До сих пор мы говорили об обычаях минората у
народов, которые, за исключением бхилов, можно назвать земледельческими. Но
обычай этот господствует также до известной степени у охотничьих и пастушеских
племен. Так, например, известно, что он утвердился среди юкагиров, монгольского
племени на северо-востоке Сибири, живущего отчасти охотой и рыболовством, а
отчасти оленеводством. Крайне суровый климат, самый холодный во всей Сибири и
один из наиболее холодных на земле, исключает возможность заниматься здесь
земледелием. “Юкагиры, живущие охотой и ловлей рыбы по берегам рек, настолько
бедны и ведут такой первобытный образ жизни, что идея права личной
собственности членов семьи на какие бы то ни было вещи, не говоря уже о
продуктах питания, почти совершенно чужда их пониманию. Вся добыча от охоты и
рыболовства передается женщинам, из которых старшая наблюдает за
распределением... Личная собственность признается до некоторой степени по
отношению к предметам одежды и орудиям охоты, таким, как ружье, лук и так
далее. Каждый член семьи имеет свою одежду, охотник — свое ружье... Право
собственности распространяется на женские украшения и на принадлежности для
шитья — иголки, нитки, ножницы, наперстки, а также принадлежности для курения —
трубки, огниво, трут, кисет и, наконец, челнок. Но большие лодки, сети, дом и
вся хозяйственная утварь составляют общую собственность семьи... Наследование
семейного имущества происходит обычно по системе минората. С уходом из семьи
старших братьев или когда они по смерти родителей переселяются к родителям
жены, семейное имущество остается в руках младшего брата. Последний со смертью
отца получает также в собственность его ружье, тогда как одежда и украшения
матери переходят к младшей дочери. Младший сын не покидает родительского дома и
не вступает в семью тестя. Он обязан отработать тестю определенное время за
невесту, после чего она уходит жить к его родителям. Юкагиры объясняют обычай
минората при наследовании тем, что младшие дети больше любят своих родителей и
более привязаны к ним, чем старшие".
Мы можем, однако, отвергнуть подобный
сентиментальный взгляд юкагиров на происхождение минората и предположить, что у
них, как и у других рассмотренных нами племен, привилегия наследования младших
детей в действительности основана на обычае, по которому младший сын остается
дома, в то время как его старшие братья после женитьбы покидают родную семью и
уходят в дом родителей жены. Такое предположение превращается в уверенность,
если принять во внимание обычай, господствующий у той части этого племени,
которая живет оленеводством. Здесь сыновья “не покидают отцовского дома после
женитьбы, а остаются в семье и продолжают участвовать в общем владении
имуществом. Братья связаны между собою, с одной стороны, узами родства, а с
другой — скудостью оленьего стада, которая делает раздел хозяйства
нерациональным". Вопрос о происхождении минората как нельзя лучше
уясняется тем фактом, что в тесных рамках одного небольшого племени существуют
два различных порядка наследования: в одной части племени, где младший сын
остается один в родительском доме, он получает в наследство все имущество, а в
другой части племени, где все сыновья одинаково остаются при родителях, младший
сын не пользуется никакими преимуществами перед остальными, и все они после
смерти отца делят имущество между собой поровну. С другой стороны, у
юкагиров-оленеводов дочь, выходя замуж, уходит от родителей к свекру и
свекрови. Поэтому она после смерти отца и матери не получает доли из семейного
имущества; личная же собственность матери — одежда, украшения и швейные
принадлежности — после ее смерти переходит к незамужним дочерям. Мы видим,
таким образом, что у занимающихся оленеводством юкагиров социальный уклад в
известной мере прямо противоположен тому, какой существует у племени кхаси. У
первых сыновья остаются всю жизнь в родительском доме и наследуют родительское
имущество, дочери же, выходя замуж, покидают родной дом и не участвуют в
наследстве. У кхаси, наоборот, дочери остаются на всю жизнь дома, и к ним
переходит по наследству имущество родителей, тогда как сыновья после женитьбы
уходят от отца и матери и не являются наследниками. В обоих случаях наследство,
как и следовало ожидать, поступает к тем детям, которые остаются дома,
безразлично, будут ли это сыновья или дочери.
У “оленных" чукчей, живущих на крайнем
северо-востоке Азии, большую роль играют деревянные дощечки в виде грубо
сделанных человеческих фигурок, служащие для добывания огня посредством трения.
Они представляют святыню и олицетворяют собой силы, которые якобы
покровительствуют оленьим стадам и являются их сторожами. Многие семьи имеют по
нескольку таких дощечек — отчасти сравнительно нового происхождения, отчасти
унаследованные от предыдущих поколений. Старейшая из этих дощечек как
драгоценная реликвия всегда переходит вместе с домом и его принадлежностями к
главному наследнику, каковым является обычно старший или младший сын.
По-видимому, вопрос о том, кого надлежит считать главным наследником — старшего
или младшего сына, решается в пользу того из них, кто остается последним в
доме, ибо автор этого сообщения говорит: “Когда старший брат покидает дом,
последний переходит к младшему брату, который становится главным
наследником".
Коряки северо-востока Сибири также суеверно
поклоняются подобным дощечкам для добывания огня, которые они почитают как
божества домашнего огня, охраняющие семейный очаг; им же приписываются такие
сверхъестественные свойства, как охрана оленьих стад и содействие человеку при
охоте на моржей и тюленей. “У приморских коряков, а равно и у “оленных",
священная дощечка для добывания огня якобы оказывает влияние на благополучие
семьи, потому ее не следует вносить в чужой дом. Но если две семьи поселяются
на зиму в одном доме ради экономии топлива, то каждая семья переносит сюда свои
святыни, не боясь умалить этим их чудодейственную силу. Священная дощечка
обыкновенно переходит по наследству к младшему сыну или же к младшей дочери,
если муж ее живет в доме тестя, а братья построили себе отдельные дома или
завели собственные стада". Здесь опять-таки минорат, по-видимому,
обусловливается единственно пребыванием в отцовском доме младшего из детей и
уходом из него старших; пол не влияет на право наследования, которое может
принадлежать либо младшему сыну, либо младшей дочери, в зависимости от того,
кто из них остается последним в доме.