ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Мы старались не повторять пути, пройденного большинством писавших о Фейербахе, и :не сводить исследование к одной лишь критике фейербаховского материализма с точки зрения затмившего его и превзошедшего как по содержанию, так и по методу диалектического материализма Маркса — Энгельса. Кроме того, мы не останавливались особо на тех сторонах фейербаховского учения, которые обстоятельно освещены в работах Б. Э. Быховского, М. М. Григорьяна, А. М. Деборина, А. И. Ардабьева, Т. И. Ойзермана и других советских и зарубежных исследователей. Нашей основной целью было охарактеризовать то новое, что Фейербах внес в развитие материализма после подъема его в философии XVII и XVIII вв. и что сообщило философии Фейербаха значение вехи на переходе от немецкого спекулятивного идеализма к учению диалектического материализма. Мы пытались выяснить специфическое материалистическое содержание так называемого антропологического принципа Фейербаха и через это выяснение, а не помимо него, подвести к определению исторической и теоретической недостаточности фейербаховской формы материализма. Только таким путем можно объяснить не только то, почему Маркс и Энгельс должны были превзойти Фейербаха, но и то, почему они предварительно должны были пройти через влияние Фейербаха, стать на известный период своего развития «фейербахианцами». Антропологический материализм Фейербаха есть особая форма материализма. Именно благодаря своей особенности этот материализм имел значение переходного звена не только от идеализма Гегеля к материализму 234 Маркса, но и от всей предшествующей философии в целом к новому, в корне отличному способу философствования. Антропологический материализм Фейербаха представляет собой конец всей классической философии, или традиционной философии, — конец не только в том смысле, что в его учении «старая философия» исчерпала свои возможности, но и в том, более существенном смысле, что оно представляет собой попытку выхода за границы предшествующей философии: оно содержит, по выражению Маркса, не только «серьезное, критическое отношение к гегелевской диалектике», но и «подлинные открытия» на пути преодоления «старой философии» [1, стр. 622]. Наиболее важным из этих открытий является то, что Фейербах показывает невозможность решения человеческих проблем в рамках философии, остающейся «абстрактным выражением существующего положения вещей» и «приходит к тому заключению, что философия должна с небес спекуляции спуститься в глубину человеческой нужды» [4, стр. 43]. Таким образом, философия, по мнению Фейербаха, должна из абстрактного выражения существующего превратиться в фактор изменения условий жизни людей, т. е. из философии о мире превратиться в философию мира. Тем самым Фейербах, хотя и абстрактно, поставил вопрос об обмирщении философии, — тот самый вопрос, отталкиваясь от которого Маркс и Энгельс начали выработку нового материализма как духовного оружия коммунистического преобразования мира. 235 |
© (составление) libelli.ru 2003-2020 |