I. О Б Щ И Е  П Р О Б Л Е М Ы

Э. В. Гирусов

Диалектика востребуется для научных открытий

Великий физиолог И. П. Павлов любил напоминать ту истину, что факты - это воздух ученого, поскольку лишь опираясь на них. он мо­жет подняться на уровень высоких теоретических обобщений. В таком случае метод научных исследований, которому следует ученый, продви­гаясь к построению научной теории, можно уподобить крыльям и локационному чутью летящей птицы, позволяющим держать верный курс полета к намеченной цели. Философия давно столкнулась с проблемой научных открытий, поскольку их условием является прорыв за пределы известного и выход на новую парадигму, подчас противоположную ра­нее принятому мнению в научном сообществе.

Уже Аристотелем была подмечена недостаточность средств фор­мальной логики для такого прорыва в область нового знания, поскольку нарушаются правила построения силлогизма, допускающие лишь расширение объема знаний о качественно известном круге явлении.

И. Канту пришлось ввести понятие априорного знания, что уже явилось смутившим многих его современников (да и не только их) от­ступлением от формально-логических требований познавательной дея­тельности.

Следующий важный шаг в исследовании логики открытий был сде­лан Гегелем, впустившим противоречия в святая святых формальной логики    в закон тождества (А = А). Более того. Гегель показал не только имманентность противоположностей самой сущности явлений. но и творческую направленность тенденции их развития и разрешения. поскольку в итоге возникает новое явление, противоположное отрицае­мому. Новый метод мышления, впервые так полно развернутый в фило­софской теории, как это представлено в «Науке логики» Гегеля, вскоре получил дополнительно к понятию «диалектический» поясняющее его название «эвристический», т. е. метод, ведущий к получению качествен­но нового знания.

13

Примечательно, что в новой логике, так же как и в фундаменталь­ной, исходным стал закон тождества, но в другом, выходящем за рамки субъекта смысле. Как тождественные стали рассматриваться объект и субъект мышления, что сразу сообщило новой логике гораздо более со­держательный и объективный характер. Поэтому диалектическую логи­ку иногда зовут содержательной, подчеркивая отличие ее от традицион­ной формальной логики.

Исходя из тезиса субъект-объектного тождества, Гегель развернул весь познавательно-эвристический процесс в достаточно новой схеме восхождения от абстрактного знания к конкретному как богатому опре­делениями объекта в их сущностном единстве.

В советской философии этот метод был наиболее обстоятельно рассмотрен Э. Ильенковым. Теория диалектического метода познания разрабатывалась не только философами-профессионалами. В самой нау­ке происходили события, толкавшие естествоиспытателей и общество­ведов к преодолению узкого горизонта формально-логических требова­ний. В конце прошлого столетия начался процесс активного и, главное, результативного взаимопроникновения наук, поскольку все более ус­ложнялся сам объект научных исследований. Более обстоятельное ис­следование явлений живой природы показало тесное единство организ­мов с окружающей их абиотической средой.

С начала XX столетия началось детальное и комплексное исследо­вание биосферы, а это вывело ученых на проблемы осмысления общест­ва с позиций понимания его места и роли в сложной глобальной систе­ме, связанной многообразными вещественно-энергетическими нитями с окружающей космосферой. По инициативе биологов и математиков на­чинает разрабатываться системный метод познания, который в наиболее принципиальных положениях сомкнулся с диалектическим.

Современная наука работает с такими гетерогенными и сложными объектами как экосистемы, социоприродные и космопланетарные сис­темы и т. д. Все это требует мобилизации таких научных методов, кото­рые позволяют объединить противоположности в их тождестве и нераз­рывности, понять системную целостность таких явлений, которые изна­чально были объектами исследования совершенно различных областей знания. В дополнение к прежнему синтезу наук, который шел в рамках однопорядкового уровня знаний, теперь требуется новый синтез наук разнопорядкового уровня. Его можно назвать сильный синтез (си - си) в отличие от прежнего слабого синтеза наук. Уже вырабатываются наукой

14

и начинают применяться такие непривычные понятия как «социоприродная среда», законы социоприродного развития, ноосфера и ноосферогенез, «автотрофность человечества» и т. д.

Можно определенно сказать, что современная наука, как никогда раньше, востребует диалектический метод познания во всей его сложно­сти и звристичности, и это особенно важно по той причине, что в совре­менных условиях, богатых глобально-кризисными ситуациями, наука становится не только средством дальнейшего развития общества, как было раньше, но и важнейшим средством его спасения и сохранения.

Л. Я. Станис

Диалектика и философия

Наука и философия прежде всего описание действительности (П. Флоренский). Диалектика же есть способ бытия всего сущего, а затем все остальное, способ его описания, методология познания и др. Ее су­тью является соотносительность, единство диалектических противопо­ложностей, пронизывающее и бытие, и знание, донаучное, научное, вне-научное, метанаучное. В первом случае она всеохватна, все в себя вклю­чает, в том числе и философию. Во втором случае она сама включена в философию. История философии есть главным образом история «борь­бы» диалектики и антидиалектики.

Диалектика как учение начинается с обоснования «связи всего со всем» и всесторонности ее проявления, в первую очередь как иерархии единства, взаимопроникновения и необходимой взаимодополнительно­сти диалектических противоположностей.

Контакт человека и вселенной ныне выходит на новый практиче­ский и теоретический уровень. Мощь человека растет с каждым годом, сейчас отдельный человек, по мнению выдающегося русского ученого Б. Раушенбаха, может в принципе уничтожить весь мир, становится ре­альной возможность самоуничтожения человечества. С точки зрения диалектики все связано со всем. Предмет и Мир нераздельны, вскрыва­ются и исследуются все более многообразные, ранее неизвестные связи и взаимозависимости.

15

Яндекс.Метрика

© (составление) libelli.ru 2003-2020