и подчиняющимся ее законам развития. Принцип антропокосмизма сле­дует обличать от антропоцентризма, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

10. Центральной категорией новой, ноокосмологической. картины мира можно считать категорию космического разума. Его существен­ными признаками являются: информационная природа, эволюционный характер, синергетический тип развития, взаимосвязь его микро-. макро- мега\ ровней, связь с физической субстанцией, этическое измерение.

11. Ответом на вызовы космического разума является толерант­ность. понимаемая не только как терпимость, но и как борьба с потерей иммунитета к реакциям внешней и внутренней среды человека. Пробле­ма толерантности как ответ на вызовы космического разума существует подобно экологической проблеме, поскольку еще не выработаны нормы космической этики. Для создания такой этики, как и для формирования новой космологической картины мира (из которой в новое время был устранен человек) важное значение имеет «русский космизм» с его принципом антропокосмизма как альтернативы принципа антропоцен­тризма.

Н. В. Суркова

Критика как форма диалога в философии

Изменения, происходящие в социально-экономической и полити­ческой сферах нашего общества, органически включают в себя и крити­ку - критику самой социальной действительности и отображающих ее воззрений. Крушение идеологических оснований отечественной обще­ственной мысли, в том числе и философии, развитие плюрализма спо­собствуют изменению характера и форм критики.

В современной общественно-политической и обыденной жизни под критикой понимается обычно выявление недостатков в деятельности человека и ее результатах. Но в науке, и в культуре в целом, понятие критики употребляется в более широком смысле. Критика, во-первых, не сводится к оценке рассматриваемых явлении, но включает анализ самих этих явлений.

146

Во-вторых, даваемая критикой оценка может быть не только нега­тивной, но и позитивной. Критика должна способствовать раскрытию всего богатства содержания рассматриваемых явлений, применительно к науке - научных знаний и способов их получения и развития.

Однако в философии понятие критики употребляется преимущест­венно в узком смысле слова и зачастую сводится к отрицанию. Эта тра­диция восходит к периоду формирования философии, который начина­ется с критического отношения к предшествующему мировоззрению. Уже у Гераклита мы находим прямую критику его предшественников: Гесиода. Пифагора. Ксенофана, Гекатея. Все дальнейшее развитие ан­тичной философии пронизано и опосредовано взаимной критикой раз­личных ее направлений. Парменид выступает идейным противником ионийской натурфилософии. Он подвергает резкой критике гераклитовскую концепцию совпадения противоположностей. У софистов критический анализ различных воззрений становится основанием философского релятивизма. У Платона критика оппонентов выступает необходимым условием уточнения содержания обсуждаемой проблемы и определения направления ее решения. Аристотель подвергает систематическому кри­тическому анализу воззрения предшествующих авторов по всем рас­сматриваемым проблемам.

Последующее развитие философской мысли в средние века. в эпоху Возрождения, Новое время пронизано взаимной, порой весьма ожес­точенной критикой различных ее направлений. При этом собственная концепция мыслителя представляется как абсолютная истина, а иные воззрения как заблуждения. Лишь в немецкой классической философии отношение к критике начинает меняться. Кант делает предметом фило­софской критики не столько прежние философские учения, сколько са­ми познавательные способности человека, через определенную оценку которых становится возможной критическая оценка различных фило­софских концепций. Но только Гегель сумел взглянуть на своих фило­софских предшественников не просто как на заблуждающихся, а как на необходимые исторические этапы развития философской мысли в це­лом.

Марксизм сохраняет подобное отношение к предшествующей фи­лософии. но своих современников, придерживающихся иных взглядов. его основоположники подвергали обычно негативной критике.

Однако, хотя до сих пор сохраняется определенное противопоставление марксистской философии иным ее направлениям, в разработке

147


общей методологии науки в последние десятилетия наблюдается значи­тельное сближение различных концепций в русле общематериалистиче­ского понимания познания, что и позволяет развивать в философии кри­тику в форме диалога. Но для этого необходимо еще использование кри­тики в широком смысле слова. Такая критика включает, как отмечалось, не только отрицательную, но и положительную оценку объекта критики. Широкое понимание критики позволяет, во-первых, развести такие ее формы как конструктивная и деструктивная, позитивная и негативная.

Деструктивная критика ограничивается выявлением недостатков и направлена на разрушение в той или иной мере критикуемого явления. Вторая, наряду с этой функцией, оказывает также на пути и средства преодоления выявленных недостатков, реализацию неиспользованных возможностей. Деструктивная критика, конечно, является вместе с тем и негативной, вскрывающей лишь недостатки рассматриваемого явления. Но конструктивная критика может быть как негативной, так и позитив­ной, а чаще всею и той и другой. Широкое понимание критики в фило­софии позволяет также учесть, что как негативная, так и позитивная оценка критикуемого явления должна опираться на предварительное содержательное рассмотрение этого явления. Так, выявление несоответ­ствия той или иной теории отображаемой в ней действительности требу­ет глубокого анализа содержания самой теории. Но он необходим и в случае соответствия теории объекту. Такой всесторонний и глубокий конструктивный критический анализ того или иного философского учения и способствует развитию диалога между философами в сократов­ском смысле слова, реализации его основной функции - осуществле­ния исследования с целью достижения истины, а в современной фило­софии переходу от конфронтации к нахождению точек соприкоснове­ния. Взаимная конструктивная критика, выявляющая как недостатки, так и положительные стороны различных философских концепций, — важ­нейший фактор развития современной философской культуры мышле­ния.

148

С. И. Гончарук

Диалектический характер закона определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию

Взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания в социуме как диалектическое отношение не отрицает ни одна философская школа. Различие отношений в трактовке их взаимодействия связано с признанием первичности либо общественного бытия, либо обществен­ного сознания, т. е. зависит от решения основного вопроса философии. Любая неточность в обосновании исходной субстанции, как правило. приводит к заявлениям о ложности материалистической трактовки об­щественного бытия как первичного в социуме.

1. Исходя из определения первичного в социуме, общественное бы­тие трактуется как материальная структура, складывающаяся, не прохо­дя через сознание людей. Оно получает статус самодостаточности существования как системы отношений в структуре социума как части природы, но отличной от нее способом ее возникновения, функционирования и развития, Общественное бытие складывается в процессе созна­тельной деятельности людей в материальном производстве. В то же са­мое время его материальная природа имеет биологические предпосыл­ки.

2. Материальность общественного бытия определяется тем. что оно складывается, формируется, функционирует и развивается по своим объективным законам, не зависимым от воли и желания людей. Но из этого утверждения не следует, что социальная связь, реализующая мате­риальные структуры жизнедеятельности социума, может быть реализо­вана даже в условиях, если люди сознательно не будут выполнять требо­вания этих законов. При таком условии деятельности происходит само­разрушение общественных систем. Известно, например, что социали­стический способ производства в СССР был разрушен в результате так называемых реформ, но капиталистический способ производства в этот же период не сложился. Нарушение требований законов социализма не означало, что вместо них сложится система капиталистических эконо­мических отношений. Капиталистическое общественное бытие под воз­действием общественного сознания этого же общества формировалось естественноисторическим путем в довольно длительное время в реэуль-

149

Яндекс.Метрика

© (составление) libelli.ru 2003-2020