четко сформулированный Ч. Лайелем (1830-1833). Во время Литологической дискуссии в СССР (1949-1952) этот принцип встретил резко негативную оценку как метафизический. Однако ничего метафизического в этом принципе нет. Признание единообразия будет метафизичным только при его абсолютизации, противопоставлении и отрыве от других сторон развития. Принципом является и актуализм, что вытекает из формулы актуализма: «Настоящее — ключ к познанию прошлого». Теперь возникает вопрос: как же соотносятся все эти принципы? Ключом к решению вопроса об их соотношении является положение о том, что отдельные нормы и положения принципа, хотя они и взаимосвязаны, обладают относительной автономностью и в некоторых случаях, в зависимости от целей исследования, могут функционировать как самостоятельные компоненты, т. е. принципы. Очень важно также иметь в виду, что в основе принципа историзма лежит идея развития, представляющего собой единство качественной изменчивости и устои- 154 чивости. Принцип историзма акцентировал внимание только на изменчивости, а устойчивость, проявляющаяся в единообразии, стала основой принципа униформизма. Актуализм же говорит о возможности переноса данных о настоящем по аналогии на прошлое. Основанием же для такого переноса является наличие единообразия и устойчивости природных (геологических) процессов. Отсюда вытекает, что униформизм и актуализм являются аспектами более общего принципа историзма. Являются ли историзм, униформизм и актуализм не только принципами, но и методами? Поскольку метод — это принцип в действии и поскольку знание — принцип, оборачиваясь, становится методом, то отсюда мы делаем вывод, что историзм, униформизм и актуализм одновременно являются и методами. Но при этом важно иметь в виду, что чем менее общим является принцип, тем он ближе к методу и наоборот, чем более общим является принцип, тем более он отдаляется от метода. Поэтому принципы реализуются в ряде методов, многие методы своим основанием могут иметь один и тот же принцип. Например, принцип историзма выступает как основание всех известных сравнительных методов, таких как сравнительно-исторический, сравнительно-литологический, сравнительно-геохимический и др. Р. А. Чиженкова Диалектические концепции и интеграция информации в мозге Классическая логико-гносеологическая модель диалектики разработана на основе трудов Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. Со временем диалектический подход стал использоваться в различных естественнонаучных направлениях даже вне зависимости от устремлений самих исследователей, приводя к становлению стихийно-диалектических концепций развития. В настоящее время существует целый ряд современных моделей диалектики (от рационалистической до антропологической). Они базируются на трех общепринятых законах, внося, разумеется, специфические оттенки в трактовку последних: закон диалектической противоречивости (единства и борьбы противоположностей), закон перехода количества в качество, закон диалектического синтеза (отри- 155 цания отрицания). Первый из них отражает источник развития, второй имеет отношение к механизму возникновения новых качеств и предполагает наличие «скачка» как перехода от одного качества к другому, третий описывает характеристики наступающих изменений путем синтеза предыдущих стадий в виде воспроизведения на новом уровне черт исходных моментов. До недавнего времени изучение мозга проводилось с позиций господства относительно стабильных состояний, в том числе и реактивности. Однако рассмотрение интеграции информации в структурах мозга настойчиво требует не столько стихийного, сколько осознанного диалектического подхода. В физиологии интеграция представляет «функциональное объединение частных физиологических механизмов в сложную координированную деятельность целостного организма». Интегративная функция мозга слагается из событий, происходящих на синаптическом уровне, на клеточном и на уровне объединения нейронов. Распространена точка зрения, что в основе пластических явлений в нервной системе лежат сдвиги синаптической эффективности. Приход импульса к синапсу организует в нем определенные следовые процессы. Относительно плавное их накопление в результате повторных поступлений импульсов приводит к формированию нового состояния синапса (нового качества). В первом случае их можно рассматривать как отражение деятельности синапса - преходящие изменения, обусловленные наличной реактивностью; во втором — они представляют фиксированные перестройки синаптической передачи, выявляемые в виде пластических свойств нервной системы. Плавность и постепенность синаптических изменений сочетаются с наличием резко различающихся дискретных состояний. Импульс, дошедший до постсинаптической клетки, не обязательно реализуется в ее разряд. Решающими являются конкретная мозаика действующих синапсов и исходное состояние нейрона. Но каждый импульс непременно учитывается в интегративных процессах. Перестройки, происходящие в нейроне, заключаются в переходе клетки на другой уровень функционального состояния либо ограничиваются изменением реактивности по отношению к ряду синапсов. Проинтегрированная внешняя информация (приходящие импульсы) и внутренняя (состояние клетки) в виде спайков направляется от данного нейрона к другим клеткам. Вероятность пластических явлений и уровень интеграции в нейронных объединениях значительно выше, 156 чем у одиночного нейрона. Новая кора представляет дискретное образование в горизонтальном и вертикальном планах. Она слагается из множества отдельных вертикально ориентированных модулей — «интегративных единиц». Добавление к фило- и онтогенетически старым слоям коры более молодых не снимает необходимости функций первых, а неся в себе новое качество, приводит к организации функций на новом уровне. В головном мозге на всех уровнях прослеживается два типа интеграции — связанная с адекватным отражением ситуации и имеющая отношение к учету прошлого опыта. Взаимоотношение указанных типов интеграции описывается основными законами диалектики. Общим итогом двух типов интеграции является совершенно новое качество — вероятностное предсказание будущего. А. Н. Самарин Необходимым условием диалога является «бытие с другими», реальное или воображаемое пребывание в группе, как минимум, в диаде «Я» и «Ты» (М. Хайдеггер, М. Бубер и др.). с другой стороны сама диалогическая коммуникация (или шире — полилог) может рассматриваться сущностной бытийной структурой. Субъект-субъектный анализ последней несомненно определяет специфику современной гуманитарной парадигмы, в которой человеческая общность трактуется как многомерное и интерсубъективное по своей природе образование 1. Вне подобной диалогической парадигмы (диалогика, по В. Библеру) вообще невозможно понять коллективные психологические проявления — такие, например, как совместное рождение образа «Мы». В отечественной науке идеи диалогического подхода были впервые обоснованы с позиций неохристианства С. Л. Франком 2. Позднее важнейшие общегуманитарные аспекты данной концепции сформулированы М. М. Бахтиным и ______________________________ 1 См.: Ковалев Г. А. Три парадигмы в психологии//Вопросы психологии. 1987. №3, с. 41-49. 2 См.: Франк С. Л. Реальность и человек. М.. 1997, с. 272-278. 157 как науки о неживой природе. Исследования концепции рассматриваемой теории способствует конкретизации и углублению содержания традиционных философских принципов, категорий и законов, отражающих развитие. Это такие категории как самодвижение, взаимодействие, противоречие. внутренняя, внешняя детерминация, возможность и действительность. случайность и закономерность и т. д. В. Ф. Гершанский, И. А. Ланцев От эволюционно-синергетической парадигмы к энергоинформационной Диалектика закономерного формирования представлений науки ведет к изменению знаний о современной объективной реальности. Этот процесс обусловлен всем ходом развития естествознания, которое находится в преддверии новых открытий как в живой, так и в неживой природе. Об этом свидетельствует множество фактов, не укладывающихся в рамки современных теорий и концепций. Объем этих необъяснимых современной наукой фактов стремительно расширяется как в традиционных областях естествознания, так и в области так называемых «аномальных» явлений. Эволюционно-синергетическая парадигма уже не в состоянии объяснить эти факты, так как не раскрыт механизм функционирования самоорганизации. Назрела необходимость в создании новой парадигмы — энергоинформационной, в которой Вселенная в целом — некая сверхсистема, способная к самоорганизации и самоуправлению на всех уровнях и этапах существования. Сущность эволюции Вселенной заключается в реализации Единого космологического кода, изначально заданного, существующего вне времени. Вечного и содержащегося в физическом вакууме. Механизм самоорганизации определяет структурированный физический вакуум, управляющий в едином информационном поле физическими процессами в объективной реальности на фазовом переходе от виртуального мира динамического хаоса к организованной материи в виде вещества или излучения. Вся материя подчиняется некоему закону управления, реакцию на который можно рассматривать как «сознание», уровень которого зависит от структурного уровня материи. 164 Л. В. Юркина К вопросу о диалектике соотношения поведенческих норм и культурных общественных ценностей Социальные изменения в современном обществе привели к изменению отношения к вопросам воспитания и правил поведения. И в связи с этим в число гуманитарных дисциплин в вузовских курсах были включены такие как: «История этикета», «Международный этикет» и другие. посвященные изучению правил поведения в обществе. Учебные курсы данной направленности ставят своей задачей ознакомление с нормами поведения, апробированными в цивилизованных слоях общества. В процессе преподавания и изучения этих курсов возникает ряд теоретических проблем философского и социально-психологического характера, в частности, вопрос о связи этикета с теорией культуры в целом. Суть данной проблемы мне видится в том, что связаны ли вопросы правил поведения с философией культуры и. если связаны, то в чем диалектика этой связи. Очевидно, что грамотный и вдумчивый подход к изучению этикета состоит не только в перечислении, запоминании и возможно использовании поведенческих норм, характерных для определенных слоев общества на определенном этапе его развития, а также в том, чтобы вскрыть и осознать социальный и прежде всего нравственный базис этих норм. их культурную обоснованность. Важно понимать, что принципы этикета отражают в поведенческих стереотипах специфику культурного сознания различных слоев общества. и, в конечном счете, культуру общества в целом. Так, в частности, в среде российского дворянства, по крайней мере в истинно воспитанной ее части, одним из основных принципов этикета считался аристократизм, понимаемый как синоним простоты и естественности в поведении и общении. Так же, как не принято было излишне украшать себя драгоценностями, считалась неприличной и любая нескромность в поведении и общении. Понятно, что само соблюдение норм этикета не являлось безразличным отражением культуры в России, а и само, в свою очередь, влияло на культуру. Недаром, одним из основных требований к воспитанно- 165 му человеку было требование к сдержанности во внешнем проявлении эмоций. Толстой сравнивал влияние этикета на личность человека с хорошим лаком, который скрывает отдельные дефекты. И эта возможность скрыть отдельные нюансы и особенности человека, в конечном счете, в общении, давала истинный простор и для самовыражения и для уважения личности партнера по общению. Многие особенности русской культуры, связанные с деятельностью лучших ее представителей, глубинными психологическими нитями связывают поведение людей и их реальный вклад в культуру. Осознание диалектической связи между культурой и правилами поведения, безусловно, очень важно, так как именно здесь открывается путь к формированию нормальных отношений между людьми. То есть таких отношений, которые основаны на духовной культуре и в свою очередь могут позитивно влиять на нее. Наверное, сейчас ни у кого уже не вызывает сомнения, что вопросы поведения и общения касаются людей всех возрастов и социальных слоев, но особенно они важны для представителей научной среды, взаимоотношения в которой имеют или, по крайней мере, должны иметь свою специфику. А специфика научной деятельности и состоит в приобщении к духовной культуре в ее наиболее развитых формах. Недостаток же духовной, в частности, гуманитарной культуры обязательно скажется на формах поведения и, в конечном счете, на уровне общей культуры. Важно помнить, что цивилизованные нормы поведения будут устанавливаться в обществе более результативно, если станут предметом изучения, исследования диалектики их связи с культурными ценностями, осмысления направлений их влияния на социальные характеристики общества. А. В. Петров Картина мира и мировоззрение человека в «информационном» обществе Подчеркивая ряд особенностей современного общества, принято говорить о нем. как об обществе информационном. С целью исследовать картину мира (КМ) и мировоззрение (М), репрезентирующих в какой-то 166 мере современного человека, возьмем несколько возможных сегодня представлений, касающихся этих теоретических объектов. 1. Суть происходящих изменений состоит в переходе от «материального» к информационному обществ) - обществу, основанному на производстве, распространении и потреблении информации. Это — новая качественная ступень развития человечества. На наших глазах материальная составляющая в структуре жизненных благ уступает первенство информационной. Во главу угла выдвигается не технологическая и не экономическая, а духовно-творческая информация. 2. Предметом науки информация является не одно десятилетие, но последние годы стали отмечены пиком внимания к информационным процессам, средствам их фиксации. «Информация» развивалась как понятие в кибернетике, далее в теории систем, теперь в синергетике. В настоящий момент наука содержит ряд направлений, активно использующих информационные модели. Т. о. можно выделить специальную — информационную картину мира (ИКМ). 3. С проникновением информационных технологий в жизнь человека возникла новая реальность — виртуальная. Пространства, создаваемый с помощью компьютера, выходят за рамки привычно воспринимаемого мира. Мир компьютерных технологий становится самодостаточным для человека. Мировоззрение людей, увлеченных информационными технологиями, коренным образом отличается от мировоззрения обычных людей. Проведем анализ этих правдоподобных мнений. Понятно, что они — отношения к одному плану явлений современного общества, т. н. «информатизации» общества. Но в этих мнениях проскальзывают отличные представления о мире, мировоззрении. Они дополняют друг друга, что облегчает понимание наших объектов исследования. Позиции с которых эти мнения высказываются, имеют особенности, например, профессиональные, а значит противоположны; но сосуществуют в общей культуре и, следовательно, совпадают в общих основаниях. Освещая современное общество с особенных позиций, тот, кто высказывает мнение, становится выразителем частных предметных представлений объектов. 1а. В первом случае выявляется позиция исследователя социально-экономических процессов, в ряде статей из такой позиции современная экономика определяется как информационная. Как я понимаю, основания, которыми пользуются в данном случае, есть: 1) схема: развитие 167 современного общества определяется в основном развитием экономик»: 2) схема: развертывание экономики происходит с изменением типа производства: 3) схема: изменение структуры жизненных благ — «материальная составляющая уступает первенство информационной»; 4) схема: «духовно-творческая информация» становится значимее технологической и экономической. Исследование М н КМ может строиться на основании схем (1-3), но мы получим только «экономический», социоразмерный срез мировоззрения. Этот подход применим при определенных допущениях и для ряда задач. Так. экономико-технологический тип рациональности — распространенный сегодня в западной культуре, но он не единственный. Использование же последней схемы в общем контексте, по-видимому, проводится либо для отражения расширения сфер влияния компьютерных технологий в областях образования, науки, либо здесь есть основание, вводимое в отрыве от первых схем, — «преимущество духовного перед материальным». 2а. Второе мнение высказывается с позиций историка науки. Основания данной позиции: 1) схема: информация как объект науки развертывается с развитием научных систем; 2) схема: в науке выделяется специальная область, критерий — здесь «активно используют информационные модели»; 3) схема: существуют специальные научные области, выделяются специальные картины мира, соответствующие этим областям. Я согласен, что можно сконструировать такую ИКМ, но «информационные методы» имеют междисциплинарный характер, следовательно, строить такую специальную КМ (по аналогии с физической KM) — значит не учитывать тенденций развития современной науки в схемах такого содержания. За. Третье мнение несколько обособлено от первых, оно более эмоционально. Здесь человек менее отстранен от объекта. Это, возможно. — позиция профессионала в области информационных технологий. Основания, выделяемые мной: 1) схема: человек с помощью компьютерных технологий получил возможность оформлять виртуальность; 2) схема: реальности окружающего мира и мира виртуального отличны; 3) схема: человек может и хочет существовать в виртуальном мире; 4) схема: люди, увлеченные компьютерными технологиями, — необычные люди: 5) схема: «увлечение» новыми технологиями приводит к формированию особого мировоззрения. 168 Все люди. будучи приобщенными к компьютерным технологиям в той или иной мере, осваивают эти новые элементы культуры, преобразит свое мировоззрение. Если же человек «увлечен» виртуальным миром. то возможно на первый план для него и выходит «новая реальность». но виртуальный мир создается человеческим сообществом. включенным в окружающий мир. Рассмотренные реплики дают представление о тех задачах, которые решались в занятых позициях. В первом случае задача исследования — определение модели, адекватной современному состоянию общества, с целью дальнейшего прогнозирования. Во втором случае — создание инструментов, теоретических конструкций для определения общей картины науки с специальной области. В третьем — саморефлексия с целью понимания особенности людей «информационной» культуры, к которым, по-видимому, данный исследователь себя относит. Особенность взятых мнений в положении М в процессе теоретизирования. Первое мнение высказывается «на плечах» какого-то мировоззрения. собственное М явно не заявляется. Во втором случае КМ представлена конструкцией. В этом случае исследователь отстраняется от М и КМ. делая их объектами изучения. В третьем случае исследователь стремится качественно определить свое М, создает М. делает его предметом исследования. Полагаю, что предъявленные позиции во всех своих отличиях можно использовать для оформления различных понимании ИКМ. Е. В. Станис, Б. И. Машковцев Некоторые диалектические аспекты экологии Любая экосистема подчиняется законам диалектики. Если рассматривать различные аспекты структуры и функционирования экосистем. то всегда можно выделить их диалектическую сущность. При этом наряду с чисто теоретической вырисовывается практическая ценность Диалектического анализа, что особенно важно, т. к.. эксплуатируя природные богатства, общество не учитывает именно диалектическую сторону экологических законов, обусловливающих процессы развития и деградации как природных экосистем, так и самого человека. 169 В создании структуры живой компоненты любой экосистемы участвуют различные биоценозы, устойчивые н взаимосвязанные сообщества организмов, роль каждого из которых во многом разнообразна и противоречива. Биоценозы могут находиться в состояниях конкуренции, эксплуатации, паразитизма и хищничества (отрицательные виды взаимодействия), что обеспечивает устойчивое состояние всей экосистемы, несмотря на кажущееся угнетенное положение одного (или нескольких) из них по отношению друг к другу. С другой стороны, отрицательные взаимодействия являются пружиной эволюции не только отдельных видов, но и экосистем в целом. В этом проявляется двойственная, как минимум. сущность взаимоотношений биологических сообществ, чья жизнедеятельность основана на благополучии угнетаемых. При этом в конечном счете экосистема стремится к стабильности. При синхронной эволюции степень отрицательных влияний уменьшается. Но именно стабильность экосистемы является условием уменьшения отрицательного влияния. В стабильной экосистеме начинают превалировать положительные взаимодействия, которые приходят на смену отрицательным. Т. е. можно сказать, что отрицательные взаимодействия в процессе эволюции переходят в свою противоположность. В то же время положительные взаимодействия в биоценозах, такие как симбиоз, приводят к тому, что различные виды организмов образуют как бы надорганизм, который не может быть расчленен на составляющие: в этом процессе реализуется диалектический принцип дополнительности с переходом в новое качество. Рассматривая эволюцию экосистем, необходимо отметить, что эволюционный процесс, в том числе и биотической составляющей, не может пониматься как движение от простого к сложному, т. е. от простых организмов к высокоорганизованным и, в конечном счете, к человеку. Прежде всего сложность — понятие достаточно условное для любой формы существования материи и, тем более, для биоты. Эволюция экосистем возможна лишь при параллельной эволюции всех ее компонентов которые состоят из многообразия разноуровневых организмов. При этом причинно-следственные связи в эволюционном процессе не могут быть жестко детерминированы. Таким образом, даже краткий анализ приводит к выводу о том, что непонимание и неучет диалектических основ существования экосистем ведет к их деградации, разрушению, подрывает фундамент эволюции глобальной экосистемы планеты биосферы. 170 С. В. Алешня, Э. А. Недзвецкая Диалектика диалога как вида педагогического общения В мире педагогического общения происходит взаимодействие не столько субъекта с объектом, сколько взаимодействие субъекта с субъектом и реализуется субъект-субъектное отношение. В процессе педагогического общения могут быть реальные, а также иллюзорные субъекты, то есть такие, на которые переносятся свойства реального субъекта. Наконец. мир общения включает и общение между воображаемыми субъектами. Коренным свойством субъекта является его активность, которая проявляется в его взаимодействии как с объектом, так и с другим субъектом. При чем эта активность — не ситуативная реакция на воздействие внешнего мира, а свойство, внутренне присущее субъекту. Активность человека носит осознанный и целенаправленный характер, она проявляется свободно, а не только под воздействием объективных обстоятельств. Субъект, реализуя свою осознанную активность, направленную на тот или иной объект, проявляет ценностно-избирательное отношение к миру, обществу и самому себе и тем самым отличается от объекта, по отношению к которому осуществляется деятельность. Объект может быть одним и тем же, а субъект в зависимости от цели, мотивов, характера воздействия на объект выступает каждый раз как уникальный и неповторимый. Субъект-субъектное отношение — это многоплановый процесс установления и развития человеческих отношений, контактов, обусловленный потребностями совместной деятельности. Отсюда, общение -это процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями. умениями и навыками, а также результатами деятельности: является одним из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности. 171 Особый вклад в формирование общественных отношении, научного и творческого потенциала общества вносят преподаватели высших учебных заведении. Участвуя в формировании мировоззрения и научных знаний у студентов, будущих специалистов высшей квалификации. преподаватели с помощью своих педагогических методов, способов и приемов организуют и управляют познавательной деятельностью студентов. И, таким образом, каждый преподаватель высшего учебного заведения осуществляет свое уникальное, неповторимое педагогическое общение и. тем самым, выполняет социальный заказ общества по формированию специалистов высокой квалификации. Педагогическое общение — это целенаправленно-организованная деятельность педагога, направленная на формирование конкретных знаний, умений, навыков у обучающихся в процессе их обучения. Положительные результаты, как показывает практика вузовского обучения, получают те преподаватели, которые работают в диалоге со студентами. Диалоговая форма педагогического общения обязывает преподавателей быть более терпимыми к разным образовательным уровням обучающихся и к различным точкам зрения в познавательном процессе студентов. Особенности диалога как формы общения использовались с давних времен в процессе бесед наставников с учениками (например, у Конфуция, Сократа и др.). В ходе подобных бесед Учитель излагает ту или иную сокровенную истину, а ученик внимает ему, выражает свое согласие или сомнение. Хотя знаменитые платоновские и сократовские диалоги по форме были диалогами, а по содержанию во многом являлись монологами, в которых автор высказывал некоторые истины, а слушатели выступали не равными партнерами, а учениками, пассивными субъектами ученой мудрости. Истинный же диалог не только по форме, но и по своему сущностному содержанию предполагает столкновение, сопоставление и сравнение точек зрения, их равноправное осуществление и самостоятельную ценность. Диалоговая форма обучения предполагает то, что каждый обучающийся самостоятелен, активен, обладает личностным своеобразием. А диалоговая форма педагогического общения помогает студентам более осознанно ориентироваться в зависимости от важности знаний, получаемых в процессе педагогической деятельности. Доброжелательность и терпимость преподавателя, как исходные условия диалога со студентами, помогают последним воспринимать со- 172 держательность и концептуальность мыслей педагога и оценить его умения создавать благоприятный эмоциональный и доверительный климат обучения, и это способствует восприятию студентами любой информации педагога с максимальной полнотой и точностью Педагог, в свою очередь, заинтересован в снятии искажений информации. настроен на необходимые разъяснения и уточнения. Иными словами, ему не безразлично, как его поймут. Такое педагогическое общение также дает позитивные результаты: студенты учатся у педагога понимать позиции участников педагогического диалога, признавать их равенство, а также индивидуальную уникальность каждого партнера диалогового общения. Таким образом, диалоговая форма общения преподавателей и студентов в вузовском обучении могла бы стать институтом общественных отношений, доминирующим в обществе; нормой, обычаем и традицией в поведении людей, в повседневной общественной жизни. О. А. Гунько История рационального знания включает в себя периоды, когда философов того или иного времени начинали особенно интересовать вопросы связи разумного и нравственного начал, их соотношения друг с другом. В истории познания были и концепции, где разум и нравственность противопоставлялись друг другу. Современный рационализм не сводится к тем своим формам, в которых абсолютизируется знание, и не всегда ставит своей целью резкое обособление знания. Тенденция видения связи нравственности и знания явно присутствует также в современной философии науки. Надо сказать, что, начиная с древнегреческой философии, когда возникали проблемы теории истины, философского истолкования знания, уже вставали гносеологические вопросы, касающиеся не только путей достижения истины, но и ее нравственных аспектов, то есть ее предназначения и необходимости. Тенденция выявления диалектических связей истины и нравственности содержится в учениях Сократа, Платона. Аристотеля. Можно сказать, что Сократ наиболее глобально 173 поставил вопрос о нравственном смысле истины, поскольку для него философия является учением о том, как следует жить. Даже в Новое время — период абсолютизации рационального знания — развивались философские идеи относительно нравственных аспектов научного познания мира. Развитие западного рационализма не могло не включать в себя проблемы человека, его роли в познавательном процессе. Однако классический рационализм жестко сводил активность субъекта к его гносеологически-рациональной активности, но нравственные аспекты поиска истины продолжали быть в поле зрения философов. Так в своей работе «О назначении ученого» Фихте писал о последней цели отдельного человека и целого общества, которая заключается в нравственном облагораживании индивида. Он писал, что утверждение этой последней цели является обязанностью ученого, творящего в обществе. так как «мы учим не только словами, гораздо убедительнее мы учим... нашим примером...». Фихте «ставил» человека науки на более высокий уровень, нежели было принято в его время. Если ученый понимает. что смыслом всей науки является нечто главное и ищет этот смысл, то он может представлять собою, по Фихте, «высшую ступень возможного в данную эпоху нравственного развития». Двадцатый век принес с собою новые подходы к этой проблеме. Начиная с девятнадцатого столетия, идеи органической связи разума и нравственности в познании начали занимать все большее место в русской философской культуре. Вопросы целей познания и способов достижения знания в русской философской мысли выступали в неразрывной связи. Вставшая проблема научного познания: «для чего?» и «каким образом?» — рассматривалась в свете единства разумного и нравственного начал. Например, во многих работах известного русского философа С. Л. Франка духовность выступает определяющим началом в жизни. а ее утрата воспринимается им как утрата сущности бытия человека. Франк писал, что человечество ищет подлинный путь в жизни, который стал бы «выражением истинной, глубочайшей силы жизни». В поисках этого пути философ пришел к твердому убеждению в том, что истина должна духовно озарять, а человеческая жизнь без такого идеала неизменно ведет к утрате своей настоящей цели, становится зыбкой. У И. А. Ильина способ познания мира, природы, общества и самого себя — это «духовное созерцание». Оно означает у него одухотворенное познание, направляемое силой единства разума и нравственности. 174 «Духовное созерцание» позволяет человеку видеть путь добра, на который он встает и осознавать глубинный смысл продвижения по этому пути. «Духовное созерцание» - это нравственное созерцание, нравственный жизненный ориентир, придающий моральный облик знанию и поступкам. Способность духовно созерцать мир позволит, по Ильину, обрести смысл жизни и потому является критерием подлинности в любом виде творчества, включая науку. На рубеже двадцатого столетия проблема нравственного рационализма обретает все большую актуальность. Н. Н. Моисеев в своей работе «Современный рационализм» пишет, что согласно нравственному рационализму человек воспринимается не просто созерцателем или творцом вселенной, как во времена Фихте и Гегеля, а сам является частью системы мира. Он развивается в месте с системой, оставаясь всегда ее составляющей, воздействуя на нее весьма ограниченно и имея такие же ограниченные рациональные возможности. Вместе с тем нравственные аспекты познания приобретают все большее значение. В. Д. Эрекаев Диалектика и фундаментальные законы физики Законы диалектики имеют всеобщий характер. Поэтому им подчиняется физическая реальность, и поэтому они лежат в основаниях современной физики. Здесь мы рассмотрим только некоторые из аспектов законов диалектики в приложении к фундаментальным законам современной физики. А именно, обратимся к диалектическому представлению о спиралеобразной эволюции развития и закону отрицания отрицания. На сегодняшний день физическая наука знает, по крайней мере, уже несколько типов механики: это классическая механика Галилея-Ньютона, механика специальной теории относительности, квантовая механика. Отметим, что все они относятся к разряду фундаментальных физических теорий. Кроме того, и электродинамику, даже формально рассматриваемую как динамику электромагнитных сил, в которую на самом деле входят все три основные разделы механики (кинематика, динамика и статика) можно рассматривать как особую механику электричества, правда с сущест- 175 венным отличием: в ней вводится принципиально новое физическое образование — электромагнитное поле Общую теорию относительности также можно рассматривать как особую механику, однако, в соответствии с перспективной, на наш взгляд, интерпретацией ее следует считать образцом бессиловой механики, поскольку движение происходит бессиловым образом по геодезическим линиям искривленного пространства-времени. Таким образом, можно предположить, что все фундаментальные науки являются, по существу, определенного типа механиками. Легко видеть, что в своем историческом (эволюционном) появлении каждая следующая механика диалектически отрицала предыдущую, уже существующую. В соответствии с диалектикой отрицания отрицания на этом процесс отрицания не заканчивается, и на следующем этапе эволюции физической науки должна появляться новая механика, которая будет отрицать уже существующую. При этом существенно важно, что происходит не абсолютное отрицание предыдущей механика, а предыдущая учитывается в последующей в снятой форме. Другими словами, новый тип механики связан с предыдущим посредством принципа соответствия. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что развитие фундаментальной физики есть последовательное развитие различного типа механик в соответствии с изучением новых уровней физической реальности. Хотя при этом возможны, как в случае электродинамики и ОТО, отклонения от явной (ньютоновой) формы механики. Это развитие или эволюцию фундаментальной физики можно рассматривать как одну из конкретных форм диалектической спирали развития, когда, во-первых, происходит постоянная смена одних теорий другими, во-вторых, эта смена порождает новую физическую теорию на новом, более высоком эволюционном уровне, в-третьих, данный тип теории (механика) охватывает все более широкую и содержательно более «глубокую» область физических явлений (расширяющаяся спираль). 176 Э. Л. Басин, В. Л. Скиданова Проблема множественности интерпретаций в процессе научного описания В рамках логико-методологической проблематики довольно сложной, требующей внимания является проблема множественности интерпретаций одного и того же источника в процессе научного описания. Эта проблема прямо связана не только с проблемой объективности научного описания, но и касается развития самой техники описания, ее дифференциации, усложнения, Достаточно сослаться на дискуссии, касающиеся оценки «допущения о том. что значения терминов наблюдения инвариантны относительно процесса объяснения» и, в частности, на довольно сильный тезис П. Фейерабенда о том, что «появление новой теории изменяет взгляд как на наблюдаемые, так и ненаблюдаемые свойства мира и вносит соответствующие изменения даже в значения наиболее «фундаментальных» терминов используемого языка»1. Сам факт относительности языков описания должен быть исследован гораздо более детально и глубоко. Особенно важно при этом обратить внимание на объективные основания этой относительности, коренящиеся как в многокачественности изучаемых объектов, противоречивости их развития. так и в закономерностях самого процесса социального познания. Эти вопросы пока не нашли достаточного освещения в нашей методологической литературе. Опираясь на категории семиотики и теории систем, можно выделить различные аспекты многозначности интерпретаций. 1. Прежде всего, множественность интерпретаций одного и того же материала может быть связана с наличием разных языков описания (разных кодов). Это обстоятельство, как правило, зависит от направленности исследования на решение разных познавательных и практических задач: это само по себе не означает субъективизма. Многозначность такого рода преодолевается эксплицитным соотнесением языка описания с целями, задачами, стоящими перед исследователем в каждом конкретном случае. Разные интерпретации при этом могут не исключать, а предполагать друг друга, если задачи, цели соот- _________________________________ 1 Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.. 1986. с. 30 177 из них: после 17 августа 1998 г. реальные доходы населения упали минимум на четверть 1, потеряли в основном те, кто получал фиксированные доходы в рублях, имел вклады в частных банках — средний класс, пенсионеры: по данным Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, доходы более 50% россиян лежат ниже рассчитанного учеными прожиточного минимума (в 4-й зоне прожиточный минимум в марте 1999 г. исчислялся 1140 руб. 77 коп.)2; численность безработных к концу апреля 1999 г. равнялась 10 млн. 423 тыс. человек, или 14,2% всего экономически активного населения страны3. В этот ряд надо добавить и такое: примерно 200-300 российских семей сосредоточили в своих руках 60% всей национальной собственности. Следовательно, экономическая власть в стране находится в руках очень узкого слоя людей. Это уже не «верхние десять тысяч», а «верхняя тысяча»4. Кроме того, сегодня в значительной степени политическую и экономическую жизнь нашего общества пронизывает коррупция. В недавнем международном Индексе коррупции, опубликованном одной зарубежной организацией, Россия возглавляет список самых коррумпированных стран мира, опережая Колумбию, Индонезию и Нигерию. Все перечисленное дает основание утверждать, что в России возобладало кланово-олигархическое устройство. Отличительными признаками подобного типа взаимоотношения собственности и власти являются беззаконие, чиновничий произвол, паразитический капитал, социальная поляризация общества. Универсальным же способом достижения целей господствующих кланов становятся сила и насилие. Следствием происходящих негативных общественных процессов в нашей стране является полное отсутствие доверия к власти, к политикам, их крайне низкая репутация у значительной части населения. Конечно, этому имеются свои объяснения. Россия практически никогда не знала институтов демократии и свободы. В ней интересы личности чаще всего игнорировались, а к закону и праву проявлялся нигилизм. Видимо, пока российские граждане не освоят эти институты, пока ________________________________ 1 См.: Ясин Е. Снова август//Московские новости. 1999, 31. 2 См.: Досье «МН»//Московские новости. 1999, № 27. 3 См.: Известия. 199, 22 мая. 4 См.: Стуруа М. Евгений Примаков: реформатство должно вести к укреплению государства//Известия, 1998, 20 ноября. 180 они не "вольются» в их кровь, до тех пор будет проблематично говорить об укоренении демократического режима. Но и сегодня необходимо видеть множество тенденций общественного развития в России, односторонность суждений всегда мешает рассмотреть правдивую картину действительности. Своеобразным барометром продвинутости российского общества по пути становления демократического режима будут ближайшие парламентские и президентские выборы. Многие аналитики отмечают, что люди воспринимают предстоящие выборы как смену политических элит, как ответственный рубеж в развитии российского государства. Если во время предыдущих избирательных кампаний наблюдалось протестное голосование, то теперь. по всей вероятности, избиратели будут более тщательно взвешивать последствия своего выбора. Итак, Россия вступила в качественно новый этап своего развития. который непосредственно связан с утверждением демократического режима. Т. Е. Васильева Диалектика как психофизическая проблема 1. Традиционное понимание диалектики в ее западноевропейском варианте идет от античных времен. Также нетрадиционен и историко-философский экскурс, направленный на выявление всевозможных толкований диалектики как метода, например, гераклитовского выявления противоположностей или — гораздо позже — гегелевского единства и борьбы противоположностей. Традиционность понимания здесь подразумевает последовательную систематизированность изложения и интерпретации теми или иными философами, передающими как эстафетную палочку некий рассудочный взгляд на бытие и его развитие (что есть бытие и каков принцип его развития). Точно такой же последовательной систематизированностью отличался и традиционный гносеологический ракурс рассмотрения диалектики. 2. Вместе с тем менее заметны более яркие в истории культуры вообще и в философии в частности примеры так называемого нетрадиционного подхода к диалектике, т. е. не как характеристике бытия и позна-ния, а как к способу человеческого «жития». Последнее не стоит путать 181 с диалектикой в антропологии, хотя точки соприкосновения, безусловно, присутствуют. Начало такой «нетрадиционности» можно обозначить сократовской точкой отсчета. Диалектика — майевтика — «повивальная бабка» рождения нового человека к новой жизни, к познанию «всеобщего» как основы новой морали. Философское делание Сократа было нетрадиционно в прямом и переносном смысле слова. Его философский профессионализм не был выражен в его письменном языке и даже не в блистательном его устном диалогическом слове, но в его психофизическом образе. На это не раз обращали внимание маститые философы, начиная с Платона и кончая современными постмодернистами. 3. Говоря обыденно, искусство стать хорошим человеком, а значит, гражданином, — это не только и не столько воспитательная задача, как считали традиционные мораль и культура, а постоянная наработка способов самовозрождения в деле постижения истины бытия. Таких способов было не так уж и много, хотя интерес к проблеме психэ проявляли практически все известные мыслители прошлого. Интерес этот оказался достаточным, когда обнаружилась проблема операционального распознавания различных пластов реальности, зафиксированная Декартом как проблема психофизиологического параллелизма. Эта проблема — не только души и тела, но также и вскрытия возможностей реализации бытия в соединении с личностными психическими возможностями. 4. С этого момента психология претендует стать автономной наукой распознавания человеческого бытия, но она до сих пор не освоила методы диалектики. Зачастую она используется как средство манипуляции сознанием, а не в качестве способа раскрытия возможностей реализации «жития». Отсюда возможность возникновения «имитационного» сознания, под которым мы подразумеваем стереотипы мышления, навязываемые через СМИ. Н. Н. Веряскин Эволюция геополитической идентификации России Геополитические процессы, происходящие в России, остро ставят вопрос о ее месте в новом мировом порядке. Эти проблемы занимали умы выдающихся мыслителей нашей страны. В конце прошлого века С. М. Соловьев. В. О. Ключевский. Б. Н. Чичерин. И. Л. Солоневич и др. вне- 182 сли важный вклад в уяснение геостратегического места России. Потребность в крепкой центральной власти, отмечали они. была обусловлена малой заселенностью громадной территории России, а также постоянной угрозой внешних нападений. С. М. Соловьев доказал географическую предопределенность зарождения русской государственности. Благодаря особенностям географического положения Москвы, природно-климатическим условиям данной местности здесь было создано крепкое централизованное государство. Это были решающие факторы, повлиявшие на характер деятельности и форму организации населения. Говоря о причинах отставания России от Западной Европы. Соловьев отмечает более суровые условия жизни русского народа, которому пришлось вести жестокую борьбу за выживание. Все это наложило особый отпечаток на весь уклад его жизни. В работах евразийцев получило свое развитие дальнейшее осмысление геополитического положения России. Создателями евраэийства были Я. С. Трубецкой, А. Н. Савицкий. Г. В. Вернадский. Н. С. Трубецкому принадлежат основные мировоззренческие тезисы евразийства. В его книге «Европа и Человечество», которая является первым собственно евразийским текстом, угадываются все основные принципы грядущей евразийской идеологии. В этой работе проводится следующая мысль: никакого единого пути развития цивилизации не существует, за этим скрывается лишь стремление одной конкретной агрессивной формы цивилизации, а данном случае романо-германской цивилизации, к универсальности, единственности, гегемонизму, абсолютности. Именно эти претензии лежат в основе необходимости деления всего мира на Европу, с одной стороны, и человечество, с другой. По мнению Трубецкого, плох не сам романо-германский мир со своей специфической культурой, неприемлемым в нем является лишь его агрессивное отношение ко всем остальным культурам, его колониализм, склонность к цивилизационному геноциду. П. Н. Савицкого можно с полным основанием назвать геополитиком. В одной из своих статей — «Географические и геополитические основы евразийства» он высказывает идею о том, сто Россия представляет собой особое цивилизационное образование, определяемое через качество «срединности»: «Россия имеет гораздо больше оснований, чем Китай, называться «Срединным Государством». «Срединность» России, для Савицкого, является основой ее исторической идентичности — она и не продолжение Азии и не часть Европы. Россия — самостоятельный 183 |
© (составление) libelli.ru 2003-2020 |