|
местить центр тяжести своей души, достигнув таким путем умиротворения. Жажду законченного мировоззрения пытается утолить и религия. 4. Как нам представляется, в русле отмеченного правомерно рассматривать три вида познания (знания): локальное (по сути дела, геоцентричное), глобальное (объединительная самоограничивающая «теория всего» с антропными принципами) и бесконечное познание. Материалистическую диалектику, даже с учетом известных энгельсовских мнений о бесконечных потоке и круговоротах с «железной необходимостью», мы также относим к глобальному познанию. Но человек стремится и к бесконечному трансцендирующему познанию, которое вырабатывает некое фундаментальное знание не просто о «мужестве быть», но и о том. как быть гуманным, ответственным, исходя из своей свободы. В естественнонаучном познании бесконечное познание это, фактически. путь неограниченных экстраполяций. В русле религиозных исканий трансцендирование осуществляется неоднозначно: «канонически», или с допущением о взаимодополняющем становлении бога и человека (М. Шелер). Бесконечное познание осуществляется, скорее, в нравственном плане, в философском знании — вере, именно как свободном априорном знании и как вере — предельной заинтересованности. Разумеется, и на этом пути встают нетривиальные вопросы об опасном для человека энтропийном барьере, о преображении мира, изменении природы человека и др. Нетривиален и вопрос о «риске веры» (Н. А. Бердяев). Но, возможно, в человеке действительно существует субстанциональное живое знание, которое бесконечно, поскольку «полностью» не выводимо из глобальною и не редуцируемо к нему. Диалектика в процессе философствования и призвана, очевидно, расчищать путь к бесконечному познанию, которое раскрывает нравственную самодостаточность человека в саморефлексии (третьей рефлексии) живого знания. Н. Н. Стеценко Некоторые проблемы понятийного аппарата диалектики Из философской литературы практически исчезли диалектические тексты. Преобладают парсонсы и мертоны, не говоря уже о «царице» 132 наук, сегодняшней «кукурузе», синергетике. Те немногие тексты, которые придерживаются диалектической теории, зачастую некорректны. Разделяю позицию Э. В. Ильенкова о том, что предмет диалектики есть «всеобщие законы отражения бытия в мышлении» 1. С этой точки зрения интерес философов к категориям и их систематизации закономерен. Почему ни одна систематизация категорий не имеет всеобщего признания? Потому что мы имеем дело не с систематизацией, а с классификацией. Главное ее отличие — субъективный (в зависимости от цели автора) подбор категорий и основания классификации. Например, в систему категорий диалектики Л. Е. Балашова включено слово «мир». Какие на это основания? Никаких. Но вот автор утверждает: «В мире нет ничего, кроме материи и движения» 2. И отсюда он берет не только «материю» и «движение», но и «мир» в качестве диалектической категории. Вообще-то, «материя и движение» существуют только в «категориальной картине мира», а в мире, как известно, «нет ничего, кроме движущейся материи». Если в систему категорий диалектики можно включить слово мир, то почему нельзя включить абсолют, универсум. Царство Божие, наконец? Систематизация — отражение целостного объекта, отражение структуры его сущности. Классификация — выражение стороны объекта, любые знания, тем или иным способом упорядоченные. Выходим на проблему целостности. Много спекуляций по поводу понятий внутреннее, внешнее. В чем причина длительного спора? В неразработанности понятий внутреннее, внешнее, целое. В словарях внутреннее и внешнее практически отождествляются с сущностью и явлением. Есть верное указание на связь с целостностью, но дальше этого не идут. В понятии целое в словарях ничего нет про внутреннее, внешнее. Неверно, что внутреннее, внешнее — стороны объекта. Это — разные объекты. Стороны единого объекта — сущность и явление. Внутреннее, внешнее — относительные понятия, потому должны рассматриваться в рамках единой целостности. Исходя из принципа «целое не равно сумме частей», можно предложить такую схему целостности: _______________________________ 1 См.: Ильенков Э. В. Философия и культура. М., 1991. 2 См.: Балашов Л. Е. Мир глазами философа. М., 1997. 133 А' А не-А + - + - Внутреннее, внешнее — характеристика отношений между целым и частью (часть — другая целостность). Внешнее — целостность более высокого порядка. Понятия внутреннее, внешнее указывают на то, что любой объект — целостность, имеющая сложную структуру (горизонтальную и вертикальную). Важность этих понятий в том, что они прямо выводят на проблемы детерминизма. В законе единства и борьбы противоположностей исход этой борьбы решается только с учетом влияния целостности. В понятии целостности заложен и нелинейный подход. В том числе и тот факт, что целое и часть реагируют на одно и то же по-разному. Сложное. Это понятие стало уже философской страшилкой. В качестве меры сложности предлагают «количество»: от количества «функционирующих элементов»1 до количества «информации, необходимой для воспроизведения... системы»2. А если система в ближайшее время не собирается воспроизводиться, что сказать о ее сложности? Очевидно, мера сложности — объективный, безусловный показатель. Это — понятие относительное, показывает уровень: выше, ниже, связано с такими понятиями как свойство, функция, организация. Мерой сложности выступает качественная характеристика - уровень организации. В нее входят и информационный аспект, и качество, и количество, и все, что характеризует объект в его развитии (см. Теорию организации. Не синергетику!). Коротко о разном. 1) Всякая деятельность, чтобы быть эффективной, должна осуществляться по законам. В сфере философского мышления. на мой взгляд, пока нет осознания необходимости эффективной деятельности. Поэтому нет осознания роли языка как инструмента, от которого зависит результат деятельности. Манипуляции с языком иногда принимают опасные формы. 2) О синергетике. Это - позитивизм сегодня. Необходима активная полемика, несмотря на очевидность феномена. ____________________________ 1 См.: В поисках нового миропонимания. Знание//Философия и жизнь. 1991. № 7. 2 См.: Силин А. А. Концепция развития//Философские науки. 1997. № 2. 134 3) Предлагаю придать статус принципа категории «отражение». Тогда: принцип материального единства мира, принцип всеобщей связи. принцип отражения, принцип развития. 4) Чисто политическое замечание. Теория материалистической диалектики, как продолжение традиции гегелевского рационализма, существует только в нашей стране. Обидно будет потерять это достояние, а потом «узнавать» о нем из чужих учебников. Д. В. Ермолович Перспективы и динамика развития научного мышления Возникновение общенаучных понятий и принципов является одной из специфических особенностей современного состояния науки и связано с усиливающейся тенденцией интеграции научного знания. Образовывающаяся при этом структура принципов, в первую очередь научного знания, становится базисом для организации как индивидуального мышления ученого о, так и связывает субъекта и объекта познания в единое целое — субъект-объектное познавательное отношение. Эти методологические принципы: относительности, неопределенности и дополнительности. — высыпающие регуляторами научного поиска, с развитием науки принимают интегративный смысл, а в последствии, возможно, примут и универсальный статус. Так, принцип относительности характеризует собой исходный уровень познавательного процесса. Этот принцип не только задает условия познания посредством формирования субъект-объектного отношения, но и предполагает относительность фиксированного уровня опыта, т. е. по своей сути предполагает возможность проявления активности в отражении действительности, направленной на производство «внешних» отношений и, в результате, разграничение объективного и субъективного. Так, в более узком смысле, принцип относительности рассматривается в научном познании и как постулат экспериментально-измерительной деятельности, и как методологический регулятив теоретического описания реальности. Принцип неопределенности объясняет, как субъект-объектные отношения могут субъективироваться и начинают формировать отноше- 135 ние к отношениям. Неопределенность есть фактическое оценочное состояние субъекта в процессе противоречивого (диалектического) мышления. Антиномически полярно ориентированная мысль делается неопределенной. ибо оценка ее в конкретный момент возможна только посредством фиксации мысли на одном из антонимических полюсов («с одной стороны, ... однако, с другой стороны...»). Факт же разрешения этого противоречия есть выход в новое противоречие. Фиксация на непротиворечивости мысли поэтому невозможна, а изреченное (в этом смысле) есть ложь. Тогда принципом дополнительности можно объяснить обеспечение субъектных (рефлексивных) отношений дуалистической природной мысли. Двойственный характер мыслительных действий заключается в «корпускулярной» природе мысли — фиксации мысли в определении (посредством языка) и «волновой» ее природе — ограничивающим фиксацию мысли принципиально неточным ответом по сути самой мысли. Теперь уже неопределенность определения (актуализации) мысли есть следствие дополнительности ее природы. Поэтому, объективно, мыслительная деятельность, будучи рефлексивной, есть оперирование двумя информационными потоками: «корпускулярным» (где мысли уже актуализированы в определениях, осознаны) и «волновым» (где осознание мысли не завершено или в данный момент не проводится). Актуальным и перспективным этапом в научном познании становится этап диалектического познания. Здесь дуализм представления о реальности, в котором «волновые» и «корпускулярные» свойства мысли выступают как взаимодополняющие элементы, заменяется (без отрицания реальности и поля, и корпускул) опосредованным отражением рефлексивных оценок реальных отношений между событиями. Этап опирается на рассмотренный ряд рефлексивных принципов познания, а завершает данный ряд — философский принцип противоречивости. Принцип противоречивости, а значит и способность к разрешению противоречий в мышлении, уже не столько связан с функцией мышления. сколько с сущностью мышления (когда рефлексия вообще становится своеобразным водоразделом между разумным и неразумным, а собственно рефлексия — саморефлексия — между разумным и рассудочным). Таким образом, понимая под генерализованной функцией мышления управление различного рода информационными (знаковыми) потоками, когда сама информация как функциональная характеристика отражения отличает собой «способности» живого и неживого к отраже- 136 нию неоднородности, разнообразию материального мира, — удастся отличать функцию мышления от ее сущности. Сущность же мышления есть организация значащего (не просто знакового, а адекватного, синтетического, оценочного и. в результате, истинного) отражения, когда ставится и решается вопрос о принципиальной открытости (то единственное, что может обеспечить прогрессивное, негэнтропийное развитие человека) системы познания и действительной практики человека, включающей в качестве необходимых и активных компонентов взаимодействия «Я» (Человека), «Мы» (Общество) и окружающую их среду (Природу). За всем этим стоит бесконечность (Универсум) как в возможности. так и в многообразии. В свою очередь, при определенных условиях организации жизнедеятельности всего человечества, можно будет говорить об эффективности жизни, науки (жизни в науке — Атеизме) вообще и фундаментальных научных исследованиях в частности, когда Наука становится единой наукой о Человеке и занята поиском технологии производства Нового. технологии познания и творчества, а деятельность конкретного субъекта познания приобретает общезначимый смысл и творческий характер. А. И. Сорокин, И. Л. Чернова Соотношение диалектической и синергетической методологии Трудно представить, чтобы наука и философия остановились на одной однажды сформулированной методологии познания, ибо это противоречит фактам их истории. Так обстоит дело и с диалектикой, и с синергетикой. В XX веке в области естественных наук были выдвинуты системно-структурный метод, информационно-кибернетическая методология, общая теория систем, квантово-механический и квантово-физический методы. Принципы эволюционизма, утвердившиеся в XIX веке в биологии, в XX веке были перенесены в космологию и астрофизику. Успехи естествознания XX века закономерно привели к возникновению синергетической концепции и методологии, как своеобразного синтеза и обобщения целого ряда основополагающих идей. 137 |
© (составление) libelli.ru 2003-2020 |