В. Сачков, круглый стол «Философские проблемы исследования свободомыслия»
ОБ ИДЕОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО СВОБОДОМЫСЛИЯ
Развитие идеологии
современного российского свободомыслия, принимая за дату его возникновения
август 1991 г., можно разделить на 3 следующих этапа: 1) до октября 1993 г.; 2)
до августовского «дефолта» 1997 г. и 3) по настоящий день.
На первом этапе, когда в России еще не было системы президентского
правления североамериканского типа, руководство страны пыталось, как известно,
внедрить и утвердить в качестве государственной идеологию современного
«голого» либерализма американского типа, но, не получив достаточно широкой поддержки общества, в итоге от этого
отказалось. Тогда перед отечественными свободомыслящими стояла задача найти в
заданной президентом и кабинетом министров парадигме нишу во вновь
формировавшейся государственной идеологии, прочно обосноваться в ней и,
двигаясь с этого рубежа, приобретать все более влиятельные позиции. Гуманисты
себя заметно не проявляли, осваивая главным образом мировое анти- и
немарксистское философское наследие, в результате чего они смогли определиться
с выбором новых идейно-духовных лидеров. Из российских ими стали прежде всего
Н.Бердяев, В.Соловьев, а также В.Розанов и А.Богданов. Из зарубежных - группы
постмодернистов, позитивистов и экзистенциалистов.
На втором этапе, начавшемся с установления у нас режима президентской
республики, было решено сменить либеральный фундамент государственной
идеологии на религиозный, во исполнение чего был предпринят широкий ряд
подготовительных практических мер (заключены соглашения между РПЦ, с одной
стороны, и министерствами и региональными администрациями, с другой). Увенчало
этот процесс принятие в 1997 г. нового закона о свободе вероисповеданий. Это не
могло не вызвать реакции со стороны свободомыслящих, в результате чего в 1994
г. возникло Российское гуманистическое общество (РГО), объединившее сторонников
светского гуманизма самых широких политических взглядов. Исходным документом
этого движения стал Гуманистический манифест 1949 г., в либеральном духе
определявший частную собственность «вечной» ценностью и отлучавший от
гуманизма коммунистов. В обстановке того времени движение свободомыслящих ни с какой
другой идейной платформой не могло появиться, но на первый случай она годилось.
В 1988 – 1994 г. у нас происходило так называемое «возрождение
православия», в итоге которого уровень религиозности вырос в полтора раза (доля
«полноценных» верующих, соблюдающих все обряды и т.д., возросла с максимум 4 %
до максимум 6 %). В 1995 – 1997 гг., «по инерции», повышение уровня
продолжалось, но в итоге была достигнута его стабилизация и стало ясно, что
рассчитывать на повальное обращение россиян в православие в будущем нельзя.
Однако запущенный с 1994 г. маховик клерикализации России успел уже
раскрутиться настолько сильно, что даже хотя бы притормозить его стало уже
нельзя. В условиях низкого уровня религиозности в стране сохранение этой
тенденции означало ползучий переход к открытой ультрареакционной
фашистско-националистической диктатуре религиозно-фундаменталистского типа
(«российскому талибанству». – Г.Якунин).
Это привело российское
движение свободомыслия на третьем этапе его развития к внутреннему кризису. Изменение ситуации
потребовало от его участников решительного разрыва с позитивистским
агностицизмом и четкого определения на атеистических, материалистических
позициях, с которых отныне стала единственно возможной успешная борьба с
клерикальной нацификацией страны. Но именно позитивизм - та ниша в
государственной идеологии, которую изначально избрали для себя организованные
гуманисты. Оставаться на ней стало отныне фактически означать соучастие в
борьбе со свободомыслием на стороне
махрово реакционных клерикалов. Кроме того, либерализм, предпринявший т. наз.
«монетизацию льгот», реформы научных учреждений, образования, здравоохранения и
ЖКХ, исчерпывающе доказал свой аморализм и антигуманность 1.
1 Подробнее о развернувшейся в этой связи дискуссии в РГО см. в ст.: Г. Шевелев. О летней гуманистической школе и не только. // Здравый смысл, 2005, № 1.