О патриархе Иакове сохранилось больше
преданий, чем об отце его Исааке и о деде Аврааме, и предания эти богаче
фольклором, то есть следами древних верований и обычаев. Иаков передал
израильскому народу свою кровь и свое имя, и поэтому естественно, что личность
такого национального героя-родоначальника окружена множеством воспоминаний и
легенд.
Однако характер этого великого
родоначальника, каким он изображен в книге Бытие, современному читателю
представляется малопривлекательным, составляя противоположность
спокойно-величавой фигуре его деда Авраама и мечтательно-набожному образу отца
его Исаака. Если Авраам есть тип семитического шейха, честного и
гостеприимного, приветливого и вместе с тем полного сознания своего
достоинства, то Иаков соединил в себе черты семита-торговца, гибкого,
Дальновидного и изворотливого; он не упустит подвернувшегося случая извлечь
выгоду для себя, умеет добиться нужного не силой, а хитростью и не слишком
разборчив в средствах, всегда готов перехитрить и поддеть своего соперника. Это
отталкивающее сочетание алчности и лукавства обнаруживается уже в самых ранних
эпизодах из жизни патриарха, в тех способах, с помощью которых ему удалось
выманить у старшего брата Исава его право первородства и отцовское
благословение. Исав и Иаков были близнецами, и первый в качестве старшего, по
общему правилу, имел преимущественное право получить благословение отца и
наследовать его имущество. Чтобы отстранить старшего брата от того и другого,
Иаков прибегнул к такому, мягко выражаясь, неблаговидному приему: сначала он
использовал голод Исава и купил у него право первородства за чечевичную
похлебку, а потом, надев на себя одежды брата и обмотав шею и руки шкуркой
козленка, чтобы сделать их такими же косматыми, как у Исава, получил отцовское
благословение, предназначенное для брата-близнеца. Правда, вторую проделку с
престарелым отцом юный, но подающий большие надежды Иаков не сам придумал; его
подучила мать, хитрая Ревекка, сумевшая так ловко надуть своего мужа. Однако
готовность, с какой Иаков согласился на мистификацию, доказывает, что для того,
чтобы одурачить отца, у него не хватало лишь изобретательности.
На известной стадии морального развития
общества подобные обманы почти не вызывают порицания, разве только со стороны
тех, кто является их жертвой; посторонний зритель склонен даже относиться к ним
одобрительно как к проявлениям недюжинного ума и ловкости, торжествующих над
честной посредственностью. Наступает, однако, время, когда общественное мнение
становится на сторону честного дурака против умного пройдохи, ибо опыт
показывает, что всякий обман, сколько бы остроумия и прозорливости он ни таил в
себе, непосредственно задевает интересы не только отдельных лиц, но и всего
общества, как такового, расшатывая ту связь взаимного доверия, которым только и
держится всякая ассоциация людей. Когда эта истина проникает во всеобщее
сознание, историк начинает взвешивать действия людей прошлых поколений при
помощи такого мерила нравственности, которого ни сами те люди, ни их
современники не думали применять к своим поступкам. Если при этом какая-нибудь
героическая фигура старого мира оказывается стоящей много ниже этого этического
стандарта, то милостивый критик, вместо того чтобы признать ту пропасть,
которую прогресс морали создал между ним и прошлыми поколениями, пытается
перекинуть через нее мост, подыскивая всяческие смягчающие обстоятельства или
даже полное оправдание для поступков, признаваемых им самим безнравственными.
Когда такое старание представить черное белым проистекает просто от доброты
сердечной, а не вызвано тщеславной любовью к парадоксам, то оно является делом
похвальным для самого защитника и, может быть, безвредным для других. Но
совершенно обратное приходится сказать о случаях противоположных, когда
бросается тень на светлый характер: такими отвратительными, но нередко
наблюдающимися действиями не только наносится удар в спину невинному, но вместе
с тем причиняется общественный вред, состоящий в понижении общего нравственного
уровня, ибо этим путем мы лишаемся тех столь редких образцов доблести,
созерцание которых служит лучшим средством разбудить в нас преклонение перед
идеей добра, чем многочисленные абстрактные трактаты по моральной философии.
Уже в наше время соплеменник патриарха Джозеф
Джекобс выступил с защитой нравственной личности Иакова и попытался смыть с его
имени пятно, доказывая, что Иаков, по существовавшему древнему закону, имел
фактически право наследования в качестве младшего сына и что уловка, к которой
он прибегнул, по словам библейского рассказа, объясняется неправильным толкованием
происшествия, ложно понятого автором. Не берусь судить, насколько основательна
эта остроумная апология, но верно то, что такой древний закон наследования,
какой предполагает апологет, действительно преобладал у многих народов, нет
причины думать, что в отдаленную эпоху он не мог также утвердиться у предков
Израиля. Закон этот или обычай известен под именем минората, или права младшего
сына на наследование, и, в противоположность майорату, предоставляет право
наследования младшему сыну, а не старшему. В настоящей главе я намерен привести
примеры этого обычая и исследовать его происхождение.
Посмотрим сначала, нельзя ли открыть в Ветхом
завете другие какие-либо следы минората. Здесь прежде всего приходится сказать,
что если Иаков отстранил от наследования своего старшего брата, то он в этом
случае сделал то же самое, что в свое время сделал отец его Исаак до него. Ибо
Исаак также был младшим сыном и оттеснил своего старшего брата Измаила от
наследования их отцу Аврааму. Того же принципа, если это можно назвать
принципом, по которому Иаков действовал в отношении своего отца и брата, он
держался также относительно своих сыновей и внуков. Мы знаем из Библии, что
Иаков любил сына своего Иосифа больше, чем старших сыновей, “потому что он был
сын старости его", и так резко проявлял свое предпочтение, что вызвал
чувство ревности у братьев, которые составили заговор с целью лишить жизни
Иосифа. Правда, по словам рассказа в том виде, в каком мы его теперь читаем,
Иосиф был не последним, а предпоследним сыном Иакова, так как Вениамин родился
после него. Но можно предположить, что в первоначальной версии рассказа Иосиф
является действительно самым младшим сыном. На это указывает и особое
пристрастие к нему со стороны отца, и разноцветная одежда, вернее, одежда с длинными
рукавами, отличавшая его от братьев, и занимаемое им впоследствии положение
верховенства по отношению к братьям. С другой стороны, имя Вениамин (младший
сын Иакова) означает “сын правой Руки". Что такое наименование отмечает
его как законного наследника, подтверждается замечательным рассказом о том, как
Иаков, благословляя своих двух внуков, сыновей Иосифа, нарочито отдает
предпочтение младшему из них перед старшим тем, что кладет свою правую руку на
голову младшего (Ефрема), а левую — на голову старшего (Манассии), вопреки
возражению отца их Иосифа, который поставил своих сыновей перед дедом в таком
положении, что последний, как следовало ожидать, положит правую руку на
старшего, а левую — на младшего; старик был поэтому вынужден скрестить свои
руки на груди так, чтобы возложить на голову младшего правую руку, а левую — на
голову старшего. Апологет Иакова может поэтому с полным основанием утверждать,
что патриарх в течение всей своей жизни последовательно отдавал предпочтение
младшим сыновьям перед старшими, а не держался этого правила лишь тогда, когда
оно отвечало его личным интересам.
Есть и другие факты, свидетельствующие в
пользу Иакова, то есть удостоверяющие существование у евреев древнего обычая
минората, или права младшего сына на наследование. В книге Бытие мы читаем, что
Фамарь, невестка Иуды, родила двух близнецов — Фареса и Зару. Хотя Фарес
родился раньше, в действительности он, согласно тут же рассказанному странному
эпизоду, происшедшему во время родов, был, подобно самому Иакову, не старшим,
как можно было бы думать, а младшим из обоих братьев. Эпизод состоял в
следующем: во время родов показалась рука младенца, которую повивальная бабка
повязала красной нитью, “сказав: этот вышел первый. Но он (Зара) возвратил руку
свою; и вот, вышел брат его (Фарес)" (Быт” 38, 28-30). Из самого рассказа
не видно, для чего понадобилось автору привести этот эпизод, но мотив станет
понятным, если учесть, что Фарес был прямым прародителем царя Давида, что царь
этот сам был младшим сыном своего отца Иессея и что Самуил нарочно выдвинул его
на царство, предпочтя старшим братьям. Таким образом, цель автора, изложившего
такую, казалось бы, не относящуюся к делу и даже, может быть, не совсем
благопристойную подробность, состояла, вероятно, в том, чтобы подчеркнуть, что
царь Давид не только сам был младшим сыном, но еще происходил от младшего из
детей-близнецов Иуды. Давид в свою очередь передал царство одному из своих
младших сыновей, Соломону, отстранив преднамеренно Адонию, одного из старших
сыновей, претендовавшего на престол. Все эти факты, вместе взятые, вызывают
предположение, что обычаю первородства, или предпочтения старшего сына, у
евреев предшествовал более древний обычай — “право последнего рождения",
то есть предпочтение младшего сына при наследовании отцу. Такое предположение
находит себе подтверждение в том, что подобный обычай минората преобладал и в
других местах земного шара.