|
процессов и состоянии. Эти представления проливают свет на появление архетипов Юнга уже у животных и их включение в «коллективное бессознательное» у людей. Идеи диалектики в истории познания сочетались с материализмом или идеализмом. Синтезы диалектики с материалистическими или идеалистическими взглядами позволяли решать определенные задачи познания особенностей мира объектов и (или) духа, всеобщих связей бытия и познания. В XVIII-XX веках диалектика превратилась в развернутые учения, представляющие теоретические системы знаний о мире и всеобщий метод. Были высказаны идеи о единстве диалектики, логики и теории познания (Гегель, Ленин и др.), о наличии и определенном соотношении диалектики объективной и субъективной (в марксизме). Высокий творческий потенциал таит в себе диалектика материалистическая, являющаяся системой законов и принципов бытия и методологией научного познания. В. В. Кучевский Формы разумного постижения диалектических противоречий Признание объективной неизбежности существования диалектических противоречий во внешнем мире и в человеческом мышлении есть альфа и омега концептуального содержания диалектики как философского учения о движении и развитии всей реальной действительности. Это положение противниками диалектики (напр., Поппером) рассматривается как абсолютно несовместимое с законом противоречия формальной логики, согласно требованиям которого в ходе познания для достижения истины следует неукоснительно и незамедлительно использовать все возможные меры к недопущению появления противоречий в мышлении, т. к. они по самой своей сути являются, образно говоря, своеобразной раковой опухолью, приводящей мышление рано или поздно к разложению и гибели. В конечном итоге противоречия в принципе несовместимы с нормальной реализацией мыслительного процесса и поэтому их вообще-то невозможно ни представить, ни мыслить. Потенциально они могут появиться в мышлении, но только случайно, по недос- 32 мотру или в результате субъективной ошибки. Такой подход формальной логики к противоречию вполне оправдан и даже объективно необходим в силу того, что она изучает формы и законы функционирования рассудочного мышления, которое отвлекается от описания и объяснения движения и развития объектов познания и сосредотачивается на рассмотрении лишь их относительно неизменных качественных характеристик. Напротив, диалектика свое внимание концентрирует на постижении закономерного механизма изменения и развития объектов, в силу чего в центре ее концептуального содержания оказываются как раз противоречия реальной действительности, которые она воспроизводит на уровне не рассудочного, а разумного мышления. Изучение объективных противоречий — это задача именно разума, а не рассудка. В той мере, в какой разум проявляет себя в сферах обыденного и художественного познания, в них в ограниченном и предварительном виде происходит и выявление диалектических противоречий. Примечательно. что в художественном познании постижение противоречий осуществляется в форме юмора, насмешки, иронии, сарказма, представляющих собой виды комического. Остроумие есть особая способность интеллекта человека, связанная с обнаружением и обнажением заключающихся в самих вещах объективных противоречий. Гегель писал: «Комическое состоит в том. чтобы показывать, как человек или предметы разлагаются в самих себе, и если предмет не есть в самом себе свое собственное противоречие, то комизм является поверхностным и беспочвенным» (Гегель. Соч. Т. Х. М., 1932. с. 71). Известно, что по уровню понимания человеком юмора можно судить о силе и глубине его интеллекта. И это справедливо, ибо в юморе проявляется способность мышления раскрывать и схватывать противоречия реального мира и тем самым постигать разные стороны его внутренней природы. Единственным путем совершенствования и развития такого рода способности является приобретение навыков постижения диалектических противоречий. Художественный способ отражения противоречий в форме комического, как правило, ограничивается их фиксацией и предполагает вместе с тем необходимость резкого их сопоставления с признанными людьми в качестве якобы единственно достоверных представлениями о природе рассматриваемых предметов. Именно поэтому в комическом всегда присутствует элемент абсурда, нелепости и бессмыслицы. В ху- 33 дожественном мышлении противоречие оказывается необходимым элементом его содержания и стержнем развертывания логики последнего. Вот почему это мышление чаще всего предстает по своему характеру глубоко диалектическим и обладающим в силу этого мощным творческим потенциалом. На уровне философского и научного познания мира формами воспроизведения в разуме человека объективных противоречий являются апории, парадоксы и антиномии. Все они являются особыми логическими формами, с помощью которых в мышлении сопрягаются противоположности и тем самым в интеллектуальном процессе удается не только удержать, но и оперировать противоречиями. Великая заслуга Гегеля заключается в том. что он убедительно показал, что все подлинно философские проблемы по самой своей сути антиномичны, т. е. выражают в себе диалектические противоречия, в совокупности которых воспроизводится внутренняя сущность бытия. При лом каждая философская категория виртуально содержит в себе свою собственную противоположность. Мир философии — это мир схваченные теоретической мыслью всеобщих объективных противоречий, что и определяет эвристичность философского постижения Универсум?.. Именно поэтому объем и ценность вклада каждого мыслителя в разработку тех или иных философских проблем находится в прямой зависимости от меры владения и сознательного использования им диалектического способа мышления. Антиномичным характером обладают и понятия всех фундаментальных наук, в которых в рамках соответствующих теоретических построений отражаются объективные противоречия движения и развития отдельно взятых сфер реальной действительности. Так, в современной теоретической физике содержание таких противоположных понятий, как корпускула и волна, частица и античастица, вещество и поле, масса и энергия, энтропия и информация раскрывается только посредством выявления их внутренней связи и взаимополагания. Вся история прогресса научного теоретического мышления свидетельствует, что познание сущности любых процессов движения и развития невозможно вне постижения соответствующих объективных противоречий в форме антиномий. В отличие от формально-логического противоречия антиномия не устраняется путем указания соответствующей логической ошибки, а разрешается в ходе дальнейшего изучения объекта. 34 Э. Н. Каракозова Детерминизм в контексте синтеза диалектики и синергетики Концепция детерминизма, обстоятельно разработанная и представленная в потенциале диалектико-материалистической теории в трудах отечественных и зарубежных философов, не получила, однако, до настоящего времени отражения в частнонаучном знании. Как в естествознании, так и в социально-гуманитарном знании детерминистские процессы, модели и т. п. противопоставляются недетерминистским. Недетерминистские процессы отождествляются с вероятностными. случайными. Некорректное использование терминов детерминизма и индетерминизма нередко сопряжено с тем, что в конкретных рассуждениях по поводу связей такого рода содержится неявное подтверждение диалектической идеи всеобщности причинно-следственных связей. Как известно, согласно диалектико-материалистической концепции детерминизма, в основе всех связей детерминации (системных, структурных, функциональных, корреляционных, вероятностных, «близких» и дальних, прямых и обратных и др.) лежат причинно-следственные связи. В самом широком определении, причина — это конкретное взаимодействие объектов или систем, порождающее определенный результат. называемый следствием. Следствие — это определенный результат, порождаемый конкретным взаимодействием объектов или систем. Отрицание всеобщности причинно-следственных связей имеет два основания: 1. Философское: понимание причины как такой связи, при которой одно явление, называемое причиной, при определенных условиях порождает другое явление, называемое следствием. 2. Частнонаучное (которое является экстраполяцией вышеприведенного философского определения): противопоставление лапласовского детерминизма и однозначной предсказуемости вероятностным, стохастическим процессам как недетерминистским и непредсказуемым. По существу противопоставляются объективно существующие виды причинно-следственных связей — связи жесткой и вероятностной детерминации. Жесткая причинно-следственная связь представляет со- 35 |
© (составление) libelli.ru 2003-2020 |