ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Начало Вверх

 

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

 

Мы старались не повторять пути, пройденного боль­шинством писавших о Фейербахе, и :не сводить исследо­вание к одной лишь критике фейербаховского материа­лизма с точки зрения затмившего его и превзошедшего как по содержанию, так и по методу диалектического материализма Маркса — Энгельса. Кроме того, мы не останавливались особо на тех сторонах фейербаховского учения, которые обстоятельно освещены в работах Б. Э. Быховского, М. М. Григорьяна, А. М. Деборина, А. И. Ардабьева, Т. И. Ойзермана и других советских и зарубежных исследователей. Нашей основной целью было охарактеризовать то новое, что Фейербах внес в развитие материализма после подъема его в фило­софии XVII и XVIII вв. и что сообщило философии Фейербаха значение вехи на переходе от немецкого спе­кулятивного идеализма к учению диалектического мате­риализма. Мы пытались выяснить специфическое мате­риалистическое содержание так называемого антрополо­гического принципа Фейербаха и через это выяснение, а не помимо него, подвести к определению исторической и теоретической недостаточности фейербаховской формы материализма. Только таким путем можно объяснить не только то, почему Маркс и Энгельс должны были прев­зойти Фейербаха, но и то, почему они предварительно должны были пройти через влияние Фейербаха, стать на известный период своего развития «фейербахианцами».

Антропологический материализм Фейербаха есть осо­бая форма материализма. Именно благодаря своей осо­бенности этот материализм имел значение переходного звена не только от идеализма Гегеля к материализму

234

Маркса, но и от всей предшествующей философии в це­лом к новому, в корне отличному способу философство­вания. Антропологический материализм Фейербаха представляет собой конец всей классической философии, или традиционной философии, — конец не только в том смысле, что в его учении «старая философия» исчерпала свои возможности, но и в том, более существенном смыс­ле, что оно представляет собой попытку выхода за грани­цы предшествующей философии: оно содержит, по выра­жению Маркса, не только «серьезное, критическое отно­шение к гегелевской диалектике», но и «подлинные от­крытия» на пути преодоления «старой философии» [1, стр. 622]. Наиболее важным из этих открытий являет­ся то, что Фейербах показывает невозможность решения человеческих проблем в рамках философии, остающейся «абстрактным выражением существующего положения вещей» и «приходит к тому заключению, что философия должна с небес спекуляции спуститься в глубину челове­ческой нужды» [4, стр. 43]. Таким образом, философия, по мнению Фейербаха, должна из абстрактного выраже­ния существующего превратиться в фактор изменения ус­ловий жизни людей, т. е. из философии о мире превра­титься в философию мира. Тем самым Фейербах, хотя и абстрактно, поставил вопрос об обмирщении филосо­фии, — тот самый вопрос, отталкиваясь от которого Маркс и Энгельс начали выработку нового материализма как духовного оружия коммунистического преобразования мира.

235

К списку литературы

Яндекс.Метрика

© libelli.ru 2003-2013