|
или до последнего патрона сражались с врагом. Что двигало людьми, которые были разведчиками, партизанами? За ними не было заградительных отрядов, которыми пытаются объяснять некоторые современные идеологи героизм нашего народа, для которых Родина всего лишь «эта страна». На боевые и трудовые подвиги влияло именно мировоззренческое отношение к своей Родине. Если не я, то кто же? А отступать некуда. Но может быть, надо было сохранять свою жизнь во что бы то ни стало или променять свое личное благополучие с бочкой варенья и корзиной печенья, на страдания и смерть многих людей? Во все времена находились мировоззренчески ориентированные «мальчиши-плохиши», для которых бочка варенья была дороже «этой» страны. Но спасали ее люди, для которых Родина была дороже и личного благополучия, и дороже собственной жизни. При этом различие в деятельности у этих людей было основано на различных мировоззренческих отношениях к Родине. На возможности осуществления человеком своей деятельности существенное влияние оказывают мировоззренческие принципы, лежащие в основе отношения человека к самому себе, что находит наиболее яркое проявление в творчестве. Конечно, само отношение к самому себе может выступать как мания величия и безграничная вера в свои собственные возможности или выдающиеся способности. Но в большинстве случаев мировоззренческая оценка человеком самого себя выступает в более скромной форме и даже в форме, весьма близкой к комплексу собственной неполноценности. Человек иногда может без достаточного на то основания и обоснования, без всякой проверки своих собственных возможностей считать, что он этого не сможет сделать, у него ничего не получится. Для примера можно поставить перед собой проблему: напишу ли я стихи, как А. С. Пушкин? Нарисую ли я картину лучше многих выдающихся художников? Напишу ли симфонию, романс, песню и т. д. как лучшие композиторы? И если мы попытаемся ответить на эти вопросы, то ответ будет изначально отрицательным. Поэтому подавляющее большинство людей не проявляют своих творческих способностей вовсе не потому, что они ими не располагают, а скорее в силу пессимистически мировоззренческого отношения к самому себе, которое изначально ограничивает их творческие возможности. Но вместо самоограничительной оценки: я этого не могу, вполне возможно сформировать уверенность в своих собственных силах: я это сделаю не хуже других многих талантливых и даже гениальных людей. 58 Особенности мировоззрения — это всего лишь субъективная предпосылка, но еще не сам процесс творчества. Для осуществления творческого процесса необходимы определенные субъективные и объективные условия и главными среди них являются умения человека осуществлять свою творческую деятельность. Под умением понимается субъективная возможность осуществления деятельности, в основе которого лежит практическое мышление. В качестве простых примеров можно привести следующие: плавание, езда на велосипеде и др. Но практическое мышление лежит в основе умения мыслить, творить, в осуществлении различных видов практической деятельности. В этой связи с достаточной уверенностью можно говорить о том. что в основе творческой деятельности лежит диалектическое взаимодействие мировоззрения и умения, которым можно и нужно обучать в процессе педагогической деятельности. Н. В. Даниелян К вопросу о сущности диалектики? В истории философии понятие диалектики претерпело коренные изменения: от первоначального понимания, близкого к однокоренным словам «диалект» или «диалог» и обозначавшего искусство спора и классификации понятий, до современного, научного понимания диалектики. в основе которого лежит понятие развития. Например, в философском словаре диалектика определяется как «наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления», а в учебнике по философии (под редакцией академика И. Т. Фролова, 1989 г.) диалектика рассматривается как «наиболее полное и всестороннее учение о развитии». В источниках, авторы которых дистанцируются от марксизма, часто определение диалектики не дается, а говорится о диалектическом методе (Гегеля). Например, в курсе лекций А. А. Радугина, 1995 г.: «Диалектический метод предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии». Чтобы понять диалектику, надо выяснить некоторые исходные положения. Диалектика, как понятие, употребляется в трех значениях: 59 1) Под диалектикой понимается совокупность объективных диалектических закономерностей, процессов, действующих а мире независимо от сознания человека. Это диалектика природы, диалектика общества, диалектика мышления, взятая как объективная сторона мыслительного процесса. Это объективная реальность; 2) Субъективная диалектика, диалектическое мышление. Она представляет собой отражение объективной диалектики в сознании; 3) Философское учение о диалектике или теория диалектики. Выступает как отражение отражения. Называется учением о диалектике. теорией диалектики. Диалектика может быть материалистической и идеалистической. Материалистическая диалектика представляется в виде целостной системы, в которой каждый закон, каждая категория занимают строго определенное место и находятся во взаимосвязи с другими законами и категориями. Знание такой системы позволяет наиболее полно раскрыть содержание всеобщих свойств и связей действительности, всеобщих форм бытия, диалектических закономерностей движения и развития. Диалектика — наука о наиболее общих законах всякого движения, но прежде всего развития. Ныне в науке аксиоматично и бесспорно положение о том, что наше мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам и поэтому противоречия между ними быть не может Диалектика как теория развития. Гегель установил, что истина представляется не в виде собранных готовых догматических положений, а заключается в самом процессе познания, в длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших ступеней на все более высокие, но никогда не достигающей наивысшей точки. Все явления и общественные порядки, сменяющие друг друга в ходе истории, представляют собой лишь преходящие ступени бесконечного развития от низшей ступени к высшей. Каждая ступень необходима и имеет свое оправдание для того времени и для тех условий, которым она обязана своим происхождением. Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного. Диалектика как метод познания. Впервые диалектика как метод познания была рассмотрена Платоном. Он ввел понятие «идея». Идея у Платона есть то изначальное целое, что при всем многообразии отдельных вещей делает их такими, а не иными; есть всеобщее, являющееся основой всех отдельных вещей. Быть сущностью вещей и общим мно- 60 гим вещам, быть существенным в них. как бы их прообразом. — таково свойство идеи. Идея рождается из действительности в процессе предметно-практической деятельности, общения и рефлексии, изменяющих эту действительность. Идея, в отличие от материи, есть конкретно-условное воспроизведение реальности в процессе ее дальнейшего развертывания, проект будущего развития действительности. В материалистическом учении подход к вопросу о сущности диалектики как метода познания был разработан К. Марксом, который писал: «Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный объект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Гегелевская диалектика является основной формой всякой диалектики, но лишь после освобождения ее от ее мистической формы, а это-то как раз и отличает от нее мой метод». Само понятие «развитие» определяется как закономерное качественное изменение материальных и идеальных объектов, характеризующееся как направленное и необратимое. Вследствие направленности и необратимости изменений они могут накапливаться и, достигнув некоторой определенной меры накопления, дать качественно новое состояние объекта, не только не сводимое к его прежнему состоянию, но даже отрицающее его. В философии разработаны наиболее общие закономерности, описывающие источник и движущую силу всякого развития, его механизм, общий результат и направленность. М. Ш. Рейнгольд Диалектика проектного процесса Диалектические закономерности реального мира, как всеобщие особенности существования и развития всего универсума и каждого его фрагмента проявляются и в проектирующей деятельности людей — как профессиональной работе проектировщика, так и в проектной стороне любой человеческой деятельности (конструкторской, исследователь- 61 |
© (составление) libelli.ru 2003-2020 |