Абсолютная идея есть прежде всего единство практической и
теоретической идеи и, следовательно, вместе с тем единство идеи жизни и идеи
познания...
Абсолютная идея есть для себя, потому что в ней нет ни
перехода, ни предпосылок и вообще никакой определенности, которые не были бы
текучи и прозрачны; она есть чистая форма понятия, которая созерцает свое
содержание как самое себя. Она есть свое собственное содержание, поскольку она
есть идеальное различение самой себя от себя, и одно из этих различений есть
тождество с собой, которое, однако, содержит в себе тотальность форм как
систему содержательных определений. Это содержание есть система логического.
Гегель Г. Энциклопедия философских наук: в 3-х т. Т. 1. - М., 1974. - С.
419-421.
Эта наука постольку представляет собой единство искусства и
религии, поскольку внешний по своей форме способ созерцания искусства, присущая
ему деятельность субъективного созидания и расщепления его субстанционального
содержания на множество самостоятельных форм, становится в тотальности религией..
В религии в представлении развертывается расхождение и опосредствование
раскрытого содержания и самостоятельные формы не только скрепляются вместе в
некоторое целое, но и объединяются в простое духовное созерцание и, наконец,
возвышаются до мышления, обладающего самосознанием. Это знание
есть тем самым познанное посредством мышления понятие искусства и
религии, в котором все то, что различно по содержанию, познано как необходимое,
а это необходимое познано как свободное.
Соответственно этому философия определяется как познание
необходимости содержания абсолютного представления, а также необходимости обеих
его форм, — с одной стороны, непосредственного созерцания и его поэзии, как
равным образом и объективного и внешнего откровения, которое предполагается
представлением, а с другой стороны, прежде всего субъективного вхождения в
себя, затем также субъективного движения вовне и отождествление веры с
предпосылкой. Это познавание является, таким образом, признанием этого
содержания и его формы и освобождением от односторонности форм, возвышением их
до абсолютной формы, самое себя определяющей как содержание, остающейся с ним тождественной
и в этом тождестве представляющей собой познавание упомянутой
в-себе-и-для-себя-сущей необходимости. Это движение, которое и есть философия,
оказывается уже осуществленным, когда оно в заключение постигает свое
собственное понятие, то есть оглядывается назад только на свое же знание.
Гегель Г. Энциклопедия философских наук.
Т. 3. - М., 1977. - С. 393, 394.
Относительно истории философии нам раньше всего может прийти в
голову мысль, что в самом этом предмете содержится явное внутреннее противоречие.
Ибо философия хочет познать неизменное, вечное, сущее само по себе; ее цель —
истина. История же сообщает о том, что существовало в одно время, а в другое
время исчезло и вытеснено другим. Если мы исходим из того, что истина вечна, то
она не входит в сферу преходящего и не имеет истории. Если же она имеет
историю, то, так как история есть лишь изображение ряда минувших образов
познания, в ней нельзя найти истину, ибо истина не есть минувшее.
Деяния, которыми занимается история философии, так же мало
представляют собой приключения, как мало всемирная история лишь романтична; это
не просто собрание случайных событий, путешествий странствующих рыцарей,
которые сражаются и несут труды бесцельно и дела которых бесследно исчезают; и
столь же мало здесь один произвольно выдумал одно, а другой — другое; нет: в
движении мыслящего духа есть существенная связь, и в нем все совершается
разумно. С этой верой в мировой дух мы должны приступить к изучению истории и,
в особенности, истории философии.
Гегель Г. Лекции по истории философии // Сочинения. Т. 9.
Кн. 1. - М., 1932. - С. 15-25.
Абсолютное знание есть понятие, имеющее предметом и содержанием
само себя и являющееся своей реальностью.
Путь, или метод, абсолютного знания является столь же
аналитическим, сколь и синтетическим. Развертывание того, что содержится в
понятии, анализ, представляет собой обнаружение различных определений, которые
содержатся в понятии, но, как таковые не даны непосредственно, и,
следовательно, является одновременно синтетическим. Выражение понятия в его
реальных определениях вытекает здесь из самого понятия, и то, что в обычном
познании образует доказательство, является здесь возвращением перешедших в
различие моментов понятия к единству. Последнее является благодаря этому тотальностью,
наполненным и превратившимся в свое собственное содержание понятием.
Гегель Г. Философская пропедевтика // Работы разных лет: в
2-х т. Т.2 .— М.,1971. — С. 146, 147.