ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И
ГОСУДАРСТВА
В СВЯЗИ С ИССЛЕДОВАНИЯМИ ЛЬЮИСА
Г. МОРГАНА
I. ДОИСТОРИЧЕСКИЕ СТУПЕНИ
КУЛЬТУРЫ
1. ДИКОСТЬ
1. Низшая ступень. Детство
человеческого рода. Люди находились еще в местах своего первоначального
пребывания, в "тропических или субтропических лесах. Они жили, по крайней
мере частью, на деревьях; только этим и можно объяснить их существование
среди крупных хищных зверей. Пищей служили им плоды, орехи, коренья; главное
достижение этого периода - возникновение членораздельной речи. Из всех
народов, ставших известными в исторический период, уже ни один не находился
в этом первобытном состоянии. И хотя оно длилось, вероятно, много
тысячелетий, доказать его существование на основании прямых свидетельств мы
не можем; но, признав происхождение человека из царства животных, необходимо
допустить такое переходное состояние.
2. Средняя ступень. Начинается
с введения рыбной пищи (куда мы относим также раков, моллюсков и других
водяных животных) и с применения огня. То и другое взаимно связано, так как
рыбная пища делается вполне пригодной к употреблению лишь благодаря огню. Но
с этой новой пищей люди стали независимыми от климата и местности; следуя по
течению рек и по морским берегам, они могли даже в диком состоянии
расселиться на большей части земной поверхности. Грубо сделанные,
неотшлифованные каменные орудия раннего каменного века, так называемые
палеолитические, целиком или большей частью относящиеся к этому периоду,
распространены на всех континентах и являются наглядным доказательством этих
переселений. Заселение новых мест и постоянное деятельное стремление к
поискам, в соединении с обладанием огнем, добывавшимся трением, доставили
новые средства питания: содержащие крахмал корни и клубни, испеченные в
горячей золе или пекарных ямах (земляных печах), дичь, которая, с
изобретением первого оружия, дубины и копья, стала добавочной пищей,
добываемой от случая к случаю. Исключительно охотничьих народов, как они
описываются в книгах, то есть таких, которые живут только охотой, никогда не
существовало; для этого добыча от охоты слишком ненадежна. Вследствие
постоянной необеспеченности источниками питания на этой ступени,
по-видимому, возникло людоедство, которое с этих пор сохраняется надолго.
Австралийцы и многие полинезийцы и теперь еще находятся на этой средней
ступени дикости.
3. Высшая ступень. Начинается с
изобретения лука и стрелы, благодаря которым дичь стала постоянной пищей, а
охота - одной из обычных отраслей труда. Лук, тетива и стрела составляют уже
очень сложное орудие, изобретение которого предполагает долго накапливаемый
опыт и более развитые умственные способности, следовательно, и одновременное
знакомство со множеством других изобретений. Сравнивая друг с другом народы,
которые знают уже лук и стрелу, но еще не знакомы с гончарным искусством
(его Морган считает началом перехода к варварству), мы действительно находим
уже некоторые зачатки поселения деревнями, известную степень овладения
производством средств существования: деревянные сосуды и утварь, ручное
ткачество (без ткацкого станка) из древесного волокна, плетеные корзины из
лыка или камыша, шлифованные (неолитические) каменные орудия. Огонь и
каменный топор обычно дают также возможность уже делать лодки из цельного
дерева, а местами изготовлять бревна и доски для постройки жилища. Все эти
достижения мы встречаем, например, у индейцев северо-запада Америки, которые
хотя и знают лук и стрелу, но не знают гончарного дела. Для эпохи дикости
лук и стрела были тем же, чем стал железный меч для варварства и
огнестрельное оружие для цивилизации, - решающим оружием.