ИДЕАЛЫ И
ИНТЕГРАЛЫ
Вчера я опять поругался с Адам Адамычем.
— Вы реакционер, — сказал он мне на прощание, — философ вы, луддит
новоявленный!
А это все слова, как вы понимаете, очень обидные. Луддитами называли
себя некогда ломатели машин, видевшие в станках, которые ткали ситец быстрее и
лучше, чем их умелые руки, своего смертельного врага, бездушного
конкурента-разорителя.
Дело в том, что Адам Адамыч изобретает мыслящую машину умнее человека. А
мне такая затея почему-то ужасно не по душе. И в этих моих настроениях Адам
Адамыч усматривает ни много ни мало как отрицание кибернетики вообще, которое в
его глазах оказывается чуть ли не неизбежным выводом из философии. Он и не
подозревает, что тем самым преступает границы подлинной кибернетики, так .же
как некогда преступали границы научной философия те философы, которые объявляли
кибернетику лженаукой.
— Мало ли чего Вам хочется? — отвечает мне Адам Адамыч, когда я говорю,
что мне хочется, чтобы человек был умнее машины. — Вбили вам в голову, будто
человек — венец творения, предел совершенства. Тоже мне предел. Вы систему,
уравнений с пятью неизвестными целый день решать будете, да еще и ошибок
наделаете. А мой Интеграл за полминуты с сотней-другой управится.
И Адам Адамыч снисходительно на меня .поглядывает.
— Да, но Бах, но Блок, — как умею, отбиваюсь я, — ведь не может же
машина...
— Хватит, хватит, — обрывает Адам Адамыч.— Вчера мой Интеграл выдал
«Интегральную фугу». Это, правда, пока еще не Бах, но все же. Если учесть что
ему всего полгода... Ваш возлюбленный Бах в его возрасте...
Здесь голос Адам Адамыча становится тихим и ласковым, а взор —
задумчивым и нежным. Некоторое время мы молчим и не пререкаемся. Отцовские
чувства Адам Адамыча мне понятны, и у меня пропадает охота спорить. Но это —
эмоции. А эмоций Адам Адамыч не любит. Он ценит только математически строгие
выкладки и хочет одержать верх по всем правилам логики.
— Вы должны понять, что человек — тоже машина, и что машины могут быть
разные, Что мы называем машиной? Как известно, в кибернетике машиной называют
систему, способную совершать действия, ведущие к определенной цели. Значит, и
живые существа, человек в частности, в этом смысле являются машинами. Нет
никаких сомнений в том, что вся деятельность человеческого организма представляет
собой функционирование механизма, подчиняющегося во всех своих частях тем же
законам математики, физики и химии, что и любая машина.
— Да, но всё-таки человек качественно отличается...
— Вот-вот. Затвердили свое — качественно, качественно! Отсюда отнюдь не
следует, что с помощью мышления, происходящего в мозгу, нельзя постичь тайны
самого мышления и воспроизвести его аналог: создать аппарат — электронный,
белковый или какой-либо другой, имитирующий черты мозга, существенные для
процесса мышления. Сомневаться в возможности познания процессов мышления —
значит сомневаться в познаваемости мира! А за вашим «качественным отличием»
кроется просто старинная вера в некое сверхъестественное, если хотите,
божественное чудо сотворения мыслящей материи. Уши всем вы прожужжали этим
«качеством»!
— Адам Адамыч, согласен с вами. Давайте называть «машиной» систему,
способную совершать целесообразные действия. Тогда человека и в самом деле
придется считать машиной. Но как мы станем называть другие машины — скажем,
вашу «Волгу», мою пишущую машинку, электровозы, прокатные станы, токарные
станки? Ведь никаких целесообразных действий они совершать неспособны, и, следовательно,
машинами их назвать нельзя! Знаете, давайте-ка назовем их «человеками» — благо,
это наименование кое для кого осталось «безработным» с тех пор, как они
человека прозвали машиной...
— Вы опять за свое. Качественные отличия, цель, разум, воля, идеальное,
возвышенное, привлекательное, трогательное! Цветочки-незабудочки! Поэзия,
беллетристика! Тысячи лет стараетесь, а ни одного из этих понятий точно
определить не смогли. Тоже мне, язык науки! Сами не знаете, о чем говорите! Все
зависит от того, что понимать под словами «мыслить», «цель» и так далее.
Срисовали вы их смысл с человеческих образцов, вот и молитесь на самих себя,
прикрываетесь насильственно ограниченным пониманием терминов. А почему не может
быть мышления, совсем не похожего на ваше? Привыкли все понимать по своему
образу и подобию! А в век космонавтики не праздно предположение, что нам, возможно,
придется столкнуться с другими живыми существами, весьма высоко Организованными
и в то же время совершенно на нас непохожими. Ни в чем: Как вы узнаете,
способны или неспособны они мыслить, присущи им или не присущи эстетические
переживания, идеалы красоты и прочее? А почему бы, например,
высокоорганизованному и мыслящему существу не иметь какого-нибудь совершенно
неожиданного для нас внешнего вида? Почему бы ему не походить на осьминога, на
грибы, на океан, на плесень, распластанную на камнях далеких планет, наконец?
Непременно у него должен быть нос и два глаза? Бедновата, очень бедновата у вас
фантазия…
— Адам Адамыч, а почему бы тогда не иметь ему, и вид камней? И чем наши
камни хуже марсианских? Вдруг они тоже умнее нас, только притворяются? Почему
вы не заподозрите телеграфный столб в тайном пристрастии к мышлению? Что вы
сами-то понимаете под мышлением? Под целью? И потом. Ведь оперируя всеми этими
терминами, вы вторгаетесь в сферу философии. И раз вы уж начали философствовать,
то...
Вот тут-то Адам Адамыч на меня и рассердился.
— Сами вы философ, — сказал он, — все, что вы говорите, — поэзия,
беллетристика! А тут — наука! И не лезьте не в свое дело! Рассуждайте себе на
здоровье про свои идеалы, а понятия науки будем определять мы. На
естественнонаучном уровне строгости, заметьте себе. Вот подрастет Интеграл, мы
и поручим ему очистить язык науки от всех ваших философских двусмысленностей!
Это будет точный, однозначный, новый язык! Он вам не даст возможности глупо
острить и каламбурить! А что касается мыслящей машины, так мы ее сделаем,
будьте спокойны. Мышление — материальная функция материального органа, мозга,
которую можно до конца познать и затем воспроизвести искусственно. И не будем
повторять всех тех недостатков, которыми отличается живой мозг. Искусственный
мозг будет совершеннее нашего с вами!
Что я ему мог ответить? В его словах была своя правда, своя логика,
такая же железная, как в бесстрастных выкладках Интеграла, который стоял рядом
и без. устали подмигивал мне сотнями своих кругленьких светящихся глаз.
А на моей стороне было только какое-то неприятное чувство, шептавшее
мне, что тут все-таки что-то не так. Но что именно? Почему меня не, только не
воодушевляют, но даже раздражают, возмущают вдохновенные мечтания Адам Адамыча
о машине, которая рано или поздно научится; и в шахматы играть изобретательнее
Петросяна, и производством управлять разумнее, чем Госплан, и музыку сочинять
прекраснее музыки Моцарта? Почему? А вдруг я и в самом деле косный консерватор,
враг технического прогресса, луддит кибернетической эры? Вдруг я и в самом деле
просто-напросто опасаюсь, что вызовут меня в один прекрасный день в отдел
кадров и скажут, стараясь не смотреть мне в глаза: знаете, дорогой товарищ, мы
к вам претензий не имеем, но... Прислали нам вчера устройство такое, разумное,
дисциплинированное. Капли в рот не, берет, не пререкается ни с, кем, знай
работает себе да работает. Что ему запланируют, то и пишет. Умница. И куда вас
теперь девать — тоже заодно у него спросим. Оно уже не ошибется, все учтет, не
то что мы, грешные.
Неприятно? А
что поделаешь? Что могут поделать эмоции против логики? Наука... Математика, кибернетика.
Эффективность, оптимальность, информация, обратная связь. Черный ящик. Вроде бы
все складно, логично... Нет, не могу вдохновиться эдаким. Чего-то здесь очень
важного недостает. Чего? Попробую-ка разобраться.