ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И
ГОСУДАРСТВА
IV. ГРЕЧЕСКИЙ РОД
Греки, подобно пеласгам и
другим соплеменным народам, уже в доисторическое время были организованы
сообразно тому же органическому ряду, что и американцы: род, фратрия, племя,
союз племен. Фратрии могло не быть, как у дорийцев, союз племен мог
образоваться не везде, но во всех случаях основной ячейкой был род. К
моменту своего появления на исторической арене греки стояли на пороге
цивилизации; между ними и американскими племенами, о которых была речь выше,
лежат почти целых два больших периода развития, на которые греки героической
эпохи опередили ирокезов. Род греков поэтому уже отнюдь не архаический род
ирокезов, печать группового брака {*62} начинает заметно стираться.
Материнское право уступило место отцовскому; возникающее частное богатство
пробило этим свою первую брешь в родовом строе. Вторая брешь была
естественным следствием первой: так как после введения отцовского права
имущество богатой наследницы должно было бы при ее замужестве переходить к
ее мужу, следовательно, в другой род, то была подорвана основа всего
родового права и не только стали допускать, но и сделали для такого случая
обязательным, чтобы девушка вы ходила замуж внутри своего рода в интересах
сохранения за последним этого имущества.
Согласно греческой истории
Грота, афинский род, в частности, покоился на следующих основаниях:
1. Общие религиозные
празднества и исключительное право жречества совершать священные обряды в
честь определенного бога, предполагаемого родоначальника рода и
обозначаемого в качестве такового особым прозвищем.
2. Общее место погребения (ср.
"Эвбулид" Демосфена).
3. Право взаимного
наследования.
4. Взаимная обязанность
оказывать друг другу в случае насилия помощь, защиту и поддержку.
5. Взаимное право и обязанность
в известных случаях вступать в брак внутри рода, особенно когда дело
касалось девушек-сирот или наследниц.
6. Владение, по крайней мере в
некоторых случаях, общим имуществом, наличие собственного архонта
(старейшины) и казначея.
Далее, несколько родов было
объединено во фратрию, но менее тесными узами; однако и здесь мы видим
подобного же рода взаимные права и обязанности, в особенности совместное
отправление определенных религиозных церемоний и право преследования в
случае убийства члена фратрии. Все фратрии одного племени имели, в свою
очередь, общие, регулярно повторявшиеся священные празднества, которые
возглавлялись избранным из среды благородных (эвпатридов) филобасилеем
(старейшиной племени)
Так говорит Грот. Маркс же
добавляет к этому: "Однако и сквозь греческий род явственно проглядывает
дикарь (например, ирокез)".{*63} Он будет заметен еще явственнее, если мы
продолжим исследование несколько дальше.
В самом деле, греческому роду
свойственны еще следующие черты:
7. Счет происхождения в
соответствии с отцовским правом.
8. Запрещение браков внутри
рода, за исключением браков с наследницами. Это исключение и его оформление
как закона подтверждают, что старое правило было еще в силе. Это вытекает
также из общеобязательного правила, что женщина, выходя замуж, тем самым
отказывалась от участия в религиозных обрядах своего рода и переходила к
обрядам мужа, во фратрию которого она и зачислялась. Согласно этому, а также
известному месту у Дикеарха, брак вне своего рода был правилом, а Беккер в
"Харикле" прямо считает, что никто не мог вступать в брак внутри своего
рода.
9. Право усыновления родом, оно
осуществлялось посредством усыновления одной из семей, но с соблюдением
публичных формальностей, и только в виде исключения.
10. Право избирать и смещать
старейшин. Мы знаем, что каждый род имел своего архонта; о том, что эта
должность переходила по наследству в определенных семьях, не говорится
нигде. До конца эпохи варварства всегда следует предполагать отсутствие
строгого {*64} наследования должностей, совершенно несовместимого с
порядком, при котором богатые и бедные внутри рода пользовались полным
равноправием.
Не только Грот, но и Нибур,
Моммзен и все другие историки классической древности до сих пор не
справились с вопросом о роде. Как ни верно обрисовали они многие его
признаки, они всегда видели в нем группу семей и в силу этого не могли
понять природу и происхождение рода. При родовом строе семья никогда не была
и не могла быть ячейкой общественной системы, потому что муж и жена
неизбежно принадлежали к двум различным родам. Род целиком входил во
фратрию, фратрия - в племя, семья входила наполовину в род мужа и наполовину
в род жены. Государство в своем публичном праве также не признает семьи, и
она до сих пор существует только как объект частного права. Между тем вся
наша историческая наука исходит до сих пор из нелепого предположения,
ставшего, особенно в XVIII веке, незыблемым, что моногамная отдельная семья,
которая едва ли древнее эпохи цивилизации, была тем ядром, вокруг которого
постепенно кристаллизовалось общество и государство.
"Г-ну Гроту следует далее
указать, - прибавляет Маркс, - что хотя греки и выводили свои роды из
мифологии, эти роды древнее, чем созданная ими самими мифология с ее богами
и полубогами".{*65}
Морган предпочитает ссылаться
на Грота, так как он все же признанный и вполне заслуживающий доверия
свидетель Грот рассказывает далее, что каждый афинский род носил имя,
перешедшее к нему от его предполагаемого родоначальника, что до Солона во
всех случаях, а после Солона при отсутствии завещания члены рода (gennetes)
умершего наследовали его имущество и что в случае убийства преследование
преступника перед судом было правом и обязанностью в первую очередь
родственников, затем членов рода и, наконец, членов фратрии убитого
"Все, что известно нам о древнейших афинских
законах основано на родовых и фратриальных делениях"
Происхождение родов от общих
предков доставило "ученым филистерам" (Маркс) {*66} головоломную работу. Так
как они, разумеется, изображают этих предков чисто мифологическими
существами, у них не остается никакой возможности объяснить себе
возникновение рода из живущих рядом друг с другом отдельных, первоначально
даже не родственных между собой, семей, и все-таки они должны это делать для
того, чтобы хоть как-нибудь объяснить существование рода. Так они
оказываются в заколдованном кругу из бессодержательных фраз, не идя дальше
утверждения" родословная, конечно, - миф, но род существует в
действительности, и в конце концов у Грота мы находим следующее (слова в
скобках принадлежат Марксу):
"Об этой родословной мы слышим лишь изредка,
потому что о ней публично упоминают только в известных, особо
торжественных случаях. Но и менее значительные роды имели свои общие
религиозные обряды" (как это странно, м-р Грот), "а также и общего
родоначальника - сверхчеловека и общую родословную совершенно так же, как
и более знаменитые роды" (как это странно, г-н Грот, для менее
значительных родов) "схема и идеальная основа" (милостивый государь, не
ideal a carnal, или на нашем языке - плотская!) "были одинаковы у всех
родов".{*67}
Ответ Моргана на этот вопрос
Маркс резюмирует в следующих словах. "Система кровного родства,
соответствующая роду в его первоначальной форме, - а у греков, как и у
других смертных, была когда то такая форма, - обеспечивала знание
родственных отношений всех членов родов друг к другу Они с детских лет на
практике усваивали эти чрезвычайно важные для них сведения. С возникновением
моногамной семьи это забылось. Родовое имя создавало родословную, рядом с
которой родословная отдельной семьи представлялась лишенной значения. Это
родовое имя должно было теперь свидетельствовать о факте общего
происхождения его носителей, но родословная рода уходила так далеко в глубь
времен, что его члены не могли уже доказать действительно существовавшего
между ними родства, кроме немногочисленных случаев, когда имелись более
поздние общие предки. Самое имя было доказательством общего происхождения и
доказательством бесспорным, не считая случаев усыновления. Напротив,
фактическое отрицание всякого родства между членами рода, как это делают
Грот {*68} и Нибур, превращающие род в продукт чистого вымысла и
поэтического творчества, достойно только "идеальных", то есть чисто
кабинетных книжных ученых. Так как связь поколений, особенно с
возникновением моногамии, отодвигается в глубь времен и минувшая
действительность предстает в отражении фантастических образов мифологии, то
благонамеренные филистеры приходили и продолжают приходить к выводу, что
фантастическая родословная создала реальные роды".{*69}
Фратрия, как и у американцев,
была расчленившимся на несколько дочерних родов и объединяющим их
первоначальным родом, часто указывавшим еще на происхождение их всех от
общего родоначальника. Так, по Гроту,
"все сверстники члены фратрии Гекатея,
признавали одного и того же бога своим родоначальником в шестнадцатом
колене"
Все роды этой фратрии были
поэтому в буквальном смысле братскими родами Фратрия встречается еще у
Гомера в качестве военной единицы в известном месте, где Нестор советует
Агамемнону построй людей по племенам и фратриям так, чтобы фратрия помогала
фратрии, племя - племени {*70} - Фратрия, кроме того, имела право и была
обязана преследовать за убийство члена фратрии, следовательно, в более
раннюю эпоху на ней лежала также обязанность кровной мести. У нее, далее,
были общие святыни и празднества, да и саморазвитие всей греческой мифологии
из традиционного древнеарийского культа природы по существу обусловлено было
родами и фратриями и происходило внутри них. Далее, фратрия имела старейшину
(phratriarchos) и, согласно де Куланжу, созывала общие собрания, принимала
обязательные решения, обладала судебной и административной властью. Даже
позднейшее государство, игнорировавшее род, оставило за фратрией некоторые
общественные функции административного характера.
Несколько родственных фратрий
составляют племя. В Аттике было четыре племени, в каждом из них - по три
фратрии и в каждой фратрии - по тридцати родов. Такое точное определение
состава групп предполагает сознательное и планомерное вмешательство в
стихийно сложившийся порядок вещей. Как, когда и почему это произошло, - об
этом умалчивает греческая история, воспоминания о которой у самих греков
сохранились лишь начиная с героической эпохи.
Образование различных диалектов
у греков, скученных на сравнительно небольшой территории, получило меньшее
развитие, чем в обширных американских лесах, однако и здесь мы видим, что
лишь племена с одинаковым основным наречием объединяются в более крупное
целое, и даже в маленькой Аттике мы встречаем особый диалект, который
впоследствии стал господствующим в качестве общего языка для всей греческой
прозы.
В поэмах Гомера мы находим
греческие племена в большинстве случаев уже объединенными в небольшие
народности, внутри которых роды, фратрии и племена все же еще вполне
сохраняли свою самостоятельность. Они жили уже в городах, укрепленных
стенами, численность населения увеличивалась вместе с ростом стад,
распространением земледелия и зачатков ремесла, вместе с тем росли
имущественные различия, а с ними и аристократический элемент внутри древней,
первобытной демократии. Отдельные мелкие народности вели непрерывные войны
за обладание лучшими землями, а также, разумеется, и ради военной добычи,
рабство военнопленных было уже признанным институтом.
Организация управления у этих
племен и мелких народностей была следующей:
1. Постоянным органом власти
был совет, βυλε, первоначально, по-видимому, состоявший из старейшин родов,
позднее яче, когда число последних слишком возросло, - из избранной части
этих старейшин, что давало возможность для развития и усиления
аристократического элемента, так именно и изображает нам Дионисий совет
героической эпохи, состоящим из знатных (κρατιστοι). В важных вопросах совет
принимал окончательные решения; так, например, у Эсхила совет города Фивы
принимает решающее при создавшемся положении по становление устроить Этеоклу
почетные похороны, а труп Полиника выбросить на съедение собакам.{*71}
Впоследствии, когда было создано государство, этот совет превратился в
сенат.
2. Народное собрание (αγορα). У
ирокезов мы видели, что народ - мужчины и женщины - окружает собрание совета
и, в установленном порядке участвуя в обсуждении, влияет, таким образом, на
его решения. У гомеровских греков это "окружение",{*72} употребляя
старонемецкое судебное выражение, развилось уже в настоящее народное
собрание, как это имело место также у древних германцев. Оно созывалось
советом для решения важных вопросов; каждый мужчина мог брать слово. Решение
принималось поднятием рук (у Эсхила в "Просительницах") или восклицаниями.
Собранию принадлежала верховная власть в последней инстанции, ибо, как
говорит Шеман ("Греческие древности"),
"когда идет речь о деле для выполнения
которого требуется содействие народа Гомер не указывает нам никакого
способа которым можно было бы принудить к этому народ против его воли"
Ведь в то время, когда каждый
взрослый мужчина в племени был воином, не существовало еще отделенной от
народа публичной власти, которая могла бы быть ему противопоставлена.
Первобытная демократия находилась еще в полном расцвете, и из этого мы
должны исходить при суждении о власти и положении как совета, так и басилея.
3. Военачальник (basileus).
Маркс замечает по этому поводу "Европейские ученые, в большинстве своем
прирожденные придворные лакеи, превращают басилея в монарха в современном
смысле слова. Против этого протестует республиканец-янки Морган. Он говорит
весьма иронически, но вполне справедливо о елейном Гладстоне и его книге
"Юность мира"
"Г-н Гладстон представляет нам греческих
вождей героической эпохи в виде царей и князей, изображая их вдобавок
джентльменами, но он сам должен признать что в общем обычай или закон
первородства мы находим у них, по видимому, достаточно, но не слишком реэко выраженным".{*73}
Надо полагать, что право
первородства с такими оговорками и самому г-ну Гладстону представится
достаточно, пусть это даже и не слишком резко выражено, лишенным всякого
значения.
Мы видели уже, как обстояло
дело с наследованием должностей старейшин у ирокезов и других индейцев. Все
должности были выборными в большинстве случаев внутри рода и постольку были
наследственными в пределах последнего. При замещении освобождавшихся
должностей постепенно стали отдавать предпочтение ближайшему сородичу -
брату или сыну сестры, если не было причин обойти его. Поэтому, если у
греков при господстве отцовского права должность басилея обычно переходила к
сыну или к одному из сыновей, то это лишь доказывает, что сыновья здесь
могли рассчитывать на наследование в силу народного избрания, но отнюдь не
говорит о признании законным наследования помимо такого избрания. В данном
случае мы находим у ирокезов и греков лишь первый зародыш особых знатных
семей внутри рода, а у греков к тому же еще и первый зародыш будущего
наследственного предводительства, или монархии. Поэтому следует
предположить, что у греков басилей должен был либо избираться народом, либо
же утверждаться его признанными органами - советом или агорой, как это
практиковалось по отношению к римскому "царю" (rех).
В "Илиаде" "владыка мужей"
Агамемнон выступает не как верховный царь греков, а как верховный
командующий союзным войском перед осажденным городом. И на это его положение
указывает в известном месте Одиссей, когда среди греков возникли раздоры:
нехорошо многоначалие, один должен быть командующим и т. д. (дальше идет
популярный стих с упоминанием о скипетре, но он был добавлен позднее).{*74}
"Одиссей не читает здесь лекции о форме правления, а требует повиновения
главнокомандующему на войне. Для греков, которые под Троей представляли
собой только войско, агора ведется достаточно демократично: Ахиллес, говоря
о подарках, то есть о дележе добычи, всегда называет это делом не Агамемнона
или какого-нибудь другого басилея, но "сынов ахеян", то есть народа.
Эпитеты. "Зевсом рожденный", "Зевсом вскормленный" ничего не доказывают, так
как каждый род ведет свое происхождение от одного из богов, а род главы
племени уже от "более знатного" бога, в данном случае - от Зевса. Даже лично
несвободные, как, например, свинопас Эвмей и другие, являются
"божественными" (διοι и θεοι), и это в "Одиссее", следовательно, значительно
позднее времени, описываемого в "Илиаде"; в той же "Одиссее" название
"герой" дается еще герольду Мулию, так же как и слепому певцу Демодоку.{*75}
Короче, слово βασιλεια, которое греческие писатели употребляют для
обозначения гомеровской так называемой царской власти (потому что главный
отличительный признак ее - военное предводительство), при наличии наряду с
ней совета вождей и народного собрания означает только военную демократию"
(Маркс).{*76}
У басилея, помимо военных, были
еще жреческие и судейские полномочия; последние не были точно определены,
первыми он обладал как верховный представитель племени или союза племен. О
гражданских, административных полномочиях никогда нет и речи, но,
по-видимому, басилей по должности состоял членом совета. Таким образом,
этимологически совершенно правильно переводить слово "басилей" немецким
словом "Konig", так как слово "Konig" (Kuning) происходит от Kuni, Kunne и
означает "старейшина рода". Но современному значению слова "Konig" (король)
древнегреческое "басилей" со вершенно не соответствует. Древнюю basileia
Фукидид определенно называет patrike, то есть происходящей от родов, и
говорит, что она обладала точно установленными, следовательно, ограниченными
полномочиями. Аристотель также указывает, что basileia героической эпохи
была предводительством над свободными, а басилей был военачальником, судьей
и верховным жрецом; правительственной властью в позднейшем смысле он,
следовательно, не обладал.{*77}
Мы видим, таким образом, в
греческом строе героической эпохи древнюю родовую организацию еще в полной
силе, но, вместе с тем, уже и начало разрушения ее: отцовское право с
наследованием имущества детьми, что благоприятствовало накоплению богатств в
семье и делало семью силой, противостоящей роду; обратное влияние
имущественных различий на организацию управления посредством образования
первых зародышей наследственной знати и царской власти; рабство сначала
одних только военнопленных, но уже открывающее перспективу порабощения
собственных соплеменников и даже членов своего рода; начавшееся уже
вырождение древней войны племени против племени в систематический разбой на
суше и на море в целях захвата скота, рабов и сокровищ, превращение этой
войны в регулярный промысел, одним словом, восхваление и почитание богатства
как высшего блага и злоупотребление древними родовыми порядками с целью
оправдания насильственного грабежа богатств. Недоставало еще только одного:
учреждения, которое не только ограждало бы вновь приобретенные богатства
отдельных лиц от коммунистических традиций родового строя, которое не только
сделало бы прежде столь мало ценившуюся частную собственность священной и
это освящение объявило бы высшей целью всякого человеческого общества, но и
приложило бы печать всеобщего общественного признания к развивающимся одна
за другой новым формам приобретения собственности, а значит и к непрерывно
ускоряющемуся накоплению богатств; недоставало учреждения, которое
увековечило бы не только начинающееся разделение общества на классы, но и
право имущего класса на эксплуатацию неимущего и господство первого над
последним.
И такое учреждение появилось.
Было изобретено государство.