Итак, возвращаясь к тому, с чего мы начали, я
полагаю, что предание о том, как Иаков обманул своего отца Исаака, содержит в
себе пережиток древней церемонии вторичного рождения от козы, церемонии,
соблюдение которой считалось необходимым или желательным в тех случаях, когда
младший сын приобретал право первородства в ущерб старшему живому брату;
совершенно так же в Индии человек имитирует вторичное рождение от коровы, когда
он хочет вступить в высшую касту или быть восстановленным в прежней касте,
откуда он был исключен по несчастной случайности или за дурное поведение. Но у
евреев, как и у акикуйю, странная церемония со временем, вероятно, свелась к
гораздо более простому обряду: достаточно было человеку убить козу и нарядиться
в куски ее шкуры, чтобы он почитался вновь рожденным в образе козы. В этой-то
выродившейся форме, если только моя гипотеза достаточно обоснована, дошел до
нас древний обряд в освещении библейского автора.