Л.
ФЕЙЕРБАХ
Человек дан самому себе только чувственно. Он сам себе предмет в
качестве чувственного объекта. Тождество субъекта и объекта — лишь
абстрактная мысль в самосознании, оно может стать истиной и действительностью
только в чувственном созерцании, которое человек получает от человека.
Мы не только воспринимаем камни и деревья, не только тело и кости,
мы воспринимаем также чувства, пожимая руки и целуя губы чувствующего существа;
мы слышим ушами не только журчание воды и шелест листьев, но мы также
воспринимаем одушевленный голос любви и мудрости; но видим не только
поверхности зеркал и иллюзии красок, мы всматриваемся также во взгляд человека.
Итак, не только внешнее, но и внутреннее, не только тело, но и дух, не
только вещь, но и я составляют предметы чувств. Поэтому все является чувственно
воспринимаемым, если не непосредственно, то опосредованно, если не глазами
анатома или химика, то глазами философа, поэтому совершенно законно эмпиризм
усматривает источник наших идей в чувствах. Он только забывает, что главным,
самым существенным чувственным объектом человека является сам человек, что
только во взгляде человека на человека загораетея свет сознания и ума. Поэтому
идеализм прав в своих поискаx источника идей в человеке, но не прав, когда он
хочет вывести идеи из обособленного, замкнутого существа, из человека, взятого
в виде души, одним словом, когда он хочет вывести их из Я без чувственно
данного. Так называемые Идеи возникают только из общения между людьми, только
из разговора человека с человеком. Не в одиночку, а с кем-нибудь вдвоем
приходим мы к понятию, приходим вообщe к разуму. Два лица необходимы для
порождения человека как в физическом, так и в духовном смысле, сообщества людей
есть изначальный принцип и критерий истинности и всеобщности. Даже
достоверность бытия других, внешних мне вещей для меня опосредована
достоверностью наличности другого человека, вне меня сущего. Что я вижу в
одиночку, в том я сомневаюсь, а то, что видит другой человек, становится для
меня достоверным.
Фейербах Л. Основные положения философии будущего //
Избранные философские произведения. Т.1.-М.,1955.- С. 189, 190.
Исходной позицией прежней философии являлось следующее
положение: Я — абстрактное, только мыслящее существо; тело не имеет
отношения к моей сущности; что касается новой философии, то она исходит из
положения: я — подлинное, чувственное существо: тело входит в мою сущность;
тело в полноте своего состава и есть мое Я, составляет мою сущность. Прежний
философ, чтобы защититься от чувственных представлений, чтобы не осквернить
отвлеченных понятий, мыслил в непрестанном противоречии и раздоре с чувствами,
ановый философ, напротив, мыслит в мире и согласии с чувствами...
Человек отличается от животного вовсе не только одним
мышлением. Скорее всего его существо отлично от животного. Разумеется, тот, кто
не мыслит, не есть человек, однако не потому, что причина лежит в мышлении, но
потому, что мышление есть неизбежный результат и свойство человеческого
существа.
Поэтому и здесь нам нет нужды выходить за сферу
чувственности, чтобы усмотреть в человеке существо, над животными
возвышающееся. Человек, не есть идеальное существо, подобно животному, но
существо универсальное, оно не является ограниченным и несвободным, но
неограниченно и свободно, потому что универсальность, неограниченность и
свобода неразрывно между собою связаны. И эта свобода не сосредоточена в
какой-нибудь особой способности воле, так же как и эта универсальность
не покрывается особой способностью силы, мысли, разума — эта свобода,
эта универсальность захватывает все его существо. Чувства животных более тонки,
чем человеческие чувства, но это верно только относительно определенных вещей,
необходимо связанных с потребностями животных, и они тоньше именно вследствие
этой определенности, вследствие узости того, в чем животное заинтересовано. У
человека нет обоняния охотничьей собаки, нет обоняния ворона; но именно потому,
что его обоняние распространяется на все виды запахов, оно свободнее, оно
безразличнее к специальным запахам. Где чувство возвышается над пределами
чего-либо специального и над своей связанностью с потребностью, там оно возвышается
до самостоятельного, теоретического смысла и достоинства: универсальное
чувство есть рассудок, универсальная чувственность — одухотворенность. Даже
низшие чувства — обоняние и вкус — возвышаются в человеке до духовных, до
научных актов. Обонятельные и вкусовые качества вещей являются предметом
естествознания. Даже желудок у людей, как бы презрительно мы на него не
смотрели, не есть животная, а человеческая сущность, поскольку он
есть нечто универсальное, не ограниченное определенными видами средств питания.
Поэтому человек свободен от неистовства прожорливости, с которой животное
набрасывается на добычу. Если оставить человеку его голову, придав ему в то же
время желудок льва или лошади, он, конечно, перестанет быть человеком.
Ограниченный желудок уживается только с ограниченным, то есть животным,
чувством. Моральное и разумное отношение человека к желудку заключается только
в том, чтобы обращаться с ним не как со скотским, а как с человеческим органом.
Кто исключает желудок из обихода человечества, переносит его в класс животных,
тот уполномочивает человека на скотство в еде...
Новая философия превращает человека, включая и природу
как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии,
превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в
универсальную науку...
Искусство, религия, философия или наука составляют
проявление или раскрытие подлинной человеческой сущности. Человек, совершенный,
настоящий человек только тот, кто обладаетэстетическим или художественным,
религиозным или моральным, а также философским или научным смыслом. Вообще
только тот человек, кто не лишен никаких существенных человеческих свойств. “Я
— человек, и ничто человеческое мне не чуждо”. Это высказывание, если его взять
в его всеобщем и высшем смысле, является лозунгом современного философа...
Отдельный человек, как нечто обособленное, не заключает
человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в мыслящем.
Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком,
в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты.
Фейербах Л. Основные положения философии будущего
// Избранные философские произведения. Т. I. М., 1955.— С. 186, 200—203.