|
и подчиняющимся ее законам развития. Принцип антропокосмизма следует обличать от антропоцентризма, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. 10. Центральной категорией новой, ноокосмологической. картины мира можно считать категорию космического разума. Его существенными признаками являются: информационная природа, эволюционный характер, синергетический тип развития, взаимосвязь его микро-. макро- мега\ ровней, связь с физической субстанцией, этическое измерение. 11. Ответом на вызовы космического разума является толерантность. понимаемая не только как терпимость, но и как борьба с потерей иммунитета к реакциям внешней и внутренней среды человека. Проблема толерантности как ответ на вызовы космического разума существует подобно экологической проблеме, поскольку еще не выработаны нормы космической этики. Для создания такой этики, как и для формирования новой космологической картины мира (из которой в новое время был устранен человек) важное значение имеет «русский космизм» с его принципом антропокосмизма как альтернативы принципа антропоцентризма. Н. В. Суркова Критика как форма диалога в философии Изменения, происходящие в социально-экономической и политической сферах нашего общества, органически включают в себя и критику - критику самой социальной действительности и отображающих ее воззрений. Крушение идеологических оснований отечественной общественной мысли, в том числе и философии, развитие плюрализма способствуют изменению характера и форм критики. В современной общественно-политической и обыденной жизни под критикой понимается обычно выявление недостатков в деятельности человека и ее результатах. Но в науке, и в культуре в целом, понятие критики употребляется в более широком смысле. Критика, во-первых, не сводится к оценке рассматриваемых явлении, но включает анализ самих этих явлений. 146 Во-вторых, даваемая критикой оценка может быть не только негативной, но и позитивной. Критика должна способствовать раскрытию всего богатства содержания рассматриваемых явлений, применительно к науке - научных знаний и способов их получения и развития. Однако в философии понятие критики употребляется преимущественно в узком смысле слова и зачастую сводится к отрицанию. Эта традиция восходит к периоду формирования философии, который начинается с критического отношения к предшествующему мировоззрению. Уже у Гераклита мы находим прямую критику его предшественников: Гесиода. Пифагора. Ксенофана, Гекатея. Все дальнейшее развитие античной философии пронизано и опосредовано взаимной критикой различных ее направлений. Парменид выступает идейным противником ионийской натурфилософии. Он подвергает резкой критике гераклитовскую концепцию совпадения противоположностей. У софистов критический анализ различных воззрений становится основанием философского релятивизма. У Платона критика оппонентов выступает необходимым условием уточнения содержания обсуждаемой проблемы и определения направления ее решения. Аристотель подвергает систематическому критическому анализу воззрения предшествующих авторов по всем рассматриваемым проблемам. Последующее развитие философской мысли в средние века. в эпоху Возрождения, Новое время пронизано взаимной, порой весьма ожесточенной критикой различных ее направлений. При этом собственная концепция мыслителя представляется как абсолютная истина, а иные воззрения как заблуждения. Лишь в немецкой классической философии отношение к критике начинает меняться. Кант делает предметом философской критики не столько прежние философские учения, сколько сами познавательные способности человека, через определенную оценку которых становится возможной критическая оценка различных философских концепций. Но только Гегель сумел взглянуть на своих философских предшественников не просто как на заблуждающихся, а как на необходимые исторические этапы развития философской мысли в целом. Марксизм сохраняет подобное отношение к предшествующей философии. но своих современников, придерживающихся иных взглядов. его основоположники подвергали обычно негативной критике. Однако, хотя до сих пор сохраняется определенное противопоставление марксистской философии иным ее направлениям, в разработке 147
общей методологии науки в последние десятилетия наблюдается значительное сближение различных концепций в русле общематериалистического понимания познания, что и позволяет развивать в философии критику в форме диалога. Но для этого необходимо еще использование критики в широком смысле слова. Такая критика включает, как отмечалось, не только отрицательную, но и положительную оценку объекта критики. Широкое понимание критики позволяет, во-первых, развести такие ее формы как конструктивная и деструктивная, позитивная и негативная. Деструктивная критика ограничивается выявлением недостатков и направлена на разрушение в той или иной мере критикуемого явления. Вторая, наряду с этой функцией, оказывает также на пути и средства преодоления выявленных недостатков, реализацию неиспользованных возможностей. Деструктивная критика, конечно, является вместе с тем и негативной, вскрывающей лишь недостатки рассматриваемого явления. Но конструктивная критика может быть как негативной, так и позитивной, а чаще всею и той и другой. Широкое понимание критики в философии позволяет также учесть, что как негативная, так и позитивная оценка критикуемого явления должна опираться на предварительное содержательное рассмотрение этого явления. Так, выявление несоответствия той или иной теории отображаемой в ней действительности требует глубокого анализа содержания самой теории. Но он необходим и в случае соответствия теории объекту. Такой всесторонний и глубокий конструктивный критический анализ того или иного философского учения и способствует развитию диалога между философами в сократовском смысле слова, реализации его основной функции - осуществления исследования с целью достижения истины, а в современной философии переходу от конфронтации к нахождению точек соприкосновения. Взаимная конструктивная критика, выявляющая как недостатки, так и положительные стороны различных философских концепций, — важнейший фактор развития современной философской культуры мышления. 148 С. И. Гончарук Взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания в социуме как диалектическое отношение не отрицает ни одна философская школа. Различие отношений в трактовке их взаимодействия связано с признанием первичности либо общественного бытия, либо общественного сознания, т. е. зависит от решения основного вопроса философии. Любая неточность в обосновании исходной субстанции, как правило. приводит к заявлениям о ложности материалистической трактовки общественного бытия как первичного в социуме. 1. Исходя из определения первичного в социуме, общественное бытие трактуется как материальная структура, складывающаяся, не проходя через сознание людей. Оно получает статус самодостаточности существования как системы отношений в структуре социума как части природы, но отличной от нее способом ее возникновения, функционирования и развития, Общественное бытие складывается в процессе сознательной деятельности людей в материальном производстве. В то же самое время его материальная природа имеет биологические предпосылки. 2. Материальность общественного бытия определяется тем. что оно складывается, формируется, функционирует и развивается по своим объективным законам, не зависимым от воли и желания людей. Но из этого утверждения не следует, что социальная связь, реализующая материальные структуры жизнедеятельности социума, может быть реализована даже в условиях, если люди сознательно не будут выполнять требования этих законов. При таком условии деятельности происходит саморазрушение общественных систем. Известно, например, что социалистический способ производства в СССР был разрушен в результате так называемых реформ, но капиталистический способ производства в этот же период не сложился. Нарушение требований законов социализма не означало, что вместо них сложится система капиталистических экономических отношений. Капиталистическое общественное бытие под воздействием общественного сознания этого же общества формировалось естественноисторическим путем в довольно длительное время в реэуль- 149 |
© (составление) libelli.ru 2003-2020 |