Обзор вышеприведенных примеров минората у
азиатских и африканских племен приводит нас к заключению, что обычай этот
уживается как с земледельческим, так и с пастушеским бытом. В самом деле,
значительная часть народов, соблюдающих минорат в настоящее время, живет
главным образом земледелием. Но практикуемая многими из них кочевая система
земледелия характеризуется низкой эффективностью обработки почвы и требует
широкого земельного простора, несоизмеримого с количеством населения.
Подрастающие в семье сыновья один за другим покидают родительский дом и
расчищают себе новые участки в лесу или в джунглях, пока наконец при родителях
остается один только младший сын, который и составляет их единственную опору в
преклонном возрасте. Таково, по-видимому, наиболее простое и естественное
объяснение происхождения минората, по крайней мере поскольку оно касается
привилегии младших сыновей. Такое объяснение подтверждается современным обычным
правом русских крестьян, у которых до сих пор сохранился как самый обычай, так
и его логическое оправдание. В пользу именно этого объяснения говорит и тот
наблюдаемый повсюду факт, что родительский дом чаще всего переходит по
наследству к младшему сыну, составляет его законную долю даже тогда, когда он
ничего больше не получает. Такое правило представляется естественным и
справедливым, если младший сын является единственным из детей, оставшимся в
доме ко времени смерти родителей.
Возможно, что у таких племен, как кхаси и
гаро, у которых практикуется матрилинейность, наследование младшей дочери
покоится на подобных же основаниях. Младшая дочь, естественно, выходит замуж
последней в семье. У некоторых народов, и в том числе у гаро, запрещается даже
выдавать ее замуж раньше старших сестер. Таким образом, она дольше всех остается
при родителях, является их опорой и утешением в жизни и наследницей после их
смерти. И если даже, как это принято у кхаси, замужние дочери не покидают
родного крова и остаются жить в старом родительском доме или же рядом с ним, то
забота о собственных семьях по необходимости поглощает их время и труд
настолько, что они не в состоянии уделить достаточно внимания своим родителям.
Значит, и в таком случае предпочтение, отдаваемое младшей дочери при
наследовании, находит свое оправдание.
Еще более естественной представляется, как
это задолго до нашего времени заметил Блэкстон, привилегия младших сыновей у
народов пастушеских. Широкий земельный простор, необходимый для кочевого
скотоводства, дает полную возможность взрослым сыновьям начать самостоятельную
кочевую жизнь с собственными стадами, тогда как младший сын остается до конца
при стариках, кормит их и поддерживает на склоне лет, а когда они умирают,
становится наследником их имущества. У бедуинов отношения между отцом и
сыновьями таковы, что из них само собой вытекает предпочтение младшего сына
остальным. Вот что говорит по этому поводу Буркгардт, близко ознакомившийся с
жизнью бедуинов: “Повседневные ссоры между родителями и детьми в пустыне
составляют самую непривлекательную сторону жизни бедуинов. Сын, достигший
совершеннолетия, слишком горд, чтобы просить отца выделить ему часть скота:
ведь он уже может собственными руками добыть все нужное ему; однако он считает,
что отец сам должен предложить ему выдел. Отец же со своей стороны оскорблен
заносчивостью сына. Так между ними часто происходит разрыв, увеличивающийся
обыкновенно с течением времени. Как только молодой человек почувствовал свою
силу, он спешит избавиться от отцовской власти. Пока он живет в отцовском
шатре, он продолжает еще оказывать родителям некоторое почтение; но с тех пор,
как он получил возможность устроить себе собственный шатер (конечная цель его
устремлений), его уже не удержат от этого ничьи убеждения и никакая сила на
земле. Мальчик, еще не достигший половой зрелости, до того почтителен к отцу,
что никогда не решается есть из одной с ним посуды и даже вообще в его
присутствии. Считается очень зазорным, если мальчик дал кому-нибудь повод
сказать: “Смотрите, он ест у отца на глазах". Только маленьких сыновей в
возрасте до четырех или пяти лет часто сажают за стол рядом с родителями, и они
едят из общей посуды". Мы видим, что у бедуинов, как и во многих других
случаях, поворотный пункт в отношениях между отцом и сыновьями наступает в тот
момент, когда последние отделяются от родительской семьи. И, когда приходит
время распорядиться своим имуществом, отец обходит своего ушедшего из дома
непокорного и своенравного сына, оставляя все безраздельно послушному и
почтительному младшему сыну, который остался жить в отцовском шатре. Правда,
под влиянием Корана араб теперь распределяет свое имущество поровну между
сыновьями, но в старое время, до возникновения ислама, они, по-видимому, часто
следовали влечению чувств и лишали старших сыновей наследства в пользу младших.
Итак, на пастушеской, как и на земледельческой,
стадии общественного развития существенным условием возникновения и господства
минората является обилие земли при редком населении. Когда рост населения и
другие причины приводят к тому, что сыновьям становится трудно выделиться из
семейной общины и уйти на сторону, право младшего на исключительное обладание
наследством начинает оспариваться братьями и постепенно утрачивается или даже
уступает место праву первородства, как это имеет место в настоящее время у
племени лушеи. Вот почему минорат еще существует или до недавнего времени
существовал бок о бок с майоратом в некоторых частях Англии. Возвращаясь к
исходному пункту нашего изложения, мы также легко поймем, почему у древних
евреев сохранялись некоторые пережитки минората спустя долгое время после того,
как народ в общем перешел к системе первородства в соответствии с переходом от
пастушеско-кочевой жизни в пустыне к оседло-земледельческой жизни в Палестине.
Историку позднейшей эпохи, когда обычай минората был окончательно изжит,
показались странными предания о наследовании младших сыновей в обход старших. И
вот, чтобы объяснить случаи подобного наследования, резко расходившиеся с его
собственными представлениями о переходе права собственности, он изобразил их в
виде исключений из общего правила, обязанных своим происхождением различным
чрезвычайным обстоятельствам, как, например, необыкновенный случай при рождении
ребенка, особое расположение со стороны отца к одному из детей, алчность или
коварство младшего сына. С этой точки зрения Иаков ни в чем не провинился перед
старшим братом Исавом; он только добивался для себя того самого права
наследования, которое древний закон предоставлял в виде общего правила всем
младшим сыновьям, хотя в современную ему эпоху в жизни уже утвердился другой
порядок наследования, передававший права младшего сына старшему.