Родился в Чите в семье ссыльного
учителя. Трудиться начал с 9 лет. В 1898 году
двадцатилетним юношей встал на революционный
путь.
По заданию партии большевиков он вёл
революционную работу в Сибири, Петербурге,
Одессе, Москве, Туле, Нижнем Новгороде, Ярославле,
Екатеринославе. С 1903 года — на нелегальном
положении. Несколько раз подвергался арестам. В
1907 году за революционную деятельность осуждён на
7 лет каторги. После отбытия срока сослан в
Якутск, где пробыл до весны 1917 года.
Ярославский был одним из организаторов Красной
Гвардии и Красной Армии. После победы
пролетарской Революции занимал ряд высоких
руководящих постов в партии большевиков и в
органах Советской власти.
После революции Ярославский вёл большую
научно-атеистическую работу. По его инициативе в
Москве был создан Центральный музей истории
религии.
В своих научных трудах Ярославский
доказательно раскрывает реакционную
политическую роль и антинародность идеологии
различных религий и церквей — православной,
иудейской, католической и других.
В годы Гражданской войны Ярославский
неоднократно выступал с разоблачением церковной
верхушки, которая вместе с контрреволюционными
силами активно боролась против власти рабочих и
крестьян. В частности, он раскрыл суть
тихоновщины — контрреволюционного заговора
врагов Советской власти, возглавлявшегося
патриархом православной церкви Тихоном и
церковным собором.
После разгрома белогвардейщины и интервентов
часть религиозных организаций стала лояльно
относиться к Советской власти. Это было тут же
учтено партией большевиков и Советским
государством.
Партия всегда требовала, чтобы
пропаганда атеизма не оскорбляла религиозных
чувств верующих, а убеждала их в
несостоятельности религии, чтобы критика
религии не была абстрактной и была подчинена
задачам классовой борьбы пролетариата.
“Нам не всё равно, - писал Ярославский в 1927 году,
- призывает ли глава церкви к погромам, к
сопротивлению, к борьбе с Советской властью, или
он призывает исполнять все законы Советского
государства”.