Галерея святых или Исследование образа мыслей, поведения, правил и заслуг тех лиц, которых христианство предлагает в качестве образцов.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
Глава вторая. ГЕРОИ И СУДЬИ ИЗРАИЛЯ: ИИСУС НАВИН, ИЯИЛЬ, ИЕВФАЙ, АОД, САМСОН И ДРУГИЕ.
Вожди, боговдохновенные и святые сменившие Моисея в управлении израильским народом верно шли по его стопам и приноравливались к жестокому характеру этого бесчеловечного законодателя в истории этого “избранного богом” народа мы видим лишь длинный ряд разбойников, обманщиков, преступников, прославившихся своими жестокостями, насилиями, изменами, мошенничествами, вызывающими возмущение у всякого человека, не предубежденного под влиянием гибельных предрассудков в пользу святой морали.
Первым из преемников Моисея Библия выводит Иисуса Навина. Он был доверенным лицом законодателя который при жизни своей назначил его командиром над израильтянами, оставив его, однако, в распоряжении жрецов, бывших всегда истинными господами над невежественным и ослепленным суевериями народом. Книга носящая имя еврейского героя, считается боговдохновенной, хотя подлинный автор её неизвестен. Одни приписывают её Иисусу Навину, другие говорят, что она сочинена Ездрой. Однако первое мнение наиболее общепринято среди талмудистов и христианских богословов. Им ведь очень хотелось доказать, что книга боговдохновенна ну, а если приписываемые Моисею книги—продукт божественного откровения, то и книга Иисуса Навина может с таким же правом претендовать на это, поскольку она рисует бога теми же красками и рассказывает с похвалой о бесконечном множестве поступков, против которых возмущается и разум и нравственность.
Действительно, Иисус Навин оказывается храбрым разбойником, находящимся в подчинении у трусливых жрецов. Именем господа он с большим успехом совершает несправедливые завоевания, истребляет и разоряет соседние евреям народы, овладевает их наследием, совершает вероломства и жестокости, от которых содрогается человечество, но которым бог, однако, содействует бесчисленными чудесами. Для такого-то героя, согласно “священному” писанию, всемогущий остановил бег солнца, которое, как известно, не движется, и луны. И все это лишь для того, чтобы дать Иисусу время уничтожить неприятеля, то есть законных владельцев страны, ханаанеян, которые защищались против преступных грабителей, взявшихся истребить и ограбить их именем неведомого бога. В числе других подвигов Иисус покоряет Иерихон, стены которого чудесным образом пали при звуках труб левитов. Однако бог, сыпавший чудесами ради этого героя, разрешил ему использовать с успехом услуги проститутки по имени Раав, которая путем предательства, достойного женщины этого сорта, облегчила поход израильтян против её родного города. Иисус Навин, 2—4. Эта святая изменница удостоилась похвал отцов церкви за свое предательство, христианский бог Иисус Христос произошел от этой благочестивой куртизанки, славное имя которой мы находим в его генеалогии. Матфей, 1, 5.
Несмотря на формальные обещания всевышнего отдать евреям Ханаанскую землю, вопреки часто повторяемым приказаниям истребить её обитателей, вопреки покровительству бога, вопреки чудесам, которые он творил для них на каждом шагу, они сумели создать довольно хилые государственные образования лишь силою оружия. Если они кое-когда и имели успех, то часто терпели поражения и попадали под иго народов, не расположенных следовать предначертаниям бога и дать себя убивать и грабить в угоду ему. В течение долгого времени израильский бог не мог устоять против языческих богов, и вследствие этого избранный народ часто оказывался в рабстве у ненавидимых Иеговой царей и народов.
Этот столь могущественный бог возвеличивал иногда освободителей Израиля. Мы редко видим, чтобы они имели успех благодаря своей доблести. Обычно они прибегали к хитростям, обману и даже преступлениям, противным международному праву. Так, Ияиль вопреки священному праву гостеприимства, уважаемому всеми языческими народами, самым жестоким, подлым и предательским образом убила неприятельского полководца Сисару, которого она пригласила и приняла у себя. Израильтяне воздали благодарность своему богу за эту гнусную измену. Библия сохранила красивую песню, которую пророчица Дебора сложила по этому поводу. Судей, 4—5. В числе освободителей, которых давал бог своему народу, мы встречаем имя некоего Аода или Эгуда. Сумев войти в милость к своему царю Еглону, он использовал его расположение, чтобы убить его в его кабинете. Судей, 3. Этим он, очевидно, подал пример многим фанатикам-христианам, которые не останавливались перед тем, чтобы поднять руку убийцы против государей, которых они считали неугодными церкви и, следовательно, недостойными жить. В самом деле, правила, которые осуществил на практике цареубийца Аод, были преподаны христианам богословами, установившими, что государь — еретик или не покоряющийся церкви тем самым становится тираном и избавиться от него — дело похвальное. Всем известно, какие опустошения произвели на земле эти принципы, согласно которым каждый набожный фанатик становится вершителем судьбы государства. Всякий священник имеет возможность побудить верующего преступника на покушение, которое он считает полезным.
Таково действие преступлений, одобряемых в книгах, которые считаются священными. Иным оно и не может быть. Святоша, исполненный веры, должен без зазрения совести совершить убийство, раз он считает, что бог мог предписать и одобрить убийства.
Среди вождей Израиля мы находим и дочереубийцу Иевфая. Вследствие безумного обета, который он считал для себя обязательным, этот благочестивый еврей приносит в жертву собственную дочь. Он воображает, что этим он угодит своему богу. Ведь евреи всегда рассматривали своего бога как кровожадного тирана, милость которого можно заслужить злодеяниями. Судей, 11. Христианские святые отцы имели наглость оправдывать мерзкий поступок Иевфая; обуреваемые тем же духом, что и евреи, они утверждали, что нарушить такой обет было бы более преступно, чем его исполнить. Вот какие “здравые” мысли о нравственности, и в частности отцовской любви, способна внушить Библия.
Ничего более поучительного мы не видим в образе действий другого библейского героя, Самсона, которого можно было бы назвать еврейским Гераклом. Судей, 16—17. Герои этот, как и его греческий собрат, отличался крайне испорченным характером и необычайной силой. Женщина дурного поведения, по имени Далила, с которой у него была преступная связь, выдала его филистимлянам, властвовавшим тогда над евреями. Эти язычники наказали Самсона за его мятежи и за его дурные шутки, которые он с ними сыграл не раз: они выкололи ему глаза и приставили его вертеть мельницу. Комментаторы утверждали, будто филистимляне, чтобы получить потомство от этого необыкновенного человека, предоставили ему женщин своей страны и создали ему гарем. Как бы то ни было, когда нашему распутному герою надоел плен, он, чтобы отомстить филистимлянам и положить конец своим страданиям, прибегнул к самоубийству. Охватив руками колонны храма, где собрался народ, он потряс их с такой силой, что своды обрушились и задавили его самого со всеми находившимися вблизи. “Священное” писание нисколько не порицает этого покушения на самого себя (а ведь теперь христианство его осуждает), и даже замечает, что умирая Самсон погубил больше филистимлян, чем за всю свою жизнь.
Став благодаря противообщественным принципам своей религии неукротимыми фанатиками, евреи всегда были непокорны господам, подчинившим их. Опьяненные великолепными обещаниями жрецов и боговидцев, они стали народом очень беспокойным для своих властителей и соседей. Лишенные всякой морали и ослепленные суеверием, они всегда считали божественными людьми тех, кто служил им против врагов; а врагов создавал им постоянно их буйный нрав и беззакония. Как и все верующие, они всегда находили очень святыми и очень похвальными всякие способы, какие могли прекратить или смягчить их бедствия, которые они вполне заслуженно сами на себя навлекали.
Язычники, обычно проявлявшие терпимость ко всем чужим культам, часто были вынуждены преследовать евреев, ибо они без труда понимали, что их божий закон делал их мятежными, жестокими врагами всякой иноземной власти.
Вот в чем, по-видимому, истинная причина гонений и преследований, которым языческие государи постоянно подвергали израильский народ. Он никогда безропотно не терпел над собою ярма, а боговдохновенные старались культивировать в нем эти настроения, способные только сделать его несчастным. Из-за своей религии евреи всегда были врагами рода человеческого, и не удивительно, что весь человеческий род восстал против них и старался им вредить.
Мы видим, далее, как ассирийцы, совсем в духе еврейских принципов, осаждают под предводительством Олоферна Бетулию. Когда город был накануне падения, некая святая вдова, по имени Иудифь, берется его спасать. По божьему внушению она наряжается и прибавляет к своей красоте ещё новые украшения с целью возбудить любовную страсть у ассирийского полководца. Последний, увлеченный её красотой, захотел удовлетворить с ней желания, которые она в нем возбудила. Иудифь соглашается, но, видя, что её любовник уснул, возносит молитву богу и, почерпнув в нем силу, мощной рукой отсекает голову человеку, к которому она пришла отдаться во имя господне. Гордая своим великим подвигом, она возвращается в город и извещает сограждан о чудесной победе, которую она одержала над любовником, опьяненным любовью и вином. Жрецы приветствуют её рвение и благодарят бога, применившего такое прекрасное средство для спасения своего народа. Верующие воображают, таким образом, что всемогущему богу приходится пользоваться самыми бесчестными, преступными, низкими способами, чтобы добиться своих целей.
Что за странный бог, который может спасти осажденный город только рукою женщины, которую он ставит в положение проститутки и которая избегает позора путем самого подлого убийства!
Сделанного нами краткого обзора еврейских героев и героинь достаточно для доказательства того, что поведение этих святых не только не может быть для нас поучительно, но, наоборот, способно лишь привести в негодование тех, кто осмелится сколько-нибудь следовать рассудку и признает обязанности, диктуемые нам природой. Какая могла быть мораль у верующих евреев, если религия убеждала их, что небо предписывает разбой, убийства, воровство, что дух божий овладевал кровожадными вояками, вдохновлял мятежников и изменников, одобрял предательство и проституцию? А ведь такими идеями пичкали израильский народ непрестанно. Не будем после этого удивляться тому, что народ этот всегда был жестоким, вероломным, мятежным, нетерпимым, лживым. Эти черты сохранились у него в результате рокового импульса, данного ему Моисеем и другими боговдохновенными святыми. Освященная религией, эта испорченность стала естественной причиной несчастий, обид и жестоких притеснений, которые евреи испытывали почти во все времена. Христиане, усвоив их “священные” книги и рассматривая их героев как достойные подражания образцы, унаследовали от них дух гонений, религиозную жестокость, бесчеловечность, непонимание истинной нравственности. Иудейские понятия, перенесенные в христианство, тысячи раз потрясали государства. Ревностные святые, набожные герои часто оказывались опасными подданными, приводившими свое отечество на край гибели.