У пастушеских племен Африки обычай минората —
явление крайне редкое. Он применяется в ограниченной форме у племени бого,
которое существует главным образом скотоводством, хотя отчасти занимается также
земледелием. Бого населяют отдаленные северные отроги Абиссинских гор; страна
их не богата лесами и реками; зато климат здесь умеренный и здоровый. Почти
круглый год скот бродит по горам, переходя с одного пастбища на другое, и около
трети населения кочует со своими стадами и живет в шалашах, сделанных из
пальмовых циновок, которые при перемене стоянки перевозятся на спинах волов.
Остальная часть племени живет в более или менее постоянных деревнях в
соломенных хижинах, но в случае надобности они могут сжечь свои жалкие жилища и
в одну ночь тронуться с места со своими стадами, потому что свободной земли
везде много. У бого преобладает система первородства. Старший сын — глава
семьи, и звание вождя из рода в род переходит к нему же. В большой семье первородный
сын почитается как священное и неприкосновенное лицо; это своего рода царек без
царской власти. После смерти человека его имущество распределяется между
наследниками, причем первородному сыну достается лучшая доля;
между прочим, ему передаются считающиеся
наиболее ценными белые коровы, а также вся домашняя мебель и прочие пожитки. Но
самый дом по праву принадлежит младшему сыну. У пастушеского племени нуэр (по
Белому Нилу) по смерти князька ему наследует младший сын. У племени сук (в
Восточной Африке) старший сын получает по наследству большую часть отцовского
имущества, а младший сын — большую часть материнского. Племя это было некогда
чисто земледельческим, но впоследствии оно разделилось на две группы —
земледельческую и скотоводческую. Упомянутое правило наследования утвердилось в
обеих группах, а также у другого племени — туркана, живущего в той же округе.
Обычай минората, или юниората, существует у
некоторой части оседлого земледельческого народа ибо в Южной Нигерии.
Любопытно, что здесь обычай этот применяется только к имуществу,
унаследованному от женщин, и не распространяется на имущество, перешедшее по
наследству от мужчин. И даже в такой ограниченной форме обычай этот имеет
характер не столько общего правила, сколько исключения.