В книге завета, древнейшем сборнике законов,
включенном в Пятикнижие, сказано: “Если вол забодает мужчину или женщину до
смерти, то вола побить камнями и мяса его не есть; а хозяин вола не виноват; но
если вол бодлив был и вчера и третьего дня, и хозяин его, быв извещен о сем, не
стерег его, а он убил мужчину или женщину, то вола побить камнями, и хозяина
его предать смерти" (Исх., 21, 28—29). В относящемся к гораздо более
позднему времени Жреческом кодексе правило, нормирующее наказание для
животного, виновного в человекоубийстве, изложено более вразумительно, как
составная часть общего закона о кровной мести, данного Ною богом после великого
потопа: “Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя,
взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; кто прольет
кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека" (Быт., 9, 5—6).
Принцип кровной мести проводился дикими племенами в столь же суровой форме.
Некоторые из них распространили закон возмездия еще дальше, уничтожая даже
неодушевленные предметы, случайно послужившие причиной смерти человека. Так,
например, племя куки в Читтагонге, “подобно всем диким народам, обладает крайне
мстительным характером: за кровь всегда должна быть пролита кровь. Даже если
тигр убил кого-либо из них близ деревни, то все племя подымается с оружием в
руках для преследования зверя. Затем, если его удалось убить, семья умершего
устраивает пиршество из мяса убитого тигра, в отмщение за смерть своего
родственника. В том случае, когда первая общая охота за зверем кончается
неудачей, родные умершего должны продолжать преследование, потому что, пока они
не убьют этого или другого тигра и не угостят других его мясом, они находятся в
немилости у всей деревни, и обитатели ее прекращают с ними всякое общение.
Точно так же, если тигр разорвет кого-либо из отряда охотников или воинов,
отправившихся в поход на неприятеля, ни те, ни другие (как бы успешно ни
окончилось их предприятие) не могут вернуться в деревню без убитого тигра, не
навлекши на себя ее неудовольствие. Еще ярче проявляется у них дух возмездия в
том случае, когда человек, нечаянно упав с дерева, убьется до смерти, вся
родня, собравшись, срубает это дерево и, каковы бы ни были его размеры,
раскалывает его на мелкие щепки и разбрасывает их по ветру в наказание за то,
что дерево, как они говорят, причинило смерть их брату".
Айно, или айну, народ, живущий в Японии,
таким же образом мстят дереву, если человек, упав с него, умрет от ушибов.
Когда случится такое происшествие, “народ приходит в ярость и вступает в войну
с деревом. Все собираются и устраивают церемонию, носящую у них название
ниокеуш рорумбе. На заданный по этому поводу вопрос айну ответил: “Если человек
упадет с дерева и умрет или если срубленное дерево повалится на человека и
убьет его, то такая смерть называется ниокеуш; ее причиняет целое скопище
демонов, обитающих в разных местах ствола, ветвей и листьев. Поэтому народу
надо собраться, срубить дерево, расколоть его на мелкие куски и пустить их по
ветру. Если не уничтожить дерева, то оно постоянно будет грозить опасностью,
ибо демоны останутся в нем жить. Когда дерево слишком велико, так что нельзя
изрубить на мелкие части, его можно оставить в целости, тщательно отметив это
место, дабы люди не проходили близко от него". Среди туземцев западной
части Виктории вражеское копье или другое оружие, убившее их соплеменника,
всегда сжигается родственниками убитого. Точно так же некоторые аборигены
Западной Австралии всегда сжигали наконечник копья, которым был заколот
человек. Они объясняли этот обычай тем, что душа убитого остается на кончике
оружия и только тогда может удалиться в надлежащее место, когда наконечник
будет сожжен. В случае убийства у акикуйю, в Восточной Африке, старейшины берут
копье или меч, которым было совершено преступление, бьют по нему камнем, пока
он совершенно не затупится, и бросают в глубокий омут ближайшей реки. Они
говорят, что в противном случае оружие будет и впредь причинять убийства. По
этому поводу один автор, лично изучивший некоторые из племен Восточной Африки,
сообщает нам, что “на оружие, истребившее человеческую жизнь, смотрят со
страхом и ужасом. Совершив однажды убийство, оно навсегда сохраняет свое
смертоносное свойство. Поэтому у акикуйю и атерака старейшины затупляют и
закапывают в землю такое оружие. Акамба действуют иным способом, более
соответствующим их хитрому нраву. Они верят, что стрела, раз убившая человека,
никогда больше не расстается со своим роковым духом, с которым переходит к
новому владельцу; то же самое относится и к луку. Поэтому, если мкамба пришлось
кого-либо убить, то он всяческими уловками старается всучить свой лук другому.
Мкамба — единственное число от “акамба", означающего множественное число.
Стрела вначале переходит к родственникам убитого; они вытаскивают ее из раны и
прячут ночью куда-нибудь поблизости от деревни, где живет убийца. Тамошние
обитатели принимаются за поиски и, найдя стрелу, возвращают ее в деревню убитого
или же бросают на дорогу в надежде, что какой-нибудь прохожий поднимет ее,
отчего проклятие перейдет на него. Впрочем, население относится подозрительно к
подобным находкам, и стрелы в большинстве случаев остаются собственностью
убийцы".
В малайском сборнике законов, на Малакке,
имеется особый раздел о преступлениях буйволов и других пород рогатого скота.
Там говорится: “Если животное было привязано в лесу, в месте, где люди
обыкновенно не проходят, и оно забодает кого-нибудь насмерть, то буйвола надо
убить". У тораджа (Центральный Целебес), говорящих на наречии баре,
“кровная месть распространяется также на животных: буйвол, убивший человека,
должен быть предан смерти". В этом нет ничего удивительного, ибо “в глазах
тораджа животное отличается от человека только своим внешним видом. Животное не
говорит, потому что его клюв или рыло не похожи на человеческий рот; животное
ходит на четвереньках, потому что его руки (передние лапы) не похожи на руки
человека, но внутренняя природа животного ничем не отличается от человеческой.
Если крокодил убьет кого-нибудь, то семья жертвы имеет право со своей стороны
убить крокодила, а именно убийцу или члена его семьи. Но если при этом будет
убито больше крокодилов, чем людей, то право мести переходит к крокодилам, и
они могут осуществить свое право по отношению к любому человеку. Если собака не
получит своей доли в добыче, она в следующий раз откажется от участия в охоте,
потому что она сознает свою обиду. Тораджа гораздо строже нас относятся к
правам животных; особенно опасной представляется им насмешка над зверем.
Увидев, например, кого-нибудь наряжающим обезьяну в человеческое платье,
тораджа начинает живейшим образом протестовать, предвещая жестокие бури и
ливни. Никому не проходит безнаказанно насмешка над кошкой или собакой". У
племени бого, живущего на границе Абиссинии, бык, корова или другая скотина,
убившая человека, предается смерти.
Мистер Тордей видел у входа в деревню племени
баяка, в долине реки Конго, грубо сколоченную виселицу, на которой висела
дохлая собака. Он узнал, что этот пес — известный вор, провинившийся
многократными грабительскими набегами на домашнюю птицу, и его вздернули в
пример и поучение другим. Когда у арабов в Аравии случится, что животное убьет
человека, то хозяин прогоняет его, крича ему вслед: "Поганый,
поганый!" Он не имеет права вступить когда-либо вновь в обладание этим
животным под страхом уплаты пени за кровь, пролитую последним. Если смерть
произошла по вине овцы или козы в стаде, например от тяжелого камня,
скатившегося вниз по крутому склону, причем не удалось установить, какое именно
животное вызвало падение камня, то все стадо должно быть прогнано с криком:
“Прочь отсюда, поганые!"
На таком же принципе возмездия было основано
право и у других народов древности помимо евреев. В Зенд-Авесте, древнейшей
книге законов персидского народа, говорится:
“Если бешеная собака или собака, которая
кусает без лая, загрызет овцу или искусает человека, то собака отвечает за это
как за предумышленное убийство. Если собака в первый раз загрызет овцу или
искусает человека, ей надо отрубить правое ухо. Если она загрызет вторую овцу
или искусает второго человека, ей надо отрубить левое ухо. Если она загрызет
третью овцу или искусает третьего человека, ей надо отрубить правую ногу. Если
она загрызет четвертую овцу или искусает четвертого человека, ей надо отрубить
левую ногу. Если она в пятый раз загрызет овцу или искусает человека, ей надо
отрубить хвост. Потом ее следует привязать к столбу; с двух сторон ошейника ее
надо привязать. Если не будет так сделано и бешеная собака или собака, которая
кусает без лая, загрызет овцу или искусает человека, то она отвечает за это как
за предумышленное убийство". Нельзя не признать, что персидский
законодатель относится чрезвычайно снисходительно к злой собаке. Он ей не менее
пяти раз предоставляет возможность исправить свое поведение, прежде чем
потребовать для нее, как для закоренелого преступника, высшей меры наказания.
В Афинах, этом средоточии древней
цивилизации, в эпоху ее наивысшего расцвета был учрежден специальный суд для
животных и неодушевленных предметов, причинивших людям смерть или увечье.
Заседания суда проходили в Пританее, а судьями были “царь" всей Аттики и
четыре “царя" отдельных аттических племен. Из девяти архонтов (высшие
должностные лица в Афинах) первый назывался “эпоним" и был президентом
республики, второй архонт назывался “базилевс" (царь) и ведал религиозными
делами. Пританей был, вероятно, самым древним политическим центром Афин, если
не считать Акрополя, чьи грозные зубчатые стены подымались позади судилища, а
упомянутые представители племен, носившие титулы "царей", пришли на
смену прежним царям, которые действительно властвовали над этими племенами в
продолжение многих веков, пока обитатели Аттики не заменили монархическую форму
правления республиканской. Из этого мы вправе сделать вывод, что суд,
заседавший в таком почетном месте и возглавляемый столь важными сановниками,
имел древнюю традицию. Вывод этот подтверждается еще и характером дел,
подлежавших разбирательству в этом суде, ибо для подыскания им полной параллели
мы должны были обратиться к первобытной юстиции диких племен Индии, Африки и
Целебеса. Здесь, в Афинах, в качестве подсудимых выступали не люди, а животные
и орудия или метательные снаряды из камня, дерева и железа, которые расшибли
чью-либо голову, причем направлявшая их рука осталась неизвестной. Мы не знаем,
как поступали с животными, признанными по суду виновными; что же касается
неодушевленных предметов, убивших человека, то, по дошедшим до нас сведениям,
племенные “цари" изгоняли их за пределы своих владений. Каждый год судьи
торжественно судили по обвинению в убийстве топор или нож, которыми был убит
вол во время празднества в честь Зевса в Акрополе; каждый год их торжественно
признавали виновными, осуждали и бросали в море. В насмешку над афинянами,
питавшими страсть к. судебным заседаниям, комедиограф Аристофан изобразил в
одной из своих комедий дряхлого судью, с соблюдением всех законных
формальностей творящего суд над собакой, укравшей и съевшей сыр. Возможно, что идея
этой знаменитой сцены, скопированной впоследствии Расином в его единственной
комедии (“Сутяги"), была внушена афинскому поэту в то время, когда он,
затерявшись среди досужих зрителей в здании суда, наблюдал, смеясь в душе, за
судебной процедурой над арестантом в образе собаки, быка или осла, обвиняемых в
злоумышленном и коварном укушении, бодании, лягании или ином нападении на
афинских граждан.
Удивительно, что Платон, великий
философ-идеалист, прикрыл своим авторитетом эти странные пережитки варварской юриспруденции,
предложив включить их в число законов идеального государства, составленных им к
концу своей жизни. Правда, нужно сказать, что к тому времени, когда Платон
приступал к своим “Законам", дрожащая рука престарелого художника уже
много потеряла в своем прежнем мастерстве, и, как ни широко полотно, на котором
он нарисовал свою последнюю картину, ее краски бледнеют перед блестящими
образами его “Республики". Мало найдется книг, которые хранили бы более
явственный отпечаток притупившегося воображения и гения, склонившегося под
тяжестью лет. В этом его последнем произведении солнце Платона уже слабо
мерцало в тучах заката. Отрывок, где философ предлагает учредить судебную
процедуру по образцу заседавшего в афинском Пританее суда, гласит так: “Если вьючное
животное или иная скотина убьет человека, то, за исключением случаев,
происшедших во время участия животного в публичных состязаниях, родственники
умершего должны возбудить преследование против животного за убийство; судьи
должны быть избраны по указанию родственника убитого из числа надсмотрщиков над
общественными землями. Животное, признанное виновным, предается смерти, и труп
его выбрасывается за пределы страны. Если же неодушевленный предмет, не считая
молнии или другого метательного снаряда, пущенного рукою бога, лишит жизни
человека тем, что упадет на него, либо тем, что человек упадет на этот предмет,
то ближайший родственник, совершающий искупление за себя и всю родню, выбирает
судьею ближнего соседа, а признанный виноватым предмет выбрасывается за пределы
страны, как предписано по отношению к животным".
Судебное преследование неодушевленных
предметов за убийство человека не ограничивалось в Древней Греции Афинами. На
острове Тасос существовал закон, по которому всякий предмет, причинивший своим
падением смерть человеку, подлежал суду; признанный виновным, он должен был
быть выброшен в море. В центре города Тасоса стояла бронзовая статуя одного
прославленного кулачного бойца по имени Теаген. Он за свою жизнь взял несчетное
количество призов на состязаниях, и граждане чтили память о нем как о человеке,
составлявшем лучшее украшение их родины. Нашелся, однако, негодяй, питавший
злобу к покойнику бойцу: он каждую ночь приходил к статуе и колотил ее изо всех
сил. Вначале статуя переносила такое обращение с гордым спокойствием, но под
конец ее терпение истощилось, и она рухнула на своего трусливого врага и
задавила его насмерть. Родственники убитого привлекли статую к суду за
убийство, доказали ее вину, и статуя была осуждена и брошена в море. В Олимпии
господствовал такой же закон, или, во всяком случае, там имело место такое же
строгое отношение к статуям-убийцам. Однажды маленький мальчик играл там под
бронзовым изображением быка, стоявшим на священном месте. Неосторожно
поднявшись, малыш стукнулся головой о твердое металлическое брюхо животного и,
промучившись несколько дней, умер. Олимпийские власти постановили убрать статую
из пределов святилища на том основании, что она совершила предумышленное
убийство, но Дельфийский оракул стал на более снисходительную точку зрения и в
своем приговоре признал, что статуя действовала без злого умысла. Власти
присоединились к этому приговору и произвели над бронзовым быком, согласно
указаниям оракула, торжественный обряд очищения, обычный в случаях
непредумышленного убийства. По преданию, после смерти Сципиона Африканского
статуя Аполлона в Риме была так потрясена горем, что плакала в продолжение трех
дней. Римляне сочли такую печаль чрезмерной и, по совету авгуров, раскололи
слишком чувствительную статую на мелкие куски и бросили в море. Животные в Риме
также не всегда были избавлены от высшей меры наказания. По древнему закону или
обычаю, установление которого легенда приписывает царю Нуме — реформатору и
законодателю, человек, вырывший из земли плугом межевой камень, и быки, которые
были его пособниками и содействовали в этом святотатстве, ставились вне закона,
и любой желающий мог их безнаказанно убить.
Подобные воззрения и основанные на них обычаи
были присущи не одним лишь диким племенам и цивилизованным народам языческой
древности. В Европе вплоть до сравнительно недавнего времени низшие животные в
полной мере несли наравне с людьми ответственность перед законом. Домашних
животных судили в уголовных судах и карали смертью в случае доказанности
преступления; дикие животные подлежали юрисдикции церковных судов, и наказания,
которым они подвергались, были изгнание и смерть посредством заклинания или
отлучения. Наказания эти были далеко не шуточные, если правда, что св. Патрик
прогнал в море заклинаниями всех пресмыкающихся Ирландии или обратил их в камни
и что св. Бернар, отлучив жужжавших вокруг него мух, уложил их всех мертвыми на
полу церкви. Право привлечения к суду домашних животных опиралось, как на
каменную скалу, на еврейский закон из Книги завета. В каждом деле назначался
адвокат для защиты животных, и весь процесс — судебное следствие, приговор и
исполнение — проводился при строжайшем соблюдении всех форм судопроизводства и
требований закона. Благодаря исследованиям французских любителей древностей
были опубликованы протоколы 92 процессов, прошедших через суды Франции между
XII и XVIII вв. Последней жертвой во Франции этой, можно сказать, ветхозаветной
юстиции была корова, которой был вынесен смертный приговор в 1740 г. нашего
летосчисления. Что же касается права церковных властей распространять свою
юрисдикцию на диких зверей и гадов, как-то: крыс, саранчу, гусениц и т. п., то
оно не могло быть с такой неоспоримой ясностью выведено — по крайней мере, на
первый взгляд — из священного писания, и для этого потребовалась цепь
умозаключений. Самыми неопровержимыми доводами считались следующие. Если бог
проклял змея, соблазнившего Еву, если Давид проклял гору Гелвуй за смерть Саула
и Ионафана, если спаситель проклял смоковницу за то, что она не дала плоды в
неурочное время года, то ясно, что и католическая церковь также имеет
безусловное право заклинать, отлучать, предавать анафеме, проклинать и осуждать
на вечную муку все одушевленные и неодушевленные создания без всякого
исключения. Правда, некоторые ученые, преисполненные самомнения, внушенного им
мирскими лжеучениями и псевдофилософией, дерзали приводить другой ряд
аргументов, которые неискушенным в науке людям должны показаться непреложными.
Они утверждали, что право суда и наказания предполагает некий договор, соглашение,
обязательство, заключенные между верховной властью, предписывающей законы, и
подчиняющимися им подданными. Животные же, лишенные разума, никогда не
присоединялись к такому договору, соглашению или обязательству и,
следовательно, не могут законным образом подвергаться наказаниям за поступки,
совершенные ими в неведении закона. Далее, эти ученые настаивали на том, что
церковь не имеет никакого права проклинать твари, которым она отказывала в
крещении; при этом они больше всего опирались на прецедент, созданный
архангелом Михаилом, который в своем споре с сатаной за обладание телом Моисея
не выдвинул против этого "древнего змея" ни одного позорящего
обвинения, предоставив это сделать господу богу. Однако все подобные ухищрения
и крючкотворство, сильно отдающие рационализмом, не имели никакого веса по
сравнению с прочным авторитетом священного писания и традиции, на которые
ссылалась церковь в своей юрисдикции. Каким образом она ее осуществляла, будет
видно из последующего.
Когда население какой-либо местности терпело
от нашествия чрезмерно расплодившихся вредных животных или насекомых, оно
приносило на них жалобу в надлежащий церковный суд, который посылал экспертов
для выяснения нанесенного ущерба и доклада о нем. Затем назначался адвокат для
защиты обвиняемых и изложения доводов, по которым их нельзя было привлекать к
судебной ответственности. После троекратного вызова суд за неявкой ответчиков
выносил заочное решение. Вслед за этим животным объявлялся приказ в положенный
срок покинуть данную местность под страхом заклинания; если они в указанное
время не удалялись, то провозглашалась торжественная формула изгнания. Однако
суд, по-видимому, всячески избегал доводить дело до такой крайней меры и
пользовался всевозможными уловками и предлогами, чтобы отделаться от этой
печальной необходимости или хотя бы отсрочить ее. Возможно, что суд откладывал
в долгий ящик свои церковные громы из чувства сострадания к животным, для
которых эти громы были предназначены. Однако некоторые маловеры утверждают, что
истинной причиной была боязнь, как бы эти животные не оставили без внимания
церковный запрет и, вместо того чтобы исчезнуть с лица земли после наложенной
на них анафемы, не стали с еще большей силой плодиться и множиться, каковые
случаи, по рассказам, неоднократно имели место. Адвокаты и не пытались
отрицать, что такое противоестественное размножение гадов вопреки отлучению
действительно происходило, но они вполне резонно объясняли этот факт происками
искусителя, который, как это известно по случаю с Иовом, к великой досаде и
печали человеческого рода, получил разрешение рыскать по всей земле.
С другой стороны, прихожане, не внесшие
своевременно десятины, не могли рассчитывать на благодетельное действие такого
проклятия. Поэтому одно из светил юриспруденции по данному вопросу заявило, что
самым действенным средством изгнать саранчу является уплата десятины. Свою
спасительную доктрину юрист подкрепил ссылкой на высокий авторитет пророка
Малахии, в книге которого божество строго упрекает евреев за промедление с
уплатой десятины, и, рисуя заманчивыми красками блага, ожидающие исправных
плательщиков, дает слово тотчас по получении следуемого истребить саранчу,
пожирающую урожай. Такой нажим на карманы и благочестие верующих
свидетельствует о печальном состоянии казны храма во времена упомянутого
пророка. Его пылкие поучения могли бы служить текстом для красноречивых
проповедей, читавшихся при подобных обстоятельствах в средние века с высоты
многих церковных кафедр.
Этим мы закончим изложение общих принципов,
на основании которых в Европе прежде судили и осуждали животных. Несколько
примеров таких процессов, светских и духовных, покажут нам в истинном свете
мудрость наших предков, хотя, быть может, и не увеличат нашего уважения к
авторитету права.
Судебный процесс между общиной Сен-Жюльен и
жуками, известными ныне натуралистам под именем Rhunchites auratus, продолжался
с промежутком свыше сорока лет. В конце концов обыватели, устав от тяжбы,
предложили сойтись на компромиссе, предоставив насекомым в вечное и
исключительное владение и пользование участок плодородной земли. Адвокат,
представлявший интересы насекомых, отклонил это предложение, как ограничивающее
естественную свободу его клиентов, но суд, не согласившись с доводами адвоката,
отправил несколько своих членов для осмотра местности. Так как местность
оказалась изобилующей лесом и водой и в общем подходящей во всех смыслах для
насекомых, то церковные власти постановили надлежащим образом оформить передачу
участка и привести ее в исполнение. Народ уже радовался, предвидя для себя
освобождение как от процесса, так и от насекомых; но его радость была
преждевременна. В дальнейшем обнаружилось печальное обстоятельство, а именно:
на подлежащем передаче участке оказался карьер, где добывалась охра, идущая на
краску. Правда, карьер был уже задолго до того выработан и заброшен, но кто-то
еще владел с давних пор правом проезда по этой земле, и, конечно, он не мог
осуществлять свое право, не причиняя крупных неудобств новым владельцам, не
говоря уже о риске для них получить телесное повреждение, попав под ноги
прохожего. Препятствие было непреодолимо, соглашение аннулировано, и весь
процесс начался сызнова. Как и когда он окончился, останется, вероятно,
навсегда неизвестным, потому что протоколы испорчены. Несомненно одно: процесс
начался в 1445 г., а в 1487 г. это дело (или другое, однородное) находилось еще
в производстве. Отсюда мы можем с большей вероятностью заключить, что обитатели
Сен-Жюльена не получили удовлетворения, а жуки вышли победителями в споре.
Другой процесс, возбужденный в Отэнском
церковном округе против крыс в начале XVI в., приобрел большую известность
благодаря участию в нем Варфоломея де Шассенэ, прославленного адвоката и
юриста, французского Кока, составившего себе имя блестящей защитой крыс в этом
процессе. Кок Эдуард - английский юрист XVI в., боролся за права парламента.
Случилось так, что крысы произвели большие опустошения на полях, сожрав урожай
в большей части Бургундии. Обыватели принесли жалобу, и суд вызвал крыс к
ответу. Повестки были составлены по всей форме; во избежание возможных ошибок
подсудимые были описаны как мерзкие животные сероватого цвета, живущие в норах.
Вызов в суд был произведен, как полагается, судебным чиновником, прочитавшим
повестки в местах, наиболее часто посещаемых крысами. Тем не менее в
назначенный день крысы в суд не явились. Их адвокат в интересах защиты своих
клиенток указал, что повестки имели слишком местный и индивидуальный характер;
ввиду того что в деле были заинтересованы все крысы диоцеза, они все должны
быть вызваны со всех ее концов. Диоцез - территориально-административная
единица, епархиальный округ во главе с епископом. Эти доводы были приняты во
внимание, и священники на местах получили инструкцию вызвать к другому дню
каждую крысу отдельно. Срок этот наступил, но из крыс опять ни одна не явилась.
Тогда защитник Шассенэ заявил, что ввиду вызова в суд всех его клиенток,
молодых и старых, здоровых и больных, они должны сделать большие приготовления,
и потребовал продления срока. Это ходатайство было также уважено, но подсудимые
снова не явились на суд. Теперь их защитник стал оспаривать законность при
данных обстоятельствах самого вызова. Он совершенно резонно доказывал, что
повестки суда являются одновременно охранными грамотами для следования его
подзащитных в суд и обратно; между тем его клиентки, при всем своем желании
оказать повиновение приказу о явке, не решаются покинуть свои норы, боясь за
свою телесную неприкосновенность, которой угрожают злые кошки, принадлежащие
истцам. "Пусть истцы, — продолжал он, — возьмут на себя обязательство, под
угрозой большого денежного штрафа, что их кошки не потревожат моих клиенток, и
требование о явке в суд будет немедленно исполнено". Суд признал
основательность приведенного аргумента, и так как истцы отказались принять на
себя ответственность за поведение своих кошек, то явка крыс на суд была
отложена без назначения срока.
В 1519 г. община Стельвио в Тироле возбудила
уголовный процесс против кротов или полевых мышей, которые, "изрыв и
разбросав землю, так что ни трава, ни другая зелень не могли на ней расти,
повредили урожай". “Чтобы дать означенным мышам возможность оправдать свое
поведение ссылкой на свою нужду и бедственное положение и дабы они ни в чем не
могли пожаловаться на суд", защита их была поручена адвокату по имени Ганс
Гринебнер. Обвинителем выступил Шварц Мининг, и он доказал путем свидетельских
показаний серьезный вред, нанесенный обвиняемыми землям истцов. Защитник,
несмотря на слабость своей позиции, считал долгом чести приложить все старания
в пользу своих клиентов. Он указывал на их многочисленные заслуги перед
общиной, главным образом на пользу, оказанную ими земледелию: они уничтожали
вредных насекомых и личинок, а также обогащали почву, взрыхляя ее. В заключение
своей защитительной речи он выразил надежду, что если бы обвиняемые проиграли
процесс и были осуждены на изгнание из теперешнего своего местожительства, то
им будет предоставлено другое удобное для жилья место. Далее он просил выдать
им, по соображениям простой справедливости, охранную грамоту против нападений
кошек, собак или иных врагов. Судья признал основательность последнего
ходатайства и не только выдал мышам охранную грамоту, но из чувства гуманности
предоставил даже двухнедельную отсрочку для всех беременных или находящихся в младенческом
возрасте мышей.
В 1478 г. бернские власти возбудили дело
против вредителей, известных под названием inger (миксина европейская). То был,
по всей вероятности, вид жесткокрылых насекомых рода Brychus, которые, как
утверждали (чему мы охотно верим), в Ноевом ковчеге не имели ни одного
представителя. Дело разбиралось епископом лозаннским и тянулось долгое время.
Обвиняемые, наносившие большой вред полям, лугам и садам, были вызваны в суд
обычным порядком для представления объяснений через адвоката перед его милостью
епископом лозаннским в Виффлисбург. Им было приказано явиться на шестой день
после вызова ровно в час дня. Однако насекомые оставались глухи к этому
приказанию, а их адвокат, некий Жан Перродэ из Фрейбурга, по-видимому,
обнаружил в деле защиты своих клиентов недостаточную энергию и ловкость. Как бы
то ни было, насекомым был вынесен обвинительный приговор, и громы церкви
обрушились на них в следующих выражениях: “Мы, Бенедикт из Монферрато, епископ
лозаннский и пр., выслушав жалобу высоких и могущественных господ из Берна на
жуков inger, а также неосновательные и не заслуживающие внимания возражения
обвиняемых, осенив себя крестным знамением и руководясь велениями бога,
единственного источника правосудия на земле, в согласии с мнением совета из
людей, сведущих в законах, сим признаем и удостоверяем, что жалоба на мерзких
жуков inger, причиняющих вред травам, лозам, лугам, злакам и другим плодам,
вполне обоснованна и что жуки эти подлежат заклинанию в лице их защитника Жана
Перродэ. Вместе с тем мы призываем на них наше проклятие, требуем от них
повиновения и предаем их анафеме именем отца и сына и святого духа, дабы они
оставили все поля, земли, огороды, посевы, плоды и удалились прочь. В силу
настоящего приговора я объявляю и подтверждаю, что вы подлежите изгнанию и
отлучению и что властью всемогущего бога отныне вы прокляты, а число ваше да
будет с каждым днем сокращаться, где бы вы ни были, пока вас останется не
больше, чем нужно на пользу и потребу человека". Население с нетерпением
ждало приговора, который был встречен с великим ликованием. Но радость его была
кратковременна, потому что, как это ни странно, непокорные насекомые оставили в
небрежении церковные громы. Передают, что они продолжали досаждать и тревожить
жителей Берна за их грехи до тех самых пор, пока последние не обратились к
неприятному, но испытанному средству, уплатив причитающуюся церкви десятину.
В XIII в. жители Хура, главного города
кантона Граубюнден в Швейцарии, затеяли в майнцском курфюрстве процесс против
зеленых жуков, именуемых шпанскими мухами. Судья, которому была принесена
жалоба на насекомых, из сострадания к их крошечному сложению и крайней
молодости дал им опекуна и адвоката, который выступил в их защиту и получил для
них участок земли, куда они и были изгнаны. “И по сей день, — прибавляет
историк, ~ строго соблюдается обычай: каждый год для этих жуков отводится
определенный участок земли, где они собираются, и никто не терпит от них
беспокойства". Далее, во время процесса против пиявок, который велся в Лозанне
в 1451 г., большое количество их было доставлено в суд, чтобы выслушать
постановление, предписывающее всем пиявкам покинуть данную местность в течение
трех дней. Так как пиявки упорствовали и отказались повиноваться, то их
торжественно подвергли заклинанию. Но формула заклинания на этот раз несколько
отличалась от обычно принятой в таких случаях, вследствие чего некоторые
ревнители канона обрушились на нее с жестокой критикой, другие же ее стойко
защищали. Доктора из Гейдельберга, славившегося тогда как центр учености, не
только выразили свое полное и единодушное одобрение заклинанию, но и заставили
умолкнуть всех осмеливавшихся высказаться против него. Правда, эти доктора
откровенно признавались, что формула кое-чем отличалась от общепринятой, но они
с торжеством указывали на ее действенность, выразившуюся в результатах. Пиявки
немедленно после произнесенного заклинания начали с каждым днем вымирать и
наконец совершенно исчезли.
Среди бедствий от различных вредителей
нашествие гусениц создавало наиболее частый повод для судебных процессов. В
1516 г. обитатели города Вильноз предъявили иск к этим вредным насекомым. Дело
разбиралось у прево г. Труа, который в своем приговоре обязал гусениц покинуть
в течение шести дней виноградники и земли Вильноза, угрожая им в случае
ослушания церковным проклятием. В XVII в. жители Страмбино, в Пьемонте, сильно
страдали от гусениц, или gatte, как они их называли, опустошавших виноградники.
После того как это бедствие продолжалось несколько лет и все обычные средства —
молебствия, крестные ходы и водосвятия — оказались бессильными остановить его,
насекомые с соблюдением всех формальностей были вызваны судебным приставом к
местному подеста (глава городского самоуправления) по обвинению в причинении
убытков местному населению. Суд проходил в 1633 г., и подлинный судебный
протокол хранится до сих пор в городском архиве Страмбино. Приводим его точный
перевод: “1633 г. 14 февраля, на основании закона, в присутствии светлейшего
синьора Джероламо ди Сан Мартино деи Синьори и синьоров Маттео Рено, Г. М.
Барберие, Г. Мерло, консулов города Страмбино. Так как в продолжение нескольких
лет в марте и в течение весны каждого года появляются некие мелкие твари в
образе небольших червей, именуемых gatte, которые с первого дня своего рождения
начинают поедать и истреблять виноградные ветви и почки в садах названных
синьоров, а также и прочих граждан; и так как всякая власть исходит от бога,
которому все создания, даже и неразумные, повинуются и в благочестии своем
прибегают к мирскому правосудию, когда всякая другая человеческая помощь
оказывается бессильной; а посему мы, доведенные до крайности, обращаемся к
содействию вашего превосходительства против сих губительных животных, дабы вы
понудили их прекратить означенное вредительство и покинуть виноградники; также
просим вызвать их в суд, под страхом изгнания из сей местности и конфискации
имущества, для представления объяснений, почему они не перестают поедать и
уничтожать виноградники. Приказ об исполнении просим объявить во всеуслышание,
а копию его вывесить в суде".
“Ввиду доказанности изложенных обстоятельств,
синьор подеста приказал означенным преступным животным явиться в суд для
представления объяснений, почему они не прекращают вышеозначенное
вредительство. Мы, Джероламо ди Сан Мартино, подеста города Страмбино, сим
вызываем названных животных, именуемых gatte, и назначаем им на основании
закона явиться к нам 5-го числа сего месяца для представления объяснений,
почему они не прекращают вредительства, под страхом изгнания и конфискации
имущества. Приказ об исполнении сего, вступающий в законную силу 14 февраля
1633 г., должен быть опубликован, а копия его должна быть вывешена в суде.
(Подпись) Сан Мартино (подеста)".
В соседней провинции Савойя начиная с XVI в.
“существовал один чрезвычайно любопытный древний обычай, согласно которому
гусеницы и другие насекомые, в случае причинения ими серьезного вреда,
подвергались священниками отлучению. Кюре отправлялся на пострадавшее поле, и
два адвоката вступали в словопрения — один в защиту насекомых, а другой против
них. Первый в качестве аргумента ссылался на то, что так как бог создал
животных и насекомых раньше, чем человека, то они имеют преимущественное перед
ним право на плоды полей; второй адвокат возражал, что насекомые, даже если они
и имеют преимущественное право, причинили такой большой ущерб, что крестьяне не
в состоянии перенести это разорение. После длительного разбирательства
священник торжественно отлучал насекомых и приказывал им находиться на
определенном участке земли, который отводился для них".
Обычай возбуждать судебные процессы против
вредных насекомых сохранялся до первой половины XVIII в. и был перенесен
церковью в Новый Свет. В 1713 г. францисканцы из провинции Пиедаде-но-Марангао,
в Бразилии, предъявили иск местным муравьям, которые рыли предумышленно свои
норы под фундаментом монастыря и подтачивали погреба святых братьев, чем
ослаблялись стены сего монастыря, угрожая ему окончательным разрушением. Не
довольствуясь этим, сии муравьи, сверх того, забрались воровским манером в
амбары и растащили муку, приготовленную на потребу братии. Это было совершенно
невыносимо и не должно было далее продолжаться. И вот после того как все другие
средства оказались тщетными, один из монахов предложил обратиться к духу
смирения и простодушия, которыми столь отличался их блаженный основатель,
называвший все создания своими братьями и сестрами: “братец солнце",
“братец волк", “сестрица ласточка" и так далее и посоветовал
возбудить против “братьев муравьев" иск перед “божественным трибуналом
провидения" и назначить поверенных как для истцов, так и для ответчиков; во
имя высшего правосудия епископ должен был разбирать это дело и вынести
приговор.
Это мудрое предложение было одобрено, и,
после того как все приготовления для суда были закончены, адвокат истцов
представил жалобу. Так как адвокат ответчиков оспаривал ее, то поверенный
истцов привел ряд аргументов, в силу которых его клиенты имеют право на защиту
со стороны закона. Он указал на то, что его почтенные доверители-монахи живут
за счет общественного милосердия, с великим трудом и лишениями собирая
милостыню от верующих; муравьи же, чьи нравы и образ жизни противоречили
евангельским заветам и вызывали поэтому возмущение у св. Франциска, основателя
братства, живут грабежом и обманом; не довольствуясь мелким воровством, они
путем открытого насилия стараются похоронить его клиентов-монахов под
развалинами монастыря. Поэтому ответчики должны представить объяснения в
оправдание своего поведения, а за неимением таковых подлежат приговору к высшей
мере судебного наказания; они должны быть умерщвлены чумой или потоплены
наводнением — во всяком случае истреблены во всей данной округе.
Адвокат муравьев, со своей стороны, доказывал
следующее: муравьи, получив от творца дар жизни, по законам природы обязаны
были сохранить его, руководствуясь вложенными в них естественными инстинктами.
Повинуясь этим инстинктам, они служат провидению, являя людям пример
благоразумия, милосердия, благочестия и других добродетелей, в доказательство
чего адвокат приводил выдержки из писания, из св. Иеронима, аббата Абсалона и
даже из Плиния. Далее, муравьи заняты гораздо более тяжелым трудом, чем монахи;
они таскают ноши, превышающие размеры их тела, а их мужество превосходит их
силу; в глазах творца сами люди не более чем черви; его клиенты владели данной
землей задолго до того, как истцы здесь обосновались, а посему не муравьи, а
монахи подлежат изгнанию с земли, на которую у них нет другого права, кроме
права насильственного захвата; наконец, истцы обязаны были охранять свой дом и
муку доступными человеку мерами, которым его клиенты не стали бы
препятствовать, тогда как ответчики продолжали вести образ жизни, свойственный
их природе, и пользовались свободно землей, поскольку последняя подвластна не
истцам, а богу, ибо “земля и все, что на ней, принадлежит господу".
Этот ответ вызвал новые возражения и
контрвозражения, в результате которых поверенный истцов оказался вынужденным
признать, что прения сторон значительно изменили его взгляд на преступное
поведение ответчиков. Развязка всего дела была такова, что судья, тщательно
взвесив все обстоятельства дела, вынес приговор, по которому братство обязано
было предоставить муравьям по соседству поле, пригодное для жилья, а насекомым
предписывалось немедленно водвориться на новом месте под страхом великого
отлучения. Это постановление, по мнению судьи, должно было удовлетворить и
примирить обе стороны, ибо муравьям следует помнить, что монахи явились в эту
землю сеять евангельское семя, а муравьи могут снискать себе пропитание в
другом месте и даже с меньшей затратой труда. Провозглашение этого приговора
было обставлено со всей подобающей торжественностью, и одному монаху было
поручено передать его муравьям, что он и исполнил, громко прочитав приговор у
входа в муравьиные норы. Насекомые честно повиновались, и можно было видеть,
как густые колонны их спешно покидали свои муравейники, направляясь прямо на
отведенное им новое местожительство.
В 1733 г. мыши и крысы причинили много
беспокойства деревне Бурантон и всей округе. Они наводнили дома и амбары,
опустошили поля и виноградники. Поселяне принесли на них жалобу в суд, и дело
разбиралось у судьи Луи Гюблена 17 сентября 1733 г. Интересы истцов были
представлены общественным обвинителем (прокуратором-фискалом), а ответчиков
защищал некий Никола Гюблен, выдвинувший в оправдание своих клиентов то
соображение, что они также были созданиями творца и поэтому имели право на
жизнь. На это представитель обвинения возразил, что он вовсе не намерен ставить
какие-либо препятствия к существованию означенных животных; наоборот, он готов
указать им место, где они могли бы найти себе пристанище. Поверенный мышей и
крыс потребовал тогда три дня срока, чтобы дать своим клиентам возможность
осуществить такое переселение. Выслушав обе стороны, судья вынес следующий приговор:
принимая во внимание большие убытки, причиненные означенными животными, они
должны покинуть в течение трех дней дома, амбары, возделанные поля и
виноградники Бурантона, но им предоставляется право, по их желанию, удалиться в
пустоши, необработанные земли и на проезжие дороги, при том, однако, условии,
что они не будут вредить полям, домам и амбарам. В противном случае судья будет
вынужден обратиться к помощи бога — наложить на них духовное осуждение и
предать их отлучению. Этот приговор, изложенный надлежащим образом в письменной
форме, был собственноручно подписан судьей Луи Гюбленом.
Легко понять, почему во всех таких случаях
исполнение приговора возлагалось чаще на духовные, чем на светские, власти. Для
обыкновенного палача, при всем его усердии и силе, было физически невозможно
перевешать, обезглавить или иным образом казнить всех мышей, крыс, муравьев,
мух, москитов, гусениц и прочих вредителей целого округа. Но то, что превышает
силы человека, возможно и даже легко для бога, поэтому было вполне логично и
разумно предоставить слугам господа на земле разрешение проблемы, далеко
превосходящей возможности гражданского судьи и его прислужника — палача. Но
когда преступниками были не дикие, а домашние животные, задача значительно
упрощалась и вполне соответствовала силам светских властей. Поэтому во всех
подобных случаях правосудие совершалось нормальным порядком; не представляло
никаких затруднений арестовать обвиняемых и после беспристрастного суда
возвести их на виселицу, на плаху или на костер. Вот почему в те времена всякие
гады пользовались милостью церкви, тогда как домашние животные должны были
покоряться всей строгости светских властей.
Так, например, в 1457 г. в Савиньи свинья и
ее шестеро поросят, принадлежавшие некоему Жегану Байльи, он же Вало, были
преданы суду по обвинению в том, что они “совершили предумышленное убийство
Жегана Мартэна из вышеназванного Савиньи". Заслушав показания свидетелей,
судья постановил: “Свинью Жегана Байльи, он же Вало, за совершенное ею
предумышленное убийство вышеупомянутого Жегана Мартэна из Савиньи отобрать и
передать в округ, подсудный аббатисе мадам де Савиньи, для совершения над оной
свиньей смертной казни через повешение за задние ноги на кривом дереве".
Приговор этот был приведен в исполнение, ибо в сохранившемся протоколе мы
читаем: “Мы, вышеназванный судья Никола Каруайон, доводим до всеобщего
сведения, что тотчас же по окончании вышеизложенных судебных действий
упомянутая свинья была в натуре препровождена служителю верховного правосудия
господину Этьену Пуансо, жительствующему в городе Шалон на Соне, на предмет
совершения над ней смертной казни согласно точному смыслу объявленного нами
приговора. Господин Этьен Пуансо, получив от нас, как сказано, означенную
свинью, немедленно отвез ее на тележке к кривому дереву на территории,
подсудной вышеназванной мадам де Савиньи, и на этом кривом дереве упомянутый
господин Этьен, в исполнение точного смысла нашего приговора, повесил
означенную свинью за задние ноги". Что же касается шести поросят, то хотя
на них оказались следы крови, но так как не было ни малейшего основания
предполагать, что эти поросята поедали упомянутого Жегана Мартэна, то дело о
них было отложено, причем хозяин их дал поручительство в их вторичной явке в
суд в случае обнаружения новых обстоятельств, свидетельствующих об их соучастии
с преступной родительницей-убийцей в пожирании вышеозначенного Жегана Мартэна.
Так как по возобновлении процесса таких обстоятельств не было обнаружено, а
собственник поросят отказался дать поручительство в их дальнейшем
добропорядочном поведении, то судья постановил, что “эти поросята в качестве
бесхозного имущества поступают в собственность мадам де Савиньи, как велит
справедливость, практика и обычай нашей страны".
В 1386 г. свинья изодрала лицо и руку
мальчику из города Фалез в Нормандии, и по принципу “око за око" суд
приговорил нанести ей такие же увечья, а потом повесить. Осужденную перед тем,
как отвести к месту казни, нарядили в жилет, перчатки, панталоны и для
довершения сходства с обычным преступником надели ей на голову человеческую
маску. Совершение казни стоило 10 су 10 денье и пары перчаток для палача, чтобы
он при исполнении своих профессиональных обязанностей не замарал рук.
Иногда казнь животного обходилась гораздо
дороже. Приведем счет расходов по казни другой свиньи, съевшей в 1403 г.
ребенка в Мелане, близ Парижа:
Уплачено за содержание ее в тюрьме 6 су. То
же — палачу, прибывшему в Мелан из Парижа для совершения означенной казни по
приказу пристава и королевского прокурора, 54 су. То же — за тележку, отвезшую
ее на место казни, 6 су. То же — за веревки, которыми ее связали и повесили, 2
су 8 денье. То же — за перчатки 2 денье.
В 1266 г. в Фонтенэ-о-Роз, близ Парижа,
сожгли свинью, сожравшую ребенка. Приказ об ее казни был дан судебными чинами
монастыря св. Женевьевы.
Однако, хотя свиньи, как видно, часто
подвергались высшей мере наказания, они ни в коем случае не являлись в этом
смысле исключением среди остальных животных. Так, в Дижоне в 1389 г. судили
лошадь за то, что она убила человека, и приговорили ее к смертной казни. Далее,
в 1499 г. власти цистерцианского аббатства в Бонрэ, близ Бовэ, осудили быка на
смерть через повешение за то, что он “в ярости своей убил отрока 14 или 15 лет
в поместье Коруа, находящемся во владении этого аббатства". В другом
случае фермер из Муази в 1314 г. позволил бешеному быку вырваться на волю. Бык
помял человека так, что тот через несколько часов умер. Узнав об этом
происшествии, граф Шарль де Валуа приказал поймать быка и предать суду, что и
было исполнено. Графские чиновники собрали все нужные сведения, сняли под
присягой свидетельские показания и установили виновность быка, который на этом
основании был присужден к смертной казни и повешен на городской виселице в
Муази-ле-Тамиле. Впоследствии на приговор графских чиновников была подана
апелляция в парламент, но парламент оставил эту апелляцию без последствий,
признав, что бык заслужил свою участь, хотя графские чиновники и превысили свою
власть, вмешавшись в это дело. Еще в 1697 г. была сожжена кобыла по указу
парламента в городе Э (Ах).
В 1474 г. в Базеле судили старого петуха по
обвинению в том, что он снес яйцо. Обвинитель доказывал, что петушиные яйца
совершенно неоценимы при изготовлении некоторых колдовских снадобий, что колдун
предпочтет такое яйцо даже обладанию философским камнем и что в языческих
странах сатана сажает на петушиные яйца ведьм, отчего выводятся наиболее
вредоносные для христиан твари. Все эти факты были слишком явны и общеизвестны,
чтобы их можно было отрицать, и защитник обвиняемого даже не пытался их
оспаривать. Считая доказанным в полной мере поступок, инкриминируемый его
клиенту, защитник спросил лишь, какое злое намерение можно усмотреть в том, что
петух этот снес яйцо. Какой вред нанес он этим кому-либо из людей или животных?
Далее адвокат доказывал, что несение яиц является непроизвольным действием и,
как таковое, ненаказуемо по закону. Что же касается обвинения в колдовстве,
если бы оно было предъявлено его клиенту, то он, защитник, решительно отвергает
его и предлагает представителю обвинения привести хотя бы один случай
заключения договора между сатаной и каким-нибудь созданием из мира животных. В
своей реплике общественный обвинитель указывал, что хотя дьявол и не заключал
договора с животными, но он зато иногда вселялся в них, в подтверждение чего
обвинитель сослался на знаменитое дело о гадаренских свиньях и с большой
убедительностью доказывал, что эти животные, будучи одержимы дьяволами, так же
являлись непроизвольным орудием, как и сидящий на скамье подсудимых, когда он
снес яйцо. Тем не менее они в наказание были загнаны с крутого берега в
глубокое озеро, где и погибли. Этот поразительный прецедент, по-видимому,
произвел сильное впечатление на суд: как бы то ни было, петух был присужден к
смерти как колдун или дьявол, принявший вид петуха, и вместе со снесенным яйцом
был сожжен на костре со всей торжественностью, как если бы то была самая
обыкновенная казнь. Прения сторон в этом процессе, как говорят, были
чрезвычайно длительные.
Но если сатана преследовал животных в Старом
Свете, то не было никаких оснований предполагать, что он их оставит в покое по
ту сторону океана. Поэтому нас не должно удивлять, что в Новой Англии, “в
городе Сейлем, одна собака странным образом сделалась жертвой беса; люди,
обладавшие даром ясновидения, заявили, что некто мучил несчастное животное,
разъезжая на нем верхом невидимо для других. Человек тот скрылся; не повинная
же ни в чем собака была повешена. Другая собака сама наводила порчу на людей:
стоило ей посмотреть на кого-нибудь, и тот падал, забившись в припадке. Ее
также казнили".
Рассказывают, что в Савойе животные
появлялись в суде не только в качестве обвиняемых, но и как свидетели,
показания которых в известных случаях имели законную силу. Если в дом ворвался
громила между заходом и восходом солнца и хозяин убил его, то такое убийство
почиталось ненаказуемым. Но могло случиться так, что злонамеренный человек,
живущий одиноко, заманил к себе другого под предлогом провести вместе вечер и
убил своего гостя, заявив потом, что сделал это в состоянии самообороны, так
как убитый, дескать, был злодей. В предупреждение такой возможности и в целях
изобличения убийцы закон мудро предусмотрел, что если кто-либо при подобных
обстоятельствах совершит убийство, то он не освобождается от наказания до тех
пор, пока не приведет в суд живущих у него в доме собаку, кошку или петуха,
которые, как очевидцы убийства, удостоверят невиновность своего хозяина.
Убивший обязан заявить о своей невиновности перед лицом животного, и если оно
не опровергнет его заявления, то суд освобождает его от наказания.
Предполагается, что бог скорее сам вмешается и откроет уста животного, как он
уже однажды открыл уста Валаамовой ослицы, чем допустит убийцу остаться
безнаказанным.
Еще не так давно в Европе, так же как в
Древней Греции, даже неодушевленные предметы подвергались иногда наказаниям за
совершенные ими преступления. После отмены Нантского эдикта в 1685 г.
протестантская церковь в Ла-Рошели была осуждена на разрушение; колокол же,
быть может, благодаря его высокой ценности был пощажен. Однако во искупление
его вины, заключавшейся в том, что он созывал еретиков на молитву, постановили
наказать его плетьми, закопать, а потом вырыть из земли, символизируя этим его
вторичное рождение благодаря переходу в руки католиков. После того ему
прочитаны были наставления в вере и его заставили отречься от прежних
заблуждений и обещать, что впредь он больше не будет грешить. Проделав
полностью весь этот торжественный церемониал покаяния, колокол был принят в
лоно церкви, окрещен и передан, вернее сказать, продан в приход св. Варфоломея.
Но когда администрация послала приходским властям счет на колокол, они
отказались платить, ссылаясь на то, что колокол, как вновь обращенный в
католичество, желает воспользоваться недавно изданным королевским законом,
предоставляющим вновь обращенным трехлетнюю отсрочку для уплаты долгов.
В английском праве пережиток подобных древних
воззрений сохранился вплоть до середины XIX в. в теории и практике обычая
deodand. По обычному праву не только животное, убившее человека, но и неодушевленный
предмет, причинивший ему смерть, как переехавшее его колесо телеги или дерево,
упавшее на него, считался deodand, то есть "имеющий быть отданным
богу", вследствие чего этот предмет (или животное) конфисковывался в
королевскую казну и продавался в пользу бедных. На этом основании во всех
обвинительных актах по делам об убийствах приводилась произведенная большим
жюри оценка орудия убийства для передачи его денежной стоимости королю или
тому, кому король ее пожертвует для богоугодных целей. На практике это свелось
к тому, что deodand стал рассматриваться как конфискация в пользу короля и
сделался очень непопулярным в глазах населения. Поэтому присяжные при
попустительстве судей уменьшали размер конфискуемой суммы, признавая орудием
убийства какой-либо незначительный предмет или часть предмета. Лишь статутом
1846 г. этот курьезный пережиток первобытного варварства был наконец уничтожен.
Но, пока он продолжал существовать в судебной практике, обычай этот служил
постоянным камнем преткновения для юристов-теоретиков, которые пытались свести
все законы английского права к основным началам естественного разума и
справедливости. Они себе не представляли всю бездонную глубину человеческого
невежества, дикости и суеверия, едва прикрытых тонким слоем современного права
и цивилизации. Так, Блекстон полагал, что первоначально орудия убийства
конфисковывались для продажи, а на вырученные деньги заказывались обедни на
помин души случайно убитых; поэтому он считал более правильной передачу deodand
в руки церкви, а не короля. По мнению философа Рида, закон этот имел своей
целью не наказание животного или предмета, послужившего орудием при убийстве
человека, а “внушение населению понятия о том, что жизнь человеческая
священна". Рид Том (1719-1796) - шотландский философ, противопоставлявший
идеализму и скептицизму философию “здравого человеческого смысла".
С гораздо большим правдоподобием Эдуард
Тайлор объясняет обычай deodand и все вообще обычаи наказания животных и
предметов за причиненное человеку зло. Он выводит их из одного и того же
инстинктивного импульса, заставляющего дикаря кусать камень, о который он
оступился, или ранившую его стрелу, а ребенка — иногда даже и взрослого
человека — отбросить или ударить причинивший ему страдание неодушевленный
предмет. Адам Смит со свойственными ему глубиной, ясностью ума и здравым
смыслом осветил источник инстинктивного импульса. “Причиной страдания и
удовольствия, — говорит он, — в чем бы она ни заключалась и каково бы ни было
ее действие, кажутся те самые предметы, которые непосредственно возбуждают у
всех животных эти два сильных чувства — благодарность и злобу. Последние
возбуждаются одинаково как одушевленными, так и неодушевленными предметами. Мы
злимся — правда, лишь одно мгновение — даже на камень, ударивший нас. Дитя его
бьет, собака на него лает, а у раздражительного человека вырывается проклятие.
Конечно, последующее размышление очень скоро устраняет нашу злобу, и нам
становится ясно, что нелепо мстить предмету, лишенному способности чувствовать.
Однако когда страдание очень велико, предмет, причинивший его, навсегда
остается для нас неприятным, и нам доставляет удовольствие сжечь или уничтожить
его. Так мы готовы поступить с вещью, послужившей случайно причиной смерти
нашего друга, и склонны упрекать себя в бесчувственности, если мы почему-либо
не совершили такого акта бессмысленной мести".
Новейшие исследования в области человеческого
прогресса позволяют думать, что на младенческой стадии своего развития
человечество обладает естественным стремлением персонифицировать все внешние
предметы — как одушевленные, так и неодушевленные, иными словами, придавать им
чисто человеческие свойства. Это стремление почти нисколько не ослаблялось
сознанием того различия, которое более развитый ум проводит между одушевленными
и неодушевленными предметами, с одной стороны, и человеком и животным — с
другой. При смутности представлений первобытного человека являлось почти
неизбежным смешение в одну категорию мотивов, двигающих человеком как разумным
существом, с инстинктами, управляющими животными, или даже с силами, толкающими
камень или дерево при их падении. Лишь при таком нерасчлененном сознании дикарь
мог нарочно наказывать животных и неодушевленные предметы за причиненный ему
ушиб или вред. Интеллектуальный туман, благодаря которому могли совершаться
такие действия, заволакивал также глаза первобытного законодателя, который в
различные времена и в различных странах освящал эту варварскую систему
возмездия, облекая ее в торжественные формы права и справедливости.