По следам
Всероссийской научно-практической конференции “Марксизм-ленинизм в XXI веке и
перспективы развития России”
Как известно, в недалеком прошлом в нашей стране
годовщины рождения и смерти классиков марксизма, даты выхода в свет их
отдельных наиболее значимых произведений отмечались с особым вниманием и
носили, так сказать, событийный характер. К этим датам приурочивалась
организация и проведение всесоюзных и международных научных конференций,
симпозиумов и конгрессов, посвященных марксизму. Мероприятия подобного рода,
помимо содержательного смысла, имели и отчасти ритуальное значение. Особенно
для определенной части партгосноменклатурщиков, а также для самых непроходимых
чинуш от науки, каковых, надо признать, у нас всегда хватало. Приверженность
этих деятелей марксизму-ленинизму являлась скорее показной демонстрацией их
лояльности партии и государству, нежели выражением их подлинно гражданской или
научной позиции (что, безусловно, в немалой степени способствовало реанимации
контрреволюции и крушению великой социалистической державы в конце 80-х -
начале 90-х гг.). Сегодня мы видим, что это идеологическое хамелеонство и
политическая ангажированность, не имеющие ничего общего с наукой, заставили
одних, наиболее рьяных, окончательно перебраться в лагерь антимарксистов и
антикоммунистов, других же - более “рассудительных” - вынудили в мучительном
ожидании держать нос по ветру. “Аутентичный” марксизм от этого только
выигрывает: происходит его очищение от всего наносного и лживого.
В последнее десятилетие традиция “ритуальных
торжеств” в научной среде по вполне понятным причинам была предана забвению, а
вместе с ней и многое положительное, что она в себе несла. То, что раньше было
прерогативой государства, нынче стало узкокорпоративной заботой учёных. Между
тем, судя по выходящей во всём мире социально-политической, философской,
исторической, экономической и прочей литературе, а также
общественно-политическим сдвигам, имевшим место в последние годы, интерес к
марксизму отнюдь не угас. Об этом, в частности, свидетельствуют научные
конференции по Марксу, марксизму и марксизму-ленинизму, проводимые в ИФ РАН.
Идея проведения научной конференции, приуроченной к
180-летию со дня рождения Карла Маркса, была выдвинута в ИФ РАН автором этих
строк в 1997 г. и активно поддержана дирекцией и учеными-марксистами ИФ РАН,
МГУ им. Ломоносова и других научных центров столицы. Реализация этой идеи
положила начало проведению в ИФ РАН регулярных научно-практических конференций:
“Карл Маркс и современная философия” (23.04.1998 г. - по материалам конференции
вышла одноименная книга, а также ряд брошюр), “Теория и практики марксизма”
(27.04.2000 г. - материалы конференции находятся в печати), “Марксизм-ленинизм
в XXI веке и перспективы развития России” (26-27.04. 2001 г. - материалы
планируется издать в 2002 г.), - а также ежемесячных теоретических семинаров
под названием “Марксовские чтения”, на которых с докладами выступают известные
обществоведы, представители Госдумы, аспиранты, присутствует студенческая
молодежь.
В дополнение к сказанному важно отметить, что в 1998
г. юбилейные конференции после ИФ РАН прошли в МГУ, в обществе “Российские
учёные социалистической ориентации” (РУСО), Международный круглый стол “Карл
Маркс в контексте мировой культуры XX столетия” - во Львове, Международная
конференция, приуроченная к 150-летию со дня выхода в свет “Манифеста
Коммунистической партии” - в Париже. Подобные мероприятия, вполне возможно,
проводились или запланированы и в других научных центрах нашей страны, однако
СМИ, по понятным причинам, предпочитают умалчивать об этом.
Как видим, вопреки прогнозу об окончательном “крахе”
марксизма-ленинизма и советского социализма, обществоведы РФ отнюдь не потеряли
интереса к марксизму за последние годы. Более того, ими чётко осознается
потребность творческого прочтения марксизма и критического переосмысления
некоторых его положений с учётом данных Новейшей истории. И это понятно, ибо
Марксов идеал единого бесклассового и бесконфликтного человечества, свободного
от всякой эксплуатации и построенного на принципах гуманизма, приоритете общечеловеческих
ценностей, дружбе и взаимопомощи всех народов, свободе личности, равноправии и
благосостоянии общества, - сохраняет свое значение и сегодня. Интерес к
марксизму в мире в целом очевиден. Ведь в истории человечества известно
множество значительных социально-политических теорий и философских систем,
преследовавших целью устройство справедливого и гуманного общества, но ни одна
из них по широте охвата, глубине анализа явлений и
практически-преобразовательной силе не может сравниться с марксизмом-ленинизмом.
Высокая степень дискурсивности нынешней конференции,
которую открыл теоретически содержательным вводным словом зам. директора ИФ
РАН, чл.-кор. РАН А.А.Гусейнов, во многом была определена основными докладами
пленарных заседаний, с которыми выступили: Ойзерман Т.И., акад. РАН (ИФ РАН) -
“Социалистические идеи Маркса и Энгельса и реальный социализм”; Страхов В.Н.,
акад. РАН (директор Объединенного Института физики Земли РАН) - “Смена парадигм
в науке - это смена стереотипов мышления”; Багатурия Г.А., д.ф.н., проф.
(председатель редакционной комиссии международного издания Полного собрания
сочинений К.Маркса и Ф.Энгельса на языках оригинала “МЭГА”) - “Публикации
теоретического наследия Маркса и Энгельса и перспективы развития марксизма в
XXI веке”; Семёнов B.C., д.ф.н., проф. (ИФ РАН) - “Современные общественные
противоречия и будущее России”; Перламутров В.Л., чл.-кор. РАН (зам. директора
Ин-та проблем рынка РАН) - “О перспективах развития теории социалистической
экономики”; Хорев Б.С., д.эк.н., проф. МГУ - “Демографическое будущее России и
задачи, стоящие перед её обществом”.
Большинство выступивших с содокладами учёных
(докторов и кандидатов наук, профессоров, доцентов, зав. кафедрами, ст. и гл.
научных сотрудников, а также аспирантов - всего более 70 участников
конференции) сошлись во мнении, что находившиеся в течение всего XX столетия в
центре теоретической дискуссии обществоведов проблемы теории и практики
марксизма-ленинизма приобрели особую актуальность и остроту в наше время. По их
мнению, сегодня, как никогда раньше, важно дать марксизму-ленинизму объективную
оценку, проанализировать его современное состояние в свете исторического опыта
XX века и прогнозов развития в веке наступившем. Непредвзятый
теоретико-познавательный анализ жёсткого, даже сверхжёсткого критицизма,
которому подвергся марксизм, особенно за последнее десятилетие, а также
исследование степени объективности и необъективности этого критицизма имел
принципиальное значение в работе конференции. В этом деле, с точки зрения выступавших,
важен учёт всех мнений, в том числе антимарксистских.
Каждая эпоха имела свои идейные ориентиры. Одним из
главных, причём ложных ориентиров в “постсоветское” время была и пока остаётся
ненаучная критика марксизма-ленинизма со стороны тех, кто мало или вовсе в нём
не разбирается, критика поверхностная, публицистически-ангажированная,
малоаргументированная. И это не удивительно, ведь ещё при жизни Маркса (как и в
наше время) существовали два взаимоисключающих вида марксизма - истинный,
аутентичный и ложный, догматизированный, схоластический. Второй вид имел в виду
Маркс, когда, рассуждая о французских “марксистах” конца 70-х годов, сказал: “я
не марксист”.
Сегодня многие пишут об окончательном “крахе” идей
марксизма. С этим утверждением, считают участники конференции, согласиться
нельзя, хотя бы потому, что коммунистические и социалистические идеи, которые
составляют квинтэссенцию марксизма, возникли ещё в эпоху античности и, раз
возникнув, они не только не сошли на нет, но в дальнейшем получили интенсивное
развитие в объективном идеализме Платона, в эпоху феодализма и даже в недрах
христианской религии. Нечего и говорить о европейском просветительстве,
утопическом социализме и немецкой классической философии, в трудах
представителей которых были предвосхищены в неразвитой форме отдельные
основополагающие положения марксизма. Углубив и придав научно-доказательную
форму более чем 2000-летним наблюдениям своих предшественников о замеченной ими
в истории объективной тенденции развития человечества, движущегося по
направлению к социализму и коммунизму, Маркс, Энгельс и Ленин вдохнули в эти
разрозненные идеи новую силу и придали им концептуальное единство. Как
показывает логика истории, поступательное движение социализма налицо: если в
XIX веке теория социализма превратилась из утопии в науку, то XX век
ознаменован началом практического превращения социализма в историческую
действительность. XXI век, как обосновано отмечали выступавшие, принадлежит
социализму. В противоборстве со старым миром Парижская коммуна просуществовала
72 дня, советский социализм 72 года. Но идеи социализма если не де-юре, то
де-факто по-прежнему живут в сердцах и умах сотен миллионов наших людей и
являются мощным фактором социального движения современности.
Применяя к исследованию поднимаемых проблем
марксовский сравнительно-сопоставительный и описательный методы, метод
исторических параллелей и аналогий, участники форума пытались, в частности,
найти верный ответ на вопрос: был ли отказ от общественно-политической модели
социализма (с последовавшим распадом СССР и мировой соцсистемы) историческим
“благом” и прогрессом, или, наоборот, “движением вспять”, своего рода
политической и социокультурной “инволюцией”.
Важнейшей концептуальной задачей конференции было
исследование того, в какой степени марксистская теория и конкретно-историческая
практика её осуществления совпадают или не совпадают друг с другом, выявление
параметров и особенностей такой совместимости (или несовместимости) и, наконец,
поиск ответа на вопрос, в чём заключается причина частичного (или полного, если
таковое имеет место) несоответствия теории марксизма его практике - в самой теории,
или в практике, или в том и другом одновременно. Смысл работы
нашей конференции отчасти заключался и в том, чтобы противопоставить этому
огульному, продиктованному конъюнктурными и иными субъективными соображениями
критицизму взвешенный и непредвзятый научный, именно марксистский подход,
в том числе марксистскую самокритику.
На конференции обществоведческая профессура страны с
озабоченностью говорила об отсутствии в стране адекватной нашему обществу
идеологии, место которой в постсоветское время заняло в основном религиозное
мировоззрение. Повсеместно отменено в вузах страны преподавание марксистской
философии, прекращена издательская деятельность в этой области. Всё чаще и чаще
мы слышим настойчивые призывы вернуться назад к Богу, к поклонению
божественному “началу”; марксистский научный рационализм замещается
религиозно-метафизическим иррационализмом и мистицизмом. Если же мы обратимся к
иным типам верований, стимулируемым религиозным сознанием, то попадаем в сферу
ещё более темного и невежественного царства, где господствуют оккультизм,
астрология, магия, ремесло колдовства и гадания и т.п., все то, что в
постсоветские времена получило чрезвычайно широкое распространение. Советское
понятие “общее благо” уступило место буржуазному понятию “благо
индивидуальное”. Церковь “не замечает”, что стремительное разрастание частного
сектора и частного капитала за счёт сектора общенародного породило в нашей стране
гигантские контрасты в жизни людей, а значит антагонизм между ними, усугубило
взрывоопасные социальные противоречия. Церковь всё чаще вторгается в светскую
жизнь, активно пропагандируя антикоммунизм и антисоветизм, вместо
миротворчества проявляет агрессивность к истории советского периода. РПЦ,
канонизировавшая императора Николая II, требует “убрать погост с Красной
площади”. Защищая буржуазную частную собственность и порожденные ею
неравноправие, религиозные иерархи оказались в вопиющем противоречии с самим
Иисусом Христом, который был, так сказать, “первым коммунистом” в той мере, в
какой проповедовал скромность, равноправие, справедливость, человеколюбие,
единение народов. Между тем, “за несколько лет РПЦ, получившая огромные
налоговые льготы, сумела превратиться в могущественнейшую ТНК...”.
Церковнослужители также не хотят замечать, что в эпоху постсоветского теизма
в стране процветает жестокость и, увы, терпимость к жестокости; тогда как в
эпоху советского атеизма, с его в целом терпимым отношением ко всякой
религии, не было ничего подобного, процветала наука, культура, экономика была
на подъёме, СССР был одной из сверхдержав. Марксизм-ленинизм ведёт идейную
(основанную на науке) борьбу против религии и религиозного трюкачества с
двойным и тройным переодеванием иерархов и всех к ним примазавшихся, но никогда
против свободы совести, вероисповедания и гуманистического отношения
государства и церкви. В этом плане заслуживают внимание даже марксистов энциклики
нынешнего католического первосвященника Иоанна Павла II в той мере, в какой
они содержат в себе уже не выпады против коммунизма, советского социализма и
т.п., а размышления о важных проблемах, имеющих общечеловеческое значение, -
размышления, с которыми Папа обращается не столько к духовенству, сколько ко
всему миру (urbi et orbi).
Участники конференции ставили вопрос: можно ли
считать сегодня устаревшей критику религиозного сознания античными мыслителями,
европейскими просветителями и утопическими социалистами? Является ли устаревшим
положение Маркса о том, что “критика религии - предпосылка всякой другой
критики”? Ответ здесь ясен всем.
На конференции развязалась острая дискуссия вокруг
чрезвычайно трудоёмкой, но весьма нужной источниковедческой, переводческой,
комментаторской и теоретико-познавательной работы, проводимой ныне редакционной
комиссией международного издания Полного собрания сочинений Маркса и Энгельса
на языках оригинала “МЭГА” (председатель - д.ф.н., проф. Г.А.Багатурия).
Трудно, конечно, в короткой заметке отразить всё
многообразие проблем, поднятых за два напряжённых дня работы конференции. В
большинстве докладов и выступлений, прозвучавших на конференции, явно или
имплицитно присутствовала убеждённость в том, что мораторий на марксистскую
мысль невозможен. Марксизм актуален как противоядие новейшим тенденциям
транснациональной эксплуатации и классовой борьбы, “американизации” мира -
попыткам установления т.н. “нового мирового порядка”, созданию “глобального
сверхобщества”, возвышающегося как “надстройка” над национально-государственными
образованиями и фактически подчиняющего последние в основных аспектах их
жизнедеятельности, концентрирующего более 70% всех мировых ресурсов и
стремящегося к роли мирового гегемона. Актуальным лозунгом является: “Народы
всего мира, объединяйтесь против мирового капитализма!”
В заключение хотелось бы отметить достойное
академического учреждения отношение к нашим научно-практическим конференциям и
теоретическим семинарам со стороны дирекции ИФ РАН, которая в непростое время
антимарксистского критицизма помогает нам как в организации и проведении наших
конференций, так и в опубликовании их материалов. Позвольте от имени
Координационного совета, от себя лично поблагодарить широкий актив
учёных-марксистов как институтских, так и внеинститутских за их заинтересованное
участие в наших конференциях и активную помощь совету, который, надеюсь,
заслужил признательность за проделанную работу и снисходительность к упущениям.
По итогам научно-практической конференции
“Марксизм-ленинизм в XXI веке и перспективы развития России” её участниками
была принята резолюция следующего содержания:
Осуществляемая в течение последних четырех лет
работа Института философии РАН в области марксистской философии способствует
осмыслению её роли в истории цивилизации и в практике современности.
Координационный совет, образованный в Институте философии, систематически
организует научно-практические конференции и теоретические семинары, готовит
книги по философии марксизма, проводит круглые столы. Эта работа с интересом и
удовлетворением встречена научной общественностью страны. Конференция отмечает
большую научную и организационную работу дирекции Института философии РАН и
Координационного совета. Участники конференции принимают следующие
рекомендации:
1) Просить дирекцию и ученых Института философии РАН
продолжить работу по развитию марксистских научных концепций и идей.
2) Продолжить и расширить сотрудничество Института
философии РАН с другими институтами и университетами, существующими в различных
регионах Российской Федерации.
3) Считать ныне существующий в ИФ РАН
Координационный совет по подготовке и проведению научно-практических
конференций по марксизму (в составе: д.ф.н., проф: Джохадзе Д.В. - научный
координатор; чл. совета - Гобозова И.А., Перфильева М.Н., Солопова Е.Ф., Сухова
А.Д.) - постоянно действующим.
4) В Координационный совет включить представителей
других научных и преподавательских центров для ведения совместной работы
(исследовательской и издательской) по марксизму.
5) Предложить Координационному совету расширить
контакты и совместную работу по марксистской проблематике с учёными стран СНГ,
а также других зарубежных государств.
6) Считать необходимым проведение очередной
конференции в расширенном составе с приглашением учёных-марксистов из СНГ,
социалистических стран и стран бывшего соцлагеря.
7) Считать целесообразным перевод на русский язык
международного издания Полного собрания сочинений К.Маркса и Ф.Энгельса “МЭГА”,
выходящего в настоящее время на языках оригинала; с этой целью просить
Багатурия Г.А. подготовить соответствующее письмо-обоснование и представить его
в Координационный совет.