СКАЗКА — ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ — НАМЕК...
В чем же мораль сей басни? Что это, очередная попытка запугать Адам
Адамыча мрачными перспективами, которыми будто бы чревато развитие кибернетики,
предпринятая злокозненным врагом кибернетического прогресса?
Очевидно, нет, ибо, во-первых, автор этих строк всецело за
кибернетический, как, впрочем, и любой другой, прогресс, а во-вторых, можно было
бы, наверное, измыслить кошмар и покошмарнее, хотя и нелегко состязаться здесь
с десятками талантливых писателей-фантастов, усердно разрабатывающих в
последние годы подобный сюжет. Дело, впрочем, вовсе даже и не в кибернетике.
Известная фантастическая драма Карела Чапека «РУР», по ходу действия которой
армия бездушных «роботов» поднимает восстание против человечества и одерживает
над ним полную победу, была написана задолго до того, как мир вообще услышал
про кибернетику. А еще раньше поэт М. Волошин написал такие строки:
Как нет изобретателя, который,
Чертя машину, ею не мечтал
Облагодетельствовать человека,
Так нет машины, не принесшей в мир
Тягчайшей нищеты
И новых видов рабства...
Односторонняя оценка машины поэтом не случайна. Ведь горький опыт давно
— и до, и независимо от всякой кибернетики — научил людей, что любое гениальное
открытие, любое изобретение и техническое новшество могут быть одинаково
успешно использованы и на благо человеку, и во вред ему.
«Открытие цепных атомных реакций, — писал Альберт Эйнштейн, — так же
мало грозит человечеству уничтожением, как изобретение спичек; нужно только
сделать все для устранения возможности злоупотребления этим средством...
Освобождение атомной энергии не создает новой проблемы, но делает более настоятельным
разрешение старой проблемы». То же самое можно повторить и по отношению к
кибернетике. Так что страхи перед опасностями, которыми грозит человеку
«машина», обязаны своим возникновением вовсе не кибернетике как таковой.
Кибернетическая техника в этом отношении ровно ничем не отличается от любой
другой техники, и даже просто от привязанного к палке булыжника, с помощью
которого наши малоразвитые предки могли одинаково хорошо и добывать себе
пропитание, и проламывать череп ближнему.
Поэтому вовсе не «влияние некоторых фантастических сочинений» порождает
у людей опасения перед возможными последствиями развития техники и вовсе не
«бессмысленная психологическая рутина» мешает им предаваться розовому оптимизму
по поводу обещаний осчастливить мир изобретением машины умнее и сильнее любого
живого человека. У таких опасений куда более резонные основания.
Просто-напросто люди, живущие на нашей грешной земле, понимают, что кроме
добрых намерений изобретателей существует еще и упрямая действительность —
реальное человеческое общество (социалистическая и капиталистическая системы с
их противоположными интересами и устремлениями), вынужденное решать вполне
реальные, а не фантастические проблемы.
Речь, следовательно, идет вовсе не о том, чтобы запугивать людей
грядущими кибернетическими или какими-нибудь еще техническими чудищами, и не о
том, что может, а чего не может кибернетика. Допустим, что она может сделать
все, чего мы от нее пожелаем получить. Тем более важно подумать и как можно
точнее сформулировать, чего именно мы от нее хотим, чтобы потом не рвать на
себе волосы и не говорить, что нас неправильно поняли.
И постараемся по мере сил оставаться на почве твердо установленных
фактов, избегая рассуждать о том, что «может быть», а «чего не может быть
никогда». Будем рассуждать о том, что есть.
А есть — человек, способный, плохо ли, хорошо ли, мыслить. И есть
машина, мыслить пока что не умеющая. И есть проблема «Человек — Машина»,
которую можно решать и которая действительно решается нынче на земном шаре
по-разному и в теории, и на практике. Решается, само собой понятно, людьми — с
помощью или без помощи машин. Проблема, которую кибернетическая техника не
только не снимает с повестки дня, но даже ставит еще острее.
Человек, имея дело с машиной, в действительности имеет дело с другим
человеком, с ее создателем и хозяином, и Машина — только посредник между
людьми. Проблема «Человек—Машина», если покопаться в ней чуть поглубже,
оказывается на поверку проблемой отношения Человека к Человеку, или, как
выразился бы философ старой закалки, проблемой отношения Человека к самому
себе, хотя отношения и не прямого, а «опосредствованного» через Машину.
До этой истины люди докопались, однако, не сразу. Вначале им казалось,
что беды и разорение причиняет им именно Машина, и понадобилось ее разломать,
чтобы убедиться, что за ни в чем не повинной машиной прятался «машинист» —
такой же человек, как и они сами, — ее собственник, ее хозяин. Правда, урок
отсюда извлекли далеко не все, и наивное представление о Машине, как о злодее,
сохранялось еще столетия. И даже до сих пор многие люди проклинают Машину —
«Демона Машинерии», — вместо того чтобы разглядеть сквозь грозный и
непроницаемый для невооруженного глаза образ лицо своего подлинного врага. Так
возник миф о Машине-злодее, о Машине-демоне, о Машине — враге человечества.
Миф, который имеет и своих присяжных философов, и своих бардов. Уже
цитированный нами поэт восклицал:
Машина победила человека:
Был нужен раб, чтоб вытирать ей, пот,
Чтоб умащать промежности елеем,
Кормить углем и принимать помет.
И стали ей тогда необходимы
Кишащий сгусток мускулов и воль
Воспитанный в голодной дисциплине,
И жадный хам, продешевивший дух
За радости комфорта и мещанства...
Если бы поэт дожил до наших дней, он, наверное, очень сильно удивился
бы, услыхав, как люди спорят о том, поднимет или не поднимет Машина грядущего
бунт против Человека, сможет она его поработить или не сможет... Зачем же ей
поднимать бунт против Человека, когда она уже давным-давно превратила его в
своего жалкого раба и лакея? Вопрос для поэта составляла как раз обратная
перспектива: сможет или не сможет Человек сбросить с себя ярмо позорного
рабства? Сможет ли он когда-нибудь стать умнее и сильнее Машины? Или будет
деградировать и далее, а Машина — становиться все совершеннее, эффективнее и
оптимальнее, все хитрее и могущественнее?
Что ответил бы кибернетик поэту?
Он, вероятно, стал бы здесь на нашу сторону и стал бы доказывать, что
вовсе не Машина сама по себе превращает одного Человека в Раба, воспитанного в
голодной дисциплине, а другого — в Жадного Хама, продавшего свое человеческое
достоинство за радости комфорта и мещанства; что Раба эксплуатирует вовсе не
Машина, а именно Жадный Хам с помощью машин, что виной всему — не бездушная и
бесчеловечная Машина, а бездушие и бесчеловечность отношений Человека к
Человеку, внутри которых Машина и в самом деле выступает как орудие выжимания
пота и крови из живого человека. Он стал бы доказывать вместе с нами, что надо
не проклинать и ломать Машину, а надо изменить способ отношений Человека к Человеку,
который превращает одного в безмозглого раба при машине, а другого — в
бездушного, хотя и неглупого, жадного хама-лакея, на свой лад прислуживающего
Машине, хотя и думающего, что Машина служит ему...
Тут кибернетик, конечно, был бы прав против поэта. Но он вынужден был бы
тем самым признать, что, если говорить не о туманных перспективах грядущего, а
о том, что есть, поэт нарисовал очень верный и очень страшный образ, описал
совершенно реальное положение вещей, хотя объяснил его в своем описании превратно...
Ведь в науке, называемой «политическая экономия», этот образ имеет свой точный
эквивалент.
«Жадный Хам» называется в ней «владельцем капитала», «собственником
средств производства», а «раб, воспитанный в голодной дисциплине», определяется
как «владелец рабочей силы», как «наемный рабочий». Машина и тут и там
называется одинаково.
Однако политическая экономия объясняет, а не просто описывает
фактическое положение вещей. Она показывает, какая именно сила превращает
одного человека в раба, а другого — в хама при Машине. Не Машина, не сила
Машины, Сила Рынка, сила стихии купли-продажи, то есть такого способа отношений
человека к человеку, где живую плоть человека можно продавать и покупать,
одалживать и брать в долг как любую другую «вещь» — как кочан капусты, токарный
станок, киловатт электроэнергии или тонну урановой руды. Сила стихии
товарно-денежных отношений, где человек не только может, но и вынужден
продавать самого себя, силу своих рук и своего мозга другому человеку, хотя бы
и на время, а не на всю
жизнь, как в далекую пору рабовладения.
Политическая экономия ясно показала, что если| Человек продает себя,
свой мозг, свои руки и все остальные органы своего тела за деньги или за вещи
другому человеку, то он неизбежно становится Рабом этих денег и вещей, а
поскольку они принадлежат другому человеку, то — через вещи — лакеем этого
другого человека. А тогда, в итоге, получается уже совершенно логично и
неизбежно та самая картина, которую нарисовал поэт. В обществе, где
господствует частная собственность, Человек становится полным Рабом вещей,
живой труд попадает в подчинение труду «мертвому», «овеществленному» в виде
золотых монет, в виде домов, никелированных холодильников, нейлоновых
подштанников, чугунных колес, медных проводов, германиевых полупроводников,
бешено крутящихся лент конвейеров недреманных очей телевизоров, — словом, всех
тех мудреных и немудреных устройств, которые только может изобрести
человеческий гений...
И получается, что уже не Человек трудится с помощью Машины, а, наоборот,
Машина работает с помощью Человека. Не Машина служит ему, а он прислуживает
Машине. Не Человек использует Машину, ее силу и мощь, а Машина использует
Человека, потребляя его живую плоть точно так же, как и любое другое сырье, а
энергию его рук, мозга и нервов — точно так же, как она потребляет
электроэнергию или энергию расщепленного атома.
Но ведь Машина-то остается Машиной и даже делается все более
совершенной, эффективной и оптимальной, все более хитроумной и могущественной,
а Человек все больше и больше утрачивает от своих человеческих достоинств,
передавая свои способности, одну за другой. Машине... Над этим постоянно бьется
инженерная мысль.
Машина тем самым все больше и больше превращает Человека в свое
«говорящее орудие», в недостающую деталь своего механизма и заставляет его —
как и все другие детали — работать на полную катушку, на износ, до изнеможения.
И поскольку тысячи и тысячи отдельных машин связаны единством технологического
процесса в одну грандиозную Большую Машину, а Человек прислуживает лишь отдельному,
частному звену Машинерии, постольку он реально (а вовсе не в фантазии) играет
роль «частичной детали частичной машины».
Иными словами, проблема состоит, в том, чтобы Человеку возвратить
утраченную им власть над миром машин, чтобы превратить Человека в умного и
сильного Господина, и Хозяина всего созданного им грандиозного, хитроумного и
могучего механизма современного машинного производства, чтобы Человека сделать
умнее и сильнее, чем Машина.
Почему мы пишем здесь Человек и Машина, с заглавной буквы? Не потому,
что обозначаем этими терминами некоторые «определения», сконструированные нами
теоретические образы, отражающие то одинаковое, то абстрактно-общее, чем
характеризуется каждый отдельный человек и каждая отдельная машина. Нет,
Человек здесь — реальное, современное человечество, то есть вся совокупность
живых людей в их взаимных отношениях друг к другу, — совокупность общественных
отношений, завязавшихся между ними по поводу производства. А Машина с большой
буквы — опять-таки вся совокупность созданных цивилизацией машин и механизмов,
включая сюда даже и буржуазную государственную, машину.
В этом смысле «сделать Человека умнее и сильнее Машины» — означает
прежде всего разумно реорганизовать все взаимоотношения человека с человеком,
преобразовать общественные отношения между живыми людьми, между классами,
изменить способ отношений Человека к самому себе.
А эта проблема — отнюдь не морально-психологическая, какой она иногда
кажется, тем более — не техническая. Это, как показала политическая экономия,
проблема разделения труда, классовых противоположностей, проблема распределения
между людьми деятельных функций и способностей, необходимых для того, чтобы
Большая Машина современного производства работала ритмично, без кризисных
срывов, без трагических неисправностей, в результате которых она вдруг начинает
производить бедствия вместо благодеяний...
Здесь, и только здесь — в сфере взаимных отношений между Человеком и
Человеком, завязывающихся по поводу и вокруг Машины, — лежит ключ к решению
проблемы, которая на первый взгляд кажется проблемой «Человек — Машина», то
есть проблемой отношения Человека к чему-то другому (к Машине), а не «к самому
себе», если воспользоваться опять тем же старым философским оборотом речи.
Но тут мы сразу же сталкиваемся с возражением, продиктованным со стороны
того самого мифического представления, которое кратко и образно выражено
поэтом, — со стороны мифа о Машине-дьяволе. Не надо попусту пытаться изменить
отношения Человека к Человеку, завязавшиеся вокруг Машины, не надо производить
революцию в сфере общественных отношений, в сфере разделения труда, говорят нам
современные буржуазные сторонники этого мифа, это, дескать, ровно ничего не изменит,
и даже попросту невозможно. Почему? Да потому, что Машина по природе своей
такова, так уж она устроена, что люди вынуждены — если они хотят пустить ее в
ход— поделить между собою обязанности по ее обслуживанию именно так, как они и
были некогда поделены. А именно: один человек вынужден занять при ней место и
должность «раба, воспитанного в голодной дисциплине», а другой — должность
«Жадного Хама». Такого «разделения труда» требует, дескать, техническое
устройство Машины. Машина-де требует, чтобы одни люди стали «управителями», а
другие — «управляемыми», требует, чтобы умственный труд осуществляли одни, а
физический — другие. Она тем самым настоятельно требует, чтобы одни люди весь
день и всю жизнь работали «головой», а другие — «руками», и чтобы они постоянно
тренировали только нужные для этого органы своей живой индивидуальности, развивали
бы их, забыв о прочих органах.
Поэтому, дескать, именно Машина превращает одного человека в «мыслящий
мозг» (руки и ноги которого — необязательный придаток), другого — в сплошные
бицепсы, вовсе и не требующие развитого мозга. Третьего она превращает в Глазеющий
Глаз, четвертого — в Слышащее Ухо, пятого — в Вынюхивающий Нос, и так далее и
тому подобное. И само собою понятно, что Мыслящий Мозг на паучьих ножках будет
исполнять при Машине свои обязанности тем эффективнее и оптимальнее, чем меньше
он будет отвлекаться на другие, вовсе не требующиеся интересами его узкой
специальности, занятия. То же самое обязаны делать и Глаз, и Ухо, и Нос, и
Руки, которым тоже было бы полезно поделить свои обязанности между Правой и
Левой, а затем перейти к еще более дробной специализации по линии Мизинца и
Указательного, и так далее.
Поэтому, полагают сторонники упомянутого мифического представления,
профессиональный кретинизм, связанный с максимальным развитием в живом человеке
лишь одной, узкоспециализированной способности и соответствующего ей органа
тела, — вовсе не беда и не проклятие Машинного Мира, а Идеал и Добродетель. А
тот факт, что все остальные органы живой индивидуальности, которыми наградила
каждого человека Матушка Природа, остаются недоразвитыми и даже могут вовсе
отсохнуть, атрофироваться, сделаться чем-то вроде аппендикса, — нас волновать
не должен. Это — нравится нам или не нравится — неизбежная плата за
эффективность и оптимальность функционирования Большой Машины... Тот факт, что
каждый живой человек рожден с мозгом, с руками, с глазами, ушами и прочими
органами, — просто-напросто показатель неразумной расточительности Безмозглой
Природы, ненаучности конструкции человеческого организма, так сказать,
архитектурное излишество...
И надо признать, что логика такой позиции совершенно железная,
математически-строгая, неумолимая и последовательная. Раз приняты основная
предпосылка и аксиома, то все остальное может спокойно вывести любая
современная Электронно-Вычислительная Машина. Каковы же предпосылка и аксиома
такого мышления?
Представление, согласно которому Машина — Большая Машина, как
совокупность всех существующих и могущих появиться машин и машинок — есть
высшая цель, то есть самоцель истории развития человеческой цивилизации, науки
и техники, теории и практики. А Человек — живой человек, индивидуум — только
средство, только живое говорящее орудие, с помощью которого осуществляется эта
великая всепоглощающая цель. Средство, более или менее пригодное для
осуществления цели, и не более.
В философии такая позиция с некоторых пор получила наименование —
технократическая идеология.
Что же она такое? Результат простого недомыслия? Бездушная теоретическая
конструкция нравственно-неразвитого интеллекта?
Увы, нет. Если бы это было так, то к приведенным рассуждениям можно было
бы относиться с иронией. К сожалению, технократическая идеология — совершенно
точное логически-теоретическое отражение существующей еще на земном шаре
практики, теоретический рефлекс действительной формы отношений между Человеком
и Человеком, той самой формы, которую человечество либо радикально преобразует,
либо, если и не погибнет, то докатится до гораздо более кошмарных бедствий, чем
все те, которые ему уже довелось испытать, гораздо более страшных, чем все
ужасы, изобретенные авторами фантастических повестей и романов, ибо они будут
реальными, а не воображаемыми. Ведь Освенцим и Хиросима — образы гораздо более
страшные, чем любые пугательные фантазии, предназначенные для чтения в уютной
квартире.
Машинное производство, превратившееся в самоцель, ставшее «производством
ради производства», к сожалению, вовсе не фантазия, не жупел, придуманный
хулителями технического прогресса. Это — реальный принцип организации реального
производства материальной жизни людей, называемой в науке КАПИТАЛИЗМОМ, принцип
организации системы отношений Человека к Человеку, основанный на законах Рынка,
на законах купли-продажи на законе стоимости, как той высшей меры ценности и
любой вещи, и любого человека, с помощью которой определяется «выгодность» или
«невыгодность» «эффективность» или «неэффективность» всего на свете, будь то
Машина, ее продукт или Человек. Для господствующего класса в этом обществе весь
смысл деятельности заключен в погоне за прибавочной стоимостью. А тогда и на
человека приходится смотреть точно так же, как на банку ваксы, прокатный стан,
кочан капусты или барана, — смотреть с точки зрения ответа на вопрос: «Сколько
стоит?», чтобы потом решать, куда выгоднее вкладывать деньги и усилия, — в
живого человека (то есть в его образование, здоровье, в условия его быта и
развития), или же — в железо, полупроводники, счетно-вычислительные машины,
чтобы получить поскорее максимальный эффект в виде «продукта», то есть в виде
вещей, измеряемых опять-таки в тех же самых единицах, все той же мерой
стоимости — деньгами: долларами, фунтами или лирами.
Политическая экономия доказала, что пока отношения человека к человеку
«опосредствуются» и устанавливаются через «свободный» Рынок, через игру
рыночных цен, до тех пор в мире будет господствовать нелепый принцип «производства
ради производства», а живой человек будет играть незавидную роль детали этого
производства.
И до тех самых пор «наиболее выгодным и оптимальным» способом
использования Человека в процессе Машинного Производства останется его
использование в качестве «частичной детали частичной машины», в качестве
Мыслящего Мозга на паучьих ножках и с паучьими ручками и даже вовсе без них, в
качестве Безмозглой Руки, Подслушивающего Уха, Бегающих Ног и тому подобных
кошмарных образов. Иными словами, до тех самых пор наиболее выгодным и
эффективным способом «использования» Человека в процессе Машинного Производства
останется его использование в виде максимально узкого (и потому максимально
«совершенного» в своем роде) профессионала, в виде пожизненного лакея или в
виде пожизненного математика, в виде чиновника узкоспециализированного
ведомства или в виде логика...
Об этом-то и пытались мы рассказать в нашей сказке. Так что сказка —
совсем не про Машину, будь то кибернетическая, докибернетическая или
сверхкибернетическая. Она — про Человека, хотя Человеку в этом сказочном мире
вовсе места и нет. И все-таки именно он является главным (и даже единственным)
действующим лицом, роль которого исполняют машины, распределившие между собой
отдельные функции и гримасы изображаемого ими персонажа.
Машины, правда, могут про это обстоятельство забыть, несмотря на их
удивительно совершенные запоминающие устройства, могут вообразить, что они
играют самих себя, и только самих себя, и что разыгрывается вся трагедия
Машинного Производства ради самого Машинного Производства. Могут и среди людей
найтись такие, которые впадут в ту же самую машинную иллюзию. «Человеки»,
которые вместо того, чтобы на Машину смотреть глазами Человека и видеть в ней
средство и орудие Человеческой Разумной Воли, станут на Человека взирать с
точки зрения интересов Машины, Глазеющими Глазами Машины, и видеть поэтому в
нем не живого человеческого индивида, создателя и творца всего машинного мира,
выпустившего — увы — бразды управления машинным миром из своих слабых рук, а
всего-навсего одну из возможных машин, лишь деталь машинного мира.
Так что если сказка показалась заслуживающей внимания, если в этой главе
удалось показать, что мораль в басне есть, что кроме лжи сказка содержит в себе
все-таки еще и намек, и что намек относится к весьма серьезным вещам, то
придется пуститься в более продолжительное и, может быть, не такое веселое
плавание по морям и волнам научно-теоретической терминологии.
И поскольку басня наша, в отличие от большинства басен, имеет в виду не
отдельные бросающиеся в глаза недостатки, а представляет собой попытку
разобраться в проблеме принципиальных недостатков и достоинств Человека с
большой буквы и Машины с большой буквы, постольку, в отличие от обычных басен,
где мораль прекрасно умещается в одну строчку, в один афоризм, мораль окажется
здесь — увы — гораздо длиннее текста самой басни. Соблюсти законы жанра тут не
удастся.