8,15 и 22 февраля 1845 г. в г. Эберфельде состоялись
собрания, посвященные обсуждению коммунистических идей. Ф.Энгельспринял в них активное участие. Ниже публикуется, в сокращении, речь 8
февраля из Эберфельдских речей
Энгельса, которая была впервые опубликована в августе 1845 г. в журнале
“Рейнский ежегодник по вопросам социальной реформы”.
Источник: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 2.
532
Эберфельдские
речи
Речь 8 февраля 1845 г.
Господа!
Как вы только что слышали,
- впрочем я позволю себе считать это и без того общеизвестным, - мы живем в
мире свободной конкуренции. Рассмотрим несколько подробнее эту свободную
конкуренцию и созданный ею общественный порядок. В нашем современном
обществе каждый работает на свой собственный страх и риск, каждый стремится
к своему собственному обогащению и ему совершенно нет дела до того, чем
занимаются другие. О разумной организации, о распределении работ нет и
речи; наоборот, каждый старается опередить другого, старается использовать
для своей частной выгоды благоприятный случай и не имеет ни времени, ни
охоты подумать о том, что его собственные интересы в сущности ведь
совпадают с интересами всех остальных людей. Отдельный капиталист ведет
борьбу со всеми остальнымикапиталистами, отдельный рабочий — со всеми остальными рабочими; все
капиталисты ведут борьбу против всех рабочих, а масса рабочих опять-таки
неизбежно должна бороться против массы капиталистов. В этой войне всех
против всех, в этом всеобщем беспорядке и всеобщей эксплуатации и
заключается сущность современного буржуазного общества. Но такое
беспорядочное ведение хозяйства должно в конце концов привести общество к
самым печальным результатам; неорганизованность, лежащая в основе общества,
пренебрежение к подлинному всеобщему благу не могут не обнаружиться рано
или поздно самым разительным образом. Разорение мелкой буржуазии, того
сословия, которое составляло главную основу государств прошлого века,
является
533
первым
результатом этой борьбы. Каждый день мы наблюдаем, как сила капитала
сокрушает этот класс общества, как, например, отдельные портные и столяры,
у которых магазины готового платья и мебели отбивают их лучших заказчиков,
превращаются из мелких капиталистов, из членов имущего класса в зависимых
пролетариев, работающих на других, в членов неимущего класса. Разорение
мелкой буржуазии является печальным следствием столь восхваляемой свободы
промышленности; это неизбежный результат тех преимуществ, которые имеет
крупный капиталист перед своим менее богатым конкурентом, это самое яркое
проявление тенденции капитала концентрироваться в руках немногих. Эта
тенденция капитала также уже признана многими; повсюду жалуются на то, что
собственность с каждым днем все больше и больше скопляется в руках
немногих, между тем как огромное большинство нации все больше и больше
беднеет. Так возникает резкий антагонизм между кучкой богачей, с одной
стороны, и многочисленными бедняками, с другой, антагонизм, который в
Англии и во Франции достиг уже угрожающей остроты и у нас тоже с каждым
днем принимает все более острый характер. И пока сохраняется современный
базис общества, невозможно приостановить этот процесс обогащения немногих единиц и обнищания больших масс;
антагонизм будет проявляться все более резко, пока, наконец, необходимость
не принудит общество к реорганизации на более разумных началах.
Но, господа, этим далеко
еще не исчерпываются все последствия свободной конкуренции. Так как каждый
производит и потребляет на свой собственный страх и риск, не особенно
беспокоясь о том, что производят и потребляют другие, то очень скоро должно
неизбежно наступить вопиющее несоответствие между производством и
потреблением. Так как современное общество доверяет распределение произведенных
товаров купцам, спекулянтам и лавочникам, из которых каждый опять-таки
имеет в виду только свою собственную выгоду, то — не говоря уже о том, что
неимущий лишен возможности приобрести необходимую ему долю этих товаров,—
в распределении продуктов наступает такое же несоответствие.
<…>
534
В чем же действительная
причина такого тяжелого положения? Чем вызывается разорение мелкой
буржуазии, резкий контраст между богатством и бедностью, застой в торговле и
535
проистекающее
отсюда расточение капитала? Не чем иным, как разобщенностью интересов. Мы
все трудимся, преследуя только свою собственную выгоду, не заботясь о благе
других, а между тем это ведь очевидная, сама собой понятная истина, что
интерес, благо, счастье каждого в отдельности неразрывно связаны с благом
остальных людей. Мы все должны согласиться с тем, что не можем обойтись без
своих собратьев, что простой интерес приковывает всех нас друг к другу, и
все же мы своими действиями попираем эту истину и строим наше общество так,
как будто наши интересы не только не совпадают, но прямо противоположны
друг другу Мы видели, каковы результаты этого глубокого заблуждения; для
того чтобы устранить эти печальные результаты, необходимо устранить это
заблуждение, и именно эту цель ставит себе коммунизм.
В коммунистическом
обществе, где интересы отдельных людей не противоположны друг другу, а
объединены, конкуренция исчезает. О разорении отдельных классов, о классах
вообще, подобных тем, какими в настоящее время являются богатые и бедные,
разумеется, не будет и речи. При производстве и распределении необходимых жизненных благ
отпадает частное присвоение, стремление каждого отдельного лица обогатиться
на собственный страх и риск, и точно так же отпадут сами собой и торговые кризисы.
В коммунистическом обществе легко будет учитываться как производство, так и
потребление. Так как известно, сколько необходимо в среднем каждому в
отдельности, то очень просто вычислить, сколько потребуется определенному
числу лиц, а так как производство уже не будет тогда находиться в руках
отдельных частных предпринимателей, а будет находиться в руках общины и ее
управления, то нетрудно будет регулировать производство соответственно
потребностям.
Итак, мы видим, что при
коммунистической организацииотпадают главные пороки современного социального строя. Но если мы
рассмотрим вопрос несколько подробнее, то увидим, что преимущества подобной организации не ограничиваются этим: они сказываются также в устранении массы
других недостатков, из которых я сегодня приведу лишь несколько примеров
экономического порядка. Современное устройство общества в экономическом отношении безусловно является самым неразумным и непрактичным,
какое только можно себе представить. Вследствие противоположности интересов
огромное количество рабочей силы расходуется таким образом, что общество не
получает от этого никакой пользы и что значительное количество капитала
тратится совершенно бесполезно и не воспроизводится. Мы наблюдаем это уже
при торговых кризисах: мы видим, как
536
массы
продуктов, которые все были произведены усердным трудом людей, распродаются
по убыточным для продающего ценам; мы видим, как массы старательно
накопленных капиталов уплывают из рук их владельцев в результате
банкротств.
<…>
При разумной организации
общества с такой же легкостью, с какой можно узнать, сколько отдельная
колония потребляет хлопка или хлопчатобумажных изделий, -
537
чтобы
продолжить этот пример, - с такой же легкостью центральное управление
сможет узнать, сколько потребляют все местности и общины страны. Раз уж
такая статистика будет организована,— что легко может быть выполнено в
течение одного-двух лет,— то средняя величина ежегодного потребления будет
изменяться только пропорционально росту населения; поэтому легко в
надлежащее время заранееопределить, какое количество каждого отдельного товара
понадобится для удовлетворения народных потребностей; все это количество
оптом будет заказываться прямо на месте, и его можно будет получить прямо,
без посредников, без каких-либо остановок, погрузок и разгрузок кроме тех,
которые действительно диктуются природой путей сообщения, следовательно,
с большим сбережением рабочей силы; не надо будет выплачивать прибыли спекулянтам,
крупным и мелким торговцам. Более того, все эти посредники, таким образом,
не только не будут наносить вреда обществу, но даже станут ему полезны.
Если теперь они выполняют в ущерб всем остальным работу, которая в лучшем
случае является излишней и все же дает им достаточно для существования, а
во многих случаях приносит им даже большие богатства; если, следовательно,
теперь они приносят прямой вред общему благу, то тогда их руки освободятся
для полезной деятельности, и они смогут найти занятие, в котором проявят
себя уже не как притворные, мнимые члены человеческого общества, а
действительные его члены, участники его совокупной деятельности.
Современное общество,
ставящее отдельного человека во враждебные отношения ко всем остальным
приводит к социальной войне всех против всех, войне, которая у отдельных
людей, особенно у малокультурных, неизбежно должна принять грубую,
варварски-насильственную форму — форму преступления. Чтобы оградить себя от
преступлений, от актов неприкрытого насилия, общество нуждается в обширном,
сложном организме административных и судебных учреждений, требующем
безмерной затраты человеческих сил. В коммунистическом обществе это тоже
будет бесконечно упрощено, и именно потому, - как это ни кажется странным,
- именно потому, что в этом обществе управлению придется ведать не только
отдельными сторонами общественной жизни, но и всей общественной жизнью во
всех ее отдельных проявлениях, во всех направлениях. Мы уничтожаем
антагонизм между отдельным человеком и всеми остальными, мы
противопоставляем социальной войне социальный мир, мы подрубаем самый
корень преступления и этим делаем излишней бóльшую, значительно
538
бóльшую
часть теперешней деятельностиадминистративных и судебных учреждений. И сейчас уже преступления по
страсти все больше уступают место преступлениям, совершенным по расчету, из
интереса: число преступлений против личности уменьшается, а число преступлений
против собственности увеличивается. Уже в современном обществе,
находящемся в состоянии войны, развитие цивилизации смягчает
насильственные проявления страстей; насколько же в большей мере это будет
иметь место в коммунистическом, мирном обществе! Преступления против
собственности сами собой отпадут там, где каждый получает все необходимое
для удовлетворения своих физических и духовных потребностей, где отпадают
социальные перегородки и различия. Уголовная юстиция исчезнет сама собой,
гражданская юстиция, которая разбирает почти исключительно имущественные
отношения или, по крайней мере, такие отношения, предпосылкой которых
является состояние социальной войны, также отпадет; тяжбы, которые теперь
являются естественным результатом всеобщей вражды, станут тогда только
редким исключением и легко будут улаживаться третейскими судами. Административные
органы также имеют в настоящее время источником своей деятельности
постоянное состояние войны — полиция и вся администрация поглощены заботой
о том, чтобы война оставалась скрытой, косвенной, чтобы она не выродилась в
открытое насилие, и преступление. Но если гораздо легче сохранить мир, чем
ввести войну в известные границы, то точно так же бесконечно легче управлять коммунистическим обществом, чем обществом, в котором царит
конкуренция. И если даже теперь цивилизация научила людей видеть свой
интерес в поддержании общественного порядка, общественной безопасности,
общественного интереса и делать таким образом полицию, администрацию и
юстицию по возможности излишними, то насколько больше будет это иметь место
в таком обществе, в котором общность интересов возведена в основной
принцип, в котором общественный интерес уже не отличается от интереса
каждого отдельного лица! То, что уже теперь осуществляется вопреки общественным
учреждениям, получит гораздо большее распространение, когда общественные
учреждения будут уже не мешать, а, наоборот, содействовать этому! Мы
вправе, следовательно, и с этой стороны рассчитывать на значительный приток
рабочих рук за счет тех, которые вследствие нынешних социальных порядков
отнимаются у общества.
К числу самых дорогостоящих
учреждений, без которых современное общество не может обойтись, относятся
постоянные
539
армии,
отнимающие у нации самую сильную, самую необходимую часть населении,
которая становится таким образом непроизводительной и которую нация
вынуждена кормить. Мы знаем по нашему собственному государственному
бюджету, во что обходится нам постоянная армия.
<…>
Итак,
это бесчисленное множество рабочих рук, которые теперь отнимаются у
цивилизованных народов для армий, были бы при коммунистической организации
возвращены к труду; они не только производили бы столько, сколько
потребляют, но могли бы производить еще гораздо больше продуктов, чем
необходимо для их содержания, для пополнении общественных запасов.
Еще большее расхищение
человеческих сил в существующем обществе проявляется в том, как богатые
используют свое социальное положение. Я вовсе не намерен здесь касаться
того
540
бесполезного
и прямо-таки смешного расточительства, источником которого является только
стремление обратить на себя внимание и которое отвлекает множество рабочих
рук. Но загляните в дом, во внутреннее святилище богача и скажите мне, не
является ли безрассудной растратой рабочей силы, когда множество людей
занято прислуживанием одному человеку и слоняется без дела или, в лучшем
случае, занято такими работами, необходимость которых вызывается
изолированностью каждого человека в четырех стенах. Все эти горничные,
кухарки, лакеи, кучера, дворники, садовники и прочие, чем они собственно заняты?
Как мало минут в течение дня заняты они тем, чтобы действительно сделать
приятной жизнь своих господ, чтобы облегчить своим господам свободное
развитие и использование их человеческих качеств и способностей, — и
сколько часов в течение дня отдают они занятиям, которые обусловлены только
плохим устройством наших общественных отношений: стоят на запятках кареты,
выполняют причуды своих господ, таскают за ними комнатных собачек и несут
другие нелепые обязанности. В разумно организованном обществе, где каждый
получит возможность жить, не будучи рабом барских причуд и не выдумывая
себе таких причуд,— в таком обществе, конечно, та рабочая сила, которая
сейчас растрачивается на обслуживание живущих в роскоши, обратится на
общую пользу и на пользу самих работающих.
Кроме того, расхищение
рабочей силы происходит и современном обществе непосредственно под влиянием
конкуренции, создающей огромное число безработных, которые хотели бы
работать, но не могут получить работу. И так как общество вовсе не устроено
таким образом, чтобы учитывать действительное применение рабочих сил, так
как каждому предоставляется самому находить себе источник заработка, то совершенно
естественно, что при распределении действительно полезных или кажущихся
полезными работ значительная часть рабочих остается без дела. Это тем более
имеет место, что конкурентная борьба вынуждает каждого в высшей степени
напрягать свои силы, использовать все представляющиеся ему возможности,
чтобы заменить дорогие рабочие руки более дешевыми, а рост цивилизации с
каждым днем создает все больше и больше условий для этого; или, иными
словами, каждый должен стремиться к тому, чтобы лишить других куска хлеба,
чтобы так или иначе вытеснить их с работы. Таким образом, во всяком
цивилизованном обществе имеется большое число безработных, которые очень
хотели бы работать, но не находят работы, и число это больше, чем обычно
думают. И мы видим
541
людей,
которые тем или иным образом проституируют себя: нищенствуют, подметают
улицы, стоят на углах в ожидании какой-нибудь работы, различными небольшими
и случайными услугами едва поддерживают свое существование, торгуют с рук
всевозможными мелкими товарами или ходят с гитарой с места на место, играют
и поют за деньги и вынуждены выслушивать всякие дерзости и оскорбительные
предложения, чтобы только заработатьнесколько грошей. И,наконец, сколько есть таких, которые становятся жертвами настоящей
проституции! Число таких безработных, которым не остается ничего другого,
как в той или иной форме проституировать себя, очень велико,— наши
благотворительные учреждения могли бы порассказать об этом. К тому же не
следует забывать, что общество так или иначе все-таки кормит этих людей,
несмотря на их бесполезность. И если уж общество должно нести расходы по их
содержанию, то оно должно было бы также позаботиться и о том, чтобы эти
безработные честно зарабатывали свой хлеб. Но этого не может сделать
современное общество, в котором господствует конкуренция.
Если вы, господа, подумаете
обо всем сказанном, а я мог бы привести еще много других примеров того как
современное общество растрачивает свои рабочие силы,— если вы подумаете об
этом, то вы найдете, чточеловеческое общество располагает избытком производительных сил, которые ждут только разумной организации, упорядоченного распределении, чтобы начать действовать
с величайшей пользой дли всех. Исходя из всего этого, вы можете судить,
насколько необоснованны опасения, будто при справедливом распределении
общественной деятельности на долю каждого выпало бы такое бремя труда, при
котором занятие другими делами сделалось бы для него невозможным. Наоборот,
можно полагать, что при такой организации обычное теперь рабочее время
каждого сократится наполовину, вследствие использования тех рабочих рук,
которые теперь совсем не используются или используются нецелесообразно.
543
У
нас нет возможности в такой короткий срок и в немногих словах разъяснить
вам наш принцип и надлежащим образом всесторонне его обосновать. И мы вовсе
не ставим себе этой задачи. Мы можем и хотим лишь разъяснить некоторые
пункты и побудить тех, кто еще не знаком с вопросом, заняться его
изучением. Но мы надеемся, что, по крайней мере, разъяснили вам сегодня
вечером одно, а именно, что коммунизм не только не противоречит человеческой природе, разуму и сердцу, но и не является
теорией, оторванной отдействительности и порожденной только фантазией.