|
I. О Б Щ И Е П Р О Б Л Е М Ы Э. В. Гирусов Диалектика востребуется для научных открытий Великий физиолог И. П. Павлов любил напоминать ту истину, что факты - это воздух ученого, поскольку лишь опираясь на них. он может подняться на уровень высоких теоретических обобщений. В таком случае метод научных исследований, которому следует ученый, продвигаясь к построению научной теории, можно уподобить крыльям и локационному чутью летящей птицы, позволяющим держать верный курс полета к намеченной цели. Философия давно столкнулась с проблемой научных открытий, поскольку их условием является прорыв за пределы известного и выход на новую парадигму, подчас противоположную ранее принятому мнению в научном сообществе. Уже Аристотелем была подмечена недостаточность средств формальной логики для такого прорыва в область нового знания, поскольку нарушаются правила построения силлогизма, допускающие лишь расширение объема знаний о качественно известном круге явлении. И. Канту пришлось ввести понятие априорного знания, что уже явилось смутившим многих его современников (да и не только их) отступлением от формально-логических требований познавательной деятельности. Следующий важный шаг в исследовании логики открытий был сделан Гегелем, впустившим противоречия в святая святых формальной логики в закон тождества (А = А). Более того. Гегель показал не только имманентность противоположностей самой сущности явлений. но и творческую направленность тенденции их развития и разрешения. поскольку в итоге возникает новое явление, противоположное отрицаемому. Новый метод мышления, впервые так полно развернутый в философской теории, как это представлено в «Науке логики» Гегеля, вскоре получил дополнительно к понятию «диалектический» поясняющее его название «эвристический», т. е. метод, ведущий к получению качественно нового знания. 13 Примечательно, что в новой логике, так же как и в фундаментальной, исходным стал закон тождества, но в другом, выходящем за рамки субъекта смысле. Как тождественные стали рассматриваться объект и субъект мышления, что сразу сообщило новой логике гораздо более содержательный и объективный характер. Поэтому диалектическую логику иногда зовут содержательной, подчеркивая отличие ее от традиционной формальной логики. Исходя из тезиса субъект-объектного тождества, Гегель развернул весь познавательно-эвристический процесс в достаточно новой схеме восхождения от абстрактного знания к конкретному как богатому определениями объекта в их сущностном единстве. В советской философии этот метод был наиболее обстоятельно рассмотрен Э. Ильенковым. Теория диалектического метода познания разрабатывалась не только философами-профессионалами. В самой науке происходили события, толкавшие естествоиспытателей и обществоведов к преодолению узкого горизонта формально-логических требований. В конце прошлого столетия начался процесс активного и, главное, результативного взаимопроникновения наук, поскольку все более усложнялся сам объект научных исследований. Более обстоятельное исследование явлений живой природы показало тесное единство организмов с окружающей их абиотической средой. С начала XX столетия началось детальное и комплексное исследование биосферы, а это вывело ученых на проблемы осмысления общества с позиций понимания его места и роли в сложной глобальной системе, связанной многообразными вещественно-энергетическими нитями с окружающей космосферой. По инициативе биологов и математиков начинает разрабатываться системный метод познания, который в наиболее принципиальных положениях сомкнулся с диалектическим. Современная наука работает с такими гетерогенными и сложными объектами как экосистемы, социоприродные и космопланетарные системы и т. д. Все это требует мобилизации таких научных методов, которые позволяют объединить противоположности в их тождестве и неразрывности, понять системную целостность таких явлений, которые изначально были объектами исследования совершенно различных областей знания. В дополнение к прежнему синтезу наук, который шел в рамках однопорядкового уровня знаний, теперь требуется новый синтез наук разнопорядкового уровня. Его можно назвать сильный синтез (си - си) в отличие от прежнего слабого синтеза наук. Уже вырабатываются наукой 14 и начинают применяться такие непривычные понятия как «социоприродная среда», законы социоприродного развития, ноосфера и ноосферогенез, «автотрофность человечества» и т. д. Можно определенно сказать, что современная наука, как никогда раньше, востребует диалектический метод познания во всей его сложности и звристичности, и это особенно важно по той причине, что в современных условиях, богатых глобально-кризисными ситуациями, наука становится не только средством дальнейшего развития общества, как было раньше, но и важнейшим средством его спасения и сохранения. Л. Я. Станис Наука и философия прежде всего описание действительности (П. Флоренский). Диалектика же есть способ бытия всего сущего, а затем все остальное, способ его описания, методология познания и др. Ее сутью является соотносительность, единство диалектических противоположностей, пронизывающее и бытие, и знание, донаучное, научное, вне-научное, метанаучное. В первом случае она всеохватна, все в себя включает, в том числе и философию. Во втором случае она сама включена в философию. История философии есть главным образом история «борьбы» диалектики и антидиалектики. Диалектика как учение начинается с обоснования «связи всего со всем» и всесторонности ее проявления, в первую очередь как иерархии единства, взаимопроникновения и необходимой взаимодополнительности диалектических противоположностей. Контакт человека и вселенной ныне выходит на новый практический и теоретический уровень. Мощь человека растет с каждым годом, сейчас отдельный человек, по мнению выдающегося русского ученого Б. Раушенбаха, может в принципе уничтожить весь мир, становится реальной возможность самоуничтожения человечества. С точки зрения диалектики все связано со всем. Предмет и Мир нераздельны, вскрываются и исследуются все более многообразные, ранее неизвестные связи и взаимозависимости. 15 |
© (составление) libelli.ru 2003-2020 |