или до последнего патрона сражались с врагом. Что двигало людьми, которые были разведчиками, партизанами? За ними не было загради­тельных отрядов, которыми пытаются объяснять некоторые современ­ные идеологи героизм нашего народа, для которых Родина всего лишь «эта страна». На боевые и трудовые подвиги влияло именно мировоз­зренческое отношение к своей Родине. Если не я, то кто же? А отступать некуда. Но может быть, надо было сохранять свою жизнь во что бы то ни стало или променять свое личное благополучие с бочкой варенья и корзиной печенья, на страдания и смерть многих людей? Во все времена находились мировоззренчески ориентированные «мальчиши-плохиши», для которых бочка варенья была дороже «этой» страны. Но спасали ее люди, для которых Родина была дороже и личного благополучия, и до­роже собственной жизни. При этом различие в деятельности у этих лю­дей было основано на различных мировоззренческих отношениях к Ро­дине.

На возможности осуществления человеком своей деятельности су­щественное влияние оказывают мировоззренческие принципы, лежащие в основе отношения человека к самому себе, что находит наиболее яр­кое проявление в творчестве. Конечно, само отношение к самому себе может выступать как мания величия и безграничная вера в свои собст­венные возможности или выдающиеся способности. Но в большинстве случаев мировоззренческая оценка человеком самого себя выступает в более скромной форме и даже в форме, весьма близкой к комплексу собственной неполноценности. Человек иногда может без достаточного на то основания и обоснования, без всякой проверки своих собственных возможностей считать, что он этого не сможет сделать, у него ничего не получится. Для примера можно поставить перед собой проблему: напишу ли я стихи, как А. С. Пушкин? Нарисую ли я картину лучше многих выдающихся художников? Напишу ли симфонию, романс, песню и т. д. как лучшие композиторы? И если мы попытаемся ответить на эти во­просы, то ответ будет изначально отрицательным. Поэтому подавляю­щее большинство людей не проявляют своих творческих способностей вовсе не потому, что они ими не располагают, а скорее в силу пессими­стически мировоззренческого отношения к самому себе, которое изна­чально ограничивает их творческие возможности. Но вместо самоогра­ничительной оценки: я этого не могу, вполне возможно сформировать уверенность в своих собственных силах: я это сделаю не хуже других многих талантливых и даже гениальных людей.

58

Особенности мировоззрения — это всего лишь субъективная предпосылка, но еще не сам процесс творчества. Для осуществления творческого процесса необходимы определенные субъективные и объ­ективные условия и главными среди них являются умения человека осуществлять свою творческую деятельность. Под умением понимается субъективная возможность осуществления деятельности, в основе кото­рого лежит практическое мышление. В качестве простых примеров можно привести следующие: плавание, езда на велосипеде и др. Но практическое мышление лежит в основе умения мыслить, творить, в осуществлении различных видов практической деятельности. В этой связи с достаточной уверенностью можно говорить о том. что в основе творческой деятельности лежит диалектическое взаимодействие миро­воззрения и умения, которым можно и нужно обучать в процессе педа­гогической деятельности.

Н. В. Даниелян

К вопросу о сущности диалектики?

В истории философии понятие диалектики претерпело коренные изменения: от первоначального понимания, близкого к однокоренным словам «диалект» или «диалог» и обозначавшего искусство спора и классификации понятий, до современного, научного понимания диалек­тики. в основе которого лежит понятие развития. Например, в философском словаре диалектика определяется как «наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления», а в учебнике по фи­лософии (под редакцией академика И. Т. Фролова, 1989 г.) диалектика рассматривается как «наиболее полное и всестороннее учение о разви­тии». В источниках, авторы которых дистанцируются от марксизма, час­то определение диалектики не дается, а говорится о диалектическом методе (Гегеля). Например, в курсе лекций А. А. Радугина, 1995 г.: «Диа­лектический метод предполагает рассмотрение всех явлений и процес­сов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии».

Чтобы понять диалектику, надо выяснить некоторые исходные по­ложения. Диалектика, как понятие, употребляется в трех значениях:

59

1) Под диалектикой понимается совокупность объективных диа­лектических закономерностей, процессов, действующих а мире независимо от сознания человека. Это диалектика природы, диалектика обще­ства, диалектика мышления, взятая как объективная сторона мысли­тельного процесса. Это объективная реальность;

2) Субъективная диалектика, диалектическое мышление. Она пред­ставляет собой отражение объективной диалектики в сознании;

3) Философское учение о диалектике или теория диалектики. Вы­ступает как отражение отражения. Называется учением о диалектике. теорией диалектики.

Диалектика может быть материалистической и идеалистической. Материалистическая диалектика представляется в виде целостной сис­темы, в которой каждый закон, каждая категория занимают строго опре­деленное место и находятся во взаимосвязи с другими законами и кате­гориями. Знание такой системы позволяет наиболее полно раскрыть со­держание всеобщих свойств и связей действительности, всеобщих форм бытия, диалектических закономерностей движения и развития.

Диалектика — наука о наиболее общих законах всякого движения, но прежде всего развития. Ныне в науке аксиоматично и бесспорно по­ложение о том, что наше мышление и объективный мир подчинены од­ним и тем же законам и поэтому противоречия между ними быть не мо­жет

Диалектика как теория развития. Гегель установил, что истина представляется не в виде собранных готовых догматических положений, а заключается в самом процессе познания, в длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших ступеней на все более высо­кие, но никогда не достигающей наивысшей точки.

Все явления и общественные порядки, сменяющие друг друга в хо­де истории, представляют собой лишь преходящие ступени бесконечно­го развития от низшей ступени к высшей. Каждая ступень необходима и имеет свое оправдание для того времени и для тех условий, которым она обязана своим происхождением. Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного.

Диалектика как метод познания. Впервые диалектика как метод познания была рассмотрена Платоном. Он ввел понятие «идея». Идея у Платона есть то изначальное целое, что при всем многообразии отдель­ных вещей делает их такими, а не иными; есть всеобщее, являющееся основой всех отдельных вещей. Быть сущностью вещей и общим мно-

60

гим вещам, быть существенным в них. как бы их прообразом. — таково свойство идеи. Идея рождается из действительности в процессе пред­метно-практической деятельности, общения и рефлексии, изменяющих эту действительность. Идея, в отличие от материи, есть конкретно-условное воспроизведение реальности в процессе ее дальнейшего раз­вертывания, проект будущего развития действительности.

В материалистическом учении подход к вопросу о сущности диа­лектики как метода познания был разработан К. Марксом, который пи­сал: «Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный объект, есть демиург действительного, которое со­ставляет лишь его внешнее проявление. У меня же наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голо­ву и преобразованное в ней. Гегелевская диалектика является основной формой всякой диалектики, но лишь после освобождения ее от ее мис­тической формы, а это-то как раз и отличает от нее мой метод».

Само понятие «развитие» определяется как закономерное качест­венное изменение материальных и идеальных объектов, характеризую­щееся как направленное и необратимое. Вследствие направленности и необратимости изменений они могут накапливаться и, достигнув неко­торой определенной меры накопления, дать качественно новое состоя­ние объекта, не только не сводимое к его прежнему состоянию, но даже отрицающее его. В философии разработаны наиболее общие закономер­ности, описывающие источник и движущую силу всякого развития, его механизм, общий результат и направленность.

М. Ш. Рейнгольд

Диалектика проектного процесса

Диалектические закономерности реального мира, как всеобщие особенности существования и развития всего универсума и каждого его фрагмента проявляются и в проектирующей деятельности людей — как профессиональной работе проектировщика, так и в проектной стороне любой человеческой деятельности (конструкторской, исследователь-

61

Яндекс.Метрика

© (составление) libelli.ru 2003-2020