Выписать из квартиры на www.pravoforyou.ru.

ОБ ИДЕОЛОГИИ СВОБОДОМЫСЛИЯ
Начало Вверх

В. Сачков, круглый стол «Философские проблемы исследования свободомыслия»

ОБ ИДЕОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО СВОБОДОМЫСЛИЯ

Развитие идеологии современного российского свободомыслия, принимая за дату его возникновения август 1991 г., можно разделить на 3 следующих этапа: 1) до октября 1993 г.; 2) до августовского «дефолта» 1997 г. и 3) по настоящий день.

На первом этапе, когда в России еще не было системы президентского правления се­вероамериканского типа, руководство страны пыталось, как известно, внедрить и утвердить в качестве госу­дарственной идеологию современного «голого» либерализма американского типа, но, не по­лучив достаточно широкой поддержки общества, в итоге от этого отказалось. Тогда перед отечественными свободомыслящими стояла задача найти в заданной президентом и кабинетом министров парадигме нишу во вновь формировавшейся государственной идеологии, прочно обосноваться в ней и, двигаясь с этого рубежа, приобретать все более влиятель­ные позиции. Гуманисты себя заметно не проявляли, осваивая глав­ным образом мировое анти- и немарксистское философское наследие, в резуль­тате чего они смогли определиться с выбором новых идейно-духовных лидеров. Из россий­ских ими стали прежде всего Н.Бердяев, В.Соловьев, а также В.Розанов и А.Богданов. Из зарубежных - группы постмодернистов, позитивистов и экзистенциалистов.

На втором этапе, начавшемся с установления у нас режима президентской респуб­лики, было решено сменить либеральный фундамент государственной идеологии на религи­озный, во исполнение чего был предпринят широкий ряд подготовительных практических мер (заключены соглашения между РПЦ, с одной стороны, и министерствами и региональ­ными администрациями, с другой). Увенчало этот процесс принятие в 1997 г. нового закона о свободе вероисповеданий. Это не могло не вызвать реакции со стороны свободомыслящих, в результате чего в 1994 г. возникло Российское гуманистическое общество (РГО), объединившее сторонников светского гуманизма самых широких политических взглядов. Исходным до­кументом этого движения стал Гуманистический манифест 1949 г., в либеральном духе определявший частную собственность «вечной» ценностью и от­лучавший от гуманизма коммунистов. В обстановке того времени движение свободомыслящих ни с какой другой идейной платформой не могло появиться, но на первый случай она годилось.

В 1988 – 1994 г. у нас происходило так называемое «возрождение православия», в итоге которого уровень религиозности вырос в полтора раза (доля «полноценных» верую­щих, соблюдающих все обряды и т.д., возросла с максимум 4 % до максимум 6 %). В 1995 – 1997 гг., «по инерции», повышение уровня продолжалось, но в итоге была достигнута его стабилизация и стало ясно, что рассчитывать на повальное обращение россиян в православие в будущем нельзя. Однако запущенный с 1994 г. маховик клерикализации России успел уже раскрутиться настолько сильно, что даже хотя бы притормозить его стало уже нельзя. В ус­ловиях низкого уровня религиозности в стране сохранение этой тенденции означало ползу­чий переход к открытой ультрареакционной фашистско-националистической диктатуре ре­лигиозно-фундаменталистского типа («российскому талибанству». – Г.Якунин).

Это привело российское движение свободомыслия на третьем этапе его развития к внутреннему кризису. Изменение ситуации потребовало от его участников решительного разрыва с позитивистским агностицизмом и четкого определения на атеистических, материалистических позициях, с которых отныне стала единственно возмож­ной успешная борьба с клерикальной нацификацией страны. Но именно позитивизм - та ниша в государственной идеологии, которую изначально избрали для себя организованные гуманисты. Оставаться на ней стало отныне фактически означать соучастие в борьбе со свободомыслием на стороне махрово реакционных клерикалов. Кроме того, либерализм, предпринявший т. наз. «монетизацию льгот», реформы научных учреждений, образования, здравоохранения и ЖКХ, исчерпывающе доказал свой аморализм и антигуманность 1.

1 Подробнее о развернувшейся в этой связи дискуссии в РГО см. в ст.: Г. Шевелев. О летней гуманистической школе и не только. // Здравый смысл, 2005, № 1.

Яндекс.Метрика

© libelli.ru 2003-2014