Абсолютный
философский акт состоит в том, чтобы беспредметное делать предметным,
непостижимое — постижимым, другими словами, объект жизненных интересов
превращать в мысленный предмет, в предмет звания, это тот же акт,
которому философия, вообще знание обязано своим существованием. А
непосредственным следствием этого является то обстоятельство, что начало
философии составляет начало науки вообще, а вовсе не начало специального
знания, отличного от знания реальных наук. Это подтверждается даже
историей. Философия — мать наук. Первые естествоиспытатели, как древнего, так и
нового времени, были философами.
Новейшая философия
именно тем и отличалась от философии схоластической, что она снова соединила
эмпирическую деятельность с мыслительной, что она в противоположность мышлению,
отмежеванному от реальных вещей, выставила тезис—философствовать следует,
руководствуясь чувством. Поэтому если мы обратимся к началу новейшей философии,
то мы будем иметь перед собою подлинное начало философии. Не в конце своего
пути приходит философия к реальности, скорее с реальности она начинает. Только
этот путь, а не тот, который намечается автором в согласии со спекулятивной
философией со времен Фихте, есть единственно естественный, то есть
целесообразный и верный путь. Дух следует за чувством, а не чувство — за духом:
дух есть конец, а не начало вещей.
Фейербах Л. О начале
философии // Избранные философские произведения: в 2-х т. Т. 1. — М., 1955. -
С. 98, 99.
Жизнь — это поэт,
книга — это философ. Первый созерцает единство во множестве, второй множество в
единстве. Поэзия, чтобы увеличить прелесть и усилить эффект, рассматривает
издалека дерево, как оно стоит в полном цвету, и как играют на нем эти тысячи и
тысячи цветов, и ограничивается магической силой этого созерцания. Но философия
подходит вплотную к дереву, отламывает один или самое большее два цветка, ибо
она обходится немногим и их уже достаточно для нее, рассматривает их очень
подробно, берет спокойно с собою домой, высушивает затем на солнце разума и
сохраняет их в книге. Поэзия превращает каплю pocы, сверкающей на дереве всеми
красками, в бриллиант; но философия, для того, чтобы отличить сущность от
видимости, касается водяной капли указательным пальцем рассудка и, размазывая
ee, кладет таким образом конец блестящей иллюзии...
Фейербах Л. Писатель и
человек //История философии: в 3-х т. Т. 1. — М., 1967. — С. 421.
Только посредством
чувств я знаю, что вне меня существуют другие существа, другие люди, что я
являюсь индивидуальным существом, отличным от них, так же как и они от меня. Но
эта моя индивидуальность распространяется не только на те редкие признаки и
свойства, при помощи которых я различаю себя от других, но также и на те
свойства, которые я в отличие от первых мыслю как общие и охватываю в одном
общем понятии человека. Я не являюсь индивидуумом вот только до сего пункта и
не дальше, так чтобы мои индивидуальные свойства имели свою границу в свойствах
общих, не касаясь их и их не опорочивая. Нет! Индивидуальность — это
неделимость, единство, целостность, бесконечность; с головы до ног, от первого
до последнего атома, насквозь, повсюду я индивидуальное существо. “Я не человек
вообще, в данном определенном образе”, я человек только в качестве этого
абсолютно определенного человека. Бытие в качестве человека и бытие в качестве
данного индивидуума, безусловно, во мне неразличимы. Я ощущаю, хочу, мыслю
точно так же, как и ты, но мыслю я не твоим или общим разумом, а моим
собственным. Я хочу, но точно также хочу не твоей и не всеобщей волей, а моей
собственной.
Фейербах Л. О
спиритуализме // Избранные философские произведения. Т.1. — С. 496.
И действительности мораль
индивидуума, мыслимого как существующего самого по себе, — это пустая
фикция. Там, где вне Я нет никакого Ты, нет другого человека, там нет и речи о
морали; только общественный человек является человеком. Я семь Я только
посредством тебя и с тобою. Я сознаю тебя самого только потому, что ты
противостоишь моему сознанию как очевидное и осязаемое Я как другой человек.
Знаю ли я, что я мужчина и что такое мужчина, если мне не противостоит женщина?
Я сознаю себя самого — это значит, что прежде всего другого я сознаю, что я
мужчина, если я действительно мужчина. Равное, безразличное, бесполое Я — это
только идеалистическая химера, пустая мысль.
Фейербах Л. Эвдемонизм
//Избранные философские произведения. Т. 1.— М., 1955. — С. 617.
Периоды человечества
отличаются один от другого лишь переменами в религии. Только тогда историческое
движение затрагивает самое основное, когда оно захватывает человеческое сердце.
Сердце не есть форма религии, в таком случае она должна была бы находиться
также в сердце; сердце — сущность религии. Теперь спрашивается, что же, в нас
произошла религиозная революция. Да, у нас нет больше сердца, нет больше
религии. Христианство отвергается, отвергается даже теми, кто по видимости его
еще сохраняет; но не хотят предать гласности, что христианство отвергается. Из
соображений политических в этом не хотят сознаться, делают из этого тайну; предаются
вольному или невольному самообману; даже отрицание христианства выдается за
христианство, христианство превращается в простое название.
Фейербах Л.
Необходимость реформы философии // Избранные философские произведения: в 2-х т.
Т. 1.- М., 1955. - С. 107, 108.