Никакой легенды о великом потопе мы не
находим в Ведах, этом древнейшем литературном памятнике Индии, составленном,
по-видимому, между 1500 г. и 1000 г. до нашей эры, когда арии жили в Пенджабе и
еще не проникли на восток, в долину Ганга. Но в позднейшей санскритской
литературе неоднократно встречаются различные версии сказания о потопе, причем
каждая из них при общем сходстве сохраняет свои особенные детали. Здесь
достаточно будет привести древнейшее из известных нам преданий, содержащееся в
так называемом Сатапатха Брахмана, важном прозаическом сочинении по вопросам
священного ритуала, написанном, как полагают, незадолго до появления буддизма,
то есть не позднее VI в. до нашей эры Арийцы в это время занимали верхнюю часть
долины Ганга, а также долину Инда, но, вероятно, почти не испытывали
воздействия со стороны культур Западной Азии и Греции. Мощное влияние греческих
идей и греческого искусства, бесспорно, началось спустя несколько веков, с
нашествием Александра Великого в 326 г. до нашей эры Содержание легенды о
великом потопе таково.
“Утром принесли Ману воду для умывания,
совершенно так же, как теперь ему всегда приносят воду для омовения рук. Когда
он умывался, ему попала в руки рыба. Она сказала ему такое слово: “Взрасти
меня, и я спасу тебя!" — “От чего ты спасешь меня?" — “Потоп снесет
все земные создания; я спасу тебя от потопа!" — “Как же мне взрастить тебя?"
Рыба ответила: “Пока мы малы, нам не миновать гибели: одна рыба пожирает
другую. Сперва ты будешь держать меня в кувшине;
Когда я перерасту кувшин, ты выроешь колодезь
и там будешь держать меня. Когда я перерасту колодезь, ты пустишь меня в море,
ибо тогда мне уже нечего бояться гибели". Скоро рыба стала гхашей (ghasha
— большая рыба), а эта порода — самая крупная среди рыб. После этого она
сказала: “В таком-то и таком-то году произойдет потоп. Ты должен тогда
вспомнить обо мне и построить судно, а когда начнется потоп, взойди на него, и
я спасу тебя от потопа". Взрастив рыбу так, как она просила, Ману пустил
ее в море. И в том самом году, который предсказала рыба, он вспомнил ее совет и
построил судно, а когда начался потоп, он взошел на него. Тогда рыба подплыла к
нему, и он привязал канат от своего судна к ее плавнику и таким образом скоро
приплыл к той далекой горе, что на севере. Тут рыба сказала ему: “Я спасла
тебя; привяжи теперь судно к дереву, но смотри, чтобы вода не снесла тебя, пока
ты будешь оставаться на горе; когда же вода спадет, ты можешь понемногу
спуститься вниз". И он понемногу спустился с горы. Вот почему тот склон
северной горы называется “спуск Ману". Потопом были уничтожены все
создания; один лишь Ману уцелел...
Желая иметь
потомство, он стал вести благочестивую и строгую жизнь. Он также совершил
жертвоприношение “пака": стоя в воде, принес жертву из осветленного масла,
кислого молока, сыворотки и творога. От этого через год произошла женщина.
Когда она стала совсем плотной, то поднялась на ноги, и, где она ни ступала,
следы ее оставляли чистое масло. Митра и Варуна, повстречавшись с ней,
спросили: “Кто ты такая?" — “Я дочь Ману", — отвечала она. “Скажи,
что ты наша дочь", — сказали они. “Нет, — настаивала она, — я дочь того,
кто произвел меня". Тогда они пожелали иметь в ней долю, но она, не сказав
ни “да" ни “нет", прошла мимо. Она пришла к Ману, и он спросил ее:
“Кто ты такая?" — “Твоя дочь", — отвечала она. “Как, ты, слава
творения, ты — моя дочь?" — спросил он. “Да!" — сказала она. “Теми
жертвами из чистого масла, кислого молока, сыворотки и творога, которые ты
принес в воде, ты произвел меня. Я — благодать; используй меня, когда будешь
приносить жертвы. И если ты используешь меня, когда будешь приносить жертвы, то
станешь богат потомством и скотом. Всякое благо, какое ты вздумаешь просить
через меня, будет дано тебе". И вот он стал пользоваться ею во славу бога
в середине жертвоприношения, а середина жертвоприношения — это все,
происходящее между вступительной и заключительной жертвой. Вместе с ней он
продолжал вести благочестивую и строгую жизнь, желая иметь потомство. Через нее
он произвел человеческий род, род Ману, и всякое благо, которое он просил через
нее, было дано ему".