Е. К. Сметанин. С чего начать?
Начало Вверх

Е. К. Сметанин

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Наше отечество впервые в истории человечества создало нерелигиозное, почти полностью светское государство. Более семи десятков лет XX века оно показывало в этом пример всему мировому сообществу. Что позволило в большинстве цивилизованных стран совершить поистине революционный рывок в научно-техническом прогрессе, избавить значительную часть населения планеты Земля от множества застарелых предрассудков, иначе посмотреть на роль человека в эволюционном процессе. Ныне не так уж и часто встретишь желающих оставаться чьими-либо рабами, даже ради позы.

К сожалению, слишком примитивное понимание методов и средств строительства нового общественного порядка, нарушение объективных экономических закономерностей, ошибки в национальном вопросе, пренебрежение правом привели к дискредитации замечательных идей – социального равенства людей, независимо от происхождения и положения, братства между народами и свободы человека. Немало наших соотечественников потеряло общезначимые и личные ориентиры, т.е. смысл жизни. А этим не замедлили воспользоваться самые консервативные круги, почти три четверти века отставленные от кормила власти. Они вытащили из небытия, а вернее из анабиоза, религию и противопоставляют ее всему тому, чего действительно доброго и нетленного добилась наша Родина. Более того, они вскармливают очухавшихся клерикалов и возводят их в духовные лидеры вчера еще безбожной страны. Ну а те – не будь дураками – чисто по мирскому разворачивают строительство… теократического государства!

Все это уже отбросило наше отечество от передового светского мира куда-то во мрак средневековья, где бродят голодные Иран и Афганистан, не зная, на чем сорвать злость, и жируют на дармовой нефти Арабские Эмираты, Саудовская Аравия и Кувейт.

Глубоко заблуждаются те, кто решил разыграть религиозную карту. Ничего им не даст “духовное возрождение России”. Клерикалы – тоже люди и тоже понимают, что сулит им власть, причем власть всеобщая – над страной и душами. Только возьмут в свои далеко не слабые руки, как покажут и кузькину мать и свое понимание демократии, свободы слова, прав человека.

Как пробалтывается, пожалуй, самый либеральный из руководителей РПЦ, председатель Отдела внешний церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: “Церковь пребывает над всеми государственными устроениями. Потому что, согласно Священному Писанию, наиболее совершенной формой власти является теократия. В ветхозаветные времена таковым было правление судей в Израиле, управлявших народом от имени Бога. Позднее появилась монархия, которая, несомненно, является богоучрежденной формой правления” (Доклад “Роль Русской Православной Церкви в жизни общества. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви” на Международном симпозиуме “Религия в современном обществе”. РАН 30-31 октября 2000 г.).

Религию отнюдь не зря назвали “опиумом народа”. Сей древний наркотик, поначалу глуша боль и беспокойство, погружая человека в безмятежность и галлюцинации, в конечном счете, разрушает организм, приводит его в абсолютную непригодность для любого сопротивления.

Религия – смесь древних мифов и весьма субъективных понятий, предрассудков и продуктов больного воображения – за тысячелетия внедрения в сознание людей закрепилось на уровне мировоззрения, стало не только привычкой, но и образом жизни. С помощью наиболее талантливых творцов рода человеческого, уверовавших в ее “вечные истины” или просто нанятых церковниками, она обрела и благообразие, и глубину, эстетическую красоту и “железную логику”, которую не сразу и расколешь.

Многие века религия заменяла собой все виды интеллектуальной деятельности, играя роль и исследователя окружающего мира, и толкователя этих исследований, носителя культуры и хранителя ее ценностей.

Она выступала как духовник, как блюстительница морали и нравственности, как судья в последней инстанции, как благословительница на “праведные дела”.

Усилиями ее миссионеров создавались грамота и литература отдельных наций и в определенных пределах поддерживалась грамотность. Ее понятиями, сюжетами и образами пропитана мировая гуманитарная культура. Однако, не надо принимать эту порой блестящую форму за действительно полезную, прогрессивную деятельность по развитию человека и человечества. Религия всегда уводит усилия людей в сторону от насущной цели: выживание в меняющихся условиях, создания нормальных благоприятных условий для проявления лучших человеческих качеств, наиболее правильного объективного познания окружающего мира, гармоничного сочетания человека с другими людьми, его потребности с этим миром. Взамен религия подсовывает мистику, догматизм, необходимость воспринимать “откровения” своих “отцов” некритически, путем зазубривания и начетничества. Если что и выгодно выделяет ее (и подкупает даже великих скептиков) – это: обращение непосредственно к человеку, к его внутреннему миру, чего, откровенно говоря, не сумели добиться ни естественные науки, ни философия, ни – в большинстве случаев – даже общественно-политические дисциплины. Но столь замечательная находка шаманов, жрецов, служителей культа и вообще клерикалов используется для завоевания власти (хотя эти “небожители”, доводя себя в пляске до экстаза, гадая по внутренностям животных или воздевая руки в молитвах, не брезгуют и земными дарами, – на манне небесной долго не протянешь).

Да, на каком-то этапе развития человечества религия помогла своими сказками пробудить у homo sapiens воображение, способствовала выработке понимания, что такое добро и зло (в широком морально-этическом смысле). Только тот этап давно прошел. И, если наши дети довольно быстро избавляются от представлений, что деды морозы и снегурочки, являющиеся на Новый год, не всамоделешные, то мы, и поседев, продолжаем верить в присутствие сверхъестественной силы, в существование потустороннего мира, в наличие у каждого из нас души… Эта и прочая клерикальная бредь разоблачаются серьезной наукой. Просвещение на реальных фактах показывает естественное происхождение человека… Увы, весьма немалая часть человечества продолжает придерживаться детских верований и предрассудков. Более того, самые “продвинутые” верующие, сменив лабораторный халат на поповскую рясу, пытаются опровергнуть данные наук наукообразными откровениями о конце света, об остатках ноева ковчега, о возможности взвесить душу, наконец, о том, что все естественнонаучные законы найдены и записаны в священные книги и что не деется, - от творца и происходит благодаря его промыслу.

Нет спору религия – культура. Но весьма своеобразная, ограниченная культура, несущая одну функцию: внедрить свои “вечные истины” в сознание людей, вбить их так, чтобы самим верующим казалось, это – их мысли, их собственное мировоззрение.

Очень тонко чувствующие (в силу профессиональной специфики), однако часто весьма невежественные в общем и тем паче в естественнонаучном образовании деятели искусства (и художественной литературы) охотно клюют на приманки религии. А ту постоянно окружает некая таинственность. Мистика так и прет из всех углов. Не ритуал, а целый театр… К тому же торжественный церковно-славянский в русской церкви (хотя и малопонятный) или латинский у католиков и арабский у мусульман (совсем не понятный обычному смертному) прямо-таки возбуждают творческий порыв.

Но преувеличенно восторженные деятели как-то забывают то, что отношение церкви – носительницы религии – во все века было не столь однозначно, как представляется, скажем, при посещении храма высокой работы лучших мастеров архитектуры, строительства, росписи, скульптуры. Русская православная и католическая церкви преследовали театр как бесовское занятие, народные представления как мерзость хулиганства. Мусульманство не признает изображение не только ликов, но и предметов вообще.

Полностью отказаться от искусства церковь не могла. Художники создавали красоту и тем привлекали народ. Певцы и музыканты манили своими звуками. Тут церковь выступала как покупатель, диктуя обязательные “уставные” нормы религиозного искусства. И те, кто продавал собственное творчество, старался, доводил себя молитвами и постами до белого каления, входил в определенное состояние и создавал шедевры. Но не дай бог, ему было ошибиться с требованиями канона. Его самого и его работу смешивали с грязью. А искусство вне стен храмов лишали свободы отображения мира, легкого полета воображения. И такое искусство не должно было выходить за рамки религиозные доктрин. Это убивало искусство на корню, делая его однообразным и заранее неживым, что полностью расходилось с намерениями больших и талантливых его творцов.

Что значит наступать на горло собственной песни, знает каждый художник. Но почему-то забывает.

Религия, предъявляя жесткие требования к творцам искусства, лишает их свободы самовыражения, собственного поиска правды и гармонии. Если, конечно, допускает художественное творчество. В принципе же, она не признает искусство за искусство. Фундаменталисты практически всех концепций преследуют до сих пор как отдельные проявления художественного творчества, так и вообще стремление к светскому искусству. Они признают только свое церковное искусство.

Клерикалов буквально распирает от того значения, какое, по их мнению, приобрела их церковь во внедрении морали и нравственных устоев. Только за две тысячи лет торжества веры что-то мало изменилось во взаимоотношениях людей между собой. Нет, они не испражняются на улицах и не занимаются сексом на глазах у всех. Но стоит только запахнуть выгодой или защемит обида, самые “культурные” теряют человеческий облик и со всем знанием современной техники и умением ею пользоваться изничтожают друг друга. А если вспомнить какое сопротивление оказывали (и оказывают) консервативные (и в первую очередь клерикальные) круги всякому прогрессу, то можно представить, как задержала развитие человечества церковь.

Не стоит удивляться двойственности воздействия веры, религии, церкви на общественную жизнь. Они – производные человеческой деятельности, человеческого ума и заблуждения. “Ни бог, ни царь и ни герой” их не придумали. Да вот отрицательных моментов в них гораздо больше, чем положительных. Уже потому, что клерикалы взяли свои откровения с неба (т.е., как говорят, “с потолка”) и, превратив их в догмы, в каноны среди стремительно меняющейся жизни, сами себя загнали в угол. Теперь приходится выкручиваться, бормотать нечто туманное, необязательное или действовать обманом, угрозой или насилием.

Проблема взаимоотношения государства и церкви уже была решена, по видимому, оптимальным образом благодаря одному из первых декретов Временного правительства в 1917 году. Тогда церковь была отделена от государства. Советская власть, пришедшая на смену временной, едва ли не поставила церковь вообще вне закона из-за массовой открытой поддержки ею контрреволюции. Позднее единственно оптимальная форма взаимоотношения была возвращена. Однако на местах и в центре было немало фактов вандализма, разрушения культовых сооружений, необоснованных преследований искренне верующих. Это отозвалось через годы, когда был исчерпан потенциал величайшего рывка и стали теряться общественно-значимые ориентиры. Немало народу настроилось на религиозные ценности. Дети коммунистов, выпускники советских школ заполнили храмы, стали каяться за своих “безбожных” предков, исполнять церковные ритуалы.

Точку поставил инициатор развала нашей общей Родины господин Ельцин. Не найдя в своей борьбе за власть ничего лучшего, он не только оперся на религию, но и возвел титульную церковь (РПЦ) в духовные лидеры страны. Сделал это вопреки положениям Конституции, созданной специально под него. Понятно, что в регионах местные национальные князьки воспользовались его примером и возвели в духовные лидеры свои титульные церкви.

Клерикалы всех конфессий и мастей не отказались от щедрой милости новых власть предержащих господ. Начав с освоения возвращаемых им культовых зданий и ритуальной утвари, они вошли во вкус и принялись вмешиваться в светскую жизнь, перестраивать ее по собственному разумению и на церковный лад. Они добились получения общенародных средств на восстановление и реконструкцию зданий церковного назначения, закрепили землю под этими зданиями за собой. А бесчисленные холуи из ельцинского окружения в порыве “раскаяния” развернули встречное строительство новых культовых сооружений при министерствах, да и в каждом районе на видных местах. И строительство опять-таки за счет государственного бюджета в самое напряженное для него время. Так возник из небытия новострой храма христа. В его возрождение столичным правительством были убуханы фантастические суммы. Его возводили из самых качественных материалов, завозимых часто из-за рубежа. Его украшали лучшие мастера, да и строился он давно забытыми в нынешние времена темпами. Откровенно говоря, получилось чудище, которое давит бетонной помпезностью и позолоченным медным куполом. Ну, да это дело вкуса. Поразительно другое. Великая стройка клерикализма разворачивалась за счет благоустройства города, зарплаты учителей, врачей и пенсий ветеранов. Разворачивалась она и на фоне разрушения главной библиотеки страны (бывшей Ленинской). До сих пор наиболее красивое здание комплекса библиотеки – дом Пашкова, которое высится как раз напротив въезда в Кремль через Боровицкие ворота на Ваганьковском холме, смотрит на въезд теперешних “членовозов” огромными глазницами окон, заделанными кровельным железом. Да и сам библиотечный комплекс разрушается от вибрации последней линии метро, подведенной под холм.

Объединенными усилиями вдруг уверовавших в бога чиновников и окрыленных открывшимися возможностями клерикалов религия хлынула в нашу жизнь.

Предстоятель РПЦ уже диктует, что надо показывать по телевидению, а что нельзя (вспомните нашумевшую историю с фильмом Скорсезе “Последнее искушение Христа”, а сколько подобных историй случалось без шума и с большим эффектом). Целый год русско-православная околоцерковная общественность дискутировала вопрос о том, можно ли присваивать верующим индивидуальные налоговые номера (ИНН) и чуть не сорвала это необходимое государственное мероприятие. Но все-таки по ее требованию были сняты номера с транспортных маршрутов, билетов и т.п., состоящие из трех шестерок (“числа зверя”)!

И с таким “багажом” церковь лезет в светское государственное образование, в науку, в повседневную жизнь. А ее притязания поддерживают и проталкивают такие государственные чиновники, как министр образования, президент Российской академии наук, ректор МГУ, глава академии образования.

За какой-нибудь десяток лет церковь в России при участии нынешней власти, клявшейся создать свободное, демократическое государство, уважающее права человека, стремящееся к гражданскому открытому обществу, превратилась в решающую (и страшную) силу.

А, учитывая ложность ее “вечных истин”, нетерпимость к несогласным с ее догматами и канонами, крайнюю субъективность в истолковании явлений окружающего мира, да и тот “хвост” консерватизма и естественнонаучного невежества, которое тянется за ней, можно представить, что ждет всех нас, если мы вновь реально не отделим эту организацию от государства.

Сегодня церковь в России рвется к власти, почувствовав слабину государства. Пока последнее путается в “национальных идеях”, не может определиться в экономике, разбирается в “структурах и вертикалях”, первая шаг за шагом захватывает плацдармы, берет в свои руки ниточки управления.

Пора выйти из детского “сказочного” возраста. Пора по-взрослому объединиться в сопротивлении уже не средневековому, а нынешнему мракобесию. Для этого предлагается самое элементарное: в определенный день и час (скажем в первое воскресение каждого месяца, в 12 часов местного времени) собираться в центральной точке данного населенного пункта, знакомиться друг с другом, искать общность взглядов и пытать выходить через Интернет и электронную почту к единомышленникам из других районов и областей России. А чтобы узнавать друг друга при встрече, было бы неплохо иметь свой условный знак, например, вечно зеленую (в условиях России) веточку дерева из хвойных пород – ели, сосны, кедра, пихты, а также можжевельника, кедрача и т.д. в руках и на груди.

Яндекс.Метрика

© (составление) libelli.ru 2003-2020