Марксизм-ленинизм в постсоветской России
Начало Вверх

Д. Джохадзе

Марксизм-ленинизм в постсоветской России

По следам Всероссийской научно-практической конференции “Марксизм-ленинизм в XXI веке и перспективы развития России”

Как известно, в недалеком прошлом в нашей стране годовщины рождения и смерти классиков марксизма, даты выхода в свет их отдельных наиболее значимых произведений отмечались с особым вниманием и носили, так сказать, событийный характер. К этим датам приурочивалась организация и проведение всесоюзных и международных научных конференций, симпозиумов и конгрессов, посвященных марксизму. Мероприятия подобного рода, помимо содержательного смысла, имели и отчасти ритуальное значение. Особенно для определенной части партгосноменклатурщиков, а также для самых непроходимых чинуш от науки, каковых, надо признать, у нас всегда хватало. Приверженность этих деятелей марксизму-ленинизму являлась скорее показной демонстрацией их лояльности партии и государству, нежели выражением их подлинно гражданской или научной позиции (что, безусловно, в немалой степени способствовало реанимации контрреволюции и крушению великой социалистической державы в конце 80-х - начале 90-х гг.). Сегодня мы видим, что это идеологическое хамелеонство и политическая ангажированность, не имеющие ничего общего с наукой, заставили одних, наиболее рьяных, окончательно перебраться в лагерь антимарксистов и антикоммунистов, других же - более “рассудительных” - вынудили в мучительном ожидании держать нос по ветру. “Аутентичный” марксизм от этого только выигрывает: происходит его очищение от всего наносного и лживого.

В последнее десятилетие традиция “ритуальных торжеств” в научной среде по вполне понятным причинам была предана забвению, а вместе с ней и многое положительное, что она в себе несла. То, что раньше было прерогативой государства, нынче стало узкокорпоративной заботой учёных. Между тем, судя по выходящей во всём мире социально-политической, философской, исторической, экономической и прочей литературе, а также общественно-политическим сдвигам, имевшим место в последние годы, интерес к марксизму отнюдь не угас. Об этом, в частности, свидетельствуют научные конференции по Марксу, марксизму и марксизму-ленинизму, проводимые в ИФ РАН.

Идея проведения научной конференции, приуроченной к 180-летию со дня рождения Карла Маркса, была выдвинута в ИФ РАН автором этих строк в 1997 г. и активно поддержана дирекцией и учеными-марксистами ИФ РАН, МГУ им. Ломоносова и других научных центров столицы. Реализация этой идеи положила начало проведению в ИФ РАН регулярных научно-практических конференций: “Карл Маркс и современная философия” (23.04.1998 г. - по материалам конференции вышла одноименная книга, а также ряд брошюр), “Теория и практики марксизма” (27.04.2000 г. - материалы конференции находятся в печати), “Марксизм-ленинизм в XXI веке и перспективы развития России” (26-27.04. 2001 г. - материалы планируется издать в 2002 г.), - а также ежемесячных теоретических семинаров под названием “Марксовские чтения”, на которых с докладами выступают известные обществоведы, представители Госдумы, аспиранты, присутствует студенческая молодежь.

В дополнение к сказанному важно отметить, что в 1998 г. юбилейные конференции после ИФ РАН прошли в МГУ, в обществе “Российские учёные социалистической ориентации” (РУСО), Международный круглый стол “Карл Маркс в контексте мировой культуры XX столетия” - во Львове, Международная конференция, приуроченная к 150-летию со дня выхода в свет “Манифеста Коммунистической партии” - в Париже. Подобные мероприятия, вполне возможно, проводились или запланированы и в других научных центрах нашей страны, однако СМИ, по понятным причинам, предпочитают умалчивать об этом.

Как видим, вопреки прогнозу об окончательном “крахе” марксизма-ленинизма и советского социализма, обществоведы РФ отнюдь не потеряли интереса к марксизму за последние годы. Более того, ими чётко осознается потребность творческого прочтения марксизма и критического переосмысления некоторых его положений с учётом данных Новейшей истории. И это понятно, ибо Марксов идеал единого бесклассового и бесконфликтного человечества, свободного от всякой эксплуатации и построенного на принципах гуманизма, приоритете общечеловеческих ценностей, дружбе и взаимопомощи всех народов, свободе личности, равноправии и благосостоянии общества, - сохраняет свое значение и сегодня. Интерес к марксизму в мире в целом очевиден. Ведь в истории человечества известно множество значительных социально-политических теорий и философских систем, преследовавших целью устройство справедливого и гуманного общества, но ни одна из них по широте охвата, глубине анализа явлений и практически-преобразовательной силе не может сравниться с марксизмом-ленинизмом.

Высокая степень дискурсивности нынешней конференции, которую открыл теоретически содержательным вводным словом зам. директора ИФ РАН, чл.-кор. РАН А.А.Гусейнов, во многом была определена основными докладами пленарных заседаний, с которыми выступили: Ойзерман Т.И., акад. РАН (ИФ РАН) - “Социалистические идеи Маркса и Энгельса и реальный социализм”; Страхов В.Н., акад. РАН (директор Объединенного Института физики Земли РАН) - “Смена парадигм в науке - это смена стереотипов мышления”; Багатурия Г.А., д.ф.н., проф. (председатель редакционной комиссии международного издания Полного собрания сочинений К.Маркса и Ф.Энгельса на языках оригинала “МЭГА”) - “Публикации теоретического наследия Маркса и Энгельса и перспективы развития марксизма в XXI веке”; Семёнов B.C., д.ф.н., проф. (ИФ РАН) - “Современные общественные противоречия и будущее России”; Перламутров В.Л., чл.-кор. РАН (зам. директора Ин-та проблем рынка РАН) - “О перспективах развития теории социалистической экономики”; Хорев Б.С., д.эк.н., проф. МГУ - “Демографическое будущее России и задачи, стоящие перед её обществом”.

Большинство выступивших с содокладами учёных (докторов и кандидатов наук, профессоров, доцентов, зав. кафедрами, ст. и гл. научных сотрудников, а также аспирантов - всего более 70 участников конференции) сошлись во мнении, что находившиеся в течение всего XX столетия в центре теоретической дискуссии обществоведов проблемы теории и практики марксизма-ленинизма приобрели особую актуальность и остроту в наше время. По их мнению, сегодня, как никогда раньше, важно дать марксизму-ленинизму объективную оценку, проанализировать его современное состояние в свете исторического опыта XX века и прогнозов развития в веке наступившем. Непредвзятый теоретико-познавательный анализ жёсткого, даже сверхжёсткого критицизма, которому подвергся марксизм, особенно за последнее десятилетие, а также исследование степени объективности и необъективности этого критицизма имел принципиальное значение в работе конференции. В этом деле, с точки зрения выступавших, важен учёт всех мнений, в том числе антимарксистских.

Каждая эпоха имела свои идейные ориентиры. Одним из главных, причём ложных ориентиров в “постсоветское” время была и пока остаётся ненаучная критика марксизма-ленинизма со стороны тех, кто мало или вовсе в нём не разбирается, критика поверхностная, публицистически-ангажированная, малоаргументированная. И это не удивительно, ведь ещё при жизни Маркса (как и в наше время) существовали два взаимоисключающих вида марксизма - истинный, аутентичный и ложный, догматизированный, схоластический. Второй вид имел в виду Маркс, когда, рассуждая о французских “марксистах” конца 70-х годов, сказал: “я не марксист”.

Сегодня многие пишут об окончательном “крахе” идей марксизма. С этим утверждением, считают участники конференции, согласиться нельзя, хотя бы потому, что коммунистические и социалистические идеи, которые составляют квинтэссенцию марксизма, возникли ещё в эпоху античности и, раз возникнув, они не только не сошли на нет, но в дальнейшем получили интенсивное развитие в объективном идеализме Платона, в эпоху феодализма и даже в недрах христианской религии. Нечего и говорить о европейском просветительстве, утопическом социализме и немецкой классической философии, в трудах представителей которых были предвосхищены в неразвитой форме отдельные основополагающие положения марксизма. Углубив и придав научно-доказательную форму более чем 2000-летним наблюдениям своих предшественников о замеченной ими в истории объективной тенденции развития человечества, движущегося по направлению к социализму и коммунизму, Маркс, Энгельс и Ленин вдохнули в эти разрозненные идеи новую силу и придали им концептуальное единство. Как показывает логика истории, поступательное движение социализма налицо: если в XIX веке теория социализма превратилась из утопии в науку, то XX век ознаменован началом практического превращения социализма в историческую действительность. XXI век, как обосновано отмечали выступавшие, принадлежит социализму. В противоборстве со старым миром Парижская коммуна просуществовала 72 дня, советский социализм 72 года. Но идеи социализма если не де-юре, то де-факто по-прежнему живут в сердцах и умах сотен миллионов наших людей и являются мощным фактором социального движения современности.

Применяя к исследованию поднимаемых проблем марксовский сравнительно-сопоставительный и описательный методы, метод исторических параллелей и аналогий, участники форума пытались, в частности, найти верный ответ на вопрос: был ли отказ от общественно-политической модели социализма (с последовавшим распадом СССР и мировой соцсистемы) историческим “благом” и прогрессом, или, наоборот, “движением вспять”, своего рода политической и социокультурной “инволюцией”.

Важнейшей концептуальной задачей конференции было исследование того, в какой степени марксистская теория и конкретно-историческая практика её осуществления совпадают или не совпадают друг с другом, выявление параметров и особенностей такой совместимости (или несовместимости) и, наконец, поиск ответа на вопрос, в чём заключается причина частичного (или полного, если таковое имеет место) несоответствия теории марксизма его практике - в самой теории, или в практике, или в том и другом одновременно. Смысл работы нашей конференции отчасти заключался и в том, чтобы противопоставить этому огульному, продиктованному конъюнктурными и иными субъективными соображениями критицизму взвешенный и непредвзятый научный, именно марксистский подход, в том числе марксистскую самокритику.

На конференции обществоведческая профессура страны с озабоченностью говорила об отсутствии в стране адекватной нашему обществу идеологии, место которой в постсоветское время заняло в основном религиозное мировоззрение. Повсеместно отменено в вузах страны преподавание марксистской философии, прекращена издательская деятельность в этой области. Всё чаще и чаще мы слышим настойчивые призывы вернуться назад к Богу, к поклонению божественному “началу”; марксистский научный рационализм замещается религиозно-метафизическим иррационализмом и мистицизмом. Если же мы обратимся к иным типам верований, стимулируемым религиозным сознанием, то попадаем в сферу ещё более темного и невежественного царства, где господствуют оккультизм, астрология, магия, ремесло колдовства и гадания и т.п., все то, что в постсоветские времена получило чрезвычайно широкое распространение. Советское понятие “общее благо” уступило место буржуазному понятию “благо индивидуальное”. Церковь “не замечает”, что стремительное разрастание частного сектора и частного капитала за счёт сектора общенародного породило в нашей стране гигантские контрасты в жизни людей, а значит антагонизм между ними, усугубило взрывоопасные социальные противоречия. Церковь всё чаще вторгается в светскую жизнь, активно пропагандируя антикоммунизм и антисоветизм, вместо миротворчества проявляет агрессивность к истории советского периода. РПЦ, канонизировавшая императора Николая II, требует “убрать погост с Красной площади”. Защищая буржуазную частную собственность и порожденные ею неравноправие, религиозные иерархи оказались в вопиющем противоречии с самим Иисусом Христом, который был, так сказать, “первым коммунистом” в той мере, в какой проповедовал скромность, равноправие, справедливость, человеколюбие, единение народов. Между тем, “за несколько лет РПЦ, получившая огромные налоговые льготы, сумела превратиться в могущественнейшую ТНК...”. Церковнослужители также не хотят замечать, что в эпоху постсоветского теизма в стране процветает жестокость и, увы, терпимость к жестокости; тогда как в эпоху советского атеизма, с его в целом терпимым отношением ко всякой религии, не было ничего подобного, процветала наука, культура, экономика была на подъёме, СССР был одной из сверхдержав. Марксизм-ленинизм ведёт идейную (основанную на науке) борьбу против религии и религиозного трюкачества с двойным и тройным переодеванием иерархов и всех к ним примазавшихся, но никогда против свободы совести, вероисповедания и гуманистического отношения государства и церкви. В этом плане заслуживают внимание даже марксистов энциклики нынешнего католического первосвященника Иоанна Павла II в той мере, в какой они содержат в себе уже не выпады против коммунизма, советского социализма и т.п., а размышления о важных проблемах, имеющих общечеловеческое значение, - размышления, с которыми Папа обращается не столько к духовенству, сколько ко всему миру (urbi et orbi).

Участники конференции ставили вопрос: можно ли считать сегодня устаревшей критику религиозного сознания античными мыслителями, европейскими просветителями и утопическими социалистами? Является ли устаревшим положение Маркса о том, что “критика религии - предпосылка всякой другой критики”? Ответ здесь ясен всем.

На конференции развязалась острая дискуссия вокруг чрезвычайно трудоёмкой, но весьма нужной источниковедческой, переводческой, комментаторской и теоретико-познавательной работы, проводимой ныне редакционной комиссией международного издания Полного собрания сочинений Маркса и Энгельса на языках оригинала “МЭГА” (председатель - д.ф.н., проф. Г.А.Багатурия).

Трудно, конечно, в короткой заметке отразить всё многообразие проблем, поднятых за два напряжённых дня работы конференции. В большинстве докладов и выступлений, прозвучавших на конференции, явно или имплицитно присутствовала убеждённость в том, что мораторий на марксистскую мысль невозможен. Марксизм актуален как противоядие новейшим тенденциям транснациональной эксплуатации и классовой борьбы, “американизации” мира - попыткам установления т.н. “нового мирового порядка”, созданию “глобального сверхобщества”, возвышающегося как “надстройка” над национально-государственными образованиями и фактически подчиняющего последние в основных аспектах их жизнедеятельности, концентрирующего более 70% всех мировых ресурсов и стремящегося к роли мирового гегемона. Актуальным лозунгом является: “Народы всего мира, объединяйтесь против мирового капитализма!”

В заключение хотелось бы отметить достойное академического учреждения отношение к нашим научно-практическим конференциям и теоретическим семинарам со стороны дирекции ИФ РАН, которая в непростое время антимарксистского критицизма помогает нам как в организации и проведении наших конференций, так и в опубликовании их материалов. Позвольте от имени Координационного совета, от себя лично поблагодарить широкий актив учёных-марксистов как институтских, так и внеинститутских за их заинтересованное участие в наших конференциях и активную помощь совету, который, надеюсь, заслужил признательность за проделанную работу и снисходительность к упущениям.

По итогам научно-практической конференции “Марксизм-ленинизм в XXI веке и перспективы развития России” её участниками была принята резолюция следующего содержания:

Осуществляемая в течение последних четырех лет работа Института философии РАН в области марксистской философии способствует осмыслению её роли в истории цивилизации и в практике современности. Координационный совет, образованный в Институте философии, систематически организует научно-практические конференции и теоретические семинары, готовит книги по философии марксизма, проводит круглые столы. Эта работа с интересом и удовлетворением встречена научной общественностью страны. Конференция отмечает большую научную и организационную работу дирекции Института философии РАН и Координационного совета. Участники конференции принимают следующие рекомендации:

1) Просить дирекцию и ученых Института философии РАН продолжить работу по развитию марксистских научных концепций и идей.

2) Продолжить и расширить сотрудничество Института философии РАН с другими институтами и университетами, существующими в различных регионах Российской Федерации.

3) Считать ныне существующий в ИФ РАН Координационный совет по подготовке и проведению научно-практических конференций по марксизму (в составе: д.ф.н., проф: Джохадзе Д.В. - научный координатор; чл. совета - Гобозова И.А., Перфильева М.Н., Солопова Е.Ф., Сухова А.Д.) - постоянно действующим.

4) В Координационный совет включить представителей других научных и преподавательских центров для ведения совместной работы (исследовательской и издательской) по марксизму.

5) Предложить Координационному совету расширить контакты и совместную работу по марксистской проблематике с учёными стран СНГ, а также других зарубежных государств.

6) Считать необходимым проведение очередной конференции в расширенном составе с приглашением учёных-марксистов из СНГ, социалистических стран и стран бывшего соцлагеря.

7) Считать целесообразным перевод на русский язык международного издания Полного собрания сочинений К.Маркса и Ф.Энгельса “МЭГА”, выходящего в настоящее время на языках оригинала; с этой целью просить Багатурия Г.А. подготовить соответствующее письмо-обоснование и представить его в Координационный совет.

Яндекс.Метрика

© libelli.ru 2003-2014