В таком виде представляется существование
минората, или первенства младшего сына, в Европе. Спрашивается, каково
происхождение столь странного, на наш взгляд, обычая? По этому вопросу было
выдвинуто много теорий. Начнем с того мнения, которое высказал широко
эрудированный и основательный Вильям Блэкстон в своих знаменитых
“Комментариях" к английскому праву. Говоря о поземельном владении в так
называемых boroughs, то есть городах, пользовавшихся правом посылать депутатов
в парламент, он противопоставляет этот род владения “воинскому держанию"
(military tenure или tenure of knight-service) и рассматривает его как остаток
древней “саксонской свободы", которую сохранили за собой лица, не
потерявшие своего владения в пользу короля и не обменявшие его “на более
почетное, по воззрениям того времени, но и более отяготительное воинское
держание". Эта-то “саксонская свобода", по мнению Блэкстона,
“объясняет также те разнообразные обычаи, действие которых распространялось на
многих держателей городских участков. Главным и наиболее замечательным из этих
обычаев был “Borough English", противопоставлявшийся норманнским обычаям и
известный уже Глэнвилю и Литлтону; на основании этого обычая городские участки
после смерти отца переходили по наследству к младшему сыну, а не к старшему.
Литлтон объясняет происхождение обычая тем, что младший сын, по незрелости
возраста, в отличие от остальных братьев, не может обойтись без посторонней
помощи. Другие авторы приводили более оригинальное объяснение обычая: будто бы в
старину феодальный лорд имел право конкубината с женой своего держателя в
первую брачную ночь, отчего крестьянский участок переходил по наследству не к
старшему, а к младшему сыну, которого с большей вероятностью можно было считать
сыном держателя. Однако мне неизвестно, чтобы такой обычай когда-либо
господствовал в Англии, хотя он, наверное, существовал в Шотландии (под именем
mercheta или marcheta) до отмены его при Малькольме III. Возможно, что
правильное объяснение мы должны искать (правда, на далеком от нас расстоянии) в
обычном праве татар, у которых, по словам священника Дюгальда, также
преобладает переход наследства к младшему сыну. Этот народ занимается всецело
скотоводством, и старшие сыновья, как только становятся способны вести
самостоятельную кочевую жизнь, получают от отца свою долю стада и уходят от
него на новое кочевье. Младший сын, который дольше всех остается при отце,
естественно, становится наследником его имущества, так как остальные уже имеют
собственное хозяйство. Точно так же и у многих других северных народов
существовал обычай, согласно которому все сыновья отделялись и уходили от отца,
кроме одного, который становился его наследником. Не исключено, что такой
обычай везде, где мы его встречаем, является пережитком древнего пастушеского
быта наших предков — бриттов и германцев, описанного Цезарем и Тацитом".
Вопрос о происхождении минората
Я не нашел у Дюгальда места, на которое
ссылается Блэкстон, но приводимый им факт подтверждается современным историком,
который говорит: “Еще более характерной чертой старого турецкого и монгольского
права является обычай, проливающий яркий свет на историю этих народов, который
я, за неимением более подходящего термина, назвал бы “усыновлением
наоборот". Турецкий обычай устанавливает чрезвычайно оригинальный порядок
наследования: постоянным наследником, привязанным в некотором смысле к родной
земле, является младший сын. У монголов он называется
ot-dzekine, у турок — tekiue, то есть “хранитель очага". По свидетельству китайских летописцев и
западных путешественников, к нему полностью переходит земельный участок, а
старшие братья делят между собой движимое имущество, в особенности то, что
составляет его главный предмет, то есть весь крупный и мелкий скот". Кроме
того, я обнаружил существование минората у группы монголоидных племен в юго-западном
Китае и прилегающих частях Бирмы и Индии. Исследование их социального положения
может осветить интересующий нас вопрос. Но предварительно я должен заметить,
что, вопреки мнению Блэкстона, ни одно из этих племен не занимается
скотоводством, а все они составляют земледельческое население и добывают
средства к существованию почти исключительно землепашеством.